Решение
Экономического совета
Содружества Независимых Государств
о проекте Соглашения об основах гармонизации
технических регламентов государств-участников
Содружества Независимых Государств
(Москва, 23 мая 2005 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить проект Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств-участников Содружества Независимых Государств, представленный Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренный Комиссией по экономическим вопросам.
2. Внести указанный проект Соглашения на рассмотрение Совета глав правительств СНГ.
(Подписи)
Проект
Соглашение
об основах гармонизации технических регламентов
государств-участников Содружества Независимых Государств
Правительства государств-участников Содружества Независимых Государств, именуемых в дальнейшем Сторонами,
основываясь на Соглашении по техническим барьерам в зоне свободной торговли от 20 июня 2000 года;
придерживаясь принципов, заложенных в Соглашении по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации 1994 года;
стремясь к устранению технических барьеров в торговле;
учитывая Рекомендации Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций "Международная модель технической гармонизации, основанной на общепринятой практике технического регулирования по подготовке, принятию и применению технических регламентов с использованием международных стандартов",
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Для целей настоящего Соглашения приводимые ниже термины имеют следующие значения:
декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие продукции требованиям технического регламента;
знак доступа на рынок - принятое Сторонами условное обозначение, предназначенное для информирования потребителей о соответствии допускаемой на рынок продукции требованиям технических регламентов;
межгосударственная модель технического регламента - документ, содержащий нормы и требования относительно объектов технического регулирования для защиты жизни и здоровья человека, животных и растений, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, принятый Сторонами, зарегистрированный и подлежащий включению в национальные технические регламенты;
межгосударственный стандарт - стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - МГС) или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве и доступный широкому кругу пользователей;
международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией, занимающейся стандартизацией, и доступный широкому кругу потребителей и пользователей;
национальный технический регламент - документ, устанавливающий обязательные требования к продукции или связанным с ней процессам и методам производства и утвержденный (принятый) органом государственной власти;
объекты технического регулирования - продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, оценка соответствия;
орган по подтверждению соответствия (сертификации) - уполномоченный Стороной орган, осуществляющий подтверждение соответствия (сертификацию);
подтверждение соответствия - деятельность, результатом которой является документальное свидетельство (декларация о соответствии и (или) сертификат соответствия), удостоверяющее, что продукция соответствует установленным требованиям;
процедура оценки соответствия - любая процедура, прямо или косвенно используемая для определения соответствия продукции установленным требованиям;
риск - вероятность причинения вреда жизни и здоровью человека, животных и растений, имуществу, окружающей среде, с учетом тяжести этого вреда;
сертификация - процедура, посредством которой орган по сертификации письменно удостоверяет, что продукция (процесс) соответствует установленным требованиям;
сертификат соответствия - документ, удостоверяющий, что сертифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям.
Статья 2
Национальные технические регламенты основываются на межгосударственных моделях технических регламентов, соответствующих международных и (или) межгосударственных стандартах, когда таковые уже существуют либо находятся в стадии разработки, за исключением тех случаев, когда данные модели или стандарты были бы неэффективны или непригодны для соответствующего национального технического регламента.
Национальные технические регламенты могут содержать процедуры оценки соответствия и положения о применении знака доступа на рынок. Подтверждение соответствия осуществляется посредством декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия.
В качестве доказательной базы при подтверждении соответствия применяются международные и межгосударственные стандарты, предусмотренные межгосударственной моделью технического регламента. Процедура оценки соответствия регламентируется на национальном уровне национальными техническими регламентами и законодательством Сторон.
Национальные технические регламенты не должны создавать неоправданные барьеры в торговле для Сторон.
Стороны ежегодно, не позднее I квартала текущего года, информируют друг друга, МГС и Исполнительный комитет СНГ (далее - Исполком СНГ) о планах (программах) разработки национальных технических регламентов.
Стороны, не использующие при разработке национальных технических регламентов межгосударственные модели технических регламентов, а также международные и межгосударственные стандарты или включающие в национальные технические регламенты требования, отличающиеся от указанных документов, направляют проекты национальных технических регламентов в МГС, Исполком СНГ, а также другим Сторонам.
Стороны предоставляют друг другу возможность в течение 60 дней с момента получения проекта национального технического регламента подготовить и направить Стороне-разработчику свои замечания и предложения по проекту.
Сторона-разработчик учитывает замечания и предложения Сторон, если они не противоречат цели разрабатываемого национального технического регламента и способствуют устранению технических барьеров в торговле.
Стороны информируют друг друга, МГС и Исполком СНГ о принятии и сроке ввода в действие национальных технических регламентов в течение одного месяца с момента их утверждения (принятия).
Статья 3
Межгосударственные модели технических регламентов разрабатываются в тех случаях, когда не менее трех Сторон заинтересованы в их разработке по их письменному подтверждению.
Межгосударственные модели технических регламентов основываются на международных стандартах или в случае их отсутствия - на межгосударственных стандартах, за исключением случаев, когда указанные стандарты оказались бы неэффективными или непригодными для выполнения законных целей, например, из-за основных климатических или географических факторов либо технологических проблем.
Типовая структура межгосударственной модели технического регламента приведена в Приложении к настоящему Соглашению, которое является его неотъемлемой частью.
Межгосударственные модели технических регламентов применяются Сторонами, выразившими согласие на их принятие.
Механизм применения межгосударственных моделей технических регламентов на национальном уровне определяется Сторонами.
Стороны, присоединившиеся к межгосударственной модели технического регламента, приводят национальные технические регламенты в соответствие с принятой моделью, включая процедуры оценки соответствия.
Стороны, присоединившиеся к межгосударственной модели технического регламента, не должны создавать препятствий по доступу на рынок производимой Сторонами продукции, соответствующей требованиям данной модели.
Стороны информируют друг друга, МГС и Исполком СНГ о назначенных ими органах государственной власти своих государств, координирующих работы по техническому регулированию, и по всем вопросам настоящего Соглашения взаимодействуют через них или уполномоченные ими организации.
Настоящее Соглашение не распространяется на санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры, которые будут регулироваться отдельным соглашением.
Статья 4
Координация работ по реализации настоящего Соглашения возлагается на МГС совместно с Исполкомом СНГ.
Стороны обращаются с инициативой о разработке межгосударственной модели технического регламента в МГС. Обращение должно содержать краткое технико-экономическое обоснование и авторскую редакцию проекта межгосударственной модели технического регламента. Копии указанных документов МГС направляет Сторонам для рассмотрения.
Заинтересованные Стороны в принятом МГС порядке организуют разработку проекта межгосударственной модели технического регламента.
Одобренный МГС проект межгосударственной модели технического регламента направляется в Исполком СНГ для утверждения Экономическим советом СНГ в установленном порядке.
Принятая межгосударственная модель технического регламента подлежит опубликованию в официальных изданиях Сторон.
МГС ведет Реестр принятых межгосударственных моделей технических регламентов.
Статья 5
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу в день получения депозитарием соответствующих документов.
Статья 6
По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются соответствующим протоколом, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения и вступающим в силу в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения.
Статья 7
Спорные вопросы, возникающие при применении и толковании настоящего Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон. В случае невозможности урегулировать спорные вопросы путем консультаций и переговоров Стороны по взаимному согласию обращаются в компетентные международные суды.
Статья 8
Настоящее Соглашение заключается на 5 лет. По истечении этого периода оно автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если Стороны не примут иного решения.
Статья 9
Настоящее Соглашение открыто для присоединения к нему других государств-участников СНГ, а также третьих государств, признающих его положения и разделяющих цели и задачи настоящего Соглашения, с согласия всех Сторон путем передачи депозитарию документов о присоединении.
Присоединение вступает в силу с даты получения депозитарием последнего сообщения о согласии на такое присоединение.
Статья 10
Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив об этом письменное уведомление депозитарию не позднее, чем за 3 месяца до выхода, урегулировав финансовые и иные обязательства, возникшие за время действия Соглашения.
Совершено в городе ________ ____ 2005 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.
За Правительство За Правительство
Азербайджанской Республики Республики Молдова
За Правительство За Правительство
Республики Армения Российской Федерации
За Правительство За Правительство
Республики Беларусь Республики Таджикистан
За Правительство За Правительство
Грузии Туркменистана
За Правительство За Правительство
Республики Казахстан Республики Узбекистан
За Правительство За Правительство
Кыргызской Республики Украины
Приложение
к Соглашению об основах
гармонизации технических
регламентов
государств-участников
Содружества Независимых
Государств
Типовая структура
межгосударственной модели технического регламента
1. В общем случае межгосударственная модель технического регламента содержит следующие структурные элементы:
- предисловие;
- область применения;
- определения;
- правила доступа на рынок;
- основные (существенные) технические требования;
- презумпция соответствия;
- процедуры подтверждения соответствия;
- защитительная оговорка;
- взаимное признание результатов работ по подтверждению соответствия;
- переходный период;
- приложение.
2. В структурном элементе "Предисловие" приводят общие сведения о межгосударственной модели технического регламента, разработке, присоединении Сторон и принятии ими данной модели; информацию о гармонизации модели на международном и региональном уровнях, взаимосвязи с другими техническими регламентами.
3. В структурном элементе "Область применения" приводят область распространения межгосударственной модели технического регламента и, при необходимости, уточняют объекты (аспекты) технического регулирования.
В нем содержится исчерпывающий перечень продукции (групп продукции) или связанных с нею процессов и методов производства, в отношении которых устанавливаются требования и правила идентификации объектов технического регулирования, а также присущие им риски.
4. В структурном элементе "Определения" приводят термины, предназначенные для однозначного и непротиворечивого понимания текста межгосударственной модели технического регламента.
5. В структурном элементе "Правила доступа на рынок" устанавливаются положения, согласно которым продукция не должна реализовываться на рынке, если при ее использовании по назначению может быть причинен вред жизни и здоровью человека, животных и растений, имуществу, окружающей среде, ввести в заблуждение потребителей, а также приводятся правила применения Знака доступа на рынок.
6. В структурном элементе "Основные (существенные) технические требования" приводят требования к продукции (группе продукции) или связанным с ней процессам и методам производства, необходимые для достижения цели межгосударственной модели технического регламента. Он может также включать требования к символам, упаковке, маркировке или этикетированию продукции либо быть целиком посвящен данным вопросам.
Межгосударственная модель технического регламента не должна содержать требования к конструкции объекта технического регулирования, за исключением случаев, если отсутствие данных требований с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивает защиту жизни и здоровья человека, животных и растений, имущества, окружающей среды и не предупреждает действий, вводящих в заблуждение потребителей.
7. В структурном элементе "Презумпция соответствия" излагают условия, при которых объект технического регулирования удовлетворяет основным (существенным) техническим требованиям межгосударственной модели технического регламента. Таким условием является соответствие международным и (или) межгосударственным стандартам, перечень которых приведен в структурном элементе "Приложение".
Указанные стандарты являются доказательной базой выполнения требований межгосударственной модели технического регламента.
8. В структурном элементе "Процедуры подтверждения соответствия" приводят формы и схемы возможных процедур подтверждения соответствия, определяемых с учетом степени риска, которые рассматриваются в качестве обеспечивающих необходимый уровень доказательности.
В декларации о соответствии (сертификате соответствия) приводят ссылку на примененную межгосударственную модель технического регламента.
9. В структурном элементе "Защитительная оговорка" приводят положения, согласно которым Сторона, руководствуясь защитой своих законных интересов, может предпринять меры по предотвращению доступа на рынок продукции, несоответствующей межгосударственной модели технического регламента.
Кроме того, приводят положения о том, что Сторона, применившая защитительную оговорку, уведомляет Стороны, МГС и Исполком СНГ об изъятии с рынка такой продукции.
10. В структурном элементе "Взаимное признание результатов работ по подтверждению соответствия" приводят условия взаимного признания результатов работ по подтверждению соответствия.
11. В структурном элементе "Переходный период" указывают период времени, в течение которого присоединившиеся Стороны должны ввести межгосударственную модель технического регламента в национальные технические регламенты.
12. Структурный элемент "Приложение" содержит перечень международных и (или) межгосударственных стандартов, применяемых в качестве доказательной базы выполнения основных (существенных) технических требований межгосударственной модели технического регламента.