Государственный контроль на автотранспорте
Порядок осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте приведен в соответствие с законодательством.
Верховная Рада 23.02.2006 г. приняла Закон Украины № 3492-IV "О внесении изменений в Закон Украины "Об автомобильном транспорте". Данным Законом внесены изменения в Закон Украины от 05.04.2001 г. № 2344-III "Об автомобильном транспорте". Это явилось началом в формировании современных правовых норм, направленных на улучшение безопасности перевозок, создание эффективных рыночных отношений на автомобильном транспорте, обновление парка транспортных средств, развитие международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов и т. д.
В целях совершенствования системы государственного контроля за выполнением транспортного законодательства законом создана транспортная инспекция в качестве органа государственного контроля на автотранспорте.
Прежде всего, Глававтотрансинспекция занимается выдачей лицензий и борьбой с нелегальными перевозками. Работники инспекции ведут проверку, способен ли перевозчик, который подал заявку на получение лицензии, обеспечить безопасность пассажира или нет.
Кабинет Министров Украины, в соответствии со статьей 6 Закона Украины "Об автомобильном транспорте", Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.11.2006 г. № 1567 утвердил "Порядок осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте" (далее - Порядок КМУ № 1567).
При этом Постановлением КМУ № 1567 признаны утратившими силу другие постановления Кабинета Министров Украины, в частности, Постановление КМ Украины от 29.01.2003 г. № 143 "Об утверждении Порядка осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте общего пользования".
Порядок КМУ № 1567 определяет процедуру осуществления госконтроля за соблюдением субъектами хозяйствования (далее - субъекты) требований законодательства об автотранспорте, норм и стандартов относительно организации перевозок пассажиров и грузов, норм международных договоров о международном автомобильном сообщении, наличием соответствующих лицензий и лицензионных карточек, выполнением ими лицензионных условий. Госконтроль осуществляется должностными лицами органа госконтроля путем проведения плановых, внеплановых и рейдовых проверок.
Согласно Порядку КМУ № 1567, государственному контролю подлежат все транспортные средства отечественных и иностранных субъектов (дальше - транспортные средства) ведения хозяйственной деятельности, которые осуществляют автомобильные перевозки пассажиров и грузов на территории Украины.
Органами государственного контроля на автомобильном транспорте является Глававтотрансинспекция и ее территориальные управления в областях, Автономной Республике Крым, гг. Киеве и Севастополе (предыдущим постановлением органами госконтроля были определены Минтранссвязи, Укравтотранс, смененный позже на Глававтотрансинспекцию, и Госавтоинспекция).
Проведение проверок
Государственный контроль осуществляется должностными лицами органа государственного контроля путем проведения плановых, внеплановых и рейдовых проверок.
В нормативном документе определяется, какие именно меры осуществляются при той или иной проверке. Законом "Об автомобильном транспорте" установлено следующее.
Плановая проверка осуществляется на основании статьи 6 Закона "Об автомобильном транспорте" и проводится один раз в год, при этом автомобильный перевозчик предупреждается о проверке не менее чем за 10 календарных дней в письменной форме. Цель такой проверки - проверка соблюдения требований действующего законодательства о транспортных перевозках.
Внеплановая проверка осуществляется на основании поступления заявления о нарушении (в письменной форме), при этом автомобильный перевозчик не предупреждается. Цель такой проверки - проверка только фактов нарушений, указанных в заявлении.
Рейдовая проверка осуществляется на основании статьи 6 Закона "Об автомобильном транспорте" не чаще одного раза в квартал, при этом автомобильный перевозчик о проверке не предупреждается. Цель такой проверки - проверка безопасности перевозок.
Порядок КМУ № 1567 же предписывает, что плановая и внеплановая проверка проводится по местонахождению субъекта во время осуществления перевозок пассажиров и грузов.
Плановая проверка субъекта проводится органом государственного контроля согласно с квартальным планом, который утверждается Глававтотраисинспекцией. Плановая проверка проводится комплексно.
Под комплексной проверкой в понимании Порядка КМУ № 1567 следует считать проверку:
- наличия - всей документации, которая дает право на перевозку автомобильным транспортом; договоров страхования; охраны автобусов; мест отдыха водителей; материально-технической базы; тахографов; документации на автостанциях и автовокзалах о присвоении классности;
- состояние выполнения - требований проведения технического осмотра; требований экипировки транспортных средств; мероприятий по предотвращению дорожно-транспортных происшествий; требований уровня профессиональной квалификации; требований медицинского осмотра; норм международных договоров; соответствие транспортных средств требованиям государственной системы сертификации, соблюдение автостанциями и автовокзалами Правил предоставления услуг.
Орган госконтроля не позднее десяти календарных дней до начала проведения плановой проверки в письменном виде уведомляет об этом субъекта хозяйствования. О проведении внеплановой проверки субъект не предупреждается.
Если во время проведения проверки выявлено нарушение, которое непосредственно влияет на безопасность автомобильных перевозок и является основанием для аннулирования лицензии, назначается внеплановая проверка выполнения лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности относительно предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Внеплановая проверка может быть комплексной или выборочной. О проведении внеплановой проверки субъект ведения хозяйства заблаговременно не предупреждается, что говорит о проведении такой проверки в любой момент, в частности на основании жалоб от пассажиров и т. д.
Рейдовая проверка относительно обеспечения безопасности перевозок осуществляется на основании еженедельного графика, который составляется не чаще чем один раз в квартал территориальным управлением Глававтотрансинспекции, и проводится на определенных отдельно участках дороги, маршрутах, автовокзалах, автостанциях, автобусных остановках, местах посадки и высадки пассажиров, стоянках автотранспорта и т. п.
Рейдовая проверка может проводиться как с остановкой транспортных средств, так без их остановки. Остановка транспортных средств осуществляется соответственно требованиям пункта 15 Правил дорожного движения.
Срок проведения рейдовой проверки не превышает трех дней. В случае когда состояние выполнения субъектом ведения хозяйства требований законодательства об автомобильном транспорте нуждается в продолжении проверки, руководитель органа государственного контроля принимает решение о продолжении срока проверки до пяти дней, о чем делает отметку в задании на проверку.
Не исключено, что проверяющие из Глававтотрансинспекции придут с компанией своих коллег. Плановые, внеплановые и рейдовые проверки могут проводиться с привлечением специалистов органов внутренних дел и научно-исследовательских учреждений (по согласованию с их руководителями) по вопросам, которые принадлежат к их компетенции. Такое право предусмотрено в пункте 4 Порядка КМУ № 1567.
Права и обязанности должностных лиц
Сразу же отметим, что должностные лица органа госконтроля имеют довольно внушительные права, которых значительно больше, чем обязанностей, а такое положение способно изрядно подпортить жизненное настроение перевозчиков. В частности, должностные лица имеют право беспрепятственно посещать субъекта для проведения проверок по вопросам, которые относятся к их компетенции, при условии предъявления служебного удостоверения и задания на проверку. Однако они сами должны предъявлять документы на проверку, их об этом просить не нужно, если они этого не сделают и начнут проверку - факт нарушения проверки налицо, о чем можно составлять жалобу.
Кроме этого, должностные лица имеют право:
- проводить проверку транспортного средства, в том числе с его остановкой, согласно с заданием на проверку;
- знакомиться с документами, на основании которых субъекты осуществляют деятельность в сфере автомобильного транспорта, и получать их копии;
- в соответствии с законом на бесплатный проезд во время проведения проверки транспортных средств.
Только руководитель органа государственного контроля и его заместитель, кроме указанных выше прав, имеет право выносить обязательные для выполнения субъектами предписания и постановления.
А самое главное, только они (руководитель органа государственного контроля и его заместитель) могут употреблять в установленном законодательством порядке мероприятия по ограничению предоставления субъектом определенных услуг (выполнение работ). В частности, указанные должностные лица имеют право приостановить перевозку пассажиров транспортным средством до устранения недостатков, поломок, то есть до приведения транспортное средство к нормам и т. д.
Предписание выносится по результатам рассмотрения дела о нарушении и при наличии оснований относительно устранения нарушений законодательства об автомобильном транспорте. Предписание подлежит обязательному выполнению в указанный в нем срок. О выполнении предписания уполномоченное лицо субъекта должно в письменном виде сообщить руководителю органа государственного контроля.
К обязанностям должностных лиц, как всегда, относятся:
- по результатам проведения проверки транспортного средства делать соответствующую отметку в дорожном листе (в случае его наличия);
- во время проведения проверки предъявлять служебное удостоверение и задание на проверку.
В случае выявления в ходе проверки транспортного средства нарушения законодательства об автомобильном транспорте должностными лицами, которые провели проверку, составляется акт. В любом случае о результатах проверки транспортного средства (отсутствие нарушения или указания номера составленного акта) должностное лицо делает запись в дорожном листе (при наличии такого) с указанием даты, времени, места проверки, своей фамилии, места работы и должности, номера служебного удостоверения, и ставит свою подпись.
Субъект, уполномоченное лицо субъекта, или водитель могут отказаться от подписания акта проверки транспортного средства. В таком случае должностные лица, которые проводили проверку, делают об этом запись. Поэтому идеальным вариантом для субъекта или водителя будет вариант подписать акт с указанием всех нарушений должностных лиц порядка проведения проверки или выразить свое несогласие с теми формулировками, которые изложены проверяющими в акте.
Дело о нарушении рассматривается должностным лицом органа государственного контроля по местонахождению субъекта или по месту выявления нарушения (по письменному заявлению уполномоченного лица субъекта) не позже чем в течение двух месяцев со дня его выявления.
В обязательном порядке дело о нарушении рассматривается в присутствии уполномоченного лица субъекта. Следует обратить внимание на то, что в последнее время данные требования законодательства почему-то игнорируются контролирующими органами, и не только транспортной инспекцией. Об этом могут свидетельствовать значительное количество таких фактов при судебных разбирательствах.
О времени и месте рассмотрения дела о нарушении уполномоченному лицу субъекта хозяйствования сообщается под расписку или заказным письмом с сообщением. Не исключено, что сообщение может прийти с опозданием. Не явившись, субъект не сможет оттянуть рассмотрение дела, поскольку в таком случае оно будет рассмотрено без его участия. Настоятельно рекомендуем субъекту проявлять инициативу и интересоваться о ходе дела непосредственно у инспектора.
Финансовые санкции должны быть перечислены субъектом на указанный в постановлении счет не позже 15 дней со дня получения им копии постановления о применении финансовых санкций, о чем сообщается в орган государственного контроля, должностным лицом которого вынесено соответствующее постановление.
Копия постановления выдается не позже трех дней со дня ее вынесения уполномоченному лицу субъекта под расписку или посылается заказным письмом с сообщением. На практике очень редко выполняются данные сроки, что препятствует возможности вовремя обжаловать такие решения, поэтому субъекту следует самому отслеживать ситуацию.
В случае обжалования постановления о применении финансовых санкций взыскания платится не позже чем в течение пятнадцати дней со дня получения сообщения об оставлении жалобы без удовлетворения.
При наличии в действиях физического лица - субъекта хозяйствования признаков административного правонарушения привлечения правонарушителя к ответственности осуществляется в порядке, установленном Кодексом Украины об административных правонарушениях. О такой ответственности мы уже писали в предыдущих материалах.
Права и обязанности уполномоченного лица
субъекта хозяйствования и водителя во время проведения проверки
Права проверяемых субъектов в Порядке КМУ № 1567 практически прописаны недостаточно. По мнению законодателя, проверяемые субъекты имеют право:
- ознакомиться с актом, подписать или отказаться от его подписания;
- предоставить свои объяснения и замечания относительно содержания акта.
Уполномоченное лицо субъекта обязано создать условия для проведения проверки и предоставить необходимые документы.
Юристы напоминают всем субъектам хозяйствования, что несмотря скупые нормы, выписанные в Порядке КМУ № 1567, они (субъекты хозяйствования) имеют полное право не допускать проверяющих к проверке при отсутствии должного оформленного основания на проверку, а также подавать в соответствующие органы жалобы на неправомерные действия проверяющих.
Кроме этого, как всегда, остается самым неприятным вопрос об изъятии документов. Юристы рекомендуют в таких случаях предоставлять только копии документов с составлением перечня изымаемых документов и ни в коем случае не отдавать проверяющим оригиналы документов
Обжалование постановлений
о применении финансовых санкций
Жалоба на постановление подается на протяжении 10 дней после его вынесения.
В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам по заявлению уполномоченного лица субъекта, относительно которого вынесено постановление, срок может быть восстановлен руководителем органа государственного контроля при условии предоставления заявителем документов, которые подтверждают наличие уважительных причин несвоевременного представления жалобы в установленный срок. Законодатель в Порядке КМУ № 1567 даже указал возможные уважительные причины пропуска срока подачи жалобы, намекая на то, что только эти причины для инспекции могут быть уважительными со стороны субъекта. К уважительным причинам, на взгляд законодателя, относятся, в частности, временная нетрудоспособность, засвидетельствованная в установленном порядке, или пребывание в командировке. Однако с юридической точки зрения могут быть и другие причины, которые можно считать уважительными.
“Вестник бухгалтера и аудитора Украины”, № 1-2, январь 2007 г.
