Комментарий к Приказу Государственной налоговой администрации Украины
от 19.01.2007 г.
18 “Об утверждении Методических рекомендаций
относительно взаимодействия между подразделениями
органов государственной налоговой службы Украины
в ходе работы с бесхозяйными вещами и имуществом,
переходящим в собственность государства”
(с изменениями, внесенными приказом ГНАУ от 19.02.2007 г. № 84)
(извлечение)

В приказе ГНАУ от 19.01.2007 г. № 18, которым утвержден новый Порядок взаимодействия между подразделениями государственной налоговой службы Украины в ходе работы с бесхозяйным имуществом, переходящим в собственность государства (предыдущий Порядок, утвержденный приказом ГНАУ от 28.09.2005 г. № 417, соответственно, признан утратившим силу).

Впрочем, под этим названием документ просуществовал недолго: буквально через месяц после издания нового Порядка ГНАУ приказом от 19.02.2007 г. № 84 внесла в него изменения, которые в основном свелись к переименованию Порядка в Методические рекомендации. Мы приводим этот документ уже в новом виде, не выделяя специально “новейших” изменений.

Прежде всего заметим, что ни январский, ни февральский приказы ГНАУ не прошли регистрацию в Минюсте и потому их положения не обязательны для налогоплательщиков. Эта необязательность еще больше подчеркивается новым названием документа: рекомендации - они и есть рекомендации, которым можно следовать, а можно и не следовать.

В Госбюджете на 2007 год заложено поступление 24 млн грн от реализации бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования в собственность государства, и кладов, а также валютных ценностей и денежных средств, собственники которых неизвестны. Кстати, эта сумма, и так небольшая в масштабах страны, из года в год уменьшается. Видимо, хозяева стали лучше следить за своим имуществом, не позволяя ему обратиться в бесхозяйное.

В соответствии с п. 12 ст. 10 Закона Украины “О государственной налоговой службе в Украине” на налоговые органы возложены функции по проведению работы, связанной с выявлением, учетом, оценкой и реализацией в установленном законом порядке бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, кладов и конфискованного имущества. Так что исполнение данной доходной статьи бюджета требуют именно с налоговиков.

Налогоплательщикам в связи с этим следует быть готовыми к тому, что во славу Его Величества Бюджета отдельные сотрудники ГНИ могут постараться какую-то часть их имущества объявить бесхозяйной. Проблемы тут возникают, как правило, в отношении имущества, право собственности на которое прекращено в связи с прекращением юридического лица или смертью собственника, а также имущества, “найденного”, например, в ходе инвентаризации.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 61 Хозяйственного кодекса Украины в случае ликвидации предприятия имущество, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов, используется по указанию собственника. Таким образом, в доход бюджета имущество ликвидируемого юрлица может отойти только в случае отсутствия учредителей, то есть прекращения юрлиц-учредителей или смерти физлиц-учредителей (при отсутствии у них наследников).

К тому же налоговые органы не могут обращаться в суд с исками или заявлениями о признании имущества бесхозяйным и взыскании его в доход бюджета - такого права Закон Украины “О государственной налоговой службе в Украине” им не дает. Поэтому наиболее вероятным источником пополнения доходов бюджета в этой части являются находки.

Искать и находить их, по всей видимости, предполагается в ходе инвентаризаций при осуществлении проверок налогоплательщиков. Вот здесь уж Закон о госналогслужбе не только предоставляет налоговикам необходимые права, но и устанавливает механизм обеспечения проведения инвентаризаций (право опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы, а также право понуждать к проведению инвентаризации в судебном порядке). То есть излишки, выявленные в ходе инвентаризации, теперь вполне могут стать “находкой”, с последующей реализацией ее в пользу бюджета.

В первую очередь налоговиков будут интересовать находки в виде движимого имущества, поскольку процесс перехода права собственности на недвижимость, предусмотренный Гражданским кодексом Украины, куда более сложен.

В отличие от прежнего Порядка, Методрекомендации больше внимания уделяют не процессу признания имущества бесхозяйным (тут они ограничиваются ссылками на нормы Гражданского кодекса), а процедуре хранения и реализации имущества, уже признанного бесхозяйным. В принципе, на продаже такого имущества могут зарабатывать и субъекты хозяйствования: им разрешено оставлять себе до 20% от стоимости проданного, что с учетом запланированных в Госбюджет поступлений составляет порядка 5 млн грн. Впрочем, как показывает практика, допускают к этой “кормушке” только избранных.

Методическими рекомендациями предусмотрено, что реализация производится следующим образом:

- имущество стоимостью менее 5 тыс. грн (кроме объектов недвижимости и транспортных средств) реализуется соответствующими комиссиями, созданными в государственных налоговых инспекциях;

- имущество стоимостью 5 тыс. грн. и более, объекты недвижимости и транспортные средства независимо от стоимости реализуются через субъектов хозяйствования, включенных в Единый реестр торговых организаций, которым предоставляется право реализации и хранения бесхозяйного и другого имущества, перешедшего в собственность государства, и имеющих соответствующие лицензии на осуществление операций с этим имуществом.

Однако попасть в Единый реестр - только полдела (критерии и порядок включения в него описаны в V разделе Методрекомендаций). Нужно еще пройти отбор, который осуществляется на конкурсной основе комиссиями ГНА в АР Крым, областях, г. Киеве и Севастополе. При этом информация об имуществе, предлагаемом к реализации, передается в ГНА Украины для рассмотрения и опубликования на официальном сайте ГНАУ. Поэтому желающим приобрести бесхозяйное имущество стоит регулярно посещать страницу www.sta.gov.ua.

Сергей Козлович,
директор аудиторской фирмы “Фортекс”

Газета “Фортекс” № 12/2007 (№ 220), от 15.03.2007 г.