КОСУЛЬТИРУЕТ ГНИ В ДЕСНЯНСКОМ РАЙОНЕ Г. КИЕВА

Продажа основного средства
плательщиком единого налога

ВОПРОС: Наше общество приобрело основные фонды в II квартале 2005 года, в период, когда находилось на общей системе налогообложения. С I квартала 2006 года мы перешли на уплату единого налога, но при этом продолжали начислять амортизацию по налоговому методу. В третьем квартале 2006 года (во время нахождения на упрощенной системе налогообложения) обществом были проданы указанные основные средства. Просим объяснить, какую сумму следует включить в объект налогообложения единым налогом по операции продажи ОС. Правильно ли, что можно включить разницу между остаточной стоимостью, определенной по правилам бухгалтерского учета, должны ли мы с периода приобретения ОС пересчитать в бухгалтерском учете амортизацию для определения новой остаточной стоимости, чтобы правильно вычислить единый налог?

ОТВЕТ: В соответствии со статьей 3 Указа Президента Украины “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” № 727/98 от 03.07.1998 г. в редакции Указа от 28.06.99 г. № 746/99 (далее - Указ № 727) субъект предпринимательской деятельности - юридическое лицо, которое перешло на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплачивает единый налог по ставке 6 или 10 процентов от суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора.

В соответствии со статьей 1 Указа № 727 выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операции по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

В случае осуществления операции по продаже основных фондов выручкой от реализации считается разница между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи.

Как было указано в Письме ГНАУ от 18.04.2006 № 4330/6/15-04/6, субъект малого предпринимательства, который осуществляет операции по продаже основных фондов для обложения единым налогом, должен учитывать все средства, полученные на расчетный счет и в кассу от реализации основных фондов, которые принадлежат субъекту малого предпринимательства и реализованы в отчетном (налоговом) периоде, уменьшенные на сумму остаточной стоимости на момент продажи, которая рассчитывается в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 “Основные фонды”, утвержденным Приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

Но если внимательно рассмотреть Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 “Основные фонды”, то можно заметить, что он предусматривает несколько методов начисления амортизации.

Абзацем седьмым пункта 26 указанного Положения предусмотрено, что “предприятие может применять нормы и методы начисления амортизации основных средств, предусмотренные налоговым законодательством”.

Таким образом, для определения суммы, которая будет подлежать обложению единым налогом от операции продажи основного средства, в случае если ваше общество продолжало применять нормы и, главное, методы начисления амортизации, осуществлять перерасчет амортизации, не требуется.

Для определения “остаточной” стоимости, вам следует взять балансовую стоимость ОС, рассчитанную по правилам налогового учета (который у вашего общества совпадает и с избранным - бухгалтерским). Рассчитывается балансовая стоимость как сумма всех расходов на приобретение ОС минус амортизация, начисленная по этому основному средству до квартала продажи ОС (это упрощенный вариант расчета, при условии, что указанные ОС не ремонтировались).

Александра Винцевич,
главный государственный
налоговый инспектор

“Бухгалтерия, налоги, бизнес”, № 36 (546), 22 сентября - 28 сентября 2006 г.