Что нам стоит дом построить.
Общие вопросы организации
бухгалтерского учета в строительстве

Капитальное строительство является, с одной стороны, производителем и поставщиком основных средств (ОС) для всех отраслей народного хозяйства, а с другой, - потребителем продукции многих из них. Следовательно, от состояния дел в капитальном строительстве во многом зависят успехи всей экономики страны, решение задач экономического и социального значения.

Мировая практика показывает, что первый признак выхода стран из кризиса - это рост объемов жилищного и дорожного строительства, которые способны тянуть за собой цепочку других отраслей, помогая сдерживать безработицу и улучшать условия жизни.

Поэтому недооценивать роль и значение строительной отрасли нельзя, так как любое производство начинается именно с реконструкции и строительства. Строительство создает основные фонды: жилые дома, школы, больницы, объекты соцкультбыта, а поэтому строительная отрасль была и остается основополагающим направлением в развитии городов и поселков страны.

Что же представляет собой строительная отрасль, и о каких премудростях бухгалтерского учета необходимо знать тем, кто занимается данным видом деятельности?

Строительство - это сооружение новых объектов, реконструкция, расширение, достройка, реставрация и ремонт уже действующих объектов, выполнение монтажных работ. Строительство представляет собой очень сложный вид деятельности как в организационном плане, так и в отношении бухгалтерского учета. Его, пожалуй, можно сравнить лишь с сельским хозяйством, которое, по мнению автора, является самым сложным и рискованным видом деятельности.

Капитальное строительство осуществляется подрядным, хозяйственным и смешанным способами, отличающимися специфическими организационно-правовыми признаками, несмотря на единство основных, на которых построен их правовой режим.

Подрядным способом осуществляется наибольший удельный вес всего объема капитального строительства. Этим прогрессивным способом выполнение строительных работ поручается строительно-монтажным организациям на договорных началах.

В период подготовки к капитальному строительству и в процессе его осуществления возникает сложный комплекс правовых отношений. Одной из главных особенностей различных видов строительной деятельности является то обстоятельство, что для выполнения монтажных и специальных строительных работ генеральный подрядчик, как правило, привлекает ещё и различных субподрядчиков. Чем сложнее объект строительства, тем больше субподрядчиков может быть привлечено к его сооружению.

Хозяйственным способом осуществляется строительство, как правило, в тех случаях, когда производство работ подрядными строительно-монтажными организациями нецелесообразно. Критерием для выбора и применения подрядного или хозяйственного способа является экономическая целесообразность. При хозяйственном способе строительства предприятие выполняет собственными силами определенные СМР наряду со своей основной производственной деятельностью.

Несмотря на все сложности, связанные с процессом строительства, задачи бухгалтерского учета в этой отрасли практически такие же, как и во всех остальных, за исключением некоторых особенностей.

Цель и сущность бухгалтерского учета
в строительстве

Информация о хозяйственной деятельности строительной организации интересует не только ее собственников и руководителей, но и широкий круг других пользователей, которые принимают решение относительно взаимоотношений в этой организации, соблюдения ею заключенных соглашений, установленных норм и правил, К таким пользователям относятся потенциальные инвесторы, работники, кредиторы, заказчики, налоговые органы и др.

Хозяйственная деятельность - это любая деятельность, связанная с производством, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. Хозяйственная деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли, является предпринимательской деятельностью (предпринимательством).

Для обеспечения пользователей информацией о хозяйственной деятельности следует непрерывно вести бухгалтерский учет со дня регистрации организации и до её ликвидации.

Задачи бухгалтерского учета в строительстве

Главными задачами бухгалтерского учета в строительстве являются:

- обеспечение контроля за выполнением обязательств, наличием и движением имущества, использование материальных и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами и сметами;

- своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

- формирование полной, достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, поставщиками, статистическими и банковскими учреждениями.

Принципы бухгалтерского учета в строительстве

Бухгалтерский учет и финансовая отчетность в строительстве основываются на следующих основных принципах:

- осмотрительность - применение в бухгалтерском учете методов оценки, которые должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов организации;

- полное освещение - финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решения, которые принимаются на ее основе;

- автономность - каждая строительная организация рассматривается как юридическое лицо, отделенное от ее владельцев, в связи с чем личное имущество и обязательство владельцев не должны отражаться в финансовой отчетности организации;

- последовательность - постоянное (из года в год) применение организацией избранной учетной политики. Изменение учетной политики возможно лишь в случаях, предусмотренных национальными П(С)БУ, и должно быть обоснованно и раскрыто в финансовой отчетности;

- непрерывность - оценка активов и обязательств организации осуществляется исходя из предположения, что её деятельность будет продолжаться дальше;

- начисление и соответствие доходов и расходов - для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, которые были осуществлены для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств;

- превалирование сущности над формой - операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы;

- историческая (фактическая) себестоимость - приоритетной является оценка активов организации исходя из расходов на их производство и приобретение;

- единый денежный измеритель - измерение и обобщение всех хозяйственных операций организации в её финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единице;

- периодичность - возможность распределения деятельности организации на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности.

Права и обязанности строительных организаций в
сфере бухгалтерского учета

Согласно Закону о бухучете методологическое руководство процессом реформирования бухгалтерского учета осуществляет Министерство финансов Украины, которое утверждает П(С)БУ и другие документы, касающиеся ведения и составления финансовой отчетности. Закон о бухучете предоставляет строительной организации право самостоятельно:

- определять учетную политику организации;

- выбирать форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных настоящим Законом, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;

- разрабатывать систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определять права работников на подписание бухгалтерских документов;

- утверждать правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;

- выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность организации.

Руководитель строительной организации обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и представления к учету первичных документов.

Законом о бухучете предусмотрено, что главный бухгалтер или лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации:

- обеспечивает соблюдение в организации установленных единых методологических основ бухгалтерского учета, составление и представление в установленные сроки финансовой отчетности;

- организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

- участвует в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, кражи и порчи активов организации;

- обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях организации. Ответственность за бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ликвидацией строительной организации, включая оценку имущества и обязательств организации и составление ликвидационного баланса и финансовой отчетности, возлагается на ликвидационную комиссию, которая создается в соответствии с законодательством.

Первичные учетные документы и регистры
бухгалтерского учета

В Законе о бухучете уделено большое внимание оформлению первичных учетных документов и реестров бухгалтерского учета. Подчеркивается, что:

1. Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно, - непосредственно после ее окончания. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы;

2. Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны иметь следующие обязательные реквизиты:

- название документа (формы);

- дату и место составления;

- название организации, от имени которой составлен документ;

- содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

- должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личную подпись или другие данные, предоставляющие возможность идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной операции;

3. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета в регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Операции в иностранной валюте отражаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте отдельно.

Данные аналитических счетов должны быть тождественны соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца;

4. Регистры бухгалтерского учета должны иметь название, период регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи или другие данные, предоставляющие возможность идентифицировать лиц, участвовавших в их составлении;

5. Хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены;

6. В случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации организация обязана за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законами;

7. Организация принимает все необходимые меры для предотвращения несанкционированного и незаметного исправления записей в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и обеспечивает их надлежащее хранение в течение установленного срока;

8. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы;

9. Первичные документы и регистры бухгалтерского учета могут быть изъяты у организации только по решению соответствующих органов, принятому в пределах их полномочий, предусмотренных законами. Должностное лицо организации имеет право в присутствии представителей органов, осуществляющих изъятие, снять копии изымаемых документов. Обязательным является составление реестра изымаемых документов в порядке, установленном законодательством.

Инвентаризация активов и обязательств

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Объекты и периодичность проведения инвентаризации определяются собственником (руководителем) организации, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным согласно законодательству.

Случаи обязательного проведения инвентаризации имущества, средств и финансовых обязательств организаций приведем в таблице .

Финансовая отчетность

На основании данных бухгалтерского учета организации обязаны составлять финансовую отчетность. Финансовую отчетность подписывают руководитель и бухгалтер организации.

Финансовая отчетность организации (кроме субъектов малого предпринимательства, признанных таковыми в соответствии с действующим законодательством) включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам.

Основание проведения инвентаризации   Дата проведения инвентаризации  Нормативные документы 
Перед составлением годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности  не ранее 1 октября отчетного года  Порядок № 419, Инструкция № 69, Инструкция № 90, Инструкция № 480
 
В случае: - передачи имущества государственного предприятия (учреждения) в аренду; - приватизации имущества государственного предприятия; - преобразования государственного предприятия в акционерное общество  -
 
Порядок № 419, Инструкция № 69, Инструкция № 90
 
При смене материально-ответственных лиц
 
на день приема-передачи дел  Порядок № 419, Инструкция № 69, Инструкция № 90, Инструкция № 84, Инструкция № 480 
При установлении фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей  на день установления таких фактов  Порядок № 419, Инструкция № 69, Инструкция № 90, Инструкция № 84
 
По предписанию судебно-следственных органов  Порядок № 419, Инструкция № 69, Инструкция № 90 
В случае пожара, стихийного бедствия или техногенной аварии  на день окончания события  Порядок № 419, Инструкция № 69, Инструкция № 90, Инструкция № 84, Инструкция № 480 
В случае ликвидации предприятия (учреждения)  Порядок № 419, Инструкция № 69, Инструкция № 90, Инструкция № 480 
При передаче предприятий и их структурных подразделений*  на дату передачи  Инструкция № 69, Инструкция № 90 
При коллективной (бригадной) материальной ответственности в случае: - изменения руководителя коллектива (бригадира); - выбытия из коллектива (бригады) более половины его членов; - по требованию хотя бы одного члена коллектива (бригады)  -
 
Инструкция № 69
 
В случае получения отказа поставщика удовлетворить претензию относительно недогрузки товаров или при получении от покупателя претензии относительно недогрузки товаров**  -   Инструкция № 69 
Примечания.
* Инвентаризация может не проводиться в случае передачи предприятий (учреждений, организаций) и их структурных подразделений в пределах одного органа, к сфере управления которого входят эти предприятия (подпункт “є” п. 3 Инструкции № 69, пп. 1.9 Инструкции № 90).
** В этом случае, согласно п. 6 Инструкции № 69, проводится выборочная инвентаризация тех товаров, на которые заявлены указанные претензии. 

Для субъектов малого предпринимательства национальными положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Формы финансовой отчетности организаций и порядок их заполнения устанавливаются Министерством финансов Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины.

Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Баланс организации составляется по состоянию на конец последнего дня квартала (года).

Первый отчетный период вновь созданной строительной организации может быть менее 12 месяцев, но не более 15 месяцев.

Отчетным периодом ликвидируемой строительной организации является период с начала отчетного года до даты принятия решения о её ликвидации.

Строительные организации обязаны представлять квартальную и годовую финансовую отчетность органам, к сфере управления которых они относятся, трудовым коллективам по их требованию, собственникам (учредителям) в соответствии с учредительными документами, если иное не предусмотрено Законом о бухучете. Органам исполнительной власти и другим пользователям финансовая отчетность представляется в соответствии с законодательством. Срок представления финансовой отчетности устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Постановлением КМУ от 26.04.2005 г. № 384 внесены изменения в Порядок № 419, в соответствии с которыми теперь финансовая отчетность может подаваться органам государственной статистики вместе со справкой о наличии согласия на предоставление органам государственной власти данных из их финансовой отчетности.

Форма справки о согласии предоставления данных из финансовой отчетности строительной организации органам государственной власти приведена в приложении к Постановлению КМУ от 26.04.2005 г. № 384. В случае отсутствия такого согласия указанная справка органам государственной статистики не подается.

Финансовая отчетность организаций не составляет коммерческой тайны, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

При ликвидации строительной организации ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и в случаях, предусмотренных законами, публикует его в течение 45 дней.

План счетов

Счета бухгалтерского учета являются источником необходимой информации для опера; тивного руководства и контроля за состоянием и движением средств строительной организации, на л ичием и изменением источников финансирования и их результатами. Для полного отражения в бухгалтерском учете необходимых показателей нужна заранее определенная система счетов для отражения хозяйственных операций. С этой целью и составляют план счетов.

План счетов - это систематизированный перечень счетов, который определяет организацию всей системы текущего бухгалтерского учета в строительной организации. Изменение количества, содержания и назначения счетов обусловливает изменение плана счетов.

План счетов и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г. № 291, были утверждены в соответствии с Постановлением Кабмина Украины от 28.10.1998 г. № 1706 “Об утверждении Программы реформирования системы бухгалтерского учета с применением международных стандартов”.

Планом счетов определены синтетические счета (счета первого порядка) и субсчета к ним (счета второго порядка). Синтетические счета и субсчета к ним сгруппированы в Плане счетов в следующие классы:

Класс 1. Необоротные активы

Класс 2. Запасы

Класс 3. Денежные средства, расчеты и прочие активы

Класс 4. Собственный капитал и обеспечение обязательств

Класс 5. Долгосрочные обязательства

Класс 6. Текущие обязательства

Класс 7. Доходы и результаты деятельности

Класс 8. Расходы по элементам

Класс 9. Расходы деятельности

В отдельный класе “0” выделены забалансовые счета и субсчета к ним. На забалансовых счетах следует вести учет активов, которые не принадлежат субъекту хозяйствования, а находятся на его ответственном хранении илиГ используются им на правах аренды.

В новом Плане счетов используется децимальная система кодирования, в соответствии с которой каждая цифра в коде счета определяет определенную составляющую часть: класс “-” счет “--” субсчет “-”. Это означает, что максимально возможное количество счетов равняется 99, а каждый счет может включать до 9 субсчетов.

План счетов содержит 80 синтетических счетов, 73 из которых предназначены для всех видов деятельности. Строительные организации могут вводить дополнительные субсчета в пределах существующих счетов, а также самостоятельно определять дополнительную систему счетов аналитического учета.

Большим преимуществом Плана счетов является то, что его структура полностью согласуется со структурой Баланса и Отчета о финансовых результатах.

Аналитический учет в пределах счетов запасов, расходов и доходов дает возможность осуществлять калькулирование себестоимости работ, контроль расходов и определять результаты деятельности по центрам ответственности.

Таким образом, каждый класс счетов имеет конкретное предназначение и тесную связь с информационными потребностями внешних и внутренних пользователей.

Государственное регулирование
бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется с целью создания единых правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которые обязательны для всех предприятий и организаций и гарантируют и защищают интересы пользователей, а также усовершенствования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Наибольшие полномочия в сфере государственного регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности принадлежат Минфину Украины, который утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-правовые акты относительно ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета - это нормативный документ, утвержденный Минфином Украины, который определяет принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, не противоречащих международным стандартам бухгалтерского учета (МСБУ).

Организация бухгалтерского учета отнесена к компетенции его собственника (участников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами.

Это означает, что собственник или исполнительный орган, осуществляющий руководство строительной организацией, несет ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока (но не менее трех лет).

Согласно Закону о бухучете строительной организации предоставляется возможность самостоятельно избирать одну из четырех форм организации бухгалтерского учета:

1. Введение в штат строительной организации должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

2. Пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;

3. Ведение на договорных началах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;

4.Самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Однако эту форму организации бухгалтерского учета нельзя применять строительными организациями, отчетность которых должна обнародоваться.

Список использованных нормативно-правовых актов

Закон о бухучете - Закон Украины от 16.07.1999 г. № 996-XIV “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине”.

Порядок № 419 - Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный Постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Инструкция № 69 - Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Минфина Украины от 11.08.1994 г. № 69.

Инструкция № 90 - Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Главного управления Госказначейства Украины от 30.10.1998 г. № 90.

Инструкция № 480 - Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов банков Украины, утвержденная постановлением Правления НБУ от 20.12.2005 г. № 480.

Инструкция № 84 - Инструкция о порядке получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденная приказом Минфина Украины от 06.04.1998 г. № 84.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 17-18 (591-592), 23 апреля 2007 г.
Подписной индекс 40783