Берегите природу
Даже зная экологические законы, человек нарушает их, делая окружающую среду все более непригодной для своего существования, совершенно не задумываясь над тем, что для предотвращения экологической катастрофы необходимы серьезные усилия и продуманные мероприятия. Очевидно, что именно воздействие человека на природу влияет на ее защитную функцию и порождает все возможные экологические катастрофы. Так, например, по данным специалистов, вирус птичьего гриппа передается через воду, где может долго существовать, что превращает каждый открытый водоем в потенциальный источник инфекции. Заражение вирусом озер и морей открывает новый путь распространения инфекции через контакт с водой, рыбой и морепродуктами. И такая ситуация возможна, если полезная микрофауна водоемов, представители царства простейших (инфузории), очищающие воду от бактерий и вирусов, будут уничтожены человеком в результате хозяйственной деятельности. Например, инфузория-туфелька довольно чувствительна к загрязнению воды, поэтому ее отсутствие часто служит индикатором экологического загрязнения пресноводных водоемов. Действует известный в экологии принцип “обманчивого благополучия” - отрицательные по отношению к окружающей среде действия не сразу приводят к плачевным результатам. Природа ждет исправлений и бережного отношения к себе, но человек, успокоенный временным благополучием, забывает об этом. Поэтому общество не ожидает экологической катастрофы. Однако своевременному решению экологических проблем должно уделяться достойное внимание. Вопросы экологии должны освещаться средствами информации и решаться как можно быстрее. Ведь, чем быстрее будут приняты защитные меры, тем они окажутся эффективнее, и экологическая катастрофа не свалится на нас, как снег на голову.
С этой целью в Украине установлен государственный контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и гражданами Украины и лицами без гражданства, иностранными юридическими и физическими лицами на соответствующей территории, соблюдением экологических требований в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности таможен назначения и отправления. Осуществляется такой контроль специально уполномоченным на то органом, который выдает и аннулирует в установленном порядке разрешения на специальное использование природных ресурсов, разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую естественную среду, на размещение и осуществление других операций в сфере обращения с отходами и т. д.
Государственное управление в сфере охраны экологии осуществляют:
Кабинет Министров Украины;
специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов;
специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам здравоохранения;
Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, другие центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.
Разрешение на выброс загрязняющих веществ
в атмосферу
Одним из видов разрешений, выдаваемых Государственным управлением экологии и природных ресурсов, является разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Отношения в этой сфере регулируются Законом Украины от 16.10.1992 г. № 2707-ХII “Об охране атмосферного воздуха” в редакции от 21.06.2001 г. № 2556-III. Данный Закон направлен на сохранение и восстановление естественного состояния атмосферного воздуха, создание благоприятных условий для жизнедеятельности, обеспечение экологической безопасности и предотвращение вредного влияния атмосферного воздуха на здоровье людей и окружающую природную среду.
В сфере охраны атмосферного воздуха устанавливаются следующие нормативы:
- экологической безопасности атмосферного воздуха;
- предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных источников;
- предельно допустимого влияния физических и биологических факторов стационарных источников;
- содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и влияния физических факторов передвижных источников;
- технологически допустимого выброса загрязняющих веществ.
Для оценки состояния загрязнения атмосферного воздуха устанавливаются нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха и нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, уровни вредного влияния физических и биологических факторов в пределах населенных пунктов, в рекреационных зонах, в других местах проживания, постоянного или временного пребывания людей, объектах окружающей естественной среды с целью обеспечения экологической безопасности граждан и окружающей естественной среды:
- нормативы качества атмосферного воздуха;
- предельно допустимые уровни влияния акустического, электромагнитного, ионизирующего и других физических факторов и биологического влияния на состояние атмосферного воздуха населенных пунктов.
Для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других отдельных районов могут устанавливаться более суровые нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха.
Обязанности по охране окружающей среды и поддержанию экологической безопасности возлагаются и на предприятия, учреждения, организации и граждан-субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих в результате этой деятельности выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также если их деятельность связана с влиянием физических и биологических факторов на его состояние. В связи с этим вышеназванные субъекты хозяйственной деятельности обязаны:
- осуществлять организационно-хозяйственные, технические и другие мероприятия по обеспечению исполнения требований, предусмотренных стандартами и нормативами экологической безопасности в сфере охраны атмосферного воздуха, разрешениями на выбросы загрязняющих веществ и т. п.;
- принимать меры относительно уменьшения объемов выбросов загрязняющих веществ и уменьшения влияния физических факторов;
- обеспечивать бесперебойную эффективную работу и поддержку в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и уменьшения уровней влияния физических и биологических факторов;
- осуществлять контроль за объемом и составом загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух, и уровнями физического влияния и вести их постоянный учет;
- предварительно разрабатывать специальные меры по охране атмосферного воздуха на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера и принимать меры для ликвидации причин, последствий загрязнения атмосферного воздуха;
- обеспечивать осуществление инструментально-лабораторных измерений параметров выбросов загрязняющих веществ стационарных и передвижных источников и эффективности работы газоочистных установок;
- обеспечивать разработку методик выполнения измерений, которые учитывают специфические условия выброса загрязняющих веществ;
- использовать метрологически аттестующие методики выполнения измерений и проверенные средства измерительной техники для определения параметров газопылевого потока и концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и выбросах стационарных и передвижных источников;
- осуществлять контроль за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки газопылевого потока от загрязняющих веществ и снижения влияния физических и биологических факторов, оснащения их средствами измерительной техники, необходимыми для постоянного контроля за эффективностью очистки, соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и уровней влияния физических и биологических факторов и других требований законодательства в отрасли охраны атмосферного воздуха.
Государственному учету в сфере охраны атмосферного воздуха подлежат:
- объекты, которые оказывают или могут оказать вредное влияние на здоровье людей и на состояние атмосферного воздуха;
- виды и объемы загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух;
- виды и степени влияния физических и биологических факторов на состояние атмосферного воздуха.
Также подлежат контролю со стороны государства проектирование, строительство и реконструкция предприятий и других объектов, которые влияют или могут влиять на состояние атмосферного воздуха, усовершенствование существующих и внедрение новых технологических процессов и оборудования, которые осуществляются с обязательным соблюдением норм экологической безопасности, государственных санитарных требований и правил на запланированных для строительства и реконструкции предприятиях и других объектах.
Еще одним видом разрешений, выдаваемых экологической службой, являются разрешения на предельно допустимые уровни шума, образущиеся стационарными источниками, в частности во время работы машин, механизмов, оборудования, инструментов, а также при пользовании звуковой аппаратурой и музыкальными инструментами в концертных и танцевальных залах и на открытых площадках, в театрах и кинотеатрах, дискотеках, казино, других заведениях развлекательного и игрового бизнеса, в ресторанах, кафе, барах, других заведениях общественного питания, торговли, бытового обслуживания и т. п.
Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан - субъектов предпринимательской деятельности, которые получили такие разрешения, устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Так, Постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 302 “Об утверждении Порядка проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, которые получили такие разрешения” установлен единый механизм проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками - это официальный документ, который дает право предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам-предпринимателям эксплуатировать объекты, из которых поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества или их смеси, при условии соблюдения установленных соответствующих нормативов предельно допустимых выбросов и требований к технологическим процессам в части ограничения выбросов загрязняющих веществ в течение определенного в разрешении срока.
Чтобы получить такое разрешение, субъекту хозяйствования необходимо подать заявление, к которому должны прилагаться документы, обосновывающие объемы выбросов загрязняющих веществ. Кроме того, необходимо:
- провести инвентаризацию стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, пылегазоочистного оборудования;
- провести оценку влияния выбросов загрязняющих веществ на состояние атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны;
- разработать планы мероприятий по достижению установленных нормативов предельно допустимых выбросов для наиболее распространенных и опасных загрязняющих веществ; охраны атмосферного воздуха на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера; ликвидации причин и последствий загрязнения атмосферного воздуха; окончательного прекращения деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и приведения места деятельности в удовлетворительное состояние; предотвращения превышения установленных нормативов предельно допустимых выбросов в процессе производства; осуществления контроля за соблюдением установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и условий разрешения на выбросы;
- обосновать размеры нормативных санитарно-защитных зон, провести оценку расходов, связанных с реализацией мер по их созданию;
- провести оценку и анализ расходов, связанных с реализацией запланированных мероприятий по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;
- подготовить информацию о получении разрешения для ознакомления с ней общественности в соответствии с законодательством.
Для разработки документов, в которых обосновываются объемы выбросов, субъект ведения хозяйства может привлекать учреждения, организации, которым Минприроды предоставлено право на разработку этих документов.
В соответствии с Инструкцией об общих требованиях к оформлению документов, в которых обосновываются объемы выбросов, утвержденной Минприроды, для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками субъект ведения хозяйства подает в территориальный орган Минприроды и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в письменной и в электронной форме документы, подготовленные в соответствии с данной Инструкцией, а также размещает в местных печатных средствах массовой информации сообщения о намерении получить разрешение с указанием адреса местной госадминистрации, в которую могут направляться замечания общественных организаций и отдельных граждан. Срок действия разрешения пересматривается территориальным органом Минприроды, который его выдал, в случае если:
- степень загрязнения атмосферного воздуха предопределяет необходимость пересмотра предельных значений выбросов;
- использование существенных достижений в сфере разработки самых совершенных доступных технологий дает возможность значительно уменьшить выбросы без дополнительных расходов;
- требования безопасности эксплуатации во время производственного процесса или осуществления деятельности предопределяют необходимость применения других технологий;
- изменены направления производственной деятельности, что может привести к существенным негативным последствиям для здоровья людей и состояния окружающей среды.
Основанием для пересмотра срока действия разрешения являются письменные обращения учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы, местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественности.
Выданное разрешение может быть аннулировано территориальным органом Минприроды, который его выдал, в случае:
- подачи субъектом хозяйствования заявления об аннулировании разрешения;
- изменения владельца стационарного источника выбросов;
- принятия в установленном порядке решения об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательства.
Об аннулировании разрешения территориальный орган Минприроды обязан в трехдневный срок со дня принятия решения информировать субъекта предпринимательства об этом в письменной форме.
Разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут выдаваться государственными органами контроля по упрощенной системе при соблюдении следующих условий:
- непревышения в течение срока их действия установленных нормативов экологической безопасности;
- непревышения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных источников;
- соблюдения требований к технологическим процессам в части ограничения выбросов загрязняющих веществ.
Разрешение на размещение отходов
Не менее важным является вопрос, связанный с отходами, образующимися в результате хозяйственной деятельности.
Правовые, организационные и экономические принципы деятельности, связанной с предотвращением или уменьшением объемов образования отходов, их сбором, перевозкой, хранением, обработкой, утилизацией и удалением, обезвреживанием и захоронением, а также с предотвращением негативного влияния отходов на окружающую природную среду и здоровье человека на территории Украины регулируются Законом Украины от 05.03.1998 г. № 187/98-ВР “Об отходах” (далее - Закон № 187).
Отходами являются какие-либо вещества, материалы и предметы, образующиеся в процессе человеческой деятельности и не имеющие последующего использования по месту их образования, которые должны утилизированы или уничтожены иным способом. Отходы могут быть опасными если они имеют такие физические, химические, биологические или другие опасные свойства, которые создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и которые нуждаются в специальных методах и средствах обращения с ними.
В сфере обращения с отходами установлены следующие нормативы:
- предельные показатели образования отходов в технологических процессах;
- удельные показатели образования отходов, использования и потерь сырья в технологических процессах;
- другие нормативы, предусмотренные законодательством.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 8. Закона № 187 отходы являются объектом права собственности. А собственность, как известно, обязывает. Как объект собственности отходы могут быть переданы одним лицом другому лицу в порядке, предусмотренном законом.
Субъектами в сфере оборота отходов являются граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, а также предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, деятельность которых связана с оборотом отходов.
В соответствии со ст. 17 Закона № 187 субъект хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами обязан при планироранни строительства или реконструкции объекта обращения с отходами иметь разрешение на строительство или реконструкцию такого объекта в соответствии с законодательством о градостроении, а также иметь разрешение на эксплуатацию объекта обращения с опасными отходами.
Кроме того, с целью предотвращения или уменьшения объемов образования отходов для субъектов хозяйствования утверждаются различные виды лимитов на отходы на основании Постановления ЕМУ от 03.08.1998 г. № 1218 “Об утверждении Порядка разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов”. Такими лимитами являются:
- лимит на образование отходов;
- нормативно допустимые объемы образования отходов;
- удельный показатель образования отходов;
- лимит на размещение отходов.
Лимит на образование отходов определяется их владельцем в процессе деятельности на основании разрешения на размещение отходов и договора на передачу отходов другому владельцу.
Рассчитывается этот лимит на основании нормативов образования для каждого вида отходов по классам их опасности и должен равняться суммарному объему отходов, размещенных на собственной территории и переданных другому владельцу, и не может превышать нормативно допустимых объемов образования отходов.
Передача накопленных за предыдущие годы отходов другому владельцу осуществляется на основании отдельного разрешения органов Минэкоресурсов на местах, а их объем не учитывается при утверждении лимитов на размещение отходов.
Владельцы отходов, которые осуществляют лишь их размещение, до 1 апреля, а владельцы отходов, которые образуют и размещают их на своей территории, до 1 июня текущего года подают в органы Минэкоресурсов на местах заявления на получение разрешения на размещение отходов в следующем году. Полученное разрешение вступает в силу после утверждения лимита на образование и размещение отходов, который может быть откорректирован по ходатайству владельца отходов относительно пересмотра лимита на образование и размещение отходов.
Проекты лимитов на образование и размещение отходов рассматриваются органами Минэкоресурсов на местах, которые согласовывают или отклоняют их в течение двух недель.
В случае образования отходов, превышающих объемы утвержденных лимитов, владелец отходов должен получить на них отдельное разрешение. Обратиться с ходатайством о пересмотре лимита владелец отходов имеет право в течение 6 месяцев после утверждения лимитов на образование и размещение отходов. Основанием для пересмотра лимитов на образование и размещение отходов может быть:
- использование в производстве новых видов сырья, материалов;
- выпуск новых видов продукции (работ, услуг);
- усовершенствование технологических процессов, оборудования и т. п.;
- заключение дополнительных договоров (контрактов) на передачу отходов другим владельцам.
Разрешение на водопользование
Вода, как известно, - это жизнь. И как гласят законы природы и Водный кодекс Украины (далее - ВК Украины), “водные ресурсы обеспечивают существование людей, животного и растительного мира и являются ограниченными и уязвимыми естественными объектами” - и, кроме того, являются основой экономического развития и социального благосостояния общества. Водным законодательством предусмотрены формирование водно-экологического правопорядка и обеспечение экологической безопасности населения Украины, а также более эффективное, научнообоснованное использование вод и их охрана от загрязнения.
Задачей водного законодательства является регулирование правовых отношений с целью обеспечения сохранения, научно обоснованного, рационального использования вод для потребностей населения и отраслей экономики, восстановления водных ресурсов, охраны вод от загрязнения, предотвращения вредных воздействий вод и ликвидации их последствий, улучшения состояния водных объектов, а также охраны прав предприятий, учреждений, организаций и граждан на водопользование.
Статьей 35 Водного кодекса Украины определены нормативы в отрасли использования и охраны вод и восстановления водных ресурсов. К ним относятся:
- нормативы экологической безопасности водопользования;
- экологический норматив качества воды водных объектов;
- нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ;
- отраслевые технологические нормативы образования веществ, которые сбрасывают в водные объекты;
- технологические нормативы использования воды.
Мы с Вами, дорогие читатели, являясь водопользователями, не должны забывать о своих обязанностях, предусмотренных ст. 44 ВК Украины, которые,
в частности, заключаются в том, чтобы:
- экономно использовать водные ресурсы, заботиться об их восстановлении и улучшении качества вод;
- использовать воду (водные объекты) в соответствии с целями и условиями ее предоставления;
- соблюдать установленные нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ и установленных лимитов забора води, лимитов использования воды и лимитов сброса загрязняющих веществ, а также санитарных и других требований относительно благоустройства своей территории и т. д.;
- осуществлять специальное водопользование лишь при наличии разрешения.
ВК Украины установлено, что водопользование может быть двух видов - общее и специальное, которое в соответствии со ст. 48 представляет собой забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использования воды и сброса загрязняющих веществ в водные объекты. Специальное водопользование осуществляется юридическими и физическими лицами в первую очередь для удовлетворения питьевых потребностей населения, а также для хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных и других государственных и общественных потребностей на основании разрешения.
Разрешение на специальное водопользование выдается:
- государственными органами охраны окружающей природной среды - в случае использования воды водных объектов общегосударственного значения;
- Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими Советами по согласованию с государственными органами охраны окружающей естественной среды - в случае использования воды водных объектов местного значения.
Выдача разрешения на специальное водопользование осуществляется по ходатайству водопользователя с обоснованием потребности в воде, согласованным с государственными органами водного хозяйства, - в случае использования поверхностных вод, государственными органами геологии - в случае использования подземных вод и государственными органами здравоохранения - в случае использования водных объектов, отнесенных к категории лечебных.
Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование утвержден КМУ Постановлением от 13.03.2002 г. № 321.
В разрешении на специальное водопользование устанавливаются лимит забора воды, лимит использования воды и лимит сброса загрязняющих веществ. В случае наступления маловодья эти лимиты могут быть уменьшены специально уполномоченными государственными органами без корректировки разрешения на специальное водопользование.
Специальное водопользование может быть прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 55 ВК Украины. Право юридических и физических лиц на специальное водопользование прекращается в случае:
- потери необходимости в специальном водопользовании;
- истечения срока специального водопользования;
- ликвидации юридического лица;
- передачи водохозяйственных сооружений другим водопользователям;
- признания водного объекта имеющим особое государственное значение, научную, культурную или лечебную ценность;
- нарушения условий специального водопользования и охраны вод;
- возникновения необходимости первоочередного удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения;
- систематического невнесения сбора в сроки, определенные законодательством.
Специальное водопользование может быть краткосрочным (до 3 лет), если водопользователем сбрасываются загрязняющие вещества в водные объекты в объемах, превышающих предельно допустимые, которые устанавливаются территориальными органами Минэкоресурсов. Во всех других случаях - долгосрочным (от 3 до 25 лет).
Если условия специального водопользования остались неизменными, то по ходатайству водопользователя срок специального водопользования может быть продлен органом, выдавшим разрешение, однако с учетом предыдущего срока водопользования, о чем в разрешении делается соответствующая отметка. Копии полученных разрешений водопользователи обязаны предоставлять в соответствующие учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и в органы водного хозяйства (см. таблицу).
Законом Украины от 06.09.2005 г. № 2806-IV “О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности” введено понятие декларативного принципа, то есть принципа, в соответствии с которым субъект хозяйствования приобретает право на предпринимательство без получения документа разрешительного характера, уведомив администратора или определенный разрешительный орган о соответствии имеющейся у него материально-технической базы требованиям законодательства.
Виды разрешений, предоставляемых управлением экологии и природных ресурсов
| Название документа разрешитель-ного характера | Нормативно-правовые документы, на основании которых выдается разрешение | Перечень документов, предоставляемых для получения разрешения | Срок получения разреше-ния | Срок действия разре-шения | |
| Закон |
Постановле-ние КМ | ||||
| Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационар-ными источниками |
От 16.10.1992 г. № 2707-ХII “Об охране атмосферного воздуха” в редакции от 21.06.2001 г. № 2556-III |
От 13.03.2002 г. № 302 |
- заявление, -обоснование объемов выбросов загрязняющих веществ, - заключение СЭС |
До 1 месяца |
До 5 лет |
| Разрешение на размещение отходов |
От 05.03.1998 г. № 187/98-ВР “Об отходах” |
От 03.08.1998 г. № 1218 |
- заявление; - проект лимита на образование и размещение отходов; - справка о наличии специально отведенных в установленном законодательством порядке мест или объектов размещения отходов; - сведения о составе и свойствах отходов, которые образуются, а также степень их опасности для окружающей природной среды и здоровья человека; - справка о нормативно допустимых объемах образования отходов; - справка об удельных показателях образования отходов; - справка о наличии установок (мощностей) по удалению отходов; - справка о наличии мощностей по утилизации отходов; - копия договора (контракта) на передачу отходов другим владельцам; - справка об объемах токсичных отходов и объемах образования, использовании и поставки отходов как вторичного сырья и отходов производства за текущий год; - заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы относительно объектов обращения с отходами; - информация относительно размещения отходов, накопленных за предыдущие годы; - приказ о назначении ответственных лиц в сфере обращения с отходами; - отчет о выполнении плановых мероприятий в сфере обращения с отходами за предыдущий год; - перспективный план мероприятий в сфере обращения с отходами, направленный на предотвращение или уменьшение объемов образования отходов и предотвращений их негативного влияния на окружающую природную среду и здоровье человека; - лицензия на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами при ее наличии; - разрешение на эксплуатацию объекта обращения с опасными отходами на соответствующей территории, выданное органом местного самоуправления. |
До 1 месяца |
1 год |
| Разрешение на специальное водопользо-вание, в том числе нормативы предельно допустимых сбросов | Водный кодекс Украины, ст. 44, 48-50 |
От 13.03.2002 г. № 321 |
Ходатайство |
До 1 месяца |
3-25 лет |
| Согласование индивидуаль-ных нормативов использования воды | Водный кодекс Украины |
- заявление; - комплект документов об индивидуальных нормативах использования воды |
До 1 месяца |
5 лет | |
| Разрешение на бурение |
Водный кодекс Украины | - заявление - согласование проекта |
До 1 месяца |
||
Процедура уведомления определена Постановлением КМУ от 17.05.2006 г. № 685 “Об утверждении Порядка уведомления администратора или разрешительного органа о соответствии материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства”, действие которого распространяется на субъектов хозяйствования независимо от формы собственности уже осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также на тех, которые намереваются осуществлять предпринимательскую деятельность.
Предприниматель имеет право направить уведомление по форме, установленной Кабинетом Министров Украины о соответствии его материально-технической базы требованиям законодательства непосредственно администратору или разрешительному органу или посылать заказным письмом в двух экземплярах. При этом подпись физического лица - предпринимателя должна быть заверена его печатью, а в случае отсутствия печати подлежит нотариальному удостоверению. Подпись руководителя юридического лица заверяется печатью юридического лица.
В названном Постановлении материально-техническая база субъекта хозяйствования определена как производственные площади, материальные ресурсы, средства производства и документы, которые используются субъектом хозяйствования в процессе предпринимательской деятельности.
Большие сомнения вызывают сроки оборота направленного уведомления, предусмотренные данным Постановлением. Выслушав многочисленные жалобы сотрудников разрешительных органов, автор с уверенностью может сказать, что проверка соответствия материально-технической базы на следующий день после поступления уведомления в разрешительный орган проведена не будет по той простой причине, что таких уведомлений будет много, а число сотрудников разрешительных органов ограничено.
Ознакомившись с процедурой уведомления, можно сделать вывод о том, что это никакое не уведомление по декларативному принципу, потому что разрешительный орган обязан в течение одного рабочего дня после поступления уведомления (декларации) проверить соответствие приведенной в нем информации о материально-технической базе требованиям законодательства. И если окажется, что база не соответствует действующим требованиям, то и осуществлять хозяйственную деятельность предприниматель не сможет, поскольку направленное им уведомление не будет зарегистрировано в журнале учета субъектов хозяйствования, получивших право на “совершение определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности по декларативному принципу”. Потому что в Постановлении № 321 сказано, что подтверждением соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства является отметка о дате и номере регистрации уведомления на втором экземпляре данного уведомления. И в случае отказа в регистрации или при отсутствии у субъекта хозяйствования зарегистрированного разрешительным органом уведомления (декларации) о соответствии его материально-технической базы требованиям законодательства такой субъект не имеет права совершать определенные хозяйственные действия.
В случае несоответствия приведенной в уведомлении (декларации) информации требованиям законодательства разрешительный орган не позднее следующего рабочего дня после его поступления предоставляет субъекту хозяйствования письменный ответ с обоснованием отказа в регистрации уведомления (декларации). Но отказ разрешительного органа в регистрации уведомления (декларации) не лишает предпринимателя права направить уведомление (декларацию) повторно после устранения недостатков, указанных разрешительным органом.
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 22 (544), 29 мая 2006 г.
Подписной индекс 40783
