Не желаете ли "оздоровиться"
Национальный банк выдал сразу несколько постановлений, которыми ужесточается контроль за финансовым состоянием банков.
Время финансового оздоровление банков наступит раньше
В соответствии с постановлением Правления Национального банка Украины от 17.08.2006 г. № 324 "Об утверждении изменений к положению о применении Национальным банком мер воздействия за нарушение банковского законодательства, утвержденного постановлением Правления НБУ от 28.08.2001 г. № 369" (далее - Постановление НБУ № 369), зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 06.09.2006 р. под № 1034/12908, финансовое оздоровление банков будет инициировано в случаях, когда удельный вес негативно классифицируемых активов отдельно взятого финансового учреждения в общем объеме его активов составляет 20% и более.
Напомним, что ране данная норма предусматривалась в размере 30% и более.
В частности, в Постановлении НБУ № 369 говорится, что комиссия Национального банка с целью оздоровления банка имеет право принять решение о необходимости созыва наблюдательного совета или правления (совета директоров) банка для принятия программы финансового оздоровления банка, в котором происходит существенное ухудшение финансового состояния, если рост активов с негативной классификацией составляет 20% и более от общей суммы активов.
Хорошо это или плохо? Для клиентов банка, конечно, хорошо, поскольку оздоровление банка начнется заблаговременно до наступления той стадии финансового состояния, при которой оздоровление может проходить куда более сложно и, получив такую информацию о банке, предприятие сможет понемногу выводить свои активы в более безопасное место на случай полного краха банка.
Соответственно для банков это новшество является ухудшением положения, так как его операции будут контролироваться и ограничивать свободу действия, а "выскользнувшая" негативная информация может оказать свое воздействие на клиентов, которые поспешат вывести свои активы.
И совсем не на руку банкам норма Постановлении НБУ № 369, которая предусматривает, что если удельный вес негативно классифицируемых активов банка в общем объеме его активов составляет 20% и более, то НБУ может отнести такой банк к числу высокорисковых и установить для него повышенные значения экономических нормативов.
Решение об ограничении, приостановлении или прекращении отдельных операций высокорискового банка НБУ решил принимать при условии нарушения таким банком порядка формирования резервов трех отчетных периодов подряд в течение календарного года, а также при несоблюдении банком более 30 раз (включая выходные и праздничные дни) установленного НБУ ежедневного остатка средств на корреспондентском счете банка в НБУ и при неперечислении банком средств обязательных резервов в полном объеме на отдельный счет в НБУ в течение трех рабочих дней.
Кроме этого, НБУ решил вводить временные администрации в банках в случаях, когда удельный вес негативно классифицируемых активов отдельно взятого финучреждения в общем объеме его активов составляет 30% и более, а также в случаях, когда убыток банка в текущем году составляет 30% и более от размера его уставного фонда. Временная администрация может быть введена в банке в случае, если он в течение 15 рабочих дней не выполняет 20% и более своих просроченных обязательств; если банк два и более раза в течение квартала нарушает норматив текущей ликвидности (Н5) более чем на 20% от его нормативного значения.
Другими основаниями для введения временной администрации являются: наличие конфликтной или неуправляемой ситуации среди руководителей или владельцев банка; нарушение банком порядка формирования обязательных резервов два отчетных резервных периода подряд; неустранение банком нарушений или недостатков, выявленных НБУ; невыполнение распоряжений НБУ об отстранении от должности должностных лиц банка; непредставление в установленный срок программы финансового оздоровления или плана реорганизации.
Напомним, что прежняя редакция "Положения о применении Национальным банком мер воздействия за нарушение банковского законодательства" предусматривала, что основаниями для введения временной администрации являются: неустранение банком нарушений или недостатков, выявленных НБУ; невыполнение распоряжений НБУ об отстранении от должности должностных лиц банка; наличие конфликтной или неуправляемой ситуации среди руководителей или владельцев банка; подача банком недостоверной информации и отчетности; непредставление документов по письменному требованию НБУ; сокрытие счетов, документов, активов и т.п.
Однако, согласно изменениям, в случае непредставления банком в установленный срок программы финансового оздоровления (плана реорганизации) или представление программы (плана реорганизации), которая не отвечает требованиям указанного Положения (с учетом требований, установленных в решении Комиссии Национального банка относительно принятия банком программы финансового оздоровления), Национальный банк применяет более жесткие меры воздействия, которые адекватные допущенным нарушением. Но при этом, по сравнению с предыдущей редакцией, НБУ не отстраняет руководство от управление банком, не назначает временную администрацию, не отзывает банковскую лицензии и не назначает ликвидатора, в зависимости от финансового состояния банка. Так об этом говорит пункт 3.8 измененного Положения.
В случае смены владельцев банков, председателей наблюдательных советов
или правлений банков, НБУ будет проводить внеплановые проверки
НБУ решил перестраховаться и заблаговременно отслеживать ситуацию не только с финансовым состоянием банков, но и проверять финансово-хозяйственную деятельность банка в случае смены их владельцев, председателей наблюдательных советов или правлений. С этой целью постановлением Правления НБУ "О внесении изменений в положение о планировании и порядке проведения инспекционных проверок, утвержденное постановлением Правления Национального банка от 17.07.2001 г. № 276" от 17.08.2006 г. № 323, зарегистри-рованном в Министерстве юстиции Украины 05.09.2006 г. под № 1033/12907, введены нормы, в соответствии с которыми НБУ будет проводить в таких случаях внеплановые проверки банков.
Решение о проведении внеплановой проверки банка при наличии оснований оформляется в форме распоряжения и подписывается Главой Национального банка или уполномоченным им лицом. Уполномоченным лицом может быть первый заместитель Председателя, заместитель Председателя Национального банка, который за должностными обязанностями руководит службой банковского надзора, директор Департамента банковского регулирования и надзора. Для осуществления вышеупомянутых полномочий этим лицам выдается доверенность за подписью Главы Национального банка.
Распоряжение о проведении внеплановой проверки должны содержать название объекта проверки, основание, сроки проведения проверки (даты начала и окончания), период инспектирования, перечень вопросов, которые подлежат проверке, состав инспекционной группы.
Согласно изменениям Национальный банк может принять решение о проведении внеплановой проверки при наличии веских оснований. Такими основаниями являются смена владельца (владельцев) существенного участия в банке или председателя наблюдательного совета и/или председателя правления, а также получение банком статуса специализированного. Предметом проверки, естественно, является ответ на вопрос: а не натворили ли там чего-нибудь такого прежние владельцы, председатели наблюдательных советов или правлений и т.д.
Неизменными основаниями для проведения проверок банков остались: выявление при безвыездном надзоре существенного ухудшения финансового состояния банка или фактов проведения им рисковых операций; а также выявление фактов подачи банком в НБУ недостоверной отчетности.
Постановление также предусматривает, что годовые и квартальные планы инспекционных проверок банков утверждаются первым заместителем председателя НБУ или заместителем председателя НБУ, управляющим службой банковского надзора, по представлению департамента банковского регулирования и надзора (ранее планы утверждались директором департамента банковского регулирования и надзора и согласовывались первым заместителем или заместителем председателя НБУ).
Банки смогут открывать и вести
корреспондентские счета в банковских металлах
Нацбанк, однако, дает новые возможности для финансовой деятельности банкам, тем самым реанимируя себя в глазах банкиров.
Так, постановлением Правления НБУ "О внесении изменений в правила регистрации корреспондентских счетов банков Национальным банком", от 17.08.2006 г. № 325, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 04.09.2006 г. под № 1026/12900, Нацбанк внес изменения в постановление Правления НБУ от 15.08.2001 г. № 343. Согласно указанным изменениям Нацбанк разрешил банкам открывать и вести корреспондентские счета в банковских металлах при установлении корреспондентских отношений.
В частности, в указанном постановлении НБУ говорится, что учреждения, которые в соответствии с нормативно-правовыми актами Национального банка имеют лицензию на право открытия и ведения счетов банков-корреспондентов, а также имеют открытые корреспондентские счета в иностранной валюте и/или в банковских металлах, и открыли у себя корреспондентские счета в иностранной и национальной валюте и/или банковских металлах, формируют пакет документов об открытом корреспондентском счете и предоставляют информацию территориальным управлениям Национального банка по своему местонахождению.
Территориальные управления НБУ регистрируют корреспондентские счета банков в течение 10 рабочих дней после получения соответствующих документов (ранее - в течение 5 рабочих дней).
Напомним, что в новой редакции документа остался неизменным пункт, согласно которому территориальные управления НБУ при проведении регистрации корсчетов проверяют наличие данных о банках-корреспондентах, являющихся нерезидентами, в справочнике The Banker's Almanac (Великобритания). В том случае, если банк-корреспондент (нерезидент) не включен в справочник The Banker's Almanac, то украинский банк должен предоставить о нем дополнительную информацию: копию аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетности банка-корреспондента с предоставлением копий баланса, а также другие документы, подтверждающие наличие у банка-корреспондента постоянного офиса по месту его регистрации.
“Вестник бухгалтера и аудитора Украины”, № 21-22, ноябрь 2006 г.
