Сторож на предприятии: некоторые вопросы правового
регулирования труда
Любой владелец заинтересован в сохранности принадлежащих ему материальных ценностей. Особенно этот вопрос актуален для хозяйствующих субъектов. Потому каждое предприятие, учреждение, организация вынуждены прибегать к различным мерам, направленным на обеспечение сохранности имущества. Одним из наиболее распространенных среди них является прием на работу сторожей.
Целью нашего исследования является осуществление анализа правового положения этих лиц, выявление особенностей правового регулирования труда сторожей.
Профессиональное название соответствующей должности определяется Государственным классификатором Украины “Классификатор профессий ДК 003:2005”, утвержденным приказом Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 г. № 375, а именно - “сторож”; код профессии - 9152. На практике некоторые работодатели избегают применения этого профессионального названия, применяя термин “вахтер”, что является нарушением действующего законодательства.
Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказами Минтруда, Минюста и Минсоцзащиты Украины от 29.07.1993 г. № 58 (п. 2.14), записи в трудовую книжку о названии работы, профессии или должности, на которую принят работник, выполняются в соответствии с названием профессий и должностей, отмеченных в Классификаторе профессий.
В соответствии с положениями вступительной части данного документа на предприятиях, в учреждениях и организациях записи о работе вносятся в установленном порядке в трудовые книжки работников согласно профессиональным названиям, указанным в приложениях “А” и “Б”.
На первый взгляд, определить круг профессиональных обязанностей сторожей, а также квалификационные требования к этим работникам достаточно просто, поскольку все понимают назначение этой профессии. Однако достаточно часто, особенно в ходе рассмотрения трудовых споров, связанных с применением дисциплинарной ответственности к соответствующим лицам или привлечением их к материальной ответственности за ущерб, причиненный во время исполнения ими трудовых обязанностей, перед работодателями, судами и другими субъектами возникает вопрос относительно определения содержания трудовой функции сторожей. В этих случаях следует руководствоваться документами, имеющимися на предприятии (приказ о приеме на работу, письменный трудовой договор, рабочая инструкция и т. п.), которые определяют перечень их служебных обязанностей.
Но должным образом оценить данные документы возможно после ознакомления с Выпуском 1 “Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности” Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики от 29.12.2004 г. № 336. Пунктом 136 Справочника установлено следующее:
“Задачи и обязанности. Проверяет целостность объекта, который охраняется (замков и других запорных устройств; наличие пломб; противопожарного инвентаря; исправности сигнализации, телефонов, освещения), вместе с представителем администрации или сменным сторожем. В случае выявления неисправностей (сломаны двери, окна, замки, отсутствие пломб и печатей и т. д.), которые не позволяют принять объект под охрану, докладывает об этом лицу, которому он подотчетен, представителю администрации и дежурному участковому милиции и охраняет следы преступления до прибытия представителей милиции. При условии возникновения пожара на объекте поднимает тревогу, извещает пожарную команду и дежурного из участка милиции, принимает меры относительно ликвидации пожара. Дежурит на проходной предприятия, учреждения, организации: пропускает работников, посетителей, автотранспорт на территорию предприятия, учреждения, организации и обратно после предъявления ими соответствующих документов. Сверяет сопроводительные документы с фактическим наличием груза, открывает и закрывает ворота. Принимает и сдает дежурство с соответствующей записью в журнале. Содержит помещение проходной в надлежащем санитарном состоянии.
Должен знать: положение и инструкции по пропускному режиму; образцы подписей лиц, имеющих право подписывать пропуски на вынос и вывоз материальных ценностей или посещение предприятия, учреждения, организации; образцы постоянных и разовых пропусков; правила и инструкции по охране объектов; границы охраняемого объекта; номера телефонов представителей администрации охраняемого объекта и дежурного из участка милиции.
Квалификационные требования.
Сторож: базовое общее среднее образование или начальное общее образование и профессиональная подготовка на производстве, без требований к стажу работы.
Старший сторож (в случае управления сменными сторожами): базовое общее среднее образование или начальное общее образование и профессиональная подготовка на производстве. Стаж работы по профессии сторожа - не менее 0,5 года”.
В соответствии со ст. 141 Кодекса законов о труде Украины (далее - КЗоТ) администрация учреждения должна правильно организовать труд работников, создавать условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и производственную дисциплину, неуклонно соблюдать законодательство о труде и правилах охраны труда, внимательно относиться к потребностям и запросам работников, улучшать условия их труда и быта. Статья 29 КЗоТ закрепляет обязанность работодателя определить работнику перед началом работы рабочее место, обеспечить его необходимыми средствами для работы. Таким образом, при создании рабочего места сторожа должны быть обеспечены условия:
а) для надлежащего исполнения работником своих должностных обязанностей;
б) для приема пищи, если работнику в соответствии с ч. 4 ст. 66 КЗоТ нельзя установить перерыв для отдыха и питания;
в) для обогрева в зимний период (ст. 168 КЗоТ), если выполнение работы предусматривает пребывание на открытом воздухе.
Кроме того, условия труда на рабочем месте в соответствии с ч. 3 ст. 153 КЗоТ должны соответствовать требованиям нормативных актов об охране труда.
На практике отсутствует единый подход к определению порядка использования рабочего времени сторожами. Достаточно часто для них внедряются режимы с круглосуточным дежурством; устанавливается запрещение отлучаться с рабочего места во время обеденного перерыва.
Отметим, что установление рабочего времени сторожа подчиняется общим правилам, предусмотренным КЗоТ, хотя, как правило, предусматривает применение сменного режима работы. В соответствии со ст. 50 КЗоТ, нормальная длительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов на неделю. Предприятия и организации при заключении коллективного договора могут устанавливать меньшую норму длительности рабочего времени, что предусмотрено в части первой данной статьи.
Во время определения длительности рабочей смены сторожа необходимо учитывать следующие обстоятельства:
- возможную принадлежность лица к категориям работников, которым по ст. 51 КЗоТ и другими законодательными актами установлена сокращенная длительность рабочего времени;
- необходимость сокращения длительности рабочего дня накануне выходных, праздничных и нерабочих дней по ст. 53 КЗоТ;
- правила относительно перенесения выходных дней, если они совпадают с праздничными и нерабочими по ст. 67 КЗоТ;
- необходимость предоставления работнику перерыва для отдыха и питания (ст. 66 КЗоТ).
Возможность установления сменного режима работы определяется ст. 58 КЗоТ. Длительность смен (время начала и окончания рабочей смены) определяются правилами внутреннего трудового распорядка. Статья 61 КЗоТУ, предусматривает возможность внедрения просуммированного учета рабочего времени на непрерывно действующих предприятиях, в учреждениях, организациях, а также на отдельных производствах, в цехах, участках, отделениях и на некоторых видах работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная длительность рабочего времени.
Внедрение суммированного учета рабочего времени допускается по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) предприятия, учреждения, организации и при условии, что длительность рабочего времени за учетный период не превышает нормального числа рабочих часов (статье 50 и 51 КЗоТ).
При суммированном учете норма рабочего времени за учетный период определяется по календарю из расчета шестидневной рабочей недели, семичасового рабочего дня (соответствующего сокращенного дня) с учетом сокращенного рабочего времени в канун выходных дней до 5 часов и в канун праздничных и нерабочих дней - на 1 час. Рассчитанная таким образом норма рабочего времени реализуется путем выхода на работу по текущему графику.
Итак, длительность рабочей смены сторожа определяется в соответствии с нормами КЗоТ, в зависимости от установленного учетного периода, длительности смены и текущего графика и может длиться от 7 до 24 часов в сутки. Для упрощения работы по определению длительности рабочего времени каждого года Министерство труда и социальной политики предоставляет расчет длительности рабочего времени на каждый месяц с учетом различной продолжительности рабочей недели, например на 2006 год - письмо от 04.10.2005 г. № 7881/0/14-05/036-15.
Следует отметить, что общего нормативно-правового акта, который бы предоставлял право работодателю устанавливать длительность смены большую чем 7(8) часов в сутки, в Украине не существует. Позиция Министерства труда и социальной политики по поводу установления длительных (больше 12 часов) смен заключается в том, что оно не поддерживает предложения относительно применения длительных (больше 12 часов) смен работы, в том числе в течение 24 часов подряд.
По нашему мнению, нецелесообразно устанавливать для сторожа рабочую смену длительностью 24 часа, поскольку при этом работник должен прилагать значительные усилия для надлежащего исполнения возложенных на него трудовых обязанностей (особенно в ночное время). Надлежащее выполнение сторожем работы при длительной рабочей смене объективно создает условия для нарушения трудовой дисциплины; наиболее распространенным дисциплинарным проступком, который совершается работником в таком случае, является сон на рабочем месте. В соответствии со ст. 21 и 139 КЗоТ работники должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, работать честно и добросовестно, придерживаться трудовой и технологической дисциплины. То есть работник в течение всего рабочего времени должен исполнять свои обязанности. Таким образом, если по условиям работы ночной сторож не имеет права отдыхать в течение смены, то соответствующие действия должны расцениваться как нарушение трудовой дисциплины.
Впрочем, нельзя отрицать право сторожа на получение перерывов для отдыха и питания, длительность которых в соответствии со ст. 66 КЗоТ не может превышать 2 часов. Время перерыва не включается в рабочее время и не оплачивается.
В соответствии с ч. 4 ст. 66 КЗоТ на тех работах, где по условиям производства перерыв установить нельзя, работнику должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени. Перечень таких работ, порядок и место приема пищи устанавливаются собственником или уполномоченным им органом по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) предприятия, учреждения, организации.
Если сторож работает в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых неотапливаемых помещениях, ему в соответствии со ст. 168 КЗоТ предоставляется перерыв для обогрева и отдыха, который включается в рабочее время и подлежит оплате.
Значительная часть рабочего времени сторожа приходится на ночное время. Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра (ч. 3 ст. 54 КЗоТ). В соответствии со ст. 108 КЗоТ работа в ночное время оплачивается в повышенном размере, устанавливаемом генеральным, отраслевым (региональным) соглашениями и коллективным договором, но не ниже 20 процентов тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.
Приложением № 3 к Генеральному соглашению между Кабинетом Министров Украины, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2004-2005 годы от 19.04.2004 г. предусмотрены размеры доплат: - за работу в вечернее время (с 18 до 22 часов (при многосменном режиме работы) - 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждые часы работы в это время; - за работу в ночное время - 35 процентов часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждые часы работы в это время. Коллективными договорами предприятий, учреждений, организаций могут быть установлены конкретные размеры доплат (но не меньше, чем это предусмотрено Генеральным соглашением).
Одной из наиболее сложных проблем, которые возникают в связи с работой сторожей, является проблема их материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию во время дежурства работника. Условия установления полной материальной ответственности работников определены п. 1 ст. 134 и ст. 135-1 КЗоТ. Так, в частности, в соответствии с законодательством работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине предприятию, учреждению, организации, в случаях, когда между работником и предприятием, учреждением, организацией в соответствии со статьей 135-1 данного Кодекса заключен письменный договор о взятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение целостности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей.
Письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены предприятием, учреждением, организацией с работниками (достигшими восемнадцатилетнего возраста), которые занимают должности или выполняют работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.
Перечень таких должностей и работ определен Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.1977 г. № 447/24, которое действует в Украине до утверждения в Украине аналогичного перечня. Ни должность сторожа, ни работа по охране определенных объектов в этом перечне не закреплены, потому заключение договора о полной материальной ответственности с таким работником является незаконным и не имеет правового значения.
Если в результате ненадлежащего исполнения сторожем своих обязанностей произойдет факт причинения ущерба учреждению, то возможность возложить на работника ограниченную материальную ответственность будет определена в размере, не превышающем среднего месячного заработка в соответствии со ст. 132 КЗоТ.
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 22 (544), 29 мая 2006 г.
Подписной индекс 40783
