Частный предприниматель на едином налоге:
больше “за”, чем “против”
Не за горами Новый год... И если абстрагироваться от возможных глобальных изменений в законодательстве, то на сегодняшний момент можно сделать вывод, что упрощенная система налогообложения является удачной компиляцией прав и обязанностей для частного предпринимателя. И если вы решили начать собственное дело и попробовать себя в предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, то мы возьмем на себя смелость утверждать: для частного предпринимателя наиболее выгодной и практичной (с точки зрения оформления деятельности) является, безусловно, упрощенная система налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога.
Основным документом, регламентирующим порядок деятельности на упрощенной системе налогообложения, субъектов, ставки, уплату налогов (а также неуплату отдельных налогов и сборов), является Указ Президента Украины “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” от 03.07.98 г. № 727/98 в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99 (далее - Указ № 727).
Потом было Постановление Кабинета Министров Украины “О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727” от 16.03.2000 г. № 507 (далее - Постановление № 507), которым были дополнительно разъяснены некоторые положения, изложенные в Указе № 727.
Также можно вспомнить и Закон Украины “О государственной поддержке малого предпринимательства” от 19.10.2000 г. № 2063-III (далее - Закон № 2063), в преамбуле которого было записано:
“Настоящий Закон определяет правовые принципы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства независимо от формы собственности с целью наиболее быстрого выхода из экономического кризиса и создания условий для расширения введения рыночных реформ в Украине”.
И не более... Именно в таком же духе и весь Закон:
статья 4 “Цель государственной поддержки малого предпринимательства”: создание условий..., содействие формированию..., поддержка отечественных производителей;
статья 5 “Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства”: формирование инфраструктуры поддержки..., установление системы льгот..., введение упрощенной системы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности (которая уже два года назад была введена Указом № 727); финансово-кредитная поддержка...;
статья 7 “Программы поддержки малого предпринимательства”: финансово-кредитная и инвестиционная..., совершенствование нормативно-правовой базы..., содействие созданию инфраструктуры развития..., предложения относительно установления системы льгот..., т. д. и т. п.
Есть там и статья 11 “Упрощенная система налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства”:
“Для субъектов малого предпринимательства в порядке, установленном законодательством Украины, может применяться упрощенная система налогообложения бухгалтерского учета и отчетности, которая предусматривает:
замену уплаты установленных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) уплатой единого налога;
применение упрощенной формы бухгалтерского учета и отчетности.
Порядок ведения упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности определяется Кабинетом Министров Украины.
Упрощенная система налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности может применяться наряду с действующей общей системой налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренной законодательством, на выбор субъекта малого предпринимательства”.
В общем Закон издался весьма лирический. Правда именно в нем есть одно очень интересное определение в статье 1:
субъектами малого предпринимательства являются “физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности”.
И все. Нет ни ограничения по количеству наемных сотрудников, нет ограничения объема годового валового дохода, как это предусмотрено в этом же Законе для юридических лиц.
И посему, несмотря на положения Закона № 2063, можно сделать вывод, что руководствоваться надо именно Указом № 727, Постановлением № 507 и принятыми во исполнение этих документов приказами ГНАУ.
Итак, частные предприниматели имеют право самостоятельно избрать упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности путем уплаты единого налога (Указ № 727/98).
Для этого надо протестировать свою деятельность на право быть плательщиком единого налога (а для новых ЧП придется анализировать “прогнозную” деятельность и четко знать на будущее, что за эти “рамки” единщику выходить нельзя).
Тест 1. По Указу N№ 727 физические лица на едином налоге должны:
- иметь объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не более 500 тыс. грн.;
- количество человек, которые пребывают с частным предпринимателем в трудовых отношениях в течение года, включая членов его семьи, не должно превышать 10 человек.
Тест 2. Существуют ограничения относительно применения способа налогообложения. Так не разрешается применение единого налога при осуществлении:
- торговли ликеро-водочными и табачными изделиями, горюче-смазочными материалами;
- деятельности в сфере игорного бизнеса (в том числе деятельности, связанной с обустройством казино, других игорных мест (домов), игральных автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (в том числе государственных) и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме), обмена иностранной валюты;
- производства подакцизных товаров, хозяйственной деятельности, связанной с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, оптовой и розничной продажей подакцизных горюче-смазочных материалов;
- деятельности по добыче и производству драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования; оптовой, розничной торговли промышленными изделиями из драгоценных металлов, которые подлежат лицензированию в соответствии с Законом Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” 01.06.2000 года № 1775-III от (с учетом законов Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О Государственном бюджете Украины на 2005 год” от 25.03.2005 г. № 2505-IV и некоторые другие законодательные акты Украины” и “О внесении изменений в некоторые законы Украины” № 2642-IV от 03.06.2005 г.)*).
Итак, если вы протестировали свою нынешнюю или будущую деятельность и поняли, что в соответствии с законодательным полем, можете быть плательщиком единого налога, вам необходимо получить соответствующее Свидетельство, которое согласно Указу № 746 дает право находиться на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности.
Таким образом, реализовать предоставленное право частный предприниматель сможет, только получив указанное Свидетельство.
ГНАУ Приказом “Об утверждении Свидетельства об уплате единого налога и Порядка его выдачи” № 599 от 29.10.1999 г. (далее - Приказ, Порядок № 599) детально описала процесс получения этого документа.
Основанием для выдачи Свидетельства является предоставление субъектом предпринимательской деятельности - физическим лицом (по месту государственной регистрации) следующих документов:
- письменного заявления (согласно приложению 1 к Приказу № 599);
- платежного документа (квитанция, копия платежного поручения с отметкой банковского учреждения) об уплате (перечислении) единого налога за период не менее, чем календарный месяц.
При этом заявление должно быть подано не позднее, чем за 15 дней до начала квартала, с которого частный предприниматель избирает способ налогообложения доходов единым налогом. Вот почему наша статья посвящена 16 декабря - дате, до которой вы еще успеете официально оформить свое желание быть плательщиком единого налога с 2007 года. В этом году 16 декабря - выходной день, и поэтому ваше заявление должно быть подано в налоговую инспекцию не позднее 15 декабря.
Вновь созданные и зарегистрированные в установленном порядке физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, которые подали в государственную налоговую службу по месту их регистрации заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором проведена их государственная регистрация (п. 6 Указа № 746).
Орган государственной налоговой службы по месту государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности - физического лица на протяжении десяти рабочих дней после получения заявления обязан бесплатно выдать Свидетельство или дать письменный мотивированный отказ.
Если плательщик единого налога осуществляет предпринимательскую деятельность с использованием наемного труда, то на каждое лицо, которое находится с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи, плательщику единого налога выдается справка о трудовых отношениях физического лица с плательщиком единого налога (далее - Справка) (Приложение 2 к Приказу № 599).
В случае увеличения численности работников (открытие дополнительных рабочих мест) на протяжении срока действия полученного Свидетельства плательщик единого налога должен осуществить доплату за каждого дополнительно нанимаемого работника, из расчета не менее чем за полный месяц с начала деятельности таких работников, и получить Справки для этих работников. В случае уменьшения численности работников на протяжении срока действия полученного Свидетельства плательщик единого налога должен возвратить полученные Справки.
Действие Свидетельства прекращается в случаях:
- окончания срока действия;
- отказа от применения упрощенной системы;
- отмены государственной регистрации физического лица как субъекта предпринимательской деятельности в установленном законодательством порядке;
- нарушения условий для права уплаты единого налога.
Свидетельство и Справки выдаются на календарный год.
Поэтому, если вы уже были плательщиком единого налога, вы все равно должны подтвердить свое желание и дальше находиться на упрощенной системе налогообложения. Это возможно при условии отсутствия налоговой задолженности (по единому налогу) и при условии уплаты единого налога в определенный срок. Заявление также должно быть подано не позднее 16 декабря текущего года, при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей, срок уплаты которых на дату предоставления заявления наступил.
Какие налоги и сборы не уплачивает ЧП на едином налоге
Частный предприниматель - плательщик единого налога не является плательщиком таких видов налогов и сборов (обязательных платежей):
- налога на добавленную стоимость (согласно Постановлению № 507 физическое лицо - плательщик единого налога может по своему желанию быть плательщиком НДС);
- налога на доходы физических лиц (для физических лиц - субъектов малого предпринимательства);
- платы (налога) за землю (лишь за земельные участки, которые используются им для осуществления предпринимательской деятельности, указанной в Свидетельстве);
- коммунального налога;
- налога на промысел;
- сбора на специальное использование природных ресурсов;
- сбора на обязательное социальное страхование;
- сбора на обязательное государственное пенсионное страхование;
- взносов в Государственный фонд содействия занятости населения;
- сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;
- платы за патенты в соответствии с Законом Украины “О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности” № 98/96-ВР от 23.03.1996 г.
Какие налоги и сборы уплачивает плательщик единого налога
Объектом налогообложения у физических лиц на едином налоге является выручка от реализации товаров (работ, услуг) по кассовому методу, но размер единого налога не зависит от объема полученной выручки.
Ставки единого налога устанавливаются местными советами по месту государственной регистрации частного предпринимателя в зависимости от вида деятельности в границах от 20,00 до 200,00 грн. на месяц и увеличивается на 50% за каждое лицо в случае использования в предпринимательской деятельности плательщиком единого налога наемных сотрудников, включая членов его семьи.
Если частный предприниматель осуществляет несколько видов деятельности, для которых установлены различные ставки единого налога, налог выплачивается по большей ставке. При этом ставка единого налога не должна превышать установленной максимальной ставки (200 грн.).
Приятный вывод: сумма единого налога определяется в фиксированной сумме и потому не зависит от величины полученного предпринимателем дохода, но с учетом ограничения в размере 500000 грн. в год.
Книга учета доходов и расходов
Учет доходов и расходов частный предприниматель ведет в Книге по форме, установленной в приложении № 10 к Инструкции о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденной Приказом ГГНАУ от 21.04.93 № 12.
Для плательщиков единого налога (согласно п. 8 Приказа № 599) обязательному заполнению подлежат лишь следующие графы Книги:
“период учета”,
“расходы на производство продукции”,
“сумма выручки (дохода)”,
“чистый доход”.
Записи производятся плательщиком единого налога в хронологическом порядке - в календарной последовательности возникновения фактов получения доходов и фактов понесения расходов.
Размер единого налога не зависит от результатов предпринимательской деятельности, то есть от размера чистого дохода при условии, что объем выручки плательщика единого налога не превышает 500 тыс. грн. за календарный год. Учитывая указанное, важным условием во время ведения плательщиками единого налога книги учета доходов и расходов является заполнение графы “Сумма выручки”.
Порядок и сроки уплаты единого налога
Согласно Указу № 727 (п. 2) и Приказу № 599 при ежемесячной уплате единого налога физическими лицами его уплата осуществляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором осуществлялась предыдущая уплата единого налога. Таким образом, частные предприниматели вынуждены постоянно уплачивать единый налог авансом.
Если на протяжении срока действия полученного Свидетельства соответствующим местным советом изменяются (увеличиваются или уменьшаются) ставки единого налога, то перерасчет сумм платежей за период, за который произведена оплата, не проводится (абз. 5 пункта 2 Приказа № 599).
Необходимо также учесть, что временная приостановка деятельности по любым причинам, включая больничные, отпуск, сезонный характер деятельности и тому подобное в пределах отчетного года не освобождает частного предпринимателя от уплаты единого налога. Таким образом, налог должен быть уплачен в бюджет независимо от того, осуществлялась ли в этом периоде предпринимательская деятельность. Поэтому для предпринимателей - плательщиков единого налога, которые планируют временно прекратить свою предпринимательскую деятельность и при этом не уплачивать единый налог, целесообразно рекомендовать перейти на общую систему налогообложение доходов.
Законодательством предусмотрена возможность возврата на обычную систему налогообложения или перехода на уплату единого налога не только с начала календарного года, но и с начала любого квартала. При этом следует помнить, что решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности частный предприниматель может принимать не более одного раза на календарный год.
Отчетность физического лица - плательщика единого налога
Отчет субъекта малого предпринимательства - физического лица - плательщика единого налога составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала года и подается в налоговый орган в течение 5 дней после окончания отчетного периода, т. е. не позднее 5 апреля, 5 июля, 5 октября и 5 января следующего года - за отчетный год.
Таким образом, в течение года для плательщика единого налога устанавливаются отчетные периоды, равные кварталу.
Отчет подается лично плательщиком единого налога или направляется по почте в орган государственной налоговой службы по месту государственной регистрации его в качестве субъекта предпринимательской деятельности. При личной подаче отчета датой предоставления считается дата регистрации его в органе государственной налоговой службы, а при направлении отчета по почте - дата отправки на штампе отделения связи.
Частный предприниматель и НДС
Частные предприниматели - плательщики единого налога не являются плательщиками НДС независимо от объемов продажи и формы расчетов. В то же время такой предприниматель имеет право зарегистрироваться как плательщик НДС на добровольных началах.
Согласно Постановлению № 507 в случае если субъект малого предпринимательства - физическое лицо принимает решение быть плательщиком налога на добавленную стоимость, на него распространяется действие Закона Украины “О налоге на добавленную стоимость” № 168/97-ВР от 03.04.1997 г.
Частный предприниматель и РРО
Плательщики единого налога, которые осуществляют продажу товаров, предоставление услуг (работ), имеют право не применять регистраторы расчетных операций (РРО), расчетные квитанции (РК) и Книги учета расчетных операций (КУРО) при условии, что они не осуществляют продажу подакцизных товаров (кроме пива на разлив). Если такие предприниматели осуществляют продажу подакцизных товаров, положение относительно неприменения РРО и РК на них не распространяется
Частный предприниматель и взносы в
Фонд общеобязательного государственного
пенсионного страхования
Частные предприниматели - плательщики единого налога не уплачивают взносы в ПФУ отдельно (от суммы предпринимательского дохода).
В 2006 году был сохранен порядок распределения единого налога в составе ставки единого налога - 42 %. Т. е. сумма средств, которая направляется в Пенсионный фонд в виде части ставки единого налога, зачисляется в счет уплаты страховых взносов.
По собственному желанию частный предприниматель может проводить доплату до минимального пенсионного взноса.
Частный предприниматель - работодатель является страхователем физических лиц, которые работают у него на условиях трудового договора (контракта) или других условиях, предусмотренных законодательством, или по договорам гражданско-правового характера. Взносы начисляются в размере 31,8 % суммы фактических расходов на оплату труда работников. С суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников удерживаются взносы в таких размерах: если совокупный налогооблагаемый доход не превышает 150 грн. - 1%; если совокупный налогооблагаемый доход превышает 150 грн. - 2 %.
Предприниматели, уплачивающие единый налог, представляют в орган Пенсионного фонда до 1 апреля года, следующего за отчетным, отчет о начисленных и уплаченных суммах фиксированного размера страховых взносов по форме согласно приложению 26 к Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной Постановлением Пенсионного фонда Украины № 21-1 от 19.12.2003 г. (далее - Инструкция № 21-1).
Отчетность за наемных работников представляется на общих основаниях (приложение 23 к Инструкции № 21-1).
Отчет по персонифицированному учету представляется по итогам года как за самого предпринимателя, так и за наемных работников до 1 апреля.
Частный предприниматель и взносы в
Фонд общеобязательного государственного
социального страхования в связи с временной
потерей трудоспособности и расходами,
обусловленными рождением и погребением
В 2006 году сохранился порядок распределения единого налога в составе ставки единого налога - 11 %. Т. е. сумма средств, которая направляется в Фонд в виде части ставки единого налога, зачисляется в счет уплаты страховых взносов.
Начисления на фонд оплаты труда наемных работников не осуществляются.
Удержание составляет 0,5 % суммы оплаты труда, которая включает основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты, для наемных работников, заработная плата которых ниже прожиточного минимума, установленный для трудоспособного лица,1 % - если выше.
Частный предприниматель и взносы в
Фонд общеобязательного
государственного социального страхования на
случай безработицы
Аналогично был сохранен порядок распределения единого налога в составе ставки единого налога - 4 %, т. е. сумма средств, которая направляется в Фонд в виде части ставки единого налога, зачисляется в счет уплаты страховых взносов.
Начисления на фонд оплаты труда наемных работников не осуществляются.
Удержание составляло 0,5 % суммы оплаты труда, которая включает основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые подлежат обложению налогом с доходов физических лиц.
Частный предприниматель и взносы в
Фонд общеобязательного государственного
социального страхования от несчастного
случая на производстве и
профессионального заболевания.
Частные предприниматели регистрируются в Фонде страхования от несчастного случая на производстве. Страховые тарифы устанавливаются в соответствии с классами профессионального риска производства и отдельных отраслей экономики.
“Бухгалтерия. Налоги. Бизнес”, № 46, 2 декабря - 9 декабря 2006 г.
