Комментарий к постановлению КМУ от 27.06.2007 г. № 884 “Об утверждении
Положения о Главном контрольно-ревизионном управлении Украины”

С осени прошлого года Кабмин одно за другим издает положения о полномочиях различных министерств, ведомств и служб. Раньше такими вещами занимался Президент, но сейчас - в связи с конституционной реформой - эта его функция перешла к правительству.

Передел полномочий в данной сфере между Гарантом и Премьером уже вызвал целую серию забавных стычек этих двух персонажей отечественной политики (например, по поводу того, кто из них должен издавать Положение об МВД). Может, с точки зрения высокой политики в подобных спорах и есть какой-то смысл, но простым гражданам, в общем-то, совершенно безразлично, чья подпись будет стоять под тем или иным положением. Все равно ведь полномочия любого госоргана определяются не этими президентско-премьерскими документами, а законами. В ст. 19 Конституции Украины так и сказано:

“Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины”.

Хорошо видно это на примере очередного такого приведенного выше документа - Положения о Главном контрольно-ревизионном управлении Украины, утвержденного Постановлением КМУ от 27.06.2007 г. № 884 (далее - Положение). Действовавший ранее аналогичный документ (между прочим, с тем же самым названием) был утвержден Указом Президента Украины от 28.11.2000 г. № 1265/2000 (с изменениями, внесенными Указом от 05.03.2004 г. № 280/2004).

В основных своих моментах эти два Положения почти полностью совпадают, что не удивительно, поскольку оба они, в свою очередь, воспроизводят требования Закона Украины “О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине” от 26.01.93 г. № 2939-XII (далее - Закон).

По большому счету, при наличии такого специального Закона издание особого документа, регламентирующего деятельность ГлавКРУ, вообще представляется излишним. Давайте посмотрим, как расписано в Законе и в новом Положении то, что интересует предприятия в первую очередь,- полномочия контрольно-ревизионной службы.

Для наглядности приведем их в виде таблицы: в левой колонке назовем права ГлавКРУ, перечисленные в п. 5 Положения, а в правой - соответствующие им места из ст. 10 Закона. Различающиеся формулировки выделены жирным шрифтом.

№ п/п
 
ГлавКРУ имеет право: 
по п. 5 Положения  по ст. 10 Закона 
1  2  3 
проверять в подконтрольных учреждениях денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие документы, подтверждающие поступление и расходование денежных средств и материальных ценностей, проводить проверку фактического наличия ценностей (денежных средств, ценных бумаг, сырья, материалов, готовой продукции, оборудования и т. п.)  проверять в подконтрольных учреждениях денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие документы, подтверждающие поступление и расходование денежных средств и материальных ценностей, проводить проверки фактического наличия ценностей (денежных сумм, ценных бумаг, сырья, материалов, готовой продукции, оборудования и т. п.) 
2
 
беспрепятственного доступа при проведении ревизий на склады, в хранилища, производственные и другие помещения, принадлежащие подконтрольным учреждениям, для их обследования и выяснения вопросов, связанных с ревизией  беспрепятственного доступа при проведении ревизий на склады, в хранилища, производственные и другие помещения, принадлежащие подконтрольным учреждениям, для их обследования и выяснения вопросов, связанных с ревизией 
3
 
требовать от руководителей ревизуемых подконтрольных учреждений проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, в случае отказа в ее проведении - обращаться в суд относительно понуждения к проведению инвентаризации, а до принятия соответствующего решения судом - опечатывать в установленном порядке кассы, кассовые помещения, склады и архивы  требовать от руководителей ревизуемых подконтрольных учреждений проведения инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, в случае отказа в проведении таких инвентаризаций - обратиться в суд относительно понуждения к проведению таких инвентаризаций, а до принятия соответствующего решения судом - в присутствии понятых и представителей указанных предприятий, учреждений и организаций, в отношении которых проводится ревизия, опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе 
4
 
получать от должностных и материально ответ­ственных лиц ревизуемых объектов письменные объяснения по вопросам, возникающим при проведении ревизий  получать от должностных и материально ответственных лиц ревизуемых объектов письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий 
изымать при проведении ревизии у предприятий, учреждений и организаций копии финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, свидетельствующих о злоупотреблениях, а на основании­ решения суда - изымать до окончания ревизии оригиналы указанных документов  при проведении ревизий изымать у предприятий, учреждений и организаций копии финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, свидетельствующих о злоупотреблениях, а на основании решения суда - изымать до окончания ревизии оригиналы первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов с составлением описи, которая скрепляется подписями представителя органа КРС и руководителя предприятия, и оставлением копий таких документов ревизуемым предприятиям 
получать от Национального банка и его учреждений, других банков и кредитных учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах ревизуемых объектов, а от других предприятий и организаций, в том числе негосударственной формы собственности, имевших правовые отношения с указанными объектами,- справки и копии документов об операциях и расчетах с предприятиями, учреждениями и организациями  получать от Национального банка Украины и его учреждений, банков и других кредитных учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах ревизуемых объектов, а от других предприятий и организаций, в том числе негосударственных форм собственности - справки и копии документов об операциях и расчетах с ревизуемыми предприятиями, учреждениями, организациями. Получение от банков информации, составляющей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины “О банках и банковской деятельности” 
7
 
направлять запросы и получать от центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач и полномочий 
 
8
 
обращаться в установленном порядке при наличии соответствующих международных договоров в контролирующие или правоохранительные органы других государств за дополнительной информацией о нарушениях финансовой дисциплины на предприятиях, учреждениях и в организациях 
 
проводить встречные сверки в соответствии с законодательством  проводить у субъектов хозяйствования, имевших правовые отношения с подконтрольным учреждением, встречные сверки с целью документального подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете подконтрольного учреждения 
10  привлекать на договорных началах специалистов министерств, других органов исполнительной власти, государственных фондов, предприятий, учреждений и организаций для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных, ремонтных и других работ, контрольных запусков в производство сырья и материалов, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, других проверок  привлекать на договорных началах квалифицированных специалистов соответствующих министерств, государственных комитетов, других органов государственной исполнительной власти, государ­ственных фондов, предприятий, учреждений и организаций для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных, ремонтных и других работ, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, других проверок с оплатой за счет специально предусмотренных на эти цели средств 
11
 
инициировать проведение проверок рабочими группами центральных органов исполнительной власти 
 
12
 
приостанавливать в пределах своих полномочий бюджетные ассигнования, останавливать операции с бюджетными средствами в установленном законодательством порядке, а также применять и инициировать применение в соответствии с законом других мер в случае выявления нарушений законодательства  приостанавливать бюджетные ассигнования, останавливать операции с бюджетными средствами в случаях, предусмотренных законом
 
13
 
изымать в судебном порядке в бюджет выявленные при проведении ревизий скрытые, заниженные валютные и другие платежи, ставить перед соответствующими государственными органами вопросы о прекращении бюджетного финансирования и кредитования, в случае если полученные предприятиями, учреждениями и организациями средства и ссуды используются с нарушением законодательства  предъявлять руководителям и другим должностным лицам ревизуемых подконтрольных учреждений требования относительно устранения выявленных нарушений законодательства по вопросам хранения и использования государственной собственности и финансов, изымать в судебном порядке в бюджет выявленные ревизиями скрытые и заниженные валютные и другие платежи, ставить перед соответствующими органами вопросы о прекращении бюджетного финансирования и кредитования, если полученные предприятиями, учреждениями и организациями средства и ссуды используются с нарушением действующего законодательства 
14  ставить перед соответствующими государственными органами вопрос о признании недействительными договоров, заключенных с нарушением законодательства, в судебном порядке взыскивать в пользу государства средства, полученные подконтрольными учреждениями по незаконным договорам, без установленных законом оснований и с нарушением законодательства  налагать в случаях, предусмотренных законодательными актами, на руководителей и других должностных лиц подконтрольных учреждений, административные взыскания, в судебном порядке взыскивать в доход государства средства, полученные подконтрольными учреждениями по незаконным соглашениям, без установленных законом оснований и с нарушением действующего законодательства 
15  налагать в случаях, предусмотренных законодательными актами, на руководителей и других должностных лиц подконтрольных учреждений административные взыскания 
16
 
ставить перед руководителями соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях 
 
17
 
вносить в Министерство юстиции представления о прекращении государственного финансирования уставной деятельности политической партии, если в ходе проведения ревизии будут выявлены факты, свидетельствующие о том, что средства, выделенные из Государственного бюджета на финансирование ее уставной деятельности, были использованы на финансирование участия данной партии в выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо на цели, не связанные с осуществлением уставной деятельности  входить с представлением в Министерство юстиции Украины о прекращении государственного финансирования уставной деятельности политической партии, если в ходе проведения ревизии финансовой деятельности такой политической партии будут выявлены факты, свидетельствующие о том, что средства, выделенные из Государственного бюджета Украины на финансирование ее уставной деятельности, были использованы на финансирование участия этой политической партии в выборах в органы государственной власти или местного самоуправления либо на цели, не связанные с осуществлением уставной деятельности 
18
 

 
обращаться в суд в интересах государства, если подконтрольным учреждением не обеспечено исполнение требований об устранении выявленных ревизией нарушений законодательства по вопросам хранения и использования активов 

Даже беглый просмотр этой таблицы показывает, что кабминовское Положение многие моменты, описанные в Законе, “слегка упустило”. Так, Закон четко устанавливает, что в случае отказа предприятия от проведения инвентаризации по требованию КРУ проверяющие до принятия судом решения о понуждении к инвентаризации могут опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы, причем делаться это должно в присутствии понятых и представителей проверяемых предприятий и на срок не более 24 часов. Положение же ограничивается нейтральным: “в установленном порядке”.

Другой пример - право КРУ на основании решения суда изымать до окончания ревизии оригиналы первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов. В Законе зафиксировано, что такое изъятие осуществляется с составлением описи и оставлением копий таких документов ревизуемым предприятиям. В Положении же об этом - ни слова.

Повторим еще раз: приоритет в любом случае остается за нормами Закона, и если требования Положения противоречат Закону, они применяться не должны. Поэтому не стоит слишком бояться появления нового документа. Кстати, он вступил в силу с 1 июля.

Алена Мышкина,
юрист

Газета “Фортекс” № 28-29/2007 (№ 236-237), от 20.07.2007 г.