ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ
РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПИСЬМО
20.05.2006 N 3874

О рассмотрении письма

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел в пределах компетенции ваше письмо <...> относительно права на бюджетное возмещение при оплате товара путем проведения встречных поставок товаров (бартер) и сообщает следующее.

Согласно пункту 1.17 статьи 1 Закона Украины от 03.04.97 N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 168) термин "бартер" для целей данного Закона понимается в значении, определенном Законом Украины от 28.12.94 N 334/94-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции Закона Украины от 22.05.97 N 283/97-ВР (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 334).

В соответствии с пунктом 1.19 статьи 1 Закона N 334 бартер (товарный обмен) - хозяйственная операция, предусматривающая проведение расчетов за товары (работы, услуги) в любой форме, иной, нежели денежная, включая любые виды зачета и погашения взаимной задолженности, в результате которых не предусматривается зачисление денежных средств на счета продавца для компенсации стоимости таких товаров (работ, услуг).

Пунктом 4.2 статьи 4 Закона N 168 установлено, что в случае[, в частности,] поставки товаров (работ, услуг) без оплаты или с частичной оплатой их стоимости денежными средствами в рамках бартерных (товарообменных) операций, база налогообложения определяется исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен.

В то же время в подпункте 7.7.2 ["а"] пункта 7.7 статьи 7 Закона N 168 четко определено, что если в следующем налоговом периоде сумма, рассчитанная согласно подпункту 7.7.1 данного пункта, имеет отрицательное значение, то бюджетному возмещению подлежит часть такого отрицательного значения, равная сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров (услуг) в предыдущем налоговом периоде поставщикам таких товаров (услуг). Таким образом, Законом N 168 прямо не предусмотрено, что оплата должна происходить именно в денежной форме. То есть действие подпункта 7.7.2 Закона N 168 распространяется также на бартерные (товарообменные) операции, в составе которых уже учтен НДС, начисленный в соответствии с требованиями пункта 4.2 Закона.

Учитывая вышеизложенное, Госкомпредпринимательства Украины считает, что расчеты с поставщиками путем встречных поставок товаров (бартер) являются фактической оплатой товаров (работ, услуг). Кроме того, в составе таких расчетов уже учтен налог на добавленную стоимость, рассчитываемый в соответствии с пунктом 4.2 Закона N 168.

Обращаем ваше внимание на то, что согласно Положению о Государственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, утвержденному Указом Президента Украины от 25.05.2000 N 721/2000, Госкомпредпринимательства Украины в соответствии с возложенными на него задачами[, в частности,] предоставляет разъяснения положений законодательства о государственной регуляторной политике в сфере хозяйственной деятельности, а также обеспечивает в пределах своих полномочий предоставление информационных, правовых услуг и консультаций по вопросам государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности, развития предпринимательства, лицензирования предпринимательской деятельности, государственной регистрации предпринимательства.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 2 Закона Украины от 04.12.90 N 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине" (с изменениями и дополнениями) и подпунктом 4.4.2 пункта 4.4 статьи 4 Закона Украины от 21.12.2000 N 2181-III "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (с изменениями и дополнениями) разъяснения законодательства по вопросам налогообложения среди плательщиков налогов предоставляются контролирующими органами в порядке, определенном соответствующим центральным (руководящим) органом контролирующего органа.

Заместитель Председателя О.Сахненко