Как торговать и обслуживать население по-новому

Кабмин своим Постановлением от 15.06.2006 г. № 833 утвердил новый Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения (далее - Порядок). Одновременно утратили силу Порядок занятия торговой деятельностью и правила торгового обслуживания населения, утвержденные Постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 108 (далее - старый Порядок).

Прежде всего отметим, что в целом Порядок сохраняет преемственность в регулировании правил торговли на территории Украины, поскольку его появление обусловлено в первую очередь вступлением в силу новой редакции Закона “О защите прав потребителей”, а также изменениями в других законодательных актах.

Проанализируем основные новации Порядка.

1. Не знаем, радоваться или нет, но Порядок значительно уменьшился в объеме. Он теперь не содержит отдельных разделов, посвященных ценам и ценообразованию и порядку ведения учетных документов.*

2. Обращает на себя внимание то, что разработчики Порядка отошли от установленного в старом Порядке разграничения объектов оптовой и розничной торговли, введя вместо этого единый перечень торговых объектов. При этом общественное питание ушло из унылой сферы торгово-производственной деятельности, где находилось согласно старому Порядку, и стало именоваться заведениями ресторанного хозяйства. Тех, кто интересуется этими объектами, Кабмин отсылает к относительно свежим ДСТУ 4303-2004 “Розничная и оптовая торговля. Термины и определения понятий” и ДСТУ 4281-2004 “Заведения ресторанного хозяйства. Классификация”.

3. Согласно п. 7 Порядка торговыми объектами теперь являются: магазин; павильон; киоск, палатка; навес; лоток, ларек; склад товарный; лавка-склад, магазин-склад.

Заведения ресторанного хозяйства представлены ресторанами, кафе, кафетериями и т. п. (см. п. 6 Порядка).

Таким образом, канули в Лету мелкоторговые объекты передвижной сети в виде автомагазинов, развозок и т. п. Не пощадил Порядок и открытые летние площадки, а также киоски общественного питания. Подобная участь постигла и такие незабвенные рудименты социалистического быта, как фабрики-кухни и фабрики-заготовительные. Интересно, что делать уже существующим старорежимным точкам?

4. Пункт 10 Порядка требует от субъектов хозяйствования, как и раньше, размещать в уголке покупателя информацию о наименовании собственника или уполномоченного им органа, книгу отзывов и предложений, адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей. Однако, в отличие от п. 53 старого Порядка, у субъекта хозяйствования теперь нет обязательства размещать в уголке покупателя соответствующий Порядок. В то же время по требованию потребителя этот документ ему предоставить обязаны.

Кроме того, Порядок уже не предусматривает обязательного размещения на видном месте в торговом помещении ассортиментного перечня товаров, действующих санитарных и ветеринарных правил и другой нормативно-технической документации. Однако радоваться субъектам хозяйствования отсутствию этих требований не стоит: потребитель может удовлетворить свое законное любопытство путем применения норм Закона “О защите прав потребителей”.

5. Изменились и требования в отношении средств измерительной техники. Главное - что у субъекта хозяйствования они теперь должны быть в исправном состоянии (см. п. 11 Порядка). Вот это да!

6. Претерпели изменения требования к информации, которую частные предприниматели должны размещать в месте выездной (выносной) торговли (см. п. 12 Порядка). Теперь на табличке, устанавливаемой нерабочем месте продавца, можно не указывать адрес предпринимателя - достаточно фамилии, имени и отчества, а также номера свидетельства о госрегистрации и названия органа, осуществившего такую регистрацию.**

7. Подкорректирована норма, касающаяся согласования режима работы субъектов хозяйствования с органами местного самоуправления (см. п. 13 Порядка). Отныне согласовывать свой режим работы обязаны только те субъекты хозяйствования, для которых данное правило предусмотрено законодательством. А вот заведения ресторанного хозяйства, обслуживающие потребителей на предприятиях, свой график работы должны устанавливать по договоренности с их администрацией (см. п. 17 Порядка). Вполне разумно...

Как и прежде, субъект хозяйствования, намеревающийся закрыть торговый объект для проведения плановых мероприятий (ремонт, техпереоборудование и т. п.), должен предупредить потребителей о дате и периоде закрытия (см. п. 13 Порядка). Однако теперь срок предварительного уведомления о закрытии не ограничен (п. 11 старого Порядка, напомним, отводил для подобного уведомления не менее 5 дней). Нечего баловать потребителей...

8. Отныне запрещается продажа не только товаров, имеющих ненадлежащий товарный вид или истекший срок годности, но и тех, на которых нет соответствующей маркировки (см. п. 17 Порядка). Что ж, прогресс, как говорится, налицо.

9. В п. 22 Порядка закреплена норма о том, что в заведениях ресторанного хозяйства, где обслуживание осуществляют официанты, оплата производится непосредственно официанту по счету установленной формы. После расчета официант обязан выдать потребителю расчетный документ. Можете “порадовать” забывчивого официанта знанием этой нормы Порядка!

10. Интересно, что из Порядка исчезли требования об ограничении времени при хранении в торговом предприятии непродовольственных и крупногабаритных товаров (см. п. 26, 27 старого Порядка). Старый Порядок, как известно, допускал возможность хранения непродовольственных товаров только в течение двух часов с отметкой времени последующей оплаты на выписанном чеке. Теперь же двухчасового ограничения не существует - все решается по договоренности сторон (см. п. 24 Порядка). Данное изменение представляется нам достаточно логичным: период дефицита товаров миновал.

Крупногабаритные товары при действии старого Порядка могли храниться у субъекта хозяйствования без договора в течение суток. Отныне для их хранения на согласованный потребителем и субъектом хозяйствования срок заключение договора хранения является обязательным*** (см. п. 25 Порядка). Как видим, работает Гражданский кодекс Украины!

11. Интересное новшество содержит и п. 30 Порядка, посвященный продаже продтоваров за пределами торгового помещения (выездная, выносная торговля). Если раньше (п. 41 старого Порядка) такая торговля осуществлялась в специально отведенных для этого местах с разрешения органов СЭС, то теперь у субъекта хозяйствования должно быть в наличии разрешение на размещение передвижных малых архитектурных форм. Ох, намучаются “передвижники” с получением таких разрешений...

12. Изменения коснулись и санитарных требований к предприятиям торговли и их работникам. В частности, п. 44 старого Порядка предписывал работникам всех торговых предприятий быть одетыми в форменную или другую одежду, соответствующую санитарным требованиям. Теперь же (см. п. 32 Порядка) такие требования распространяются только на работников предприятий, осуществляющих продажу продовольственных товаров, и - самое главное - обязанность одеть в санитарно безопасную одежду работников возложена на администрацию торгового объекта.****

В отношении работников, осуществляющих продажу продовольственных товаров, ужесточены требования касательно обязательного допуска их к работе, что выражается в необходимости наличия медицинского заключения. Проверить же записи в медицинских книжках могут теперь не “контролирующие органы” вообще, а лишь работники СЭС (см. п. 35 Порядка).

13. Обращаем внимание: для проведения проверки теперь недостаточно удостоверения, предъявленного должностным лицом соответствующего органа. В обязательном порядке оно должно предъявить также направление на проверку. Кроме того, раньше представитель проверяемого субъекта хозяйствования присутствовал при проведении проверки, если у него была такая возможность, а теперь его присутствие при проверке является обязательным (см. п. 37 Порядка). Будьте бдительны!

И в заключение добавим, что поскольку Порядок вступил в силу 15 июня с. г., то хозяйственный бухгалтер может старый Порядок сдать в макулатуру.

____________________________

* Хотя справедливости ради следует сказать, что в старом Порядке эти разделы были представлены весьма декларативно и содержали отсылки к действующему законодательству Украины.

** Как мы понимаем, это следствие учетной модернизации: теперь предпринимателя в случае чего легко найдут и без адреса.

*** Обращаем внимание на то, что если в хранении участвует юрлицо, то договор хранения должен быть заключен в письменной форме независимо от стоимости имущества (см. ст. 208 ГК). Договоры, заключенные путем выдачи расписки, квитанции или другого документа, подписанного хранителем, согласно ч. 1 ст. 937 ГК приравниваются к письменным договорам.

**** Кстати, благодаря вышеупомянутой норме старого Порядка смелые плательщики отправляли “форменные” расходы на валовые затраты.

Отныне же “оваловозатратить” расходы на форменную одежду “непродовольственным” торговым объектам будет сложнее, ведь налоговики, как известно, всегда были против этого - см. консультацию из “Вестника налоговой службы Украины” и п. 5 письма ГНАУ от 05.12.2005 г. № 24181/7/22-1017.

“Бухгалтер” № 26, июль (II) 2006 г.
Подписной индекс 74201