Чем заняться финдиректору
Должность финансового директора - не обязательно атрибут крупного предприятия. В последнее время такая штатная единица все чаще фигурирует и на средних (и даже малых) предприятиях. Правда, далеко не всегда собственники предприятий одинаково представляют себе функции такого работника. Встречаются как минимум три способа организации его работы:
1) финдиректор выступает посредником между директором (генеральным директором) и главным бухгалтером.
При таком структурном решении финдиректору подчиняются бухгалтеры, плановики, финансисты, работники отдела труда и заработной платы и т. д. Преимущества этого способа очевидны: вся расчетно-денежная работа контролируется одним человеком, улучшается взаимодействие между перечисленными службами, уменьшается вероятность ошибок.
Столь же очевидны и недостатки, главный из которых - принижение роли бухгалтерии. Как известно, бухгалтерская служба должна иметь определенную автономию в своей работе, дабы объективно отслеживать всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия, а главный бухгалтер, по идее, должен быть вторым лицом после руководителя предприятия. Здесь же этого не происходит.
Мы уже не говорим о том, что человек, знающий практически все о предприятии, может стать драгоценной находкой для ваших конкурентов. Да и вообще, при подобном подходе, когда все информационные потоки замкнуты на одного человека, любое случайное (или не случайное) событие: отпуск, болезнь, командировка - может существенно нарушить всю работу предприятия;
2) финдиректор фактически является главным бухгалтером и непосредственно руководит работой бухгалтерии, а кроме того, курирует деятельность планово-финансового отдела, ОТИЗ, расчетного отдела и т. п.
Такая схема реализуется, как правило, на мелких и средних предприятиях, где объем планово-финансовой работы относительно невелик и главбух (не важно, называется он главбухом или финдиректором) в состоянии справиться со всем объемом возложенных на него задач. При увеличении денежных потоков это становится проблематичным. К тому же возникают конфликты с контролирующими органами, требующими, чтобы те или иные документы подписывались именно “главным бухгалтером”, а никаким не “финансовым директором”;
3) управленческая структура, которой руководит финдиректор, работает параллельно со службой главного бухгалтера (бухгалтерией).
Такой вариант, пожалуй, наиболее распространен на практике в тех фирмах, где существует должность финдиректора. Но и при этом объем его полномочий может существенно различаться на разных предприятиях.
Так, в одних случаях финдиректору поручают исключительно ту работу, которую выполняет планово-финансовый отдел. Фактически он и является начальником такого отдела, пусть и носящим более престижное наименование.
В других случаях в заведовании финдиректора оказываются все секторы деятельности предприятия, так или иначе связанные с денежными потоками, начиная от договорной работы и заканчивая вопросами рекламы, снабжения и сбыта. Впрочем, гораздо чаще подобное должностное лицо называется коммерческим директором.
Разрабатывая приведенную ниже инструкцию, мы исходили из компромиссного варианта. Предполагалось, что “наш” финдиректор работает параллельно с главбухом, при этом имеет несколько более широкие полномочия, нежели обычный начальник финансового отдела, хотя и не столь всеобъемлющие, как это описано выше.
Традиционно напоминаем, что наша инструкция - лишь образец, который вы можете доработать по своему усмотрению, вычеркнув лишние пункты и дописав недостающие.
| “Утверждаю” | |
| _________________ | (______________________________________) |
| (подпись) | (Ф. И. О.) |
| Директор | _______________________________________ |
| (предприятия, организации) |
Должностная инструкция финансового директора
I. Общие положения
1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность финансового директора.
2. Финансовый директор назначается на должность и увольняется с должности приказом руководителя предприятия в порядке, установленном действующим трудовым законодательством.
3. Финансовый директор подчиняется непосредственно руководителю предприятия.
4. На должность финансового директора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж финансово-хозяйственной работы не менее 2 лет.
II. Требования к квалификации
Финансовый директор должен знать:
- законодательные и нормативные акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность;
- методические, нормативные и другие руководящие материалы по организации финансовой деятельности предприятия;
- налоговое законодательство;
- стандарты финансового учета и отчетности;
- экономику, организацию производства, труда и управления;
- финансовое право, основы гражданского, хозяйственного и административного процессуального законодательства;
- структуру предприятия, стратегию и перспективы его развития;
- производственные мощности предприятия;
- основы технологии производства продукции предприятия;
- состояние финансовых рынков и рынков сбыта продукции (работ, услуг);
- организацию финансовой работы на предприятии, материально-технического обеспечения, транспортного обслуживания и сбыта продукции;
- порядок составления финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов, планов реализации продукции (работ, услуг), планов по прибыли и т. п.;
- порядок распределения финансовых ресурсов, определения эффективности финансовых вложений;
- финансовое планирование, систему финансовых методов, обеспечивающих управление финансовыми потоками;
- порядок финансирования капитального строительства, ремонта и расходов для технического переоснащения предприятия;
- порядок финансирования из Государственного бюджета, порядок долгосрочного и краткосрочного кредитования;
- порядок привлечения инвестиций и заемных средств, использования собственных средств, выпуска и приобретения ценных бумаг, начисления платежей в бюджет и целевые фонды;
- порядок взаимодействия с банковскими учреждениями;
- нормирование оборотных средств;
- порядок и формы финансовых расчетов;
- порядок заключения и выполнения хозяйственных и финансовых договоров;
- установленную отчетность о финансовой деятельности предприятия, порядок и сроки ее составления;
- правила проведения инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей;
- правила проведения налоговых проверок и ревизий;
- порядок обжалования результатов проверок и решений налоговых органов в вышестоящие органы государственной налоговой службы и в суд;
- основы законодательства о труде;
- правила и нормы охраны труда.
III. Функциональные обязанности
Финансовый директор:
1. Организует управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений с целью наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли.
2. Обеспечивает разработку финансовой стратегии предприятия и его финансовую устойчивость.
3. Разрабатывает перспективные и текущие финансовые планы, прогнозные балансы и бюджеты денежных средств.
4. Составляет проекты планов по прибыли от реализации выпускаемой продукции, использования основных средств, а также проведения операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью (сдача помещений и имущества в аренду, доходы от ценных бумаг и т. п.).
5. Участвует в разработке и составлении планов капитальных вложений, научных исследований и разработок, распределения прибыли, плановых нормативов отчислений в фонды предприятия.
6. Планирует себестоимость продукции и рентабельность производства, возглавляет работу по прогнозному расчету прибыли и налога на прибыль.
7. Планирует доходы от размещения свободных средств, анализирует сведения о доходах, полученные от их инвестирования, составляет сводную отчетность.
8. Участвует в разработке нормативной и методической документации, регламентирующей финансовую деятельность предприятия.
9. Исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия рассчитывает и предлагает на рассмотрение руководству различные варианты организационных схем деятельности, изучает возможности налоговой оптимизации и осуществляет текущее и перспективное налоговое планирование.
10. Разрабатывает нормативы оборотных средств и меры по ускорению их обращения.
11. Обеспечивает доведение утвержденных финансовых показателей до подразделений предприятия.
12. Осуществляет контроль за выполнением финансового плана и бюджета, плана реализации продукции, плана по прибыли и другим финансовым показателям, за прекращением производства продукции, не имеющей сбыта, за правильным расходованием и целевым использованием собственных и заемных оборотных средств.
13. Ведет учет выполнения плана по реализации продукции (работ, услуг), планов по прибыли и налогам, поступлению доходов, наличию средств на счетах в банках, погашению задолженности поставщикам и учреждениям банков.
14. Осуществляет контроль за выполнением финансовых показателей подразделениями предприятия, соблюдением кассовой дисциплины, расчетами с поставщиками (заказчиками), своевременным поступлением всех надлежащих предприятию средств, обеспечивает соблюдение режима экономии.
15. Определяет источники финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятие (бюджетное финансирование, краткосрочное и долгосрочное кредитование, выпуск и приобретения ценных бумаг, лизинговое финансирование, привлечение заемных и использование собственных средств), анализирует финансовые рынки, оценивает возможный финансовый риск и разрабатывает предложения по его уменьшению.
16. Осуществляет инвестиционную политику и управление активами предприятия, определяет оптимальную их?структуру, готовит предложения по замене и ликвидации активов, следит за портфелем ценных бумаг, проводит анализ и оценку эффективности финансовых вложений.
17. Обеспечивает своевременное поступление доходов, оформление в установленные сроки финансово-расчетных и банковских операций, оплату счетов поставщиков и подрядчиков, погашение займов, выплату процентов, заработной платы работникам, перечисление налогов, сборов и платежей.
18. Готовит банковские документы на все виды платежей по обязательствам предприятия.
19. Обеспечивает ведение учета движения финансовых средств и составление отчетности о результатах финансовой деятельности согласно стандартам финансового учета и отчетности, достоверность финансовой информации, контролирует правильность составления и оформления отчетной документации, своевременное ее предоставление внешним и внутренним пользователям.
20. Проводит работу по привлечению заемных и использованию собственных средств для осуществления финансовых операций (кредитования, инвестирования финансовых ресурсов в ценные бумаги, размещения средств на банковские депозиты и т. п.), обеспечивает правильное их выполнение.
21. Подготавливает депозитные договоры на вложение средств, осуществляет контроль за своевременным возвратом вкладов и получением процентов по ним.
22. Анализирует финансово-хозяйственную деятельность предприятия, выполнение смет, оперативную и бухгалтерскую отчетность по финансовой деятельности.
23. Участвует в разработке предложений по обеспечению платежеспособности, предупреждению образования и ликвидации неиспользуемых товарно-материальных ценностей, повышению рентабельности производства, увеличению прибыли, снижению расходов на производство и реализацию продукции, укреплению финансовой дисциплины.
24. Участвует в работе по изучению и анализу состояния рынка кредитных ресурсов и ценных бумаг в целях эффективного размещения свободных средств и обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
25. Выполняет работу по формированию, ведению и хранению базы данных?внутрихозяйственной и внешней финансовой информации.
26. Совместно с главным бухгалтером составляет отчетность о результатах финансовой деятельности предприятия.
27. Обеспечивает своевременное отражение изменений, происходящих в платежеспособности предприятия, отслеживает состояние собственных средств предприятия.
28. Участвует в проведении инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей.
29. Совместно с юридической службой предприятия подготавливает и проводит работу по обжалованию решений налоговых и других контролирующих органов.
30. Руководит подчиненными ему работниками и контролирует их работу.
31. Оказывает методическую помощь работникам предприятия по вопросам финансового и налогового учета, контроля и отчетности.
IV. Права
Финансовый директор имеет право:
1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по вопросам, входящим в круг его функциональных обязанностей.
2. Контролировать своевременное выполнение заданий и отдельных поручений подчиненными ему работниками.
3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.
4. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящих в его компетенцию.
5. Подписывать от имени предприятия финансово-хозяйственные договоры по поручению руководителя.
6. Представлять интересы предприятия в сторонних организациях по вопросам, относящимся к его компетенции.
V. Ответственность
Финансовый директор несет ответственность за:
1. Обеспечение выполнения своих функциональных обязанностей, а также за работу подчиненных ему работников по вопросам их производственной деятельности.
2. Достоверность информации о состоянии работы на вверенном ему участке, показатели финансово-хозяйственной деятельности, своевременность представления различных сведений и отчетности.
3. Выполнение приказов, распоряжений и поручений директора и главного бухгалтера предприятия.
4. Обеспечение соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины работниками, находящимися в его подчинении.
5. Неразглашение коммерческой тайны.
VI. Условия работы
1. Режим работы финансового директора определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.
2. В связи с производственной необходимостью финансовый директор может выезжать в служебные командировки (в том числе местные).
3. Для решения оперативных вопросов по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности финансовому директору может выделяться служебный автотранспорт.
VII. Взаимоотношения
1. В период временного отсутствия финансового директора его обязанности возлагаются на лицо, назначенное в установленном порядке. Это лицо получает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
2. В?ходе своей деятельности финансовый директор взаимодействует:
2.1. С __________________________ по вопросам: _____________________________________________________________________
| (должность) |
2.2. С __________________________ по вопросам: ______________________________________________________________________
| (должность) |
Начальник юридического отдела: ____________________ ________________________________________________________________
| (подпись) | (фамилия, имя, отчество) |
“____” __________ 200__ г.
С инструкцией ознакомлен: _____________________ ____________________________________________________________________
| (подпись) | (фамилия, имя, отчество) |
“____” __________ 200__ г.
Елена Кравченко,
юрист
Газета “Фортекс” № 17/2007 (№ 225), от 22.04.2007 г.
