Особенности учета деятельности
залов игровых автоматов

В настоящее время трудно кого-либо удивить наличием в населенных пунктах игорных заведений, в которых определенный круг людей проводит свой досуг.

Что такое игорный бизнес? Какие сферы деятельности он включает? На эти и другие вопросы предстоит ответить в предлагаемой статье.

Для начала следует определить, что есть игорное заведение и игорный бизнес.

Игорное заведение, согласно Постановлению КМУ № 1800, это отдельное помещение для посетителей, в котором проводятся азартные игры.

Азартная игра - это игра, участие в которой дает возможность приобретать деньги, другое имущество или имущественные права, результат которой определяется действиями частично или целиком зависимыми от случая, условием участия в которой является внесение игроком ставки.

Под игорным бизнесом исходя из норм Закона № 1775 следует понимать деятельность, связанную с организацией казино, других игровых мест, игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (кроме государственных) и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме.

Остановимся на вопросах, связанных с деятельностью залов игровых автоматов. Игровые автоматы по своему устройству можно условно разделить на два вида:

1) автоматы для проведения азартных игр;

2) автоматы - симуляторы (то есть развлекательные игровые автоматы).

Прием ставок и выдача выигрыша в моделях игровых автоматов, которые эксплуатируются в Украине, осуществляется:

- с использованием жетонов;

- в виде электронного кредита;

- наличными средствами. Жетон - это заменитель наличных денег в игровых автоматах. Внешне жетоны похожи на монеты и специально предназначены для считывания их монетоприемником и устройством сохранения и выдачи монет.

Электронный кредит - это виртуальный способ расчетов, предназначенный для принятия ставок и получения выигрыша при проведении игры с использованием игрового автомата. Администратор, используя специальный ключ, устанавливает на выбранном автомате уплаченный игроком кредит. Игра может продолжаться до тех пор, пока не закончится кредит. После окончания игры администратор полностью обнуляет ключем счетчик электронного кредита автомата.

Зал игровых автоматов будет считаться игорным заведением при условии, что в нем проводятся азартные игры.

В соответствии с Законом № 1775 деятельность по содержанию игорных заведений подлежит лицензированию. Организация игорного зала и установка игрового автомата с выигрышем подлежат патентованию. На это указывает статья 5 Закона № 98/96.

Стоимость торгового патента за осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса устанавливается в фиксированном размере за год и составляет для каждого игрового автомата с денежным или имущественным выигрышем - 4200 грн.

Классификатором видов деятельности, утвержденным приказом № 375, платные игры и азартные игры определены как деятельность по предоставлению услуг (код 92.71). Согласно п.1 ст. 9 Закона о РРО предоставление собственных услуг от применения РРО освобождается. Однако письмо ГНАУ от 24.03.2006 г. № 2775/6/23-8019 указывает на то, что операция купли-продажи фишек, жетонов, кредитов, ставок на игру является расчетной и подлежит проведению через регистратор расчетных операций.

В подтверждение этого письма ст. 5 Приказа ГНАУ № 494 указывает на то, что приобретение фишек, жетонов или других документов, подтверждающих принятие ставок для участия в азартной игре, должно осуществляться через надлежащим образом зарегистрированный регистратор расчетных операций с выдачей чеков, которые сохраняются игроком до окончания участия в азартной игре. (К положениям Приказа № 494 вернемся позже.)

Игровые автоматы с использованием ставок в игровой автомат в виде наличных денег, жетонов и других заменителей гривны (сюда же относятся игровые автоматы, использующие способ расчетов в виде электронного кредита), обеспечивающие учет их количества и стоимости, соответствуют определению регистраторов расчетных операций согласно ст. 2 Закона о РРО.

По Закону о РРО регистраторы расчетных операций, используемые в хозяйственной деятельности, должны входить в Государственный реестр расчетных операций с соблюдением установленного порядка их применения. Но в действующем в настоящее время Государственном реестре № 20 пока отсутствуют фискальные блоки, предназначенные для установки в игровые автоматы.

Постановлением № 121 определено, что до наступления указанных сроков (т.е. до 1 июля 2005 года) субъекты предпринимательской деятельности могли осуществлять расчетные операции с применением книг учета расчетных операций. Кстати, сроки перевода расчетных операций с использованием РРО Постановлением № 803 продлены до 31.12.2006 г. В Письме ГНАУ от 07.02.2005 г. № 13302/7/23-2317 говорится, что налоговые инспекторы не осуществляют контроль за установлением фискального устройств в игровых автоматах до нормативного урегулирования вопроса.

Порядок регистрации и ведения книги учета расчетных операций и расчетных книжек с изменениями и дополнениями, утвержденный Приказом № 614, содержит основные положения по ведению и применению книги учета расчетных операций (далее - КУРО) и расчетных книжек.

Регистрируется КУРО на отдельную хозяйственную единицу. Ее применение предусматривает:

- наличие КУРО на месте проведения расчетов;

- осуществление записей о реквизитах расчетных квитанций на начало рабочего дня и непосредственно по окончании использования в пределах рабочего дня или смены;

- ежедневное выполнение записей о движении наличных.

Согласно п. 3.5 Приказа № 614, количество расчетных книжек, которые могут быть зарегистрированы одновременно, не ограничено. Если на предприятии существует несколько видов расчетных операций (например, в виде ставки с помощью электронного кредита и внесения ставки наличными суммами непосредственно в автомат), то удобнее разбить деятельность зала игровых автоматов на несколько отделов в соответствии со спецификой производимых расчетов. На каждый отдел в таком случае следует использовать отдельную зарегистрированную Расчетную книжку. Обычно, регистрация КУРО осуществляется на каждую расчетную книжку. Но при наличии нескольких мест проведения расчетов, где в соответствии с действующим законодательством разрешено проводить расчеты без применения РРО, на выбор субъекта предпринимательской деятельности на всех местах проведения расчетов может использоваться одна КУРО. На это указывает п. 7.1 Приказа № 614. Если на одном месте проведения расчетов в течение дня используются несколько расчетных книжек, то записи движения наличности выполняются в КУРО для каждой расчетной книжки отдельно (п. 7.6). Записи в КУРО о движении наличности и суммы расчетов записываются отдельно по суммам, полученным от покупателей, и по суммам, выданным клиентам.

Кассовая книга заполняется кассиром предприятия в конце рабочего дня.

Согласно Постановлению № 637 предприятиям дано право приходовать наличность в конце рабочего дня, если этого требует специфика его работы, одним приходным ордером.

Не считается превышением установленного лимита остатка кассы сумма наличных, если предприятие работает в выходные, праздничные дни или после окончания операционного дня обслуживающего банка. Такая выручка должна сдаваться в учреждение банка не позднее операционного времени следующего рабочего дня банка и предприятия.

Лимит остатка кассы игорного заведения устанавливается с учетом особенностей деятельности и режима работы такого заведения, в соответствии с правилами ведения азартных игр и утвержденного Положения о призовом фонде. По решению руководителя заведения разрешается устанавливать лимит кассы с превышением среднедневного показателя, но не больше суммы максимально возможного выигрыша клиента.

В ходе работы зала игровых автоматов могут возникнуть два варианта возврата наличной суммы игроку:

- Возврат игроку суммы за неиспользованный сеанс игры.

- Выдача игроку выигрыша. Как же правильно оформить операцию выдачи наличных средств игроку?

Пункт 9.4 Приказа № 614, определяет порядок выполнения операции выдачи денежных средств в случае возврата товара (рекомпенсации услуги, принятия ценностей под залог и других случаях).

Сумма расчета при рекомпенсации услуги указывается в корешке и в отрывной части расчетной книжки со знаком минус. В корешке и отрывной части расчетной книжки указывается название операции (услуги), по которой производится рекомпенсация. Сумма наличных средств более 100 грн., выданных игроку при рекомпенсации ранее оплаченной им услуги, оформляется актом.

В акте указывается:

- данные документа, устанавливающего личность, который возвращает товар (отказывается от услуги)

- сведения о товаре (услуге);

- сумма выданных средств;

- номер расчетной квитанции, подтверждающей факт получения товара (услуги).

Заполненные в установленном порядке акты передаются в бухгалтерию субъекта предпринимательской деятельности и хранятся на протяжении 3-х лет или наклеиваются на последней странице КУРО.

Выплата выигрыша игроку рекомпенсацией услуги не является, и поэтому акт на возврат наличных средств не составляется. В корешке и отрывной части расчетной книжки сумма расчета по такой операции указывается со знаком минус. Указывается также название операции по выплате игроку выигрыша. При выплате выигрыша игроку следует руководствоваться нормами Приказа № 494. Основные положения Приказа № 494 сводятся к следующему:

- при входе в игорное заведение посетитель обязан предъявить паспорт;

- реквизиты паспорта заносятся охранником в специальный журнал персонификации физических лиц, оформленный надлежащим образом;

- полученную расчетную квитанцию при оплате ставок на участие в игре игрок обязан хранить до конца игры;

- по требованию игрока ему должна быть выдана справка установленного образца, в которой оформляется выигрыш и понесенные в течение одного дня игры расходы, связанные с получением выигрыша. Такая справка выписывается в двух экземплярах, первый из которых отдается игроку, а второй - остается в игорном заведении;

- в конце рабочего дня информация о выигрыше записывается в журнал персонификации физических лиц. Доходы игрока (в виде положительной разницы между суммой выигрыша и суммой, уплаченной за право участия в игре в течение дня, подтвержденной расчетными квитанциями) облагаются налогом с физических лиц при их выплате за их счет по ставке 26 % (п.9.5 и 7.3 Закона Украины о налоге с доходов физических лиц). Начисленный доход отражается в расчете в форме 1-ДФ с признаком дохода № 13.

Однако, если в игорном заведении установлены так называемые автоматы-симуляторы, которые не предусматривают получения выигрыша в денежной или имущественной форме, то деятельность таких развлекательных игровых автоматов не подпадает под определение азартных игр и игорного бизнеса. В этом случае положения Приказа № 494 на такое заведение не распространяются. Для проведения деятельности с использованием таких развлекательных игровых автоматов лицензию приобретать не нужно. Патентованию операции по предоставлению услуг игры на автоматах-симуляторах также не подлежат.

В преамбуле Указа Президента № 727 сформулирован запрет на применение упрощенной системы налогообложения предприятиями, которые проводят деятельность в сфере игорного бизнеса. Но, если зал игровых автоматов имеет в своем арсенале лишь игровые автоматы-симуляторы, то деятельность такого зала к игорному бизнесу не относится. А это значит, что запрет на использование упрощенной системы налогообложения в сфере игорного бизнеса на деятельность таких залов игровых автоматов не распространяется. То есть при налоговом учете деятельности залов игровых автоматов-симуляторов, которые не подразумевают получение выигрыша в денежной, имущественной форме и имущественных прав, можно применять упрощенную систему налогообложения.

Список использованных
нормативно-правовых актов

Закон № 1775 - Закон Украины от 01.06.2000 г. №1775-III “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности”.

Закон № 98/96 - Закон Украины от 12.03.1996 г. № 98/96-ВР “О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности”.

Закон о налоге с доходов физических лиц - Закон Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV “О налоге с доходов физических лиц”.

Закон о РРО - Закон Украины от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг”, с изменениями и дополнениями.

Указ Президента № 727 - Указ Президент Украины от 03.07.1998 г. № 727/98 “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства”.

Постановление № 1800 - Постановление КМУ от 20.11.2003 г. № 1800 “Об утверждении Порядка проведения внутреннего финансового мониторинга субъектами хозяйствования, осуществляющими хозяйственную деятельность по организации и содержанию казино, других игорных заведений, и ломбардами”.

Постановление № 121 - Постановление КМУ от 07.02.2001 г. № 121 “О сроках перевода субъектов предпринимательской деятельности на учет расчетных операций в наличной и безналичной форме с применением регистраторов расчетных операций”.

Постановление № 637 - Постановление НБУ от 15.12.2004 г. № 637 “Об утверждении Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине”.

Постановление № 803 - Постановление КМУ от 07.06.2006 г. № 803 “О внесении изменения в приложение к Постановлению Кабинета Министров Украины от 7 февраля 2001 г. № 121”.

Приказ № 375 - приказ Госкомстата от 26.12.2005 г. № 375 “Об утверждении национальных классификаторов, изменений к государственному классификатору и отмены действия государственных классификаторов”.

Приказ № 494 - приказ ГНАУ от 20.10.2003 г. № 494 “Об утверждении Порядка учета доходов физических лиц в игорных заведениях и персонификации таких лиц”.

Приказ ГНАУ № 614 - приказ ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614 “Порядок регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек”.

Государственный реестр № 20 - “Государственный реестр регистраторов расчетных операций”, утвержденный Решением Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем от 16.12.2005 г. № 20.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 39 (561), 25 сентября 2006 г.
Подписной индекс 40783