КОНСУЛЬТИРУЕТ ГНА УКРАИНЫ
Подача, сроки обжалования, требования к оформлению
жалобы на налоговое уведомление-решение
ВОПРОС: 1. Останавливает ли подача жалобы на налоговое уведомление-решение взыскание доначисленных проверкой сумм налогов при наличии возбужденного уголовного дела?
2. Какие сроки обжалования налоговых уведомлений-решений об определенных налоговыми органами суммах налоговых обязательств по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, и решений о применении штрафных (финансовых) санкций?
3. Налогоплательщик получил решение районной государственной налоговой инспекции, принятое по рассмотрению первичной жалобы, которым сумма налогового обязательства, определенная в обжалуемом налоговом уведомлении-решении, уменьшена. Кроме этого, через несколько дней налогоплательщик получил новое налоговое уведомление-решение, в котором указана уже уменьшенная сумма налогового обязательства и новый срок ее уплаты в бюджет. От какого события (получения решения по рассмотрению жалобы или нового налогового уведомления-решения) необходимо придерживаться сроков подачи повторной жалобы (заявления)?
4. Какие требования к оформлению жалобы (заявления) налогоплательщика в органы государственной налоговой службы?
5. 2 февраля 2006 года налоговая инспекция в г. Хмельницком применила к частному предприятию штрафные (финансовые) санкции за непредоставление декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь прошлого года и за осуществление расчетных операций по продаже табачных изделий без применения регистратора расчетных операций. Предприятие считает, что санкции применены неправомерно. В какой налоговый орган и в какие сроки предприятие может обжаловать решение?
6. Почему из Положения о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами ГНС изъяты нормы относительно апелляционного согласования сумм налоговых обязательств, начисленных с использованием косвенных методов?
7. Иногда в налоговые органы поступают жалобы, которые не подписаны руководителем предприятия или подписаны лицами, которые указывают, что они являются учредителями или бывшими руководителями или главными бухгалтерами предприятия, которые, высказывая несогласие с налоговыми уведомлениями-решениями об определенных суммах налоговых обязательств, требуют отмены этих решений. Как быть в таких случаях, необходимо ли рассматривать такие жалобы по существу?
8. По результатам проверки, осуществленной работниками регионального управления Департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и обращением подакцизных товаров (далее - региональное управление) к предприятию 31 января 2006 года применена штрафная (финансовая) санкция. Предприятие считает, что санкция применена неправомерно. В какой орган необходимо подать жалобу на решение?
9. Какую дату необходимо считать датой направления налогоплательщику решения, принятого по рассмотрению жалобы (заявления)?
10. Предприятие своевременно обжаловало в Департаменте по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и обращением подакцизных товаров Государственной налоговой администрации Украины решение регионального управления этого департамента о применении штрафных (финансовых) санкций за осуществление розничной торговли табачными изделиями без приобретения лицензии. Останавливает ли подача жалобы взыскание сумм штрафных (финансовых) санкций?
ОТВЕТ: 1. Подпунктом 5.2.3 пункта 5.2 статьи 5 Закона Украины “О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами” от 21.12.2000 г. № 2181 (далее - Закон № 2181) предусмотрено, что подача предприятием жалобы (заявления) с соблюдением установленных Законом № 2181 порядка и сроков для обжалования налогового уведомления-решения останавливает выполнение решения на срок от дня подачи жалобы (заявления) в орган государственной налоговой службы до дня окончания процедуры административного обжалования. В течение указанного срока доначисленные суммы налогов с налогоплательщика не взимаются и считаются несогласованными. Жалоба (заявление) налогоплательщика должна быть рассмотрена в сроки, определенные подпунктом 5.2.2 пункта 5.2 статьи 5 Закона № 2181, и возможно продление сроков ее рассмотрения с соблюдением требований указанного Закона.
Норма относительно нераспространения Положения о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы, утвержденного Приказом Государственной налоговой администрации Украины от 11.12.96 № 29 в редакции Приказа ГНАУ от 02.03.2001 № 82 с изменениями (далее - Положение № 82), на рассмотрение жалоб предприятий, учреждений, организаций и граждан на налоговые уведомления-решения на уплату доначисленных проверками сумм налогов и сборов и примененных штрафных (финансовых) санкций при наличии возбужденного уголовного дела исключена из Положения № 82 Приказом Государственной налоговой администрации Украины от 16.12.2005 № 578 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 29 декабря 2005 года № 1589/11869).
2. Нормы абзаца пятого подпункта 5.2.2 пункта 5.2 статьи 5 Закона № 2181 необходимо рассматривать с учетом абзаца второго подпункта 5.3.1 пункта 5.3 отмеченной статьи и в соответствии с подпунктом “г” подпункта 4.2.2 пункта 4.2 статьи 4 Закона № 2181.
Согласно подпункту “г” подпункта 4.2.2 пункта 4.2 статьи 4 Закона № 2181 контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму налогового обязательства налогоплательщика в случае, в частности, если согласно законам по вопросам налогообложения лицом, ответственным за начисление отдельного налога или сбора (обязательного платежа), является контролирующий орган. Если в соответствии с Законом № 2181 контролирующий орган самостоятельно определяет налоговое обязательство налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на административное обжалование решений контролирующего органа в течение 30 календарных дней от дня получения налогового уведомления или ответа контролирующего органа на жалобу, вместо десятидневного срока, определенного в абзаце первом отмеченного подпункта (абзац пятый подпункта 5.2.2 пункта 5.2 статьи 5 Закона № 2181).
Абзацем вторым подпункта 5.3.1 пункта 5.3 статьи 5 Закона № 2181 предусмотрено, что в случае когда в соответствии с Законом контролирующий орган самостоятельно определяет налоговое обязательство налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, налогоплательщик обязан уплатить начисленную сумму налогового обязательства в сроки, определенные в законе для соответствующего налога, а при их отсутствии - в течение 30 календарных дней от дня получения налогового уведомления о таком начислении.
Случаи, когда применяется тридцатидневный срок обжалования налоговых уведомлений-решений, были указаны в налоговом разъяснении, утвержденном Приказом ГНА Украины от 09.09.2002 № 423, а также нормативно урегулированы при внесении изменений (Приказ ГНА Украины от 30.05.2003 № 260) в Положение о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы (подпункт 4.4 пункта 4 Положения № 82). Тридцатидневный срок для обжалования налоговых уведомлений и решений распространяется:
- на суммы налогового обязательства по земельному налогу, начисленному гражданам - владельцам земельных участков и землепользователям;
- на суммы налогового обязательства по подоходному налогу с граждан (налогу с доходов физических лиц), начисленного физическим лицам - субъектам предпринимательской деятельности, гражданам, иностранным гражданам и лицам без гражданства на основании предоставления ими деклараций об ожидаемых или о фактически полученных доходах;
- на решение о: распределении суммы налоговых обязательств или налогового долга между налогоплательщиками, который возникает в результате реорганизации; установлении солидарной ответственности за уплату налоговых обязательств налогоплательщика, который реорганизовывается; распространении права налогового залога на все активы налогоплательщика, который создается путем объединения других налогоплательщиков.
Обжалование сумм налоговых обязательств по подоходному налогу (налогу с доходов физических лиц), определенных органом государственной налоговой службы по результатам выявленных проверками недостоверных данных, заявленных субъектом предпринимательской деятельности в декларациях о полученных доходах и проведенных расходах (проверкой выявлены нарушения налогового законодательства), осуществляется в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления или ответа (решения) органа государственной налоговой службы на жалобу (заявление).
Сроки обжалования налоговых уведомлений-решений (решений) о суммах штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства и законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности предусмотрены подпунктом 4.6 пункта 4 отмеченного Положения № 82. Суммы таких штрафных (финансовых) санкций могут быть обжалованы в течение 10 календарных дней, следующих за днем получение налогового уведомления-решения (решение) или ответа (решения) органа государственной налоговой службы по рассмотрению жалобы (заявления).
Что касается решения налогового органа о применении штрафных (финансовых) санкций, кроме штрафных (финансовых) санкций за нарушение законодательства о налогообложении и за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности, то оно может быть обжаловано в государственной налоговой администрации (инспекции) высшего уровня в течение года с момента (дня) его принятия, но не позднее одного месяца с дня направления (вручения) решения о применении штрафных (финансовых) санкций налогоплательщику, если другой порядок и сроки обжалования не указан в законодательном акте, которым предусмотрены штрафные (финансовые) санкции и их применение органами государственной налоговой службы (пункт 16 Положения № 82, с учетом изменений, внесенных Приказом ГНА Украины от 16.12.2005 № 578).
3. Этот вопрос является актуальным и незнание его может привести к оставлению жалобы без рассмотрения или к увеличению количества жалоб (заявлений) налогоплательщиков.
В случае когда начисленная сумма налогового обязательства уменьшается вследствие их административного обжалования, ранее направленное налоговое уведомление-решение считается отозванным от дня получения налогоплательщиком нового налогового уведомления-решения, которое содержит новую сумму налогового обязательства. Уменьшенная сумма налогового обязательства должна быть уплачена или может быть обжалована (если налогоплательщик не соглашается с принятым решением на рассмотрение его жалобы или заявления) в сроки, определенные Законом № 2181 (пункт 6.5 статьи 6 Закона).
В этом случае государственная налоговая инспекция по месту взятия на налоговый учет налогоплательщика направляет новое налоговое уведомление-решение на уплату уменьшенной суммы налогового обязательства. При этом в соответствии с требованиями Порядка направления органами государственной налоговой службы Украины налоговых уведомлений налогоплательщикам, утвержденного Приказом ГНА Украины от 21.06.2001 № 253 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 06.07.2001 г. № 567/5758 с изменениями и дополнениями (далее - Порядок № 253), в новом налоговом уведомлении-решении проставляется его предыдущий номер и вместо дроби “0” указывается дробь “1” и новый срок уплаты в бюджет суммы налогового обязательства.
Учитывая нормы абзаца первого подпункта 5.2.2 пункта 5.2 статьи 5 Закона № 2181, в случае когда контролирующий орган направляет налогоплательщику решения о полном или частичном неудовлетворении его жалобы, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем получение ответа (решения на рассмотрение жалобы), а в отдельных случаях, предусмотренных Законом № 2181 и Положением № 82, в течение 30 календарных дней от дня получения ответа (решения на рассмотрение жалобы) с повторной жалобой в контролирующий орган высшего уровня. Жалобу (заявление) необходимо подавать (направлять почтой с уведомлением о вручении) в указанные сроки непосредственно в орган государственной налоговой службы высшего уровня после получения ответа (решения на рассмотрение жалобы), а не после получения нового налогового уведомления-решения.
4. Требования к оформлению жалобы (заявления) определены в абзаце четвертом пункта 3 Положения о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы, утвержденного Приказом Государственной налоговой администрации Украины от 11.12.96 № 29 в редакции приказа ГНА Украины от 02.03.2001 № 82 (с изменениями) (далее - Положение № 82).
С учетом изменений, внесенных в Положение № 82 Приказом ГНА Украины от 16.12.2005 № 578 (зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29 декабря 2005 года № 1589/11869), в жалобе (заявлении) должно быть указано:
1) фамилия, имя, отчество, место проживания физического лица - налогоплательщика, а для юридического лица - налогоплательщика - его наименование, местонахождение, а также адрес, на который необходимо направить решение (ответ) на жалобу (заявление);
2) название органа государственной налоговой службы, которым выдано налоговое уведомление, решение или постановление по делу об административном правонарушении, которое обжаловалось, дата и номер; название налога, сбора (обязательного платежа) или штрафной (финансовой) санкции и сумма;
3) суть затронутого вопроса, просьбы или требования и обоснование несогласия налогоплательщика с суммой налогового обязательства, определенной органом государственной налоговой службы в налоговом уведомлении, или несогласия с другим решением органа государственной налоговой службы;
4) о подаче или неподаче искового заявления в суд о признании недействительным налогового уведомления или решения органа государственной налоговой службы, а также об уведомлении или неуведомлении соответствующего органа государственной налоговой службы о подаче повторной жалобы (заявления) органу государственной налоговой службы высшего уровня;
5) подпись физического лица - налогоплательщика, а для юридического лица - налогоплательщика - подпись руководителя или лица, которое выполняет обязанности руководителя юридического лица - налогоплательщика. Если жалоба (заявление) в интересах физического лица - налогоплательщика или юридического лица - налогоплательщика подается его представителем, то к жалобе (заявлению) приобщается копия доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства, и подпись представителя юридического лица - налогоплательщика на жалобе (заявлении) должна быть скреплена печатью юридического лица - налогоплательщика;
6) перечень документов и расчетов, которые прилагаются к жалобе (заявлению), в случае направления жалобы (заявления) почтой прилагается опись вложения и уведомление о вручении.
Жалоба (заявление) должна быть изложена в письменной форме и направлена в орган государственной налоговой службы почтой с уведомлением о вручении или передана физическим или юридическим лицом - налогоплательщиком через представителя.
Жалоба (заявление), которая оформлена без соблюдения требований, отмеченных в подпункте 5 абзаца четвертого пункта 3 Положения № 82, или оформленная без соблюдения требований, отмеченных в подпунктах 1 - 4 абзаца четвертого и абзаце пятом этого пункта, и не дает возможности рассмотреть жалобу (заявление) по существу, возвращается лицу, которое ее подало (направило), с соответствующими разъяснениями не позднее 5 дней от дня получения такой жалобы (заявления).
5. Такие вопросы вызнаны тем, что порядок и сроки обжалования решений о применении штрафных (финансовых) санкций за нарушение законодательных актов по вопросам применения регистраторов расчетных операций отличны от порядка и сроков обжалования налоговых уведомлений-решений о применении штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства.
Сроки и процедуры обжалования налоговых уведомлений-решений о применении штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства, в том числе за неподачу налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (подпункты 17.1.1 и 17.1.2 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181) предусмотрены подпунктом 5.2.2 пункта 5.2 статьи 5 Закона и пунктами 4 и 5 Положения № 82.
В случае несогласия предприятия с налоговым уведомление-решением Государственной налоговой инспекции в г. Хмельницком об определенной сумме штрафной (финансовой) санкции за неподачу налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость предприятие имеет право подать первичную жалобу на данное налоговое уведомление-решение в ГНИ в г. Хмельницком. Жалоба должна быть подана (направлена почтой с уведомлением о вручении) в течение 10 дней, следующих за днем получение предприятием налогового уведомления-решения.
Что касается сроков и порядка обжалования решений о применении штрафных (финансовых) санкций за осуществление расчетных операций по продаже табачных изделий за наличные средства без применения регистратора расчетных операций (пункт 1 статьи 17 Закона Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг” № 265/95-ВР от 06.07.1995 г.), то в соответствии с пунктом 16 указанного выше Положения № 82 (с учетом изменений, внесенных Приказом Государственной налоговой администрации Украины от 16.12.2005 № 578, зарегистрированным в Министерстве юстиции 29 декабря 2005 года № 1589/11869) в случае несогласия с решением о применении штрафных (финансовых) санкций, предприятию необходимо подать первичную жалобу непосредственно в Государственную налоговую администрацию в Хмельницкой области не позднее одного месяца с дня направления (вручения) указанного решения предприятию.
6. Действительно, Приказом ГНА Украины “Об утверждении изменений в Положение о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы” от 16.12.2005 № 578, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29 декабря 2005 года №1589/11869, исключен абзац пятый из указанного Положения № 82, потому что Законом Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами” от 22.06.2004 № 1830-IV (опубликован в газете “Голос Украины” 12 января 2005 года) предусмотрено, что решение об уплате налоговых обязательств, начисленных налоговыми органами с использованием косвенного метода, принимается в судебном порядке по представлению руководителя (его заместителя) соответствующего налогового органа.
Учитывая отмеченное, апелляционное согласование в административном порядке сумм налоговых обязательств, начисленных с использованием косвенных методов, не осуществляется с 12 января 2005 года.
7. Абзацем первым пп. 5.2.2 ст. 5 Закона № 2181 предусмотрено, что в случае когда налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму налогового обязательства или принял любое другое решение, которое противоречит законодательству по вопросам налогообложения, или выходит за пределы его компетенции, установленной законом, такой налогоплательщик имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре этого решения, которая подается в письменной форме и может сопровождаться документами, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает необходимым предоставить.
В соответствии со ст. 1 Закона № 2181 термин “налогоплательщики” употребляется в таком значении (п. 1.3): налогоплательщики - юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, которые не имеют статуса юридического лица, а также физические лица, которые имеют статус субъектов предпринимательской деятельности или не имеют статуса, и на которых согласно закону возложена обязанность удерживать и/или уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи), пеню и штрафные санкции.
Порядок обжалования решений налоговых органов определен Законом № 2181 и Положением о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы, утвержденным Приказом ГНА Украины от 11.12.96 № 29 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 18 декабря 1996 года № 723/1748 (в редакции Приказа ГНА Украины от 02.03.01 № 82, зарегистрированном в Минюсте Украины 15 марта 2001 года № 238/5429 (с изменениями) (далее - Положение № 82).
Требования к оформлению жалобы (заявления) определены абзацем четвертым пункта 3 Положения № 82, в частности, подпунктом 5 предусмотрено, что в жалобе (заявлении) должно быть указано: подпись физического лица - налогоплательщика, а для юридического лица - налогоплательщика - подпись руководителя или лица, которое выполняет обязанности руководителя юридического лица - налогоплательщика.
Если жалоба (заявление) в интересах физического лица - налогоплательщика или юридического лица - налогоплательщика подается его представителем, то к жалобе (заявлению) приобщается копия доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства, и подпись представителя юридического лица - налогоплательщика на жалобе (заявлении) должна быть скреплена печатью юридического лица - налогоплательщика.
Поэтому, если жалоба (заявление) не подписана или подписана другими лицами, чем те, которые указаны в подпункте 5 абзаца четвертого пункта 3 Положения № 82, а в случае подачи жалобы (заявления) представителем юридического лица - налогоплательщика без приобщения копии доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства, или не скрепленной печатью юридического лица - налогоплательщика без подписи его представителя на жалобе (заявлении), то такая жалоба (заявление) не подлежит рассмотрению по существу и возвращается лицу, которое ее подало (направило), с соответствующими разъяснениями не позднее 5 дней от дня получения такой жалобы или заявления (абзац шестой пункта 3 и подпункт 6 абзаца первого пункта 9 Положения № 82).
8. Для ответа на этот вопрос необходимо выяснить, какие нарушения выявлены проверкой, ведь указанные региональные управления осуществляют контроль за правильностью взимания акцизного сбора и проверяют соблюдение субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства по вопросам государственного регулирования производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий.
Если проверкой было выявлено нарушение требований Закона Украины “О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий” № 481/95-ВР от 19.12.1995 г. (далее - Закон № 481), в частности, отсутствие лицензии на осуществление розничной торговли табачными изделиями, то штрафные (финансовые) санкции имеет право применять региональное управление (статья 17 Закона № 481) и в соответствии с пунктом 16 Положения о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы, утвержденного Приказом ГНА Украины 11.12.96 № 29 (зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 18 декабря 1996 года № 723/1748) в редакции Приказа ГНА Украины от 02.03.2001 года № 82 с изменениями, внесенными Приказом ГНА Украины от 16.12.2005 № 578 (далее - Положение № 82), такое решение регионального управления о применении штрафных (финансовых) санкций предприятие имеет право обжаловать в Департаменте по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и обращением подакцизных товаров ГНА Украины.
Жалоба должна быть подана (направлена почтой с уведомлением о вручении) не позднее одного месяца с дня направления (вручения) предприятию решения о применении штрафных (финансовых) санкций (подпункт 3 абзаца второго пункта 16 Положения № 82).
В случае несогласия предприятия с решением Департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и обращением подакцизных товаров ГНА Украины, принятым по рассмотрению жалобы, оно может быть обжаловано в Государственной налоговой администрации Украины в течение одного года с момента (дня) его принятия, но не позднее одного месяца с дня вручения решения налогоплательщику или его представителю (абзац восьмой пункта 16 Положения № 82).
В случае несогласия с решением Государственной налоговой администрации Украины оно может быть обжаловано в суде в срок, предусмотренный законодательством Украины (часть третья статьи 17 Закона Украины “Об обращении граждан” № 393/96-ВР от 02.10.1996 г.).
9. По рассмотрению жалобы (заявления) налогоплательщика руководитель органа государственной налоговой службы (или его заместитель) принимает решение, оригинал которого после указания регистрационного номера исходящей корреспонденции направляется (вручается) налогоплательщику (абзац девятый Положения о порядке предоставления и рассмотрения жалоб плательщиков органами государственной налоговой службы № 82).
Абзацами десятым и одиннадцатым этого Положения предусмотрено, в частности, что решение, принятое по рассмотрению жалобы (заявления), направляется почтой с уведомлением о вручении по адресу, указанному налогоплательщиком непосредственно в жалобе (заявлении) как адрес, на который необходимо направить решение (ответ) на жалобу (заявление).
Датой направления налогоплательщику решения, принятого по рассмотрению жалобы (заявления), необходимо считать дату, указанную на квитанции (чеке) отделения почтовой связи о получении платы за услугу по пересылке решения и эта дата соответствует дате, указанной на уведомлении о вручении почтового отправления и реестре почтовых отправлений.
10. За осуществление розничной торговли табачными изделиями без наличия лицензии к субъектам предпринимательской деятельности применяются финансовые санкции в размере 200% стоимости полученной партии табачных изделий, но не менее 1700 гривен (абзац пятый части второй статьи 17 Закона Украины “О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий” № 481/95-ВР от 19.12.1995 г.) (далее - Закон № 481).
Порядок применения указанных финансовых санкций утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины “Об утверждении Порядка применения финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона Украины “О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий” от 2 июня 2003 года № 790 (далее - Постановление № 790).
Финансовая санкция к предприятию применена региональным управлением Департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и обращением подакцизных товаров в соответствии с полномочиями регионального управления (часть четвертая статьи 17 Закона № 481, пункт 6 Постановления № 790).
Пунктом 13 Постановления № 790 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 11 января 2006 года № 10) определено, что решение о применении финансовых санкций может быть обжаловано в месячный срок в установленном законодательством порядке.
Порядок обжалования решений о применении указанных финансовых санкций, в том числе принятых Департаментом по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и обращением подакцизных товаров ГНА Украины и его региональными управлениями, определен пунктом 16 Положения о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы (утверждено Приказом ГНА Украины от 11 декабря 1996 года, в редакции Приказа ГНА Украины от 02.03.2001 № 82, с изменениями и дополнениями (далее - Положение № 82), которым предусмотрено, что на предоставление и рассмотрение жалоб на решение о применении штрафных (финансовых) санкций не распространяется действие, в частности пункта 6 указанного Положения № 82 относительно остановки выполнения решения. Поэтому, в случае невыполнения предприятием решения о применении финансовых санкций в течение 30 дней после получения решения, сумма финансовых санкций взыскивается на основании решения суда (часть пятая статьи 17 Закона № 481, пункт 10 Постановления № 790).
Учитывая нормы частей третьей - пятой статьи 17 Закона № 481, пунктов 10 и 13 Постановления № 790 и абзаца одиннадцатого пункта 16 Положения № 82 подача предприятием жалобы на решение о применении финансовой санкции за осуществление розничной торговли табачными изделиями без приобретения лицензии на право розничной торговли табачными изделиями, не останавливает выполнения решения по уплате (взысканию) суммы санкции в бюджет.
“Бухгалтерия, налоги, бизнес”, № 9, 24 февраля - 2 марта 2006 г.
