Комментарий к приказу Минфина Украины от 19.12.2006 г. № 1213
“Об утверждении Положения о порядке бухгалтерского учета отдельных
активов и операций и Изменений к некоторым нормативно-правовым
актам Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету”
(зарегистрирован в Минюсте Украины 26.12.2006 г. за № 1363/13237)
и Приказ Минфина Украины от 11.12.2006 г. № 1176 “Об утверждении
Изменений к некоторым нормативно-правовым актам Министерства
финансов Украины по бухгалтерскому учету” (зарегистрирован в Минюсте
Украины 21.12.2006 г. за № 1342/13216)
Минфин никак не может избавиться от дурной привычки вносить изменения в важнейшие бухгалтерские нормативы, в том числе в формы отчетности, буквально накануне сдачи этой самой отчетности бухгалтерами. При этом от последних обычно требуют, чтобы финотчет представлялся именно по новой форме, а все цифры за предыдущий год были пересчитаны в соответствии с только что внесенными изменениями.
Вот и к нынешним новогодним праздникам Минфин приготовил два приказа, которыми вносится значительное число изменений в стандарты бухучета, План счетов и Инструкцию по его применению, а также в некоторые другие нормативные документы. Почему ведомство г-на Азарова выдало “на-гора” не один общий изменяющий приказ, а два - в общем-то, понятно. Дело в том, что приказ от 19.12.2006 г. № 1213 посвящен по большей части предприятиям государственного и коммунального секторов, а также тем предприятиям, которые владеют или пользуются объектами государственной и коммунальной собственности. В то же время приказ от 11.12.2006 г. № 1176 рассматривает вопросы учета так называемых биологических активов и, следовательно, предназначен, в первую очередь, для предприятий сельского хозяйства. Вот с сельхозноваций и начнем.
Необходимо обратить внимание на то, что приказом № 1176 изменены формы финансовой отчетности “Баланс” (ф. № 1) и “Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства” (ф. № 1-м). Сами изменения несущественны: раздел I баланса “Необоротные активы” дополнен таким показателем, как “Долгосрочные биологические активы” (стр. 35–37), а раздел II “Оборотные активы” - показателем “Текущие биологические активы” (стр. 110).
Но поскольку комментируемый приказ вступает в силу с 01.01.2007 г., можно предположить, что отчетность по новой форме придется сдавать уже за 2006 год.
Правда, прямых указаний на это в приказе № 1176 не содержится. Более того, отражать в новых формах результаты хозяйственной деятельности за прошлый год весьма затруднительно - ведь появление новых строк обусловлено принятием П(С)БУ 30 “Биологические активы”, а этот Стандарт вступил силу только с 1 января 2007 года. То есть баланс за 2006 год просто-напросто не может включать подобные показатели. Впрочем, отечественных чиновников никогда не смущала абсурдность их требований.
Наряду с балансом изменился и отчет о финансовых результатах (ф. № 2). Сама форма отчета, впрочем, не поменялась, однако порядок ее составления дополнен новыми требованиями в части отражения операционных доходов и расходов по операциям с биологическими активами. Соответствующие нормы введены в текст П(С)БУ 3. Аналогичные изменения внесены и в финотчет субъекта малого предпринимательства (П(С)БУ 25).
Некоторое недоумение вызывает корректировка Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению. Казалось бы, структура Плана достаточно гибка, чтобы можно было вводить в нее новые счета, не нарушая прежних взаимосвязей. Если возникает необходимость открыть какие-то особые счета для отражения принципиально новых видов активов или пассивов, всегда можно сделать это, заняв пустующие ячейки или создав субсчет второго или третьего уровня в составе счета, имеющего в своем названии слово “прочий”. Для того ведь и задуманы такие “прочие” счета, чтобы отражать на них то, что не попадает во все предыдущие счета данного класса.
Так нет же, Минфин решил поставить новые счета на место старых, а старые - переместить куда-нибудь в другое место. Были, например, у нас счета 16 “Долгосрочная дебиторская задолженность” и 18 “Прочие необоротные активы”. Когда понадобилось создать специальный счет для отражения долгосрочных биологических активов, самым естественным казалось ввести специальный субсчет для них в составе счета 18. Вместо этого разработчики приказа № 1176 предписали именно долгосрочную дебиторскую задолженность отражать на счете 18 (которому присвоили название “Долгосрочная дебиторская задолженность и другие необоротные активы”), а счет 16 переименовали в “Долгосрочные биологические активы”. То-то порадуются пользователи компьютерных бухгалтерских программ!
Другие изменения выглядят более логичными:
- название счета 21 “Животные на выращивании и откорме” изменено на “Текущие биологические активы”;
- название субсчета 107 “Рабочий и продуктивный скот” изменено на “Животные”;
- счет 13 “Износ (амортизация) необоротных активов” дополнен субсчетом 134 “Накопленная амортизация долгосрочных биологических активов”;
- счет 155 “Формирование основного стада” теперь называется “Приобретение (выращивание) долгосрочных биологических активов”;
- счет 71 дополнен субсчетом 710 “Доход от первоначального признания и от изменения стоимости активов, учитываемых по справедливой стоимости”;
- счет 94 дополнен субсчетом 940 “Расходы от первоначального признания и от изменения стоимости активов, учитываемых по справедливой стоимости”.
Соответствующие изменения внесены в описание и корреспонденцию счетов в Инструкции о применении Плана счетов.
“Государственно-коммунальный” приказ № 1213 затронул гораздо меньшее число бухучетных норм, зато влияние его куда масштабнее. Главный документ, утвержденный данным приказом,- Положение о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, владеющих и/или пользующихся объектами государственной, коммунальной собственности.
В нем обращает на себя внимание раздел, посвященный внутренним приказам об учетной политике предприятий государственного и коммунального секторов. В частности, дается подробный перечень того, что должно быть зафиксировано в таких приказах. Причем особо отмечено, что устанавливать для себя ту или иную учетную процедуру такие предприятия могут лишь в случаях, когда нормативно-правовые акты по бухучету предусматривают несколько их вариантов (одновариантные методы оценки, учета и процедур в приказ не включаются).
Кроме того, расписано, как отражать в бухучете таких предприятий:
- земельные участки;
- бесплатную передачу имущества по решению государственных или местных органов власти;
- основные средства и другие необоротные материальные активы, являющиеся объектами права государственной или коммунальной собственности, не вошедшие в уставные капиталы хозяйственных обществ, но контролируемые ими (находящиеся в их владении и/или пользовании);
- дооценку (индексацию) объектов ОС;
- сумму паевого участия предприятия в содержании бесплатно переданных объектов жилого фонда и т. п.;
- гудвилл.
Целый ряд стандартов дополнен ссылками на данное Положение (указано, что гос- и компредприятия применяют нормы П(С)БУ с учетом требований Положения). Понятно, не обошлось и без внесения изменений в План счетов, особенно в отношении гудвилла.
Ну а напоследок упомянем о нескольких новшествах, не имеющих прямого отношения ни к государственно-коммунальной, ни к сельскохозяйственной сфере, а внесенных в законодательную базу, так сказать, “попутно”:
- В Инструкции о применении Плана счетов появилось требование отражать расходы по оплате торговых патентов на счете 39 “Расходы будущих периодов”;
- внесены изменения в П(С)БУ 8 “Нематериальные активы”, П(С)БУ 9 “Запасы”, П(С)БУ 16 “Расходы”, П(С)БУ 25 “Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства” в части отражения финансовых расходов, которые включаются в себестоимость квалификационных активов согласно П(С)БУ 31 “Финансовые расходы”;
- зачем-то изменена терминология П(С)БУ 17 “Налог на прибыль”: “временная разница” заменена “временной налоговой разницей”; “временная разница, подлежащая вычитанию” - “временной налоговой разницей, подлежащей вычитанию”, а “временная разница, подлежащая налогообложению” - “временной налоговой разницей, подлежащей налогообложению”;
- внесены изменения в п. 5 Инструкции о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей. В частности, установлено, что в тех случаях, когда бухгалтерский учет ведется непосредственно руководителем (собственником) предприятия, доверенность на получение ценностей подписывается руководителем (собственником) самостоятельно. То есть подпись бухгалтера в данном случае не проставляется.
Сергей Козлович,
директор аудиторской фирмы “Фортекс”
Егор Калугин,
налоговый консультант
Газета “Фортекс”, № 03/2007 (№ 211), от 10.01.2007 г.
