Чем заняться финдиректору

Должность финансового директора - не обязательно атрибут крупного предприятия. В последнее время такая штатная единица все чаще фигурирует и на средних (и даже малых) предприятиях. Правда, далеко не всегда собственники предприятий одинаково представляют себе функции такого работника. Встречаются как минимум три способа организации его работы:

1) финдиректор выступает посредником между директором (генеральным директором) и главным бухгалтером.

При таком структурном решении финдиректору подчиняются бухгалтеры, плановики, финансисты, работники отдела труда и заработной платы и т. д. Преимущества этого способа очевидны: вся расчетно-денежная работа контролируется одним человеком, улучшается взаимодействие между перечисленными службами, уменьшается вероятность ошибок.

Столь же очевидны и недостатки, главный из которых - принижение роли бухгалтерии. Как известно, бухгалтерская служба должна иметь определенную автономию в своей работе, дабы объективно отслеживать всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия, а главный бухгалтер, по идее, должен быть вторым лицом после руководителя предприятия. Здесь же этого не происходит.

Мы уже не говорим о том, что человек, знающий практически все о предприятии, может стать драгоценной находкой для ваших конкурентов. Да и вообще, при подобном подходе, когда все информационные потоки замкнуты на одного человека, любое случайное (или не случайное) событие: отпуск, болезнь, командировка - может существенно нарушить всю работу предприятия;

2) финдиректор фактически является главным бухгалтером и непосредственно руководит работой бухгалтерии, а кроме того, курирует деятельность планово-финансового отдела, ОТИЗ, расчетного отдела и т. п.

Такая схема реализуется, как правило, на мелких и средних предприятиях, где объем планово-финансовой работы относительно невелик и главбух (не важно, называется он главбухом или финдиректором) в состоянии справиться со всем объемом возложенных на него задач. При увеличении денежных потоков это становится проблематичным. К тому же возникают конфликты с контролирующими органами, требующими, чтобы те или иные документы подписывались именно “главным бухгалтером”, а никаким не “финансовым директором”;

3) управленческая структура, которой руководит финдиректор, работает параллельно со службой главного бухгалтера (бухгалтерией).

Такой вариант, пожалуй, наиболее распространен на практике в тех фирмах, где существует должность финдиректора. Но и при этом объем его полномочий может существенно различаться на разных предприятиях.

Так, в одних случаях финдиректору поручают исключительно ту работу, которую выполняет планово-финансовый отдел. Фактически он и является начальником такого отдела, пусть и носящим более престижное наименование.

В других случаях в заведовании финдиректора оказываются все секторы деятельности предприятия, так или иначе связанные с денежными потоками, начиная от договорной работы и заканчивая вопросами рекламы, снабжения и сбыта. Впрочем, гораздо чаще подобное должностное лицо называется коммерческим директором.

Разрабатывая приведенную ниже инструкцию, мы исходили из компромиссного варианта. Предполагалось, что “наш” финдиректор работает параллельно с главбухом, при этом имеет несколько более широкие полномочия, нежели обычный начальник финансового отдела, хотя и не столь всеобъемлющие, как это описано выше.

Традиционно напоминаем, что наша инструкция - лишь образец, который вы можете доработать по своему усмотрению, вычеркнув лишние пункты и дописав недостающие.

“Утверждаю”   
_________________  (______________________________________) 
(подпись)  (Ф. И. О.) 
Директор  _______________________________________ 
  (предприятия, организации) 

Должностная инструкция финансового директора

I. Общие положения

1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность финансового директора.

2. Финансовый директор назначается на должность и увольняется с должности приказом руководителя предприятия в порядке, установленном действующим трудовым законодательством.

3. Финансовый директор подчиняется непосредственно руководителю предприятия.

4. На должность финансового директора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж финансово-хозяйственной работы не менее 2 лет.

II. Требования к квалификации

Финансовый директор должен знать:

- законодательные и нормативные акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность;

- методические, нормативные и другие руководящие материалы по организации финансовой деятельности предприятия;

- налоговое законодательство;

- стандарты финансового учета и отчетности;

- экономику, организацию производства, труда и управления;

- финансовое право, основы гражданского, хозяйственного и административного процессуального законодательства;

- структуру предприятия, стратегию и перспективы его развития;

- производственные мощности предприятия;

- основы технологии производства продукции предприятия;

- состояние финансовых рынков и рынков сбыта продукции (работ, услуг);

- организацию финансовой работы на предприятии, материально-технического обеспечения, транспортного обслуживания и сбыта продукции;

- порядок составления финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов, планов реализации продукции (работ, услуг), планов по прибыли и т. п.;

- порядок распределения финансовых ресурсов, определения эффективности финансовых вложений;

- финансовое планирование, систему финансовых методов, обеспечивающих управление финансовыми потоками;

- порядок финансирования капитального строительства, ремонта и расходов для технического переоснащения предприятия;

- порядок финансирования из Государственного бюджета, порядок долгосрочного и краткосрочного кредитования;

- порядок привлечения инвестиций и заемных средств, использования собственных средств, выпуска и приобретения ценных бумаг, начисления платежей в бюджет и целевые фонды;

- порядок взаимодействия с банковскими учреждениями;

- нормирование оборотных средств;

- порядок и формы финансовых расчетов;

- порядок заключения и выполнения хозяйственных и финансовых договоров;

- установленную отчетность о финансовой деятельности предприятия, порядок и сроки ее составления;

- правила проведения инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей;

- правила проведения налоговых проверок и ревизий;

- порядок обжалования результатов проверок и решений налоговых органов в вышестоящие органы государственной налоговой службы и в суд;

- основы законодательства о труде;

- правила и нормы охраны труда.

III. Функциональные обязанности

Финансовый директор:

1. Организует управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений с целью наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли.

2. Обеспечивает разработку финансовой стратегии предприятия и его финансовую устойчивость.

3. Разрабатывает перспективные и текущие финансовые планы, прогнозные балансы и бюджеты денежных средств.

4. Составляет проекты планов по прибыли от реализации выпускаемой продукции, использования основных средств, а также проведения операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью (сдача помещений и имущества в аренду, доходы от ценных бумаг и т. п.).

5. Участвует в разработке и составлении планов капитальных вложений, научных исследований и разработок, распределения прибыли, плановых нормативов отчислений в фонды предприятия.

6. Планирует себестоимость продукции и рентабельность производства, возглавляет работу по прогнозному расчету прибыли и налога на прибыль.

7. Планирует доходы от размещения свободных средств, анализирует сведения о доходах, полученные от их инвестирования, составляет сводную отчетность.

8. Участвует в разработке нормативной и методической документации, регламентирующей финансовую деятельность предприятия.

9. Исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия рассчитывает и предлагает на рассмотрение руководству различные варианты организационных схем деятельности, изучает возможности налоговой оптимизации и осуществляет текущее и перспективное налоговое планирование.

10. Разрабатывает нормативы оборотных средств и меры по ускорению их обращения.

11. Обеспечивает доведение утвержденных финансовых показателей до подразделений предприятия.

12. Осуществляет контроль за выполнением финансового плана и бюджета, плана реализации продукции, плана по прибыли и другим финансовым показателям, за прекращением производства продукции, не имеющей сбыта, за правильным расходованием и целевым использованием собственных и заемных оборотных средств.

13. Ведет учет выполнения плана по реализации продукции (работ, услуг), планов по прибыли и налогам, поступлению доходов, наличию средств на счетах в банках, погашению задолженности поставщикам и учреждениям банков.

14. Осуществляет контроль за выполнением финансовых показателей подразделениями предприятия, соблюдением кассовой дисциплины, расчетами с поставщиками (заказчиками), своевременным поступлением всех надлежащих предприятию средств, обеспечивает соблюдение режима экономии.

15. Определяет источники финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятие (бюджетное финансирование, краткосрочное и долгосрочное кредитование, выпуск и приобретения ценных бумаг, лизинговое финансирование, привлечение заемных и использование собственных средств), анализирует финансовые рынки, оценивает возможный финансовый риск и разрабатывает предложения по его уменьшению.

16. Осуществляет инвестиционную политику и управление активами предприятия, определяет оптимальную их?структуру, готовит предложения по замене и ликвидации активов, следит за портфелем ценных бумаг, проводит анализ и оценку эффективности финансовых вложений.

17. Обеспечивает своевременное поступление доходов, оформление в установленные сроки финансово-расчетных и банковских операций, оплату счетов поставщиков и подрядчиков, погашение займов, выплату процентов, заработной платы работникам, перечисление налогов, сборов и платежей.

18. Готовит банковские документы на все виды платежей по обязательствам предприятия.

19. Обеспечивает ведение учета движения финансовых средств и составление отчетности о результатах финансовой деятельности согласно стандартам финансового учета и отчетности, достоверность финансовой информации, контролирует правильность составления и оформления отчетной документации, своевременное ее предоставление внешним и внутренним пользователям.

20. Проводит работу по привлечению заемных и использованию собственных средств для осуществления финансовых операций (кредитования, инвестирования финансовых ресурсов в ценные бумаги, размещения средств на банковские депозиты и т. п.), обеспечивает правильное их выполнение.

21. Подготавливает депозитные договоры на вложение средств, осуществляет контроль за своевременным возвратом вкладов и получением процентов по ним.

22. Анализирует финансово-хозяйственную деятельность предприятия, выполнение смет, оперативную и бухгалтерскую отчетность по финансовой деятельности.

23. Участвует в разработке предложений по обеспечению платежеспособности, предупреждению образования и ликвидации неиспользуемых товарно-материальных ценностей, повышению рентабельности производства, увеличению прибыли, снижению расходов на производство и реализацию продукции, укреплению финансовой дисциплины.

24. Участвует в работе по изучению и анализу состояния рынка кредитных ресурсов и ценных бумаг в целях эффективного размещения свободных средств и обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

25. Выполняет работу по формированию, ведению и хранению базы данных?внутрихозяйственной и внешней финансовой информации.

26. Совместно с главным бухгалтером составляет отчетность о результатах финансовой деятельности предприятия.

27. Обеспечивает своевременное отражение изменений, происходящих в платежеспособности предприятия, отслеживает состояние собственных средств предприятия.

28. Участвует в проведении инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей.

29. Совместно с юридической службой предприятия подготавливает и проводит работу по обжалованию решений налоговых и других контролирующих органов.

30. Руководит подчиненными ему работниками и контролирует их работу.

31. Оказывает методическую помощь работникам предприятия по вопросам финансового и налогового учета, контроля и отчетности.

IV. Права

Финансовый директор имеет право:

1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по вопросам, входящим в круг его функциональных обязанностей.

2. Контролировать своевременное выполнение заданий и отдельных поручений подчиненными ему работниками.

3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.

4. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящих в его компетенцию.

5. Подписывать от имени предприятия финансово-хозяйственные договоры по поручению руко­водителя.

6. Представлять интересы предприятия в сторонних организациях по вопросам, относящимся к его компетенции.

V. Ответственность

Финансовый директор несет ответственность за:

1. Обеспечение выполнения своих функциональных обязанностей, а также за работу подчиненных ему работников по вопросам их производственной деятельности.

2. Достоверность информации о состоянии работы на вверенном ему участке, показатели финансово-хозяйственной деятельности, своевременность представления различных сведений и отчетности.

3. Выполнение приказов, распоряжений и поручений директора и главного бухгалтера предприятия.

4. Обеспечение соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины работниками, находящимися в его подчинении.

5. Неразглашение коммерческой тайны.

VI. Условия работы

1. Режим работы финансового директора определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

2. В связи с производственной необходимостью финансовый директор может выезжать в служебные командировки (в том числе местные).

3. Для решения оперативных вопросов по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности финансовому директору может выделяться служебный автотранспорт.

VII. Взаимоотношения

1. В период временного отсутствия финансового директора его обязанности возлагаются на лицо, назначенное в установленном порядке. Это лицо получает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2. В?ходе своей деятельности финансовый директор взаимодействует:

2.1. С __________________________ по вопросам: _____________________________________________________________________

(должность) 

2.2. С __________________________ по вопросам: ______________________________________________________________________

(должность) 
Согласовано:

Начальник юридического отдела: ____________________ ________________________________________________________________

(подпись)  (фамилия, имя, отчество) 

“____” __________ 200__ г.

С инструкцией ознакомлен: _____________________ ____________________________________________________________________

(подпись)  (фамилия, имя, отчество) 

“____” __________ 200__ г.

Елена Кравченко,
юрист

Газета “Фортекс” № 17/2007 (№ 225), от 22.04.2007 г.