Международный договор - основная правовая форма
регулирования международных отношений
Понимание сущности и значения международного права необходимо сегодня достаточно широкому кругу лиц, поскольку международное право оказывает воздействие практически на все сферы современной жизни.
В нашем законодательстве не раз обращали на себя внимание статьи, устанавливающие приоритет норм международных договоров, который заключается в предложении “если какие-либо положения настоящего закона противоречат нормам международных договоров, одобренных Верховной Радой Украины, применяются нормы международных договоров”. Сейчас, как, впрочем, и ранее, они никого не удивляют и воспринимаются как само собой разумеющееся. Интеграция Украины в мировое экономическое сообщество объективно требует учитывать те правила, которые складываются на международной арене, и те обязательства, которые принимает на себя наше государство. Вряд ли нужно сегодня кого-либо убеждать в том, что широкие и прочные внешнеэкономические связи для государства - это скорее благо, чем наоборот.
Распространено мнение о том, что международно-правовые обязательства затрагивают только публичные интересы и потому касаются только государства и государственных органов. В определенной мере это правильно, поскольку нормы международного права действительно принимают на себя суверенные государства. И их политическая воля во многих случаях определяет содержание норм этих норм. И, конечно, они обязывают государственный аппарат. Но в то же время значительная часть международно-правовых норм ориентирована на их применение гражданами договаривающихся государств и, безусловно, теми, кто занимается предпринимательской деятельностью. Одно из первых дел, которое слушалось в Европейском Суде по правам человека в отношении Украины и которое Украина “благополучно” проиграла российским предпринимателям (дело “Совтрансавто-Холдинг” против Украины, 2002), основывалось на применении Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. В настоящее время имеется достаточное количество международных договоров о поощрении и защите иностранных инвестиций, избежании двойного налогообложения, правовой помощи.
Окончание второго тысячелетия нашей эры и начало третьего в истории человечества совпадает с началом нового этапа развития международного права.
Рассуждения о пользе международного права или сомнения в его необходимости сменяются всеобщим признанием данной правовой системы в качестве объективной реальности, которая существует и развивается независимо от субъективной воли людей.
Это относится и к следственным работникам при расследовании хозяйственных преступлений международных корпораций, фирм, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, или оперативным подразделениям, ведущим борьбу с терроризмом и международной преступностью, и к нотариусам, удостоверяющим юридические действия, касающиеся иностранных граждан, находящихся на территории Украины, и т. д.
Непосредственно это касается и нас - граждан Украины. Мы имеем полное право, во-первых, требовать у нашего государства защиты наших интересов за рубежом (имеются в виду не только публичные (всеобщие) интересы, но и личные, касающиеся персонально того или иного человека). Как известно, к примеру, физические лица не имеют права напрямую обращаться в Международный Суд Организации Объединенных Наций. Однако в этот же Суд в интересах своих граждан (или подданных) могут обратиться государства. И это подтверждается весьма обширной международной практикой, в том числе современной. Но это отдельная и интересная тема.
А во-вторых, мы имеем полное право использовать положения международных договоров, участницей которых является Украина, при защите своих интересов в национальных судах и вообще в отношениях с государственными органами.
О юридических тонкостях применения норм международных договоров в рамках национальной правовой системы Украины далее и пойдет речь.
В международно-правовом регулировании экономических отношений государств первостепенную роль играют основные общепризнанные принципы международного права и специальные принципы экономического сотрудничества государств. Однако, как бы ни был широк комплекс этих принципов, практическое их применение и регулирование конкретных экономических отношений осуществляется путем непосредственной договоренности между самими государствами - участниками экономических отношений. Основной международно-правовой формой регулирования современных межгосударственных экономических отношений являются двусторонние и многосторонние договоры, регламентирующие различные аспекты этой обширной сферы межгосударственного сотрудничества.
Международным экономическим договором называется соглашение между двумя и более государствами или иными субъектами международного экономического права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в области экономических отношений между ними. И направлены они на установление, изменение или прекращение определенных правоотношений между заключившими их государствами в области внешнеэкономической деятельности.
Международный экономический договор является одним из основных институтов международного права и его главным источником. В процессе взаимной внешнеэкономической деятельности субъекты международного права закрепляют свои права и обязанности. В связи с этим международный договор имеет большое значение в практической работе не только государственных органов внешних сношений в области международной торговли, но и лиц (физических и юридических), совершающих операции в области внешней торговли заключивших этот договор государств.
Международные экономические договоры являются (по форме и в значительной мере по содержанию) одним из видов международного договора, в связи с чем общие нормы, действующие в отношении международных договоров, применимы и к международному экономическому договору.
Для международного экономического договора, так же как и для других международных договоров, характерен момент волеизъявления государств, которые его подписали, без чего не может быть договора.
Исходя из принципа равенства и суверенитета государств международный экономический договор должен содержать права и обязанности договаривающихся сторон. Если международный договор не содержит прав и обязанностей для каждой из сторон или же эти права и обязанности формально или фактически ставят одну из сторон в неравное, зависимое положение по отношению к контрагенту, то такой международный торговый договор является неравноправным.
В каждом международном договоре надо различать договорные субъекты, договорные объекты и договорную форму.
Субъектами таких международных договоров являются государства. Обычно разработка проекта, обсуждение и подписание международного договора осуществляются от имени соответствующих высших органов власти договаривающихся стран официально на то уполномоченными лицами, которые должны иметь письменные полномочия от органа, имеющего право на заключение международных договоров.
Объектами международного торгового договора может быть то, что допустимо с точки зрения международного права во внешнеторговых отношениях государств.
Так, не может одна сторона включить в договор с другой стороной условия о грабеже торговых пароходов других стран на море и т. д. Объектом международных соглашений может быть все, что способствует укреплению мирных отношений государств во всех областях экономики, политики, права и культуры. Каждое государство может обязаться только в отношении того, что юридически или фактически состоит в его власти или распоряжении.
В нашем государстве порядок заключения и расторжения действий международных договоров регулируется Законом Украины от 29.06.2004 г. № 1906-IV “О международных договорах” (Закон № 1906).
Применение норм международных договоров в рамках нашей правовой системы обосновано правилом, сформулированным в ст. 9 Конституции Украины:
“Действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.
Заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины”.
Уточняет норму Конституции правило, содержащееся в ст. 19 Закона № 1906, определяющее действие международных договоров Украины на территории Украины:
“1. Действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства.
2. Если международным договором Украины, вступившим в силу в установленном порядке, установлены иные правила, нежели предусмотренные в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора”.
От имени Украины заключаются международные договоры Президентом Украины или по его поручению:
- политические, мирные, территориальные и касающиеся государственных границ, размежевания исключительной (морской) экономической зоны и континентального шельфа Украины;
- касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
- об участии Украины в межгосударственных союзах и других межгосударственных объединениях (организациях), системах коллективной безопасности;
- о военной помощи и направлении подразделений Вооруженных Сил Украины в иные государства или допуска подразделений вооруженных сил на территорию Украины, условий
их временного пребывания, включая срок вывода, финансово-экономические, экологические и иные последствия и компенсации;
- об использовании территории и природных ресурсов Украины;
- которым по соглашению сторон предается межгосударственный характер. От имени правительства Украины или по его поручению заключаются международные договоры по экономическим, торговым, научно-техническим, гуманитарным и иным вопросам, которые отнесены к полномочиям Кабинета Министров Украины.
Межведомственные международные договоры заключаются от имени министерств и иных центральных органов исполнительной власти, государственных органов по вопросам, отнесенным к их полномочиям.
Структура международного экономического договора
Та структура международного договора, которая существует на сегодняшний день, сложилась еще в древние времена и состоит из следующих разделов:
- вступительный -преамбулу, основную и заключительную. Во вступительной части договора - преамбуле - обычно указываются стороны (участники) договора, лица, уполномоченные на заключение договора, полномочия этих лиц. Зачастую в преамбуле излагаются цели и причины, побудившие стороны к заключению договора;
- основной, в котором излагаются права и обязанности сторон, в целях чего был заключен таковой;
- заключительный, где обычно оговариваются порядок ратификации, срок договора, дата и место подписания, количество подписанных экземпляров.
Договор может иметь различного рода приложения, протоколы, письма, ноты сторон, содержащие соответствующие уточнения, пояснения и т. д. По соглашению сторон, предусмотренному в самом тексте договора, приложения могут составлять нераздельную часть основного договора. Все остальные части договора имеют одинаковую юридическую силу.
Лица, уполномоченные на ведение переговоров и подписание договора, должны иметь доверенность, то есть письменные полномочия, выдаваемые соответствующими органами страны на предмет представительства от имени этой страны.
Помимо полномочий представители государств обычно получают от своего правительства инструкции, которых они должны придерживаться при ведении переговоров по каждому вопросу. Эти инструкции являются не международно-правовыми актами, а внутренними указаниями для своих уполномоченных.
Полномочия на подписание договора, требующего ратификации, выдаются обычно от имени главы государства, а на заключение международного договора, не требующего ратификации, - обычно от имени правительства.
Глава государства (от имени государства) и глава правительства (от имени правительства) имеют право подписывать международные договоры и по международным экономическим отношениям без специальных на то полномочий. Министр же иностранных дел должен такие полномочия иметь.
Каждый международный договор, заключенный с нарушением полномочий, юридически недействителен. Следовательно, при встрече с уполномоченными при обсуждении и подписании международных договоров требуется проверка их полномочий.
В ведении переговоров (начало, конец, порядок и т. д.) стороны автономны и могут действовать по взаимному соглашению.
Заключение международного
экономического договора
Оформление международного договора, в том числе и по экономическим вопросам, проходит обычно три стадии: парафирование, подписание, ратификацию. Различают иногда не три, а четыре и более стадий заключения международного договора, как то: переговоры, подписание договора, ратификация, обмен ратификационными грамотами, который является производным действием от ратификации, и отдельной фазой его считать не следует.
После обсуждения проекта договора и окончательного установления его текста (обсуждения, редактирования, сверки согласованных текстов) уполномоченные скрепляют (до подписания договора) этот проект своими инициалами, то есть происходит парафирование договора. Парафирование означает, что текст договора одобрен сторонами и предварительно подписан. После парафирования обычно договор подписывается, если по согласованному проекту со стороны правительств нет никаких замечаний.
Подписание договора обычно происходит в торжественной обстановке. В назначенном месте и в установленное время представители договаривающихся сторон в присутствии всех членов делегаций по переговорам подписывают согласованный (парафированный) договор. Представители или их уполномоченные договаривающихся сторон обмениваются краткими речами. Иногда подписание договора фотографируется или снимается на кинопленку.
После подписания договора имеет место его ратификация, то есть утверждение верховной властью страны.
Международный договор вступает в силу со дня, предусмотренного в договоре (например, с такого-то числа, со дня подписания, немедленно), или с момента его ратификации (или обмена ратификационными грамотами). Вопрос о том, с какого времени подписанный договор вступает в силу, зависит от соглашения, достигнутого сторонами.
По времени действия (срокам) следует различать договоры:
- заключенные на определенное, указанное в договоре время с молчаливым (автоматическим) продлением по истечении срока, пред-
усмотренного сторонами в пункте о денонсации;
- заключенные на срок определенный, без указания права пролонгации или без права денонсации до истечения указанного в договоре срока;
- бессрочные договоры с указанием права сторон заявить о своем желании расторгнуть таковой в определенный срок.
Пролонгация международного договора
Международный договор, срок действия которого истек, может быть продлен, то есть пролонгирован, путем заключения соглашения о продлении срока или автоматически - путем, указанным в самом договоре.
Язык международного торгового договора
Международные договоры по экономическим вопросам могут быть заключены на любом языке. Обязательного “языка договора” современное международное право не знает.
В средние века все договоры обычно писались на латинском языке. С XVII века латинский язык был вытеснен французским; в начале XX века английский язык наравне с французским становится языком дипломатии. Впрочем, от обычая заключения международных договоров на каком-либо одном общепринятом языке в XX веке отказались.
После Великой Октябрьской социалистической революции русский язык был официально признан международным. После Второй мировой войны русский язык получает особенно широкое применение на дипломатической арене. Так, Устав Организации Объединенных Наций составлен на русском, французском, английском, китайском и испанском языках. Язык договора может быть определен сторонами, которые его заключают, и, как правило, договоры заключаются на языках договаривающихся стран.
Альтернат
Совокупность правил, применяющихся при подписании договора, называется альтернатом и представляет собой порядок очередности в наименовании договаривающихся стран и в подписании ими договора.
Как правило, международный договор по экономическим вопросам подписывается в количестве экземпляров, равном числу стран-участниц. Подпись ставится в конце (справа или слева) договорного текста.
Исходя из принципа взаимного уважения стран-участниц установилась практика первой подписи по левой стороне своего экземпляра договора. Кроме того, в самом тексте договора при перечислении стран-участниц первой указывается страна, подпись представителя которой значится слева.
Подпись под условием оговорки
Представитель государства может подписать договор, соглашение безоговорочно, но может подписать его с той или иной оговоркой, относящейся к какой-либо статье или ко всему соглашению в целом. Эта оговорка делается перед подписью или, как обычно, после подписи и подписывается особо. В конце оговорки обычно указывается “sauf ratification”. Это означает, что оговорка не требует ратификации и, следовательно, в ратификационной грамоте указана не будет.
Частью национального законодательства Украины являются только действующие международные договоры. И заключается это в следующем. Достаточно ли для применения международного договора найти его в нормативной базе и удостовериться, что он ратифицирован Верховной Радой? Нет, не достаточно. Договор, чтобы стать действующим, обязательно должен обрести юридическую силу в международном праве.
Акт ратификации служит одним из важнейших этапов на пути вступления в силу договора. Но этот этап не единственный. Так, если международный договор является двусторонним, для вступления его в силу он также должен быть ратифицирован противоположной стороной, а после представители государств в теплой и дружественной обстановке должны обменяться ратификационными грамотами. И только после такого обмена двусторонний международный договор вступает в силу.
Это важный момент, поскольку заключение любого международного договора является результатом большой международной политики. Поэтому, даже если представители государств сели за стол переговоров и подписали текст договора, но с условием его последующей ратификации (такое подписание называется ad referendum), позиция какой-либо стороны в дальнейшем может измениться и она может затягивать ратификацию договора бесконечно долго.
Если международный договор является многосторонним, то есть участниками его являются три и более государств-участников, важно обратить внимание: Украина, ратифицируя договор, присоединяется к действующему международному договору или нет.
Дело в том, что в большинстве случаев стороны при заключении многостороннего международного договора оговаривают минимальное количество ратификационных грамот, необходимых для вступления договора в силу. Например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., в соответствии с требованиями ст. 308, вступила в силу через 12 месяцев после даты сдачи на хранение шестидесятой ратификационной грамоты или документа о присоединении. Этим днем стало 16 ноября 1994 г. То есть данная конвенция вступила в силу только через 12 лет после подписания. Украина присоединилась к уже действующей конвенции 3 июня 1999 г. Если бы ратификационная грамота нашего государства попала в число первых шестидесяти, нам бы пришлось ждать еще некоторое время до вступления Конвенции в. силу.
Ратификация
После подписания международного договора соответствующие органы государства утверждают данный договор. Такой акт называется ратификацией. Практика ратификации международных договоров установилась еще в период рабовладельческого государства. Так, договор между Юстинианом и Ксерксом (561 г.) предусматривал обязательную ратификацию. Уже в древности практика ратификации была весьма широкой.
Ратификация имеет большое значение, так как она придает международному договору юридическую силу и составляет одно из важных отличий международного договора от гражданско-правовой сделки.
Возникновение института ратификации международного договора относится к периоду, когда уполномоченные, находясь не в своем государстве, вынуждены были представить подписанные ими договоры на просмотр и одобрение главы своего государства. С другой стороны, главы государств-контрагентов в таких условиях резервировали за собой право утверждения договора, после чего последний приобретал юридическую силу. В настоящее время это обстоятельство не играет роли, так как есть возможность обсудить текст договора по телефону (или воспользовавшись другим средством связи) и быстро получить необходимые указания от главы государства. Поэтому бытует мнение о том, что нет необходимости в ратификации международного договора. Однако с этим мнением нельзя согласиться. Ратификация подписанных международных договоров дает возможность контролировать действия своего представителя, осуществлять контроль со стороны законодательных палат за деятельностью министерства иностранных дел и его органов. Следовательно, ратификация необходима и в настоящее время, включая и договоры в области международных экономических отношений.
Международный договор не имеет юридической силы до момента его ратификации, если было условие о необходимости ратификации.
Необходимо учитывать то, что Верховная Рада дает свое согласие на обязательность международным договорам, заключаемым на двух уровнях:
- от имени Украины - на уровне Президента Украины (межгосударственные договоры);
- от имени Правительства Украины - на уровне Кабинета Министров Украины (межправительственные договоры).
Вопрос о необходимости ратификации того или иного договора решается в зависимости от специфики и важности регулируемых отношений. Согласно п. 2 ст. 9 Закона № 1906 “ратификации подлежат международные договоры Украины:
а) политические (о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве, нейтралитете), территориальные и касающиеся государственных границ, разграничения исключительной (морской) экономической зоны и континентального шельфа Украины, мирные;
б) касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
в) общеэкономические (об экономическом и научно-техническом сотрудничестве), по общим финансовым вопросам, по вопросам предоставления Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины;
г) об участии Украины в межгосударственных союзах и других межгосударственных объединениях (организациях), системах коллективной безопасности;
ґ) о военной помощи и направлении подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства или допуска подразделений вооруженных, сил иностранных, государств на территорию Украины, условиях временного нахождения в Украине иностранных военных формирований;
д) касающиеся вопросов передачи исторических и культурных ценностей Украинского народа, а также объектов права государственной собственности Украины;
е) исполнение которых влечет изменение законов Украины или принятие новых законов Украины;
є) другие международные договоры, ратификация которых предусмотрена международным договором или законом Украины”.
Практическое значение имеет то, какой договор вы собираетесь использовать - межгосударственный или межправительственный. Обе эти категории договоров по своей юридической силе выше действующего законодательства Украины, но если существует коллизия (противоречие) между нормами, содержащимися в них, предпочтение следует отдавать нормам договора, подписанного Президентом нашего государства.
Отказ от ратификации
Отказ от ратификации не является актом неправомерным. Отказ может иметь место в связи с изменившейся обстановкой для страны, которая не желает ратифицировать
договор. Число международных договоров, которые после подписания не были ратифицированы, достаточно велико. Суверенное государство имеет право отказаться от утверждения договора, независимо от причин, побуждающих его к этому.
Отказ от ратификации международного договора или оговорка при ратификации являются актами государственного суверенитета и осуществлением прав, не нарушающих никакого международного правила. В случае отказа от ратификации об этом должно быть сообщено всем договаривающимся сторонам.
Ратификационные грамоты
После ратификации международного договора стороны обмениваются ратификационными грамотами, состоящими обычно из трех частей: вступительной, текста утвержденного (ратифицированного) договора и заключительной.
Во вступительной части этой грамоты обычно указывается от имени главы государства, что договор рассмотрен. Затем, во второй части грамоты, излагается текст самого договора. В заключительной части излагается заявление главы государства о том, что международный договор будет соблюдаться.
Под заключительной частью договора ставится подпись главы государства, затем вторая подпись лица, которое в силу законов страны имеет право удостоверять государственные акты. Возле подписи главы государства ставится государственная печать.
После ратификации международный договор имеет силу закона стран, которые его ратифицировали.
При заключении двусторонних договоров после ратификации производится обмен ратификационными грамотами в месте, указанном в договоре. Обычно это происходит в столице одной из договаривающихся сторон. Ратификационную грамоту дипломатический представитель передает главе государства или министру иностранных дел страны пребывания. Обмен ратификационными грамотами может быть поручен и другим лицам, которые должны иметь для совершения этого действия письменные полномочия правительства. При обмене ратификационными грамотами составляется протокол, который должен быть подписан лицами, совершившими обмен. Обмен ратификационными грамотами многосторонних договоров не производится. Они передаются каждой стороной - участницей многостороннего договора на хранение правительству страны (государству-депозитарию), указанному в тексте договора.
Международные договоры вступают в силу с момента обмена ратификационными грамотами или сдачи таковых на хранение, если только в самом договоре не был оговорен иной срок.
При подписании международного договора по экономическим вопросам, при его ратификации и при присоединении можно делать соответствующие оговорки, с которыми ознакамливают всех участников договора. Последние могут выдвинуть возражения против той или иной оговорки. При наличии возражений против оговорки между государствами, сделавшими таковую, и государствами, возразившими против нее, данный многосторонний договор не действует в части, предусмотренной оговоркой.
Опубликование международного договора
Как “часть национального законодательства” международный договор должен быть опубликован. Это требование следует, прежде всего, из содержания ст. 57 Конституции Украины:
“Каждому гарантируется право знать свои права и обязанности.
Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом.
Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, которые не доведены до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными”.
Пункт 1 ст. 21 Закона предусматривает, что “действующие международные договоры Украины публикуются на украинском языке в “Сборнике действующих международных договоров Украины” и других официальных печатных изданиях Украины”.
Таким образом, кроме упомянутого Сборника юридическое значение имеет опубликование международных договоров только в официальных изданиях. Подразумеваются, в первую очередь, официальные издания Верховной Рады (“Ведомости Верховной Рады Украины” и газета “Голос Украины”) и Кабинета Министров (“Зібрання постанов Уряду Украины” (до 01.01.1997г.), “Офіційний вісник України” (после 01.01.1997 г.) и газета “Урядовий кур'єр”). Список, однако, не исчерпывающий.
Следует принять к сведению, что опубликован должен быть непосредственно текст международного договора. Опубликование только текста закона о ратификации не является достаточным действием. Оно необходимо лишь на определенном этапе вступления договора в силу. Граждане должны знать, что конкретно записано в самом договоре.
Учитывая активнейшее развитие электронных средств массовой информации, обращаем внимание на то, что издания, которые публикуют международные договоры, должны быть печатными. Хоть это требование не соответствует духу времени, но dura lex, sed lex - это требование Закона.
Порядок опубликования международных договоров обычно тот же, что и порядок обнародования законов.
Международные договоры должны опубликовываться непосредственно после обмена ратификационными грамотами. Неисполнение, однако, этой международной обязанности не будет иметь влияния ни на силу договора, ни на требования по договорным обязательствам.
Регистрация международного договора
Согласно ст. 102 Устава Организации Объединенных Нации:
1. Всякий договор и всякое международное соглашение, заключенные между любыми членами Организации после вступления в силу настоящего Устава, должны быть, при первой возможности, зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы.
2. Ни одна из сторон в любом таком договоре или международном соглашении, не зарегистрированном в соответствии с п. 1 настоящей статьи, не может ссылаться на такой договор или соглашение ни в одном из органов Организации Объединенных Наций.
Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 14 декабря 1946 г. предусмотрела порядок регистрации и опубликования международных договоров и соглашений, в том числе и в области международных экономических отношений. Предусматривается, что в Секретариате ООН производится регистрация лишь вступивших в силу международных договоров и соглашений. Секретариат вносит зарегистрированные договоры и соглашения в установленный для этой цели регистр. Этот регистр ведется на английском и французском языках. Свидетельство о регистрации, подписанное Генеральным секретарем или его представителем, выдается регистрирующей стороне или органу. Предусматривается также, что Секретариат ООН обязан ежемесячно публиковать сообщения о зарегистрированных или хранящихся в его делах договорах и соглашениях. Эти сообщения рассылаются всем государствам - членам ООН.
Присоединение к международному
торговому договору
К заключенному открытому международному договору, как уже указывалось ранее, может присоединиться любое государство. Это относится и к договорам по вопросам международных экономических отношений.
Присоединение к открытым многосторонним договорам может быть осуществлено путем подписания самого текста договора или декларации о присоединении. Например, Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. предусматривают, что каждая из них открыта для присоединения любой страны. Присоединение же к международному закрытому (многостороннему договору) может иметь место лишь в случае, если на это есть согласие участников договора.
Формы присоединения государств к уже подписанному договору бывают различные. Если государство заявляет о том, что оно признает для себя обязательными принципы какого-либо заключенного другими государствами договора и при этом не становится участником договора, это называется адхезией. Если государство вступает в договор, принимает его целиком на равных началах с подписавшими государствами, это называется акцессией.
Действительность международного договора
Вопрос о действительности договоров по международным экономическим отношениям можно рассматривать с двух точек зрения:
- внутреннего права страны-контрагента;
- международного права. Для анализа действительности договора под углом зрения внутреннего права страны надо знать, кто имеет право на основании действующих в этой стране законов подписывать и утверждать международные договоры. Для анализа же действительности договора под углом зрения международного права надо установить, не противоречит ли содержание договора нормам международного права.
Заключение международных договоров означает согласование воли субъектов международного права в той или иной области. Для волеизъявления, прежде всего, требуется, чтобы воля субъекта международного права не была ограничена, не была подчинена воле другого субъекта международного права, к чему обычно стремятся империалистические страны. В случае заключения международного договора ненадлежащим образом, например, не уполномоченными на то лицами, с превышением полномочий, с нарушением конституционных законов и т. д., договор не имеет силы.
В том случае, если ненадлежащим образом заключенный договор будет ратифицирован в порядке, предусмотренном конституцией, он получит силу надлежащим образом заключенного.
Международный договор и внутренний закон
Международный договор по экономическим связям после его ратификации приобретает силу закона для ратифицировавшего его государства и может содержать нормы, противоречащие ранее изданным в стране внутренним нормам, что не аннулирует в этой части международный договор, а наоборот восполняет или изменяет внутреннее законодательство.
Исполнение международного договора после его ратификации должно охраняться всем государственным аппаратом. Вопрос о том, имеет ли преимущество внутреннее право над международным правом или наоборот, часть ученых трактует в пользу международного права. Другие же считают, что, наоборот, внутреннее право имеет примат, так как международный договор не является законодательным актом государства и сам договор налагает обязательства на государство, а не на его подданных.
Теория примата международного права над национальным правом предполагает отказ от идеи суверенитета и нередко использовался дипломатией ряда государств для подчинения законодательства средних и малых стран международным договорам, навязанным этими государствами.
Некоторые зарубежные ученые считают, что международный договор имеет характер сделки и поэтому его содержание не должно противоречить внутреннему законодательству. В противном случае в этой части договора примат на стороне внутреннего закона. По нашему мнению, эта точка зрения также неправильна, так как ратифицированный договор имеет силу закона.
Исполнение международного договора
Международный договор по международным экономическим отношениям обязывает государство, а не лиц, которые его подписали.
Необходимость строго соблюдать заключенные международные договоры, без чего не могут иметь место нормальные отношения между государствами, осознавалась еще в период рабовладельческого строя. Например, Рим, имевший обширную договорную практику, видел возможность усиления могущества своего государства также в соблюдении принятых на себя договорных обязательств, тем самым понуждая к тому же своих контрагентов. Так установился ринцип pacta sunt servanda, что означает “договоры должны соблюдаться”.
В период феодализма государства уделяли много внимания вопросам исполнения международных договоров, что получало свое отражение в различного рода торжественных церемониях, клятвах и т. д. Однако как при рабовладельческом строе, так и при феодализме нарушение международных договоров было весьма частым явлением, что вытекает из сущности эксплуататорских государств.
Как в области гражданско-правовой, так и в международно-правовой нарушение одной из сторон существенных обязательств по договору дает право другой стороне отступить от его исполнения и потребовать от стороны, нарушившей обязательства, возмещения ущерба.
В связи с частыми нарушениями международных договоров перед европейскими государствами еще во второй половине XIX века возник вопрос о необходимости гарантий соблюдения договоров в интересах укрепления экономических и политических отношений. Это было отмечено на Лондонской конференции 1871 года, которая зафиксировала: “Уполномоченные Северной Германии, Австро-Венгрии, Великобритании, Италии, России и Турции, собранные сегодня на конференции, признают за существенное начало международного права, что ни одна держава не может ни освободить себя от обязательств трактата, ни изменить его постановлений иначе, как по согласию договаривающихся сторон, достигнутому посредством дружественного соглашения”.
Все споры по исполнению международного договора должны разрешаться мирным путем через арбитраж, суд, согласительные комиссии. Согласно ст. 36 Устава Международного Суда, утвержденного Уставом ООН в качестве главного судебного органа Организации Объединенных Наций, предусматривается, что к компетенции этого суда относятся также споры, касающиеся любого вопроса международного права и наличия факта, представляющего собой нарушение международного договора, а также характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.
Государства, заключившие договор по международным экономическим связям, могут пересмотреть отдельные его условия или весь его текст в целом. Если государства достигли соглашения только по вопросу пересмотра условий или договора в целом, но не достигли соглашения о новом содержании, то такие разногласия могут быть переданы на разрешение Международного Суда, согласительной комиссии и т. д.
Рассматривая вопрос о ревизии международных договоров по вопросам экономических отношений, следует исходить из того, что стороны должны соблюдать принцип pacta sunt servanda и определения размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.
Оговорка неизменности обстоятельств
(клаузула rebus sic stantibus)
При заключении международного договора в области международных экономических отношений государства часто исходят из того, что договоры будут соблюдаться, если определенные условия, существующие в момент подписания, будут оставаться неизменными.
Государства часто пользуются этой оговоркой и односторонне отказываются от исполнения договора со ссылкой на резко изменившиеся обстоятельства, при которых или с учетом которых он был заключен, в связи с чем дальнейшее исполнение договора якобы невозможно или нецелесообразно.
Оговорка rebus sic stantibus может очень широко истолковываться и дает возможность прикрываться ею во всех случаях одностороннего расторжения договора. Поэтому нельзя исходить из того положения, что всякий международный договор, в том числе и в области международных экономических отношений, всегда заключается с молчаливой оговоркой rebus sic stantibus и что его можно расторгнуть, если положение вещей (обстоятельства) резко изменится. Принятие этого положения практически означает отрицание силы международного договора независимо от того, на какой срок он заключен.
Нельзя отрицать, что исторический ход событий, а также экономическое положение стран-участниц меняются, перестают существовать основания, породившие договор, могут создаваться условия даже в ближайший период после заключения международного договора, которые делают дальнейшее исполнение договора невозможным или нецелесообразным. В таком случае государство - участник договора, ссылающееся на это обстоятельство и требующее прекращения действия договора, может настаивать на пересмотре или аннулировании договора.
Исполнение международных договоров способствует укреплению политических и экономических отношений государств, а следовательно, делу укрепления мира; одностороннее же расторжение договора вызывает обострение международных отношений.
Не всеми разделяется мнение о том, что оговорка rebus sic stantibus дает право государствам - участникам международного договора свободно отказываться от заключенного ими международного договора, если другие участники его исполняют. Поэтому надо признать, что в том случае, когда сложились обстоятельства, которые делают дальнейшее исполнение международного договора невозможным или нецелесообразным, государство - участник договора имеет право поставить перед прочими участниками договора вопрос о его пересмотре или расторжении, но не отказываться от него по своему усмотрению. Международному праву противоречит одностороннее произвольное расторжение международного договора.
От отказа от договора в силу rebus sic stantibus надо отличать отказ от него в силу того, что исполнение принятых на себя обязательств противоречит основным принципам и нормам международного права, например принципам государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела государства, запрещения агрессивных войн и т. д. Договоры, противоречащие этим принципам, недействительны с самого начала. Если же в силу изменившихся обстоятельств договоры, не противоречащие этим принципам в момент их заключения, вступили затем в противоречие с ними, то они тем самым подлежат расторжению.
Международный экономический договор
и государства, которые в нем не участвуют
Договор, заключенный в области международных экономических отношений, обязателен только для контрагентов.
Государство, не участвовавшее в заключении международного договора, может к нему присоединиться, если ни одна из договаривающихся сторон, получив такое извещение, не заявит протеста или если присоединение к нему предусмотрено в самом договоре.
В случае заключения международного договора, затрагивающего интересы страны, которая в договоре не участвует, эта страна может заявить протест.
Прекращение международного договора
Действие международного договора в области экономических отношений может быть прекращено в следующих случаях:
- исполнения обязательств, предусмотренных договором;
- истечения договорного срока;
- в силу согласия участников договора на его прекращение;
- вследствие гибели договорного объекта;
- вследствие прекращения существования одного из обязавшихся по договору государств;
- в силу одностороннего отказа от договора, если это в нем предусмотрено;
- вследствие наступления условия, предусмотренного договором;
- в случае если дальнейшее исполнение договора будет противоречить основным принципам международного права.
Денонсация международного договора
Денонсация - это отказ от международного договора.
Применяется денонсация в следующих случаях: - на основании условий самого договора, то есть в случае, когда в самом договоре предусмотрено право сторон в определенный срок или при соответствующих условиях заявить об отказе;
- на основании взаимного соглашения сторон;
- одностороннего отказа от международного договора вопреки условиям такового.
Отказ от международного договора по вопросам экономических отношений на основании условий, предусмотренных в самом договоре, и отказ на основании взаимного соглашения сторон не являются нарушением обязательства, поскольку эти отказы обусловлены соглашением сторон. В случае если условие о денонсации не было предусмотрено, денонсирование одним из договаривающихся государств может иметь место только при исполнении этим государством своих договорных обязательств.
Денонсирование части договора фактически является расторжением его в целом, поскольку отдельные статьи обычно органически связаны со всем смыслом договора.
Денонсация международных договоров производится теми государственными органами, которым это право предоставлено национальными законами.
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 26 (548), 26 июня 2006 г.
Подписной индекс 40783
