В ваши двери стучится инспектор Госпожарнадзора

Наверное, нет такого руководителя, который не беспокоился бы о том, соблюдены ли на его предприятии все меры предосторожности на случай возникновения пожароопасной ситуации, правильно ли разработана схема эвакуации людей, все ли сотрудники ознакомлены с ней и знают ли они, как нужно себя вести при возникновении пожара. Да, решением этих вопросов занимаются соответствующие органы государственного пожарного надзора Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций. Сегодня мы не станем говорить о порядке получения разрешения у органов Госпожнадзора на начало работы предприятий и аренду помещений, поскольку данная тема рассматривалась в одном из предыдущих номеров нашего журнала. Настоящая статья посвящена порядку и условиям применения органами Госпожнадзора мер пресечения в случае нарушения или несоблюдения правил пожарной безопасности на предприятии. Мы хотим ознакомить вас с полномочиями государственных инспекторов по пожарному надзору, рассказать вам о порядке проведения плановых и внеплановых проверок, осуществляемых госинспектором по пожарному надзору, а также о том, какие меры пресечения могут быть к вам применены, каков порядок оформления материалов о применении мер пресечения и как их можно опротестовать. 21 октября 2004 года Министерством Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций был издан приказ № 130 “Об утверждении Инструкции о порядке и условиях применения органами государственного пожарного надзора предупредительных мер”. Пункт 3.1 данного приказа предусматривает, что уполномоченными на то должностными лицами органов Госпожнадзора могут применяться меры пресечения в случае:

- нарушения правил пожарной безопасности, влекущем угрозу возникновения пожара или препятствующем его гашению, эвакуации людей;

- выпуска пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты с отклонением от стандартов или технических условий, их отсутствия;

- выявления нарушений противопожарных требований, предусмотренных стандартами, нормами и правилами, во время проектирования (избирательно), строительства, реконструкции, расширения или технического переоснащения по их устранению.

1. Права, которыми наделены государственные
инспекторы по пожарному надзору

Главный государственный инспектор Украины по пожарному надзору, его первый заместитель и заместители, старшие государственные и государственные инспекторы по пожарному надзору Украины, главные государственные инспекторы по пожарному надзору Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и их заместители, государственные инспекторы по пожарному надзору территориальных органов Госпожнадзора имеют право:

а) прекращать или запрещать:

- работу предприятий, отдельных производств, производственных участков;

- эксплуатацию зданий, сооружений, отдельных помещений;

- работу агрегатов, эксплуатацию отопительных приборов и участков электрической сети;

- выпуск и реализацию пожароопасной продукции,

систем и средств противопожарной защиты;

- проведение пожароопасных работ, действие выданных разрешений на право проведения таких работ;

б) запрещать:

- выпуск и применение проектов;

- строительство, реконструкцию, техническое переоснащение объектов производственного и другого назначения, внедрение новых технологий, выпуск пожароопасной продукции;

в) приостанавливать проведение строительно-монтажных работ.

Они также имеют право вносить предложения о прекращении финансирования строительно-монтажных работ в случае выявления нарушений противопожарных требований, отсутствия положительных результатов экспертизы (проверки) проектной и другой документации на соответствие нормативным актам по пожарной безопасности органов Госпожнадзора.

Главные государственные инспекторы по пожарному надзору городов, районов, районов в городах, поселков городского типа имеют те же права, которые определены в абзацах 2, 3, 5 подпункта “а”, подпунктов “б” и “в”, только по письменному распоряжению из территориального органа Госпожнадзора (в каждом отдельном случае).

Они также имеют право самостоятельно принимать решение относительно объектов, перечень которых определяется территориальными органами Госпожнадзора; приостанавливать проведение строительно-монтажных работ, наблюдение за которыми осуществляют местные органы Госпожнадзора; запрещать реализацию пожароопасной продукции;

запрещать (прекращать) работу (эксплуатацию) отдельных помещений, агрегатов, отопительных приборов, участков электрической сети, проведение пожароопасных работ и действие выданных разрешений на право проведения таких работ.

Государственные инспекторы по пожарному надзору городов, районов, районов в городах, поселков городского типа имеют право прекратить (запретить): работу производственного участка, агрегата (если это не приведет к приостановлению работы предприятия или отдельного производства в целом); проведение пожароопасных работ и действие выданных разрешений на право проведения таких работ; эксплуатацию отдельного помещения, отопительного прибора или участка электрической сети.

В соответствии с пп. 2.3.6 Инструкции по организации работы органов государственного пожарного надзора, утвержденной приказом МЧС Украины от 06.02.2006 г. № 59, должностные лица органов Госпожнадзора имеют право привлекать к административной ответственности должностных лиц, руководящих объектами, и граждан согласно действующему законодательству.

В случае выявления осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в качестве субъекта ведения хозяйства или без получения лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, что подлежит лицензированию в соответствии с законом, или без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом, либо предоставления субъектом ведения хозяйства органу Госпожнадзора недостоверной информации относительно соответствия материально-технической базы требованиям действующего законодательства в соответствии с ст. 255 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее - КУоАП) органы Госпожнадзора имеют право составлять протоколы об административном правонарушении согласно ст. 164 КУоАП и направлять их в соответствующие судебные органы для принятия решений.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 14.02.2001 г. № 150 “Об утверждении Порядка выдачи органами государственного пожарного надзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений” в случае неисполнения условий обеспечения пожарной безопасности, указанных в разрешении на начало работы предприятий и аренду помещений, органы Госпожнадзора имеют право отменять данные разрешения.

2. Основания для проведения плановых
и внеплановых проверок

В соответствии с п. 3.3. Инструкции по организации работы, органов государственного пожарного надзора госпожнадзор на объектах независимо от форм собственности и в населенных пунктах осуществляется путем проведения проверок относительно соблюдения субъектами ведения хозяйства и гражданами установленных действующим законодательством требований пожарной безопасности.

Проверки делятся на плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся с целью осуществления обследования относительно соответствия объектов требованиям нормативно-правовых актов и контроля по соблюдению установленных действующим законодательством требований пожарной безопасности.

Внеплановые проверки проводятся с целью осуществления контроля по соблюдению предписаний. Внеплановые проверки органами Госпожнадзора проводятся также в случаях:

- по поручению Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, МЧС и решений местных органов исполнительной власти относительно усиления противопожарной защиты объектов и населенных пунктов;

- получения от юридических и физических лиц, центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления информации о возникновении аварийных ситуаций, изменении или нарушении технологических процессов, а также выхода из строя оборудования, которое может повлечь непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, ущерб окружающей среде и имуществу граждан и владельцев объектов;

- обращения физических и юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов (бездействие) другими юридическими или физическими лицами, связанными с неисполнением ими обязательных требований пожарной безопасности, а также получением другой информации, которая подтверждается соответствующими документами и доказательствами о наличии таких нарушений (обращения, которые не позволяют установить лицо, обратившееся в орган Госпожнадзора, не могут быть основанием для проведения внеплановой проверки). Следует также обратить внимание на то, к какой группе уровня пожарной опасности относится ваш объект.

К объектам I группы относятся потенциально опасные объекты, промышленные и складские здания, которые принадлежат к категориям “А”, “Б” по взрывопожарной опасности независимо от площади, категории “В” по пожарной опасности площадью 500 м2 и более, объекты с массовым пребыванием людей и высотные дома, здания центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также другие объекты, которые определяются соответствующим приказом начальника территориального органа Госпожнадзора с учетом их пожарной опасности.

Плановая проверка этих объектов осуществляется ежегодно и может проводиться бригадным и групповым методом, с привлечением представителей Государственного департамента промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора, Государственной инспекции гражданской защиты по техногенной безопасности, других органов государственного надзора.

К объектам II группы относятся промышленные и складские здания, которые принадлежат к категории “В” по пожарной опасности площадью менее 500 м2, сельскохозяйственные предприятия и фермерские хозяйства, на работах у которых задействованы работники, объекты торговли (кроме малых архитектурных форм), здания повышенной этажности, предприятия бытового обслуживания, подземные и многоэтажные гаражные кооперативы и т. п. Перечень таких объектов утверждается руководителем местного органа Госпожнадзора.

Плановые проверки этой группы объектов проводятся один раз в 3 года.

К объектам III группы относятся все государственные ведомственные и кооперативные жилые дома (кроме домов повышенной поверхностности и высотных), дачные, садовые и гаражные кооперативы (кроме многоэтажных и подземных), другие малые архитектурные формы и т. п.

Плановые проверки этой группы объектов проводятся один раз в 5 лет.

Внеплановые проверки, которые проводятся с целью осуществления контроля по соблюдению предписаний, осуществляются по решению руководителя органа Госпожнадзора, но не чаще одного раза в год.

Внеплановые проверки субъектов ведения хозяйства не проводятся при условии заключения договоров добровольного страхования ответственности перед третьими лицами.

3. Процедура и порядок проведения проверок

Особое значение имеет то, что проверки проводятся только на основании предписания на право проведения проверки, выданном начальником органа Госпожнадзора, которое регистрируется в специальном журнале данного органа. Предписание на право проверки, выданное руководителем органа Госпожнадзора, или его копия, заверенная печатью, предъявляется государственным инспектором, который осуществляет проверку, руководителю объекта или уполномоченному лицу одновременно со служебными удостоверениями участников проверки.

Проверка может осуществляться только теми государственными инспекторами, которые указаны в предписании на право проверки. Срок проверки определяет руководитель органа Госпожнадзора исходя из характеристики объекта.

Также допускается вручение предписания на право проверки арендодателю объекта независимо от форм собственности для извещения арендаторов.

К проведению проверок могут привлекаться работники ведомственной, местной, добровольной пожарной охраны, других органов государственного надзора, члены пожарно-технических комиссий, специалисты заинтересованных ведомственных и экспертных организаций, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления по согласованию с их руководителями.

Проверки объектов проводятся при участии руководителей (владельцев) предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных лиц, которые должны быть заблаговременно поставлены в известность о дате их проведения.

Перед проведением проверок государственный инспектор должен ознакомиться с технической документацией и справочной литературой, которая характеризует пожарную опасность объекта, с материалами о пожарах и предыдущими проверками, соответствующими отраслевыми правилами и нормами по вопросам пожарной безопасности.

В ходе проверок анализируются противопожарное состояние объекта и степень выполнения ранее предложенных противопожарных мероприятий. По всем неисполненным мероприятиям и предписаниям, а также выявленным нарушениям государственный инспектор должен принять меры относительно привлечения виновных лиц к ответственности и (или) применению мер пресечения.

В ходе проверок объектов проверяется наличие актов приемки в эксплуатацию средств противопожарной защиты, наличие договоров на техническое обслуживание средств противопожарной защиты и выведение сигналов на пульты наблюдения, наличие сертификата соответствия (свидетельства о признании) на продукцию противопожарного назначения или его копии, которые выполнены на защищенных бланках строгой отчетности установленного образца.

При осуществлении проверок обзору подлежат территория объекта, дома, сооружения, установки и оборудование, в том числе и те, которые находятся в стадии строительства, производимая или реализуемая продукция, состояние подъездных путей, обеспеченность и техническое состояние пожарной техники, наличие и работоспособность автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации, средств связи, состояние и надежность функционирования внешнего и внутреннего противопожарного водоснабжения. Кроме того, проверяются наличие объектов (помещений), которые сдаются в аренду, и наличие соответствующих договоров аренды (в части, касающейся ответственности за обеспечение пожарной безопасности объекта (помещения)), а также наличие на арендованных объектах (помещениях) разрешений на начало работы.

В случае выпуска и реализации продукции противопожарного назначения, не имеющего сертификата соответствия (свидетельства о признании), государственные инспекторы по пожарному надзору должны провести мероприятия реагирования в соответствии со своими полномочиями и при необходимости информировать об этих нарушениях региональные органы защиты прав потребителей.

По результатам плановых проверок руководителям предприятий, учреждений, организаций и гражданам выдаются письменные предписания на устранение нарушений требований пожарной безопасности. Предложенные предписаниями мероприятия должны быть обоснованы требованиями нормативных актов и оговариваться с руководителями объектов об установлении сроков их исполнения.

Предписание состоит из двух разделов. В первый раздел включаются невыполненные мероприятия предыдущего предписания с указанием прошлых сроков их выполнения, а во втором указаны новые предложенные мероприятия и сроки их исполнения.

Предписание составляется не менее чем в двух экземплярах: 1-й - не позднее 5 рабочих дней по завершению проверки вручается руководителю объекта для исполнения, а 2 с подписью руководителя относительно согласованных сроков и получения остается в органе Госпожнадзора для осуществления контроля. В случае невозможности вручения руководителю объекта предписания последнее направляется заказным письмом с уведомлением, об этом в копии проставляются соответствующий исходящий номер и дата направления, или сдается в канцелярию объекта с соответствующей отметкой на копии исходящего номера и даты.

Предписание Госпожнадзора подписывают государственные инспекторы, которые проводили проверку. Он сохраняется в наблюдательном деле до полного его выполнения, но не менее 5 лет.

Противопожарные требования к арендованным объектам предъявляются сторонам согласно ст. 5 Закона Украины от 17.12.1993 г. № 3745-ХII “О пожарной безопасности” и договору аренды.

По заключениям проверок государственных, ведомственных, кооперативных жилых домов предписания вручаются руководителям соответствующих жилищных организаций.

В случае несогласия с содержанием предписания вы можете его обжаловать в высший орган или должностному лицу Госпожнадзора в 10-дневный срок со дня его вручения.

При проведении проверок в предыдущем предписании государственный инспектор обязан сделать отметки. В случае выполнения противопожарных мероприятий напротив каждого из них делается отметка “выполнено”, ставятся дата проверки и подпись соответствующего государственного инспектора, а при невыполнении - в конце предписания указываются порядковые номера невыполненных пунктов, указываются меры, которые применены к виновным лицам, а также меры пресечения, о чем ставится в известность руководитель объекта. В случае отсутствия нарушений при проведении проверки составляется справка за подписями обеих сторон в двух экземплярах, первый из которых вручается руководителю, а второй - подшивается к наблюдательному делу.

4. Порядок оформления
материалов о применении
мер пресечения

Решения должностного лица органов Госпожнадзора о применении мер пресечения на соответствующем объекте оформляются постановлением о применении мер пресечения (далее - постановление). При вынесении постановления в его констатирующей части обязательно указываются орган, должность, звание, фамилия и инициалы должностного лица, которое вынесло постановление; наименование предприятия, учреждения, организации, их адреса и местонахождение; суть нарушений, которые являются основанием для применения мер пресечения со ссылкой на пункты норм и правил по вопросам пожарной безопасности и полное название нормативно-правового акта. В предписывающей части постановления указываются наименования предприятия, учреждения, организации, где применяется мера пресечения; вид избранной меры пресечения; должность, звание, фамилия и инициалы должностного лица органа Госпожнадзора, которому поручено приведение постановления в действие; дата и способ приведения в действие.

Также постановление должно быть закреплено печатью соответствующего органа Госпожнадзора. В постановлении приводятся должность, фамилия лица, в присутствии которого оно приводится в действие, и каким образом, а также содержится отметка о приостановлении его выполнения или прекращении действия (кем принято решение, в связи с чем, на какой срок и т. п.).

Постановление составляется в двух экземплярах. Первый вручается руководителю (владельцу) объекта, на котором применяется мера пресечения, или уполномоченному им лицу для устранения недостатков, а второй остается в органе, который вынес постановление о применении мер пресечения.

При необходимости копия постановления для информации направляется в заинтересованные ведомства, организации, центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или прокуратуры, о чем в нем дополнительно указывается. Постановление действует до полного устранения всех указанных в нем нарушений правил пожарной безопасности.

При применении мер пресечения на объектах строительства постановление вручается (направляется) заказчику и исполнителю работ генеральной подрядной организации. В таком случае копия постановления в обязательном порядке предоставляется руководителю субподрядной организации (если таковая есть) и соответствующему органу (если такой имеется) для принятия решения о прекращении финансирования проектировочных, строительных работ, реконструкции, расширения, технического переоснащения или капитального ремонта предприятий, зданий, сооружений и других объектов.

При вручении постановления вам, как руководителю (владельцу) объекта, или уполномоченному вами на то лицу должны разъясняться порядок и срок обжалования постановления, порядок и условия приостановления его исполнения или прекращения действия, а также ответственность за его неисполнение, что подтверждается Вашей подписью при получении постановления.

В случае отказа руководителя (владельца) объекта или уполномоченного им лица от подписания постановления, а также в случае значительной отдаленности объекта, на котором применяется мера пресечения, от органа, который его выносил, постановление направляется почтой в адрес предприятия, учреждения и организации заказным письмом с уведомлением о вручении в течение пяти рабочих дней после его вынесения.

Все реквизиты постановления должны заполняться печатным способом или разборчивым почерком пастой (чернилами). Постановление выносится на украинском языке, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Не допускаются зачеркивания или исправления сведений, которые заносятся в постановление, а также внесение дополнительных записей после того, как постановление подписано лицом, которое его вынесло, и (или) руководителем (владельцем) объекта или уполномоченным им лицом.

Постановление или его копия хранятся в соответствующем деле центрального и территориального органа Госпожнадзора либо в наблюдательном деле на соответствующий объект местного органа Госпожнадзора. Постановление регистрируется в журнале учета постановлений о применении мер пресечения, который сохраняется в органе Госпожнадзора, вынесшем данное постановление.

5. Порядок рассмотрения жалоб и протестов
на вынесенное постановление
о применении мер пресечения

Постановление о применении мер пресечения в пятидневный срок со дня его вручения может быть обжаловано в высшее должностное лицо органа Госпожнадзора или в районный (городской) суд. При этом решение суда является окончательным, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины. Постановление о применении мер пресечения может быть также опротестовано прокурором.

Жалоба и протест на постановление рассматриваются уполномоченными органами (должностными лицами) Госпожнадзора в десятидневный срок со дня их поступления, если иное не установлено законами Украины. Подача жалобы не прекращает исполнения постановления. Орган (должностное лицо) Госпожнадзора при рассмотрении жалобы или протеста на постановление проверяет законность и обоснованность его вынесения и принимает одно из таких решений: оставляет постановление без изменений, а жалобу или протест - без удовлетворения; отменяет постановление.

Если будет установлено, что постановление о применении мер пресечения на соответствующем объекте вынесено должностным лицом органа Госпожнадзора, которое не имеет полномочий на это, такое постановление отменяется.

Аннулировать постановление о применении мер пресечения может лишь высшее должностное лицо органа Госпожнадзора (по принципу территориальности органа Госпожнадзора). Копия решения по жалобе или протесту на постановление в течение трех суток направляется руководителю (владельцу) объекта, на котором применялась мера пресечения. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

Как упоминалось выше, существуют порядок и условия приостановления постановления о применении мер пресечения. Допустим, к вашему объекту была применена мера пресечения (дальнейшая работа на предприятии была приостановлена либо запрещена). В этом случае вы можете обратиться к должностному лицу Госпожнадзора, которому поручено исполнение данного постановления, с просьбой приостановить исполнение постановления, с целью проведения работ по устранению противопожарных нарушений, которые были выявлены на вашем объекте. Такое решение может быть принято лишь в том случае, если вы представите соответствующие материалы (гарантийные письма, планы устранения недостатков с указанием конкретных сроков и исполнителей, договоры на выполнение противопожарных работ, счета по оплате данных работ и другие документы), которые непосредственно подтверждают ваши намерения устранить выявленные противопожарные недостатки, указанные в постановлении. Но, даже если будет принято решение о приостановлении выполнения постановления о применении мер пресечения, деятельность вашего предприятия не начнется, пока вы не устраните выявленные нарушения в полном объеме.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 47 (569), 20 ноября 2006 г.
Подписной индекс 40783