ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО
11.08.2006 N 15201/7/23-5016

Государственной налоговой
администрации в г. Киеве

(Извлечение)

Относительно налогообложения доходов
от деятельности по управлению активами

<...>

Согласно подпункту 3.2.11 пункта 3.2 статьи 3 Закона "О налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ) не являются объектом налогообложения предоставление уполномоченными банками услуг по доверительному управлению фондами банковского управления, выплата вознаграждения за осуществление управления фондом операций с недвижимостью, за перечисление денежных средств на финансирование строительства из фонда финансирования строительства, за осуществление платежей по ипотечным сертификатам в соответствии с законом.

Подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 статьи 3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ) (с учетом изменений и дополнений) установлено, что не являются объектом налогообложения операции по <...>, а также деятельности по управлению активами. Операции компании по привлечению денежных средств физических и юридических лиц с целью последующего финансирования строительства жилья для таких лиц имеют признаки деятельности по управлению активами, определение которой дается Законом Украины от 30.10.96 г. N 448/96-ВР "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине".

В соответствии с частью первой статьи 4 названного Закона ( 448/96-ВР ) деятельностью по управлению активами считается [профессиональная] деятельность [участника фондового рынка - компании по управлению активами], осуществляемая за вознаграждение компанией по управлению активами [от собственного имени или] на основании соответствующего договора об управлении активами, принадлежащими инвесторам на праве собственности.

Деятельность по управлению активами помимо названного Закона регулируется также Законами Украины: от 19.06.2003 г. N 978-IV "О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью", от 12.07.2001 г. N 2664-III "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" и другими законодательными актами Украины, и должна осуществляться на основании соответствующей лицензии.

Таким образом, если финансовая компания на основании соответствующей лицензии и в порядке, определенном вышеназванными Законами ( N 2299-III, N 978-IV, N 2664-III), привлекает средства физических и юридических лиц (путем заключения договоров на доверительное управление такими средствами), по поручению таких лиц перечисляет эти средства застройщику жилья без последующего оформления передачи права собственности на такое построенное жилье (такая передача оформляется непосредственно застройщиком) и получает за эти услуги определенное вознаграждение, то ни операции по привлечению средств, ни операции по их перечислению застройщику не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

При этом перечисление средств застройщику в качестве финансирования стоимости строительства жилья по поручени физических или юридических лиц должно осуществляться финансовой компанией исходя из полной стоимости строительства, включая и сумму налога на добавленную стоимость, начисленную строительной организацией - застройщиком (в соответствии с актами выполненных работ), поскольку согласно нормам подпункта 5.1.20 пункта 5.1 статьи 5 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ) с учетом изменений, внесенных Законом Украины от 15.06.2004 г. N 1782-IV "О внесении изменений в Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" (относительно поставки жилья и земли)", операции по первой поставке жилья ([объектов] жилого фонда), включая и операции по поставке услуг (включая стоимость приобретенных за счет исполнителя материалов) по сооружению такого жилья за счет заказчика, исключены из перечня освобожденных от налогообложения операций, и потому указанные операции подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке по ставке 20%.

Следовательно, при осуществлении операций по передаче привлеченных управляющим средств физических и юридических лиц с целью последующего финансирования строительства жилья для таких лиц застройщик-заказчик не должен выписывать управляющему налоговые накладные.

В связи с этим налоговые накладные застройщиком-заказчиком управляющему активов не выписываются, а выписанные - не дают последнему права на включение в состав налогового кредита сумм НДС, начисленных застройщиком-заказчиком.

По требованию участника фонда финансирования строительства застройщик выписывает налоговую накладную такому участнику фонда финансирования (при условии оформления всех документов, подтверждающих передачу права собственности на жилье от застройщика участнику).

Относительно порядка применения норм пункта 4.7 статьи 4 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ) Государственная налоговая администрация Украины отмечает, что нормы данного пункта могут применяться в ситуации, когда финансовая компания помимо осуществления деятельности управляющего фондом финансирования строительства также осуществляет приобретение жилья по договорам поручения с юридическими и физическими лицами.

В связи с приведенным письма от 13.07.2006 N 1643/6/16-1515-26 и N 13218/7/16-1517-26 считать отозванными.

Заместитель Председателя Б.Горбанский