Два в одном и второй бесплатно.
(Порядок обозначения цен товаров)
Продавец должен обязательно указывать цену каждой единицы продукции или одной категории продукции и цену одной стандартной единицы продукции.
Закон Украины от 12.05.1991г. № 1023-XII “О защите прав потребителей” в редакции от 01.12.2005 г. № 3161-IV (далее - Закон № 3161) содержит требования к порядку обозначения цены товара. Конкретный порядок обозначения розничных цен на товары народного потребления на предприятиях розничной торговли и общественного питания содержится в Инструкции, утвержденной приказом МВЭСторга от 04.01.1997 г. № 2 (далеее - Инструкция № 2). Надо отметить, что после принятия последней редакции Закона № 3161 в этот порядок изменения не вносились и сегодня он не в полной мере соответствует Закону.
Цена должна включать все налоги и неналоговые платежи, которые в соответствии с законодательством уплачиваются потребителем при приобретении товара. При этом суммы налогов и платежей указываются отдельно.
Розничные цены на товары определяются субъектом хозяйствования самостоятельно.
Установленные розничные цены фиксируются субъектом хозяйствования в реестре розничных цен, где указываются: название товара, артикул, марка, тип, оптовая отпускная цена (цена поставщика) со ссылкой на документ, ее удостоверяющий, размер торговой надбавки, установленная розничная цена (п. 5 Инструкции № 2).
Информирование покупателей о розничных ценах на товары осуществляется с помощью таких средств (пункты 5-7 Инструкции № 2):
- ярлыки цен (ценники) на образцах товаров или указателей цен в предприятиях розничной торговли;
- ярлыки цен (ценники), прейскурантов алкогольных напитков, меню и прейскурантов цен на товары, приобретаемые в предприятиях общественного питания.
Ярлык цен (ценник) предназначается для предоставления покупателям основной информации на отдельный товар, указатель цен и прейскурант цен на купленные товары - на ряд товаров, имеющийся в продаже, меню - о перечне блюд, кулинарных, булочных, мучных кондитерских изделий, которые предлагаются в течение дня.
Ярлыки цен (ценники) и указатели цен должны иметь такие реквизиты:
для продовольственных товаров:
- для весовых товаров - название товара, сорт, цена за один килограмм или за сто граммов;
- для товаров или напитков, которые продаются на разлив, - название товара или напитка, сорт, цена за единицу вместимости или единицу веса;
- для штучных товаров и напитков в бутылках - название товара или напитка, вес или вместимость, сорт, цена за штуку;
- для расфасованных товаров - название товара, сорт, цена за один килограмм или за сто граммов, вес единицы расфасовки, цена за единицу расфасовки;
для непродовольственных товаров:
- для товаров, цены на которые установлены в зависимости от сортности, - название товара, сорт, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки;
- для товаров, цены на которые по сортам не установлены, - название товара, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки;
- для мелких искусственных товаров (парфюмерные, галантерейные и др.) - название товара, вес или вместимость, цена за штуку или единицу упаковки.
Закон № 3161 устанавливает специальный порядок обозначения цен в следующих случаях:
1. При продаже по одной цене нескольких товаров и при предоставлении покупателю права приобрести товар по сниженной цене, если он приобретает другой товар.
2. При предоставлении скидок.
3. При проведении распродаж.
Продажи двух товаров по одной цене
Сегодня многие предприятия объявляют, что при покупке одного товара покупатель получает бесплатно другой товар. При осуществлении такого “маркетингового приема” продавец должен соблюдать требования п. 3 ст. 15 Закона № 3161, а именно довести до еведеіря потребителя информацию о:
1) содержании и стоимости предложения и в случае предложения товаров, работ или услуг по одной цене - цене таких товаров, работ или услуг, взятых отдельно;
2) условиях принятия предложения, в частности, о сроке его действия и каких-либо ограничений, включая ограничения по количеству, то есть необходимо сообщать, в течение какого срока действует это предложение.
Информация доводится до покупателей следующими способами:
- с помощью громкоговорящей связи непосредственно в торговом зале;
- нанесением определенного текста на упаковку товара;
- размещением информации на стенде “Уголок покупателя”;
- через теле- и радиокоммуникации.
В случае, когда торговое предприятие объявляет о возможности приобретения товара (товаров) по заниженной цене, то есть по цене, ниже той, по которой товар продается всем покупателям, в случае приобретения другого товара указанные условия также должны соблюдаться.
Предоставление “скидок”
Согласно п. 4 ст. 15 Закона № 3161, употребление понятий “скидка” или “уменьшенная цена” либо любых других, аналогичных по значению, разрешается только при соблюдении таких условий:
1) если они применяются к продукции, непосредственно реализуемую субъектом хозяйствования;
2) если такого рода скидка или уменьшение цены применяется в течение определенного и ограниченного периода времени;
3) если цена продукции является ниже ее обычной цены.
Закон № 3161 не дает понятия “обычная цена”. По смыслу Закона под “обычной ценой” в данном случае надо понимать цену, по которой данный товар (товары) продавались до начала момента предоставления скидки.
Порядок проведения распродажи товаров
Согласно п. 5 ст. 15 Закона № 3161, употребление понятия “распродажа” или каких-либо других, аналогичных ему, разрешается только с соблюдением следующих условий:
1) если осуществляется распродажа всех товаров в пределах определенного места или четко определенной группы товаров;
2) если продолжительность распродажи ограничена во времени;
3) если цены товаров, подлежащих распродаже, ниже их обычной цены.
После публичного сообщения о начале проведения распродажи, применении скидок или снижении цены до потребителей должна доводиться информация о цене продукции, которая должна быть установлена до начала проведения соответствующей распродажи, применения скидок или снижения цены, а также о цене этой же продукции, установленной после начала проведения распродажи и т. п.
Продажа товаров “льготному контингенту”
Обслуживание отдельных категорий граждан, которым, согласно действующего законодательства, предоставляются льготы, осуществляется в специально отведенных торговых помещениях (отделах, секциях) (абзац 4 п. 19 Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения, утвержденного Постановлением ЕМУ от 15.06.2006 г. № 833).
Право на такие льготы имеют, в частности, сотрудники торговых предприятий (устанавливаются внутренним распоряжением или приказом по предприятию) инвалиды войны (абзац 2 п. 27 ст. 13 Закона Украины от 22.10.1993 г. № 3551-ХII “О статусе ветеранов войны, гарантиях социальной защиты”), лица преклонного возраста (ст. 41 Закона Украины от 16.12.1993 г. № 3721-ХII “Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возрастав Украине”). Однако на практике эти нормы Законов игнорируются и специализированных торговых помещений создано очень мало.
Особенности реализации продукции
вне торговых помещений
Согласно п. 2 ст. 12 Закона № 3161, в случае реализации продукции вне торговых или офисных помещений продавец (исполнитель) обязан предоставить потребителю документ, удостоверяющий факт заключения договора и являющийся основанием для возникновения взаимных прав и обязанностей. Такой документ должен содержать следующую информацию:
1) дата заключения договора;
2) наименование и местонахождение продавца (исполнителя);
3) наименование продукции;
4) цена;
5) срок выполнения работ (предоставление услуг);
6) другие существенные условия договора;
7) права и обязанности сторон договора.
Продавец, который не соблюдает эти правила, несет ответственность в виде штрафа, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона № 3161, в размере 30 % от стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее пяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, если в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательного учета доходов и расходов, - в размере пяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
Требования ст.12 Закона № 3161 не распространяются на заключение договоров потребительского кредита, сделки с недвижимостью, сделки с ценными бумагами, заключение договоров страхования.
Контроль за торговым обслуживанием
Контроль за торговым обслуживанием осуществляет руководитель торгового предприятия, а также государственный орган по защите прав потребителя.
Субъект хозяйственной деятельности должен также на видном и доступном для покупателей месте в торговом зале магазина оборудовать уголок покупателя, где размещаются:
- книга отзывов и предложений установленного образца;
- извлечения из соответствующих Правил торговли;
- адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих государственную защиту прав потребителей;
- другая необходимая информация.
Форма книги отзывов и предложений установлена Инструкцией, утвержденной приказом МВЭС-торга от 24.06.1996 г. № 349.
Книга отзывов и предложений должна находиться в торговом зале в специальном открытом футляре на видном месте и предоставляться покупателю по первому его требованию.
Покупателю (посетителю), желающему сделать запись в Книге отзывов и предложений, должны быть созданы необходимые для этого условия. При этом запрещается требовать от заявителя предъявления каких-либо личных документов или объяснения причин, вызвавших необходимость написания жалобы, предложения, отзыва или замечания.
Работник предприятия розничной торговли (общественного питания), действия которого вызвали нарекания, обязан не позднее следующего дня сообщить об этом руководителю предприятия или его заместителю и предоставить письменные объяснения по поводу их возникновения.
Руководитель предприятия или его заместитель должен в недельный срок рассмотреть запись, внесенную в Книгу отзывов и предложений, разобраться по сути вопроса и принять необходимые меры по устранению недостатков и нарушений в работе предприятия.
По результатам рассмотрения заявления руководитель торгового предприятия или его заместитель должен представить в Книге отзывов и предложений на оборотной стороне записи покупателя (посетителя) информацию о принятых мерах и в недельный срок, в обязательном порядке, направить письменный ответ заявителю по указанному им адресу.
Если для осуществления мер по устранению указанных покупателем (посетителем) недостатков или выполнения его предложений необходимо более семи дней, то руководитель предприятия или его заместители определяет иной срок выполнения, но не более 15 дней, о чем указывается в Книге отзывов и предложений.
В случае если субъект хозяйствования имеет в подчинении несколько предприятий торговли (подразделений), а вопрос в заявлении потребителя не может быть решен непосредственно на данном предприятии, руководитель подразделения обязан в недельный срок подать его на рассмотрение вышестоящего руководства и письменно уведомить об этом потребителя.
Копии всех писем, в которых даны ответы потребителям, должны храниться на предприятии в течение 1 года.
Нарушение работниками и руководителями предприятий торговли порядка рассмотрения жалоб и ведения Книги отзывов и предложений дает основания для привлечения их к ответственности, согласно действующему законодательству.
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 24-25 (598-599), 11 июня 2007 г.
Подписной индекс 40783
