Комментарий к постановление КМУ от 25.05.2006 г. № 725
“О внесении изменений в Положение о порядке взимания и учета
фиксированного сельскохозяйственного налога”

Необходимость внесения изменений в Положение о порядке взимания и учета фиксированного сельскохозяйственного налога назрела давно. С ноября 2003 года Положение оставалось неизменным, тогда как сам Закон Украины “О фиксированном сельскохозяйственном налоге” корректировался дважды, причем весьма существенно. Поэтому большинство новых норм Положения не такие уж и новые для отечественных сельхозпредприятий. Этот документ всего лишь приведен в соответствие с требованиями Закона.

Особое внимание следует обратить на новшества в порядке представления отчетности. Так, согласно п. 5 Положения сельхозпредприятиям, чтобы получить (подтвердить) статус плательщика фиксированного сельхозналога (ФСН), необходимо самостоятельно рассчитать сумму такого налога по форме, установленной ГНАУ, и до 1 февраля текущего года сдать в налоговые органы следующие документы:

- извлечение из государственного земельного кадастра о составе земель сельхозугодий и их денежной оценке;

- общий расчет ФСН на текущий год по всей площади земельных участков, с которой взимается налог;

- отчетный расчет ФСН отдельно по каждому земельному участку;

- расчет удельного веса дохода от реализации сельхозпродукции собственного производства и продуктов ее переработки в общей сумме валового дохода предприятия за предыдущий отчетный (налоговый) год по форме, установленной приказом Минагрополитики совместно с ГНАУ.

На сегодняшний день последней формы не существует, вернее, она имеется в виде приложения к Методическим рекомендациям по определению удельного веса дохода (выручки) от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки в общем объеме валового дохода предприятия, утвержденным приказом Минагрополитики от 29.12.2002 г. № 419. Приказ этот не зарегистрирован в Минюсте и даже не согласован с налоговиками, так что утвержденная им форма носит исключительно рекомендательный характер. Для сдачи в налоговые органы она не обязательна.

Скорее всего, будет разработан новый ее вариант. В принципе, нынешним плательщикам ФСН это безразлично, поскольку отчетность и расчет они должны будут сдавать лишь в следующем году. Но для вновь созданных предприятий, желающих работать на “фиксированной” системе, отсутствие необходимой формы может оказаться критичным.

Кстати, налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика должен будет выдать справку о предоставлении или подтверждении статуса плательщика ФСН в течение 10 рабочих дней после даты сдачи налогового расчета. Правда, не очень понятно, на что повлияет наличие этой справки. Скорее всего, требовать ее будут в Пенсионном фонде.

Впрочем, главный критерий для получения статуса плательщика ФСН - это доля дохода от операций по реализации сельхозпродукции собственного производства и продуктов ее переработки в общем валовом доходе. Если в отчетном налоговом периоде такая доля составит меньше 75% общей суммы валового дохода, предприятию уже в следующем отчетном периоде придется платить налоги на общих основаниях. И никакая справка им не поможет.

Порядок уплаты ФСН не изменился: налог уплачивается в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем базового отчетного (налогового) месяца. Единственное уточнение, сделанное в Положении,- что ФСН платится на соответствующий счет местного бюджета по месту расположения земельного участка.

Сергей Козлович,
директор аудиторской фирмы “Фортекс”

Газета “Фортекс”, № 24/2006 (№ 180), от 06.06.2006 г.