Комментарий к приказу Министерства Украины по вопросам чрезвычайных
ситуаций и по делам защиты населения от последствий чернобыльской
катастрофы от 06.02.2006 г. № 59 “Об утверждении Инструкции по организации
работы органов государственного пожарного надзора”
(зарегистрирован в Минюсте Украины 26.04.2006 г. за № 480/12354)

(Начало; окончание - см. в консультации от 23.05.2006 г.)

“Жалует царь, да не жалует псарь”,- говорили в старину. К сожалению, нынешняя правовая ситуация не слишком далеко ушла от тех времен, и подзаконные акты по-прежнему нередко более важны, чем сами законы. Во всяком случае, многие чиновники предпочитают руководствоваться своими ведомственными инструкциями, а не законами. Поэтому изучение таких ведомственных нормативных актов может дать руководителю предприятия (предпринимателю) массу полезной информации.

Один из таких актов прошел регистрацию в Минюсте 26 апреля 2006 года. Речь идет об Инструкции по организации работы органов государственного пожарного надзора, утвержденной приказом МЧС Украины от 06.02.2006 г. № 59 (далее - Инструкция), действие которой распространяется, как сказано в ней, на центральные и местные госорганы, предприятия и граждан Украины, а также на объекты, принадлежащие иностранным юридическим лицам или предпринимателям с иностранными инвестициями, на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Отношения с пожарными службами всегда были для многих предприятий и предпринимателей большой проблемой. Кое-кто даже утверждает, что пожарники обходятся нашим бизнесменам дороже, чем любые пожары. Поэтому к документам данного ведомства следует внимательно присматриваться, особенно если они касаются такого серьезного вопроса, как проверки.

С этой точки зрения посмотрим на вышеупомянутую Инструкцию. Сразу заметим, что наибольшее впечатление производит, пожалуй, пункт 1.12, согласно которому проверяться может практически все: подконтрольными пожарникам объектами считаются “движимое и недвижимое имущество предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности, физических лиц, в отношении которого установлены требования пожарной безопасности, за выполнением и соблюдением которых осуществляется контроль органами госпожнадзора”.

Госпожнадзор осуществляется, в частности, путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся для обследования объектов на предмет их соответствия требованиям пожарной безопасности и контроля за выполнением установленных законодательством требований.

Срок проверки определяет руководитель органа госпожнадзора исходя из характеристик проверяемого объекта. По уровню пожарной опасности объекты делятся на три группы.

К объектам I группы относятся потенциально опасные объекты, промышленные и складские здания категорий “А” и “Б” по взрывопожарной опасности независимо от площади, категории “В” по пожарной опасности площадью 500 кв. м и более, объекты с массовым пребыванием людей и высотные дома, здания центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также другие объекты, которые определяются соответствующим приказом начальника территориального органа госпожнадзора с учетом их пожарной опасности.

Плановая их проверка осуществляется ежегодно и может проводиться бригадным и групповым методом, с привлечением представителей Госдепартамента промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора, Государственной инспекции гражданской обороны и техногенной безопасности, а также других органов государственного надзора.

К объектам II группы относятся промышленные и складские здания категории “В” по пожарной опасности площадью менее 500 кв. м, сельскохозяйственные предприятия и фермерские хозяйства, на работах в которых задействованы работники, объекты торговли (кроме малых архитектурных форм), здания повышенной этажности, предприятия бытового обслуживания, подземные и многоэтажные гаражные кооперативы и т. п., не вошедшие в I и III группы. Перечень таких объектов утверждается руководителем местного органа госпожнадзора. Плановые проверки на них проводятся один раз в 3 года.

Наконец, к объектам III группы относятся все государственные, ведомственные и кооперативные жилые дома (кроме домов повышенной этажности и высотных), дачные, садоводческие и гаражные кооперативы (кроме многоэтажных и подземных гаражей), другие малые архитектурные формы и т. п. Объекты этой группы планово проверяют один раз в 5 лет.

Что касается внеплановых проверок, то они проводятся:

- при поступлении поручений Президента, Верховной Рады, Кабмина, МЧС и решений местных органов исполнительной власти относительно усиления противопожарной защиты объектов и населенных пунктов;

- при поступлении информации о возникновении аварийных ситуаций, изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя оборудования, что может повлечь непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб окружающей среде, имуществу граждан и собственников объектов. Внеплановые проверки по данному основанию могут проводиться только по мотивированному решению органа госпожнадзора;

- в случае обращения физ- и юрлиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов. На этом остановимся подробнее. В п/п. 3.3.2 Инструкции буквально сказано, что внеплановые проверки проводятся в случае

“обращения физических и юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов (бездействие) другими юридическими или физическими лицами, связанными с невыполнением ими обязательных требований пожарной безопасности, а также получением другой информации, которая подтверждается соответствующими документами и доказательствами о наличии таких нарушений (обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган госпожнадзора, не могут быть основанием для проведения внеплановой проверки)”.

Точность формулировок в данном пункте оставляет желать лучшего. Во-первых, никак не конкретизировано, что такое “соответствующие документы”. Должны ли, например, такие документы быть санкционированы судом (хозяйственным судом)? Ведь нарушениями прав и законных интересов должны, по идее, заниматься именно суды. Или достаточно поставить под заявлением свою подпись и шлепнуть печать?

Во-вторых, авторы Инструкции не расписали момент, связанный с идентификацией заявителя. Непонятно, должна ли такая идентификация проводиться в обязательном порядке и будет ли принято заявление без проверки в том случае, если оно будет подписано, скажем, чужим (вымышленным) именем? В принципе-то, наличие имени, адреса и тому подобных данных “позволяет” установить лицо, обратившееся в орган госпожнадзора. Другое дело, что эти данные могут оказаться фальшивыми. Так что недобросовестные конкуренты смогут воспользоваться такой неконкретностью формулировок, чтобы спровоцировать пожарную проверку на вашем предприятии.

Кроме того, госпожнадзор может внепланово проверять предприятия, чтобы проконтролировать исполнение ранее выданных предписаний. Такие проверки проводятся по решению руководителя органа госпожнадзора не чаще одного раза в год.

Избежать внеплановых проверок могут лишь те субъекты хозяйствования, которые заключили договоры добровольного страхования ответственности перед третьими лицами.

Проверки проводятся только на основании предписания начальника органа госпожнадзора. Предписание (или заверенная печатью ее копия) предъявляется руководителю объекта одновременно со служебными удостоверениями проверяющих. Допускается также вручение предписания арендодателю объекта для уведомления арендаторов.

В пункте 3.3.3 Инструкции специально оговорено, что проводить проверку могут только те инспекторы, которые указаны в предписании. Проверки объектов проводятся с участием руководителей (собственников) предприятий или уполномоченных ими лиц.

О дате предстоящей проверки предприятие извещают заранее. Точный срок Инструкция не устанавливает, ограничившись фразой о “своевременности” уведомления. Напомним, что в соответствии со ст. 2 Указа Президента Украины от 23.07.98 г. № 817/98 “О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности” уведомление с указанием даты плановой проверки должно быть направлено предприятию не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала.

Что проверяется

В подпунктах 3.3.12–3.3.15 Инструкции подробно расписано, что именно проверяют пожарники на подконтрольных объектах. Так, в ходе проверки осматриваются:

- территория объекта, здания, сооружения, установки и оборудование, в том числе находящиеся в стадии строительства;

- производимая или реализуемая продукция;

- состояние подъездных путей;

- обеспеченность и техническое состояние пожарной техники, наличие и работоспособность автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации, средств связи;

- состояние и надежность функционирования внешнего и внутреннего противопожарного водоснабжения.

В обязательном порядке проверяется наличие сдаваемых в аренду объектов (помещений) и заключение соответствующих договоров аренды (в части, касающейся ответственности за обеспечение пожарной безопасности), а также наличие на арендованных объектах (в помещениях) разрешений на начало работы.

Кроме того, при проверке выясняется противопожарное состояние объекта и степень исполнения ранее предложенных противопожарных мер, анализируется деятельность администрации по обеспечению пожарной безопасности объекта, а также проверяется:

- наличие приказов, распоряжений и инструкций по вопросам пожарной безопасности;

- выделение ассигнований на противопожарные мероприятия и приобретение противопожарного оборудования;

- включение противопожарных мероприятий в производственно-финансовые планы;

- соблюдение правил проведения работ с огнем;

- организация работы пожарно-технической комиссии;

- наличие соответствующих сертификатов на приборы и оборудование, а также документов, подтверждающих показатели пожарной опасности примененных веществ и материалов в производстве или строительстве;

- функционирование ведомственной, местной, добровольной пожарной охраны и качество профилактической работы, которая ими проводится;

- проведение противопожарного инструктажа и занятий по программе пожарно-технического минимума с работниками;

- знание работниками объекта вопросов пожарной безопасности и своих обязанностей в случае возникновения пожара;

- организация обучения и проверки знаний по вопросам пожарной безопасности должностных лиц;

- наличие учета пожаров и реагирования на них администрации объекта.

Проверяется также наличие актов приемки в эксплуатацию средств противопожарной защиты, договоров на их техническое обслуживание, сертификата соответствия (свидетельства о признании) на продукцию противопожарного назначения или его копии.

Если при проверке обнаружится, что предприятие выпускает и реализует продукцию противопожарного назначения, не имеющую сертификата соответствия (свидетельства о признании), то пожарники примут “меры реагирования” и при необходимости проинформируют об этих нарушениях органы защиты прав потребителей.

Мы рассказали только об основных проверочных моментах Инструкции, с которыми может столкнуться большинство предприятий. Кроме них Инструкция предусматривает целый ряд специфических требований, касающихся проверок проектных организаций, новостроек и т. д. Углубляться в детали не будем, так как для большинства наших читателей это вряд ли представляет интерес.

Оформление результатов проверки

Если пожарники не найдут на предприятии никаких нарушений, то по результатам проверки составляется справка за подписями инспекторов, проводивших проверку, и руководителя предприятия. Справка оформляется в двух экземплярах, первый из которых вручается руководителю, а второй остается в органе госпожнадзора.

Если же нарушения обнаружатся, то руководству предприятия выдается письменное предписание, в котором устанавливается срок для устранения нарушений. При этом пожарники обязаны законодательно обосновать предлагаемые противопожарные меры и обсудить их с руководителями объектов.

Предписание состоит из двух разделов. В первый раздел включаются, при наличии, неисполненные меры из предыдущего предписания (с указанием истекших сроков их исполнения), а во второй - новые предложенные меры и сроки их исполнения.

Оформляется предписание в двух экземплярах, один из которых в течение 5 рабочих дней после окончания проверки вручается (направляется заказным письмом с уведомлением) руководителю объекта для исполнения, а второй остается в органе госпожнадзора.

Те, кто не согласен с вынесенными предписаниями, могут обратиться с жалобой в вышестоящий орган или к должностному лицу госпожнадзора в 10-дневный срок со дня их вручения.

Напоследок упомянем об особом виде проверки, предусмотренном п. 3.3.19 Инструкции - оценке (экспертизе) противопожарного состояния объекта. Главное ее отличие от плановых и внеплановых проверок состоит в том, что проводится данная процедура по обращению руководителя предприятия (например, для получения разрешения на начало работы). По результатам такой проверки составляется экспертное заключение, которое действует в течение трех месяцев, причем сам факт ее проведения приравнивается к плановой проверке.

Вот, пожалуй, и все, что можно сказать о противопожарных проверках по материалам Инструкции. Как вы сами понимаете, отношения между бизнесом и пожарным ведомством проверками не ограничиваются, есть множество других пунктов, где интересы этих сторон так или иначе пересекаются: лицензирование, сертификация, те же разрешения на начало работ и т. д. Но об этом мы расскажем в одном из следующих номеров.

Елена Кравченко,
юрист

Газета “Фортекс”, № 21/2006 (№ 177), от 16.05.2006 г.