Добровольная ликвидация предприятия

Ликвидация предприятия - длительный и сложный процесс, в котором не обойтись без участия бухгалтера, и прежде всего по составлению ликвидационного баланса.

Согласно ст. 104 Гражданского кодекса (ГК) Украины юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам - правопреемникам (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или в результате ликвидации. Ликвидация юридического лица - это одна из форм прекращения деятельности субъекта ведения хозяйства.

Следовательно, ликвидация - это такая форма прекращения юридического лица, при которой оно перестает существовать со всеми принадлежащими ему правами и обязанностями. В случае ликвидации права и обязанности не переходят к другому лицу.

Ликвидацию предприятий условно можно разделить на добровольную и принудительную.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению собственника (собственников) или уполномоченного органа, а также в связи с истечением срока, на который был создан субъект хозяйствования, или в случае достижения цели, ради которой он был создан.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда или хозяйственного суда. К принудительной ликвидации относится ликвидация предприятия вследствие признания его банкротом или отмены его государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Принятие решения о ликвидации

Решение о прекращении юридического лица принимают его участники, суд или другой орган в соответствии со своей компетенцией. Указанные структуры обязаны немедленно письменно сообщить о своем решении органу, осуществляющему государственную регистрацию. Получив такое сообщение, орган государственной регистрации вносит в Единый государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения (ст. 105 ГК Украины).

Положения статьи направлены, прежде всего, на защиту прав кредиторов, которые уже на начальной стадии могут узнать о намерениях юридического лица, прекращающего свою деятельность, поскольку данные Единого государственного реестра являются открытыми для всеобщего ознакомления. Такая информация будет полезной и другим лицам, например потенциальным контрагентам, работникам.

В случае ликвидации юридического лица должна быть создана ликвидационная комиссия. Новой для законодательства Украины является обязанность согласовывать с органом государственной регистрации назначение комиссии по прекращению юридического лица (ликвидационной комиссии).

Орган, принимающий решение о прекращении юридического лица, устанавливает порядок и сроки прекращения юридического лица с учетом требований, установленных ГК Украины. Выполнение функций комиссии по прекращению юридического лица может быть возложено на орган управления юридического лица (например, на правление).

С момента назначения комиссии по прекращению юридического лица (ликвидационной комиссии) прекращаются полномочия других органов по управлению делами такого юридического лица. Эти функции переходят к ликвидационной комиссии. Дееспособность юридического лица реализуется через эту комиссию, а действия комиссии рассматриваются как действия самого юридического лица. Комиссия осуществляет действия, в том числе выступает в суде от имени юридического лица, и создает непосредственно для него права и обязанности.

Сведения о прекращении юридического лица и о порядке и сроках заявления кредиторами требований публикуются теми печатными средствами массовой информации, которые публикуют сведения о государственной регистрации юридического лица.

Комиссия принимает все возможные меры по выявлению кредиторов (публикация в печати, размещение информации на электронных сайтах и т. п.). Кроме того, комиссия обязана письменно уведомить кредиторов о прекращении юридического лица.

Решение о ликвидации предприятия оформляется документально путем отражения такого решения в:

- приказе - при ликвидации государственного, коммунального или частного предприятия;

- протоколе собрания - при ликвидации хозяйственных обществ и т. п.

При ликвидации хозяйственных обществ необходимо помнить о некоторых особенностях, относящихся к этому виду организационно-правовой формы субъектов хозяйствования.

Акционерные общества. Ликвидация акционерного общества относится к компетенции общего собрания акционеров (высшего органа управления). Принятие решения о прекращении деятельности акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии, утверждении ликвидационного баланса относятся к исключительной компетенции общего собрания акционеров и не могут быть переданы другим органам общества.

Общее собрание акционеров признается правомочным, если в нем участвуют акционеры, имеющие в соответствии с уставом общества более 60 % голосов.

Решение общего собрания акционеров о прекращении деятельности общества принимается большинством в 3/4 голосов акционеров, принимающих участие в собрании по этому вопросу.

Протокол общего собрания акционеров подписывается председателем и секретарем собрания и не позднее чем через 3 рабочих дня после окончания собрания передается исполнительному органу акционерного общества.

Общество с ограниченной или дополнительной ответственностью. Принятие решения о прекращении деятельности общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса относятся к компетенции его высшего органа управления - собрания участников. Собрание участников считается правомочным, если на нем присутствуют участники (представители участников), владеющие в совокупности более чем 60 % голосов.

Решение собрания участников о прекращении деятельности общества с ограниченной или дополнительной ответственностью принимается простым большинством голосов. Фиксируется такое решение в протоколе, ведение которого является обязанностью председателя общества.

Полное или коммандитное общество. Решение о прекращении деятельности полного или коммандитного общества принимается участниками общества с полной ответственностью (для полного - это все его участники).

Решение о ликвидации полного или коммандитного общества фиксируется в протоколе.

Обращаем ваше внимание также на то, что предприятия, учреждения и организации, которые являются участниками других хозяйственных обществ, не могут быть ликвидированы как юридические лица (ст. 3 Закона Украины от 19.09.1991 г. № 1576-ХII “О хозяйственных обществах”, далее - Закон о хозобществах). Следовательно, таким предприятиям, учреждениям и организациям сначала необходимо выйти из состава всех хозяйственных обществ, учредителями которых они являются, а затем уже начинать процедуру ликвидации.

Орган (лицо), принявшее решение о ликвидации субъекта ведения хозяйства, устанавливает порядок и определяет сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления претензий кредиторами, который не может быть меньше двух месяцев со дня объявления о ликвидации (п. 2 ст. 60 Хозяйственного кодекса (ХК) Украины).

Ликвидационная комиссия должна:

- разместить в печатных органах объявление (уведомление) о ликвидации предприятия и о порядке и сроках заявления кредиторами претензий;

- явным (известным) кредиторам сообщить персонально в письменной форме (в сроки, установленные ХК Украины или специальным законом) о ликвидации предприятия;

- принять необходимые меры по взысканию дебиторской задолженности ликвидируемого субъекта ведения хозяйства;

- оценить имеющееся имущество ликвидируемого субъекта ведения хозяйства;

- произвести расчеты с кредиторами;

- составить ликвидационный баланс и представить его собственнику или органу, который назначил ликвидационную комиссию. Достоверность и полнота ликвидационного баланса должны быть проверены в установленном законодательством порядке. Схему добровольной ликвидации предприятия представим на рис.1 (С рисунком можно ознакомиться: раздел “Справочники”, подраздел “Приложения к документам”, папка “Консультации”).

Промежуточный ликвидационный баланс

Действующее законодательство не дает однозначного ответа на вопрос, что представляет собой ликвидационный баланс

и на какую дату он должен быть составлен. Для того чтобы сделать определенные выводы, приведем несколько определений, касающихся термина “ликвидационный баланс”, содержащихся в украинских законодательных и нормативных актах.

Статья 111 ГК Украины предусматривает, что ликвидационная комиссия после истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторам, составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также сведения о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его участникам, если иное не установлено учредительными документами юридического лица или законом.

Таким образом, ст. 111 ГК Украины устанавливает составление ликвидационной комиссией после истечения срока двух ликвидационных балансов - промежуточного и ликвидационного для предъявления требований кредиторам.

Субъект ведения хозяйства считается ликвидированным со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении его деятельности. Такая запись вносится после утверждения ликвидационного баланса в соответствии с требованиями ХК Украины (п. 7 ст. 59 данного Кодекса).

Статьей 20 Закона о хозобществах предусмотрено, что ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс и представить его высшему органу общества или органу, назначившему ликвидационную комиссию. Достоверность и полнота ликвидационного баланса должны быть подтверждены аудитором (аудиторской фирмой), за исключением обществ с годовым хозяйственным оборотом менее 250 необлагаемых минимумов.

Пунктом 8 ст. 8 Закона Украины от 16.07.1999 г. № 996-XIV “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” (далее - Закон о бухучете) предусмотрено, что ответственность за бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ликвидацией предприятия, включая оценку имущества, обязательств предприятия, составление ликвидационного баланса и финансовой отчетности, возлагается на ликвидационную комиссию, которая создается в соответствии с законодательством.

Таким образом, из вышеперечисленных законодательных документов можно сделать вывод, что ликвидационный баланс должен составляться после окончания ликвидационной процедуры, то есть после проведения инвентаризации, оценки имущества, проведения расчетов с дебиторами, погашения кредиторской задолженности.

Инструкцией о порядке учета плательщиков налогов, утвержденной приказом ГНАУ от 19.02.1998 г. № 80, предусмотрено, что для снятия с учета налогоплательщика - юридического лица (кроме воинских частей) в случае принятия решения о прекращении учредителями (участниками) юридического лица председателю ликвидационной комиссии или лицу, ответственному за погашение налоговых обязательств или налогового долга налогоплательщика в случае ликвидации налогоплательщика, следует:

- в 3-дневный срок с даты внесения в Единый государственный реестр сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения, представить в орган государственной налоговой службы, в котором налогоплательщик состоит на учете, следующие документы:

- заявление о снятии с учета налогоплательщика по ф. № 8-ОПП, дата которого должна быть зафиксирована в журнале по ф. № 6-ОПП;

- оригинал справки по форме № 4-ОПП;

- копию предписывающего документа (решения) собственника или органа, уполномоченного на то учредительными документами о ликвидации;

- копию предписывающего документа об образовании ликвидационной комиссии;

- ликвидационную карточку органов государственной статистики (для каждого обособленного подразделения, при наличии у налогоплательщика - юридического лица обособленных подразделений);

- в 10-дневный срок со дня представления заявления по ф. № 8-ОПП составить ликвидационный баланс

по форме годового отчета (на дату принятия решения о ликвидации) и представить его для проверки органам государственной налоговой службы.

Так сколько на самом деле ликвидационных балансов нужно составлять предприятию?

Выходит, что как минимум два!

Первый ликвидационный баланс должен быть составлен и представлен государственной налоговой службе в течение 13 дней с даты внесения сведений в Единый государственный реестр о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения. После внимательного прочтения п. 8.2 Инструкции о порядке учета плательщиков налогов становится очевидным, что этот ликвидационный баланс не должен быть “нулевым”, потому что после получения органом государственной налоговой службы от налогоплательщика заявления по ф. № 8-ОПП, ГНС в месячный срок принимает решение о проведении документальной проверки таких плательщиков и соответствующие подразделения должны начать проверку. Всем понятно, что проверять нулевой баланс смысла нет.

Следовательно, ликвидационный баланс, представляемый в государственную налоговую службу, корректнее было бы именовать промежуточным ликвидационным балансом (как предусматривает ГК Украины) или финансовой отчетностью ликвидируемого предприятия. Ведь пп. 8.1.3 Инструкции о порядке учета плательщиков налогов требует не просто представления ликвидационного баланса, а еще и составление его по форме годового отчета. Как известно, годовая финансовая отчетность у субъектов хозяйствования состоит не только из баланса (см. табл. 1).

Отчетным периодом для представления финансовой отчетности у ликвидируемого предприятия в соответствии со ст. 13 Закона о бухучете является период с начала года до принятия решения о ликвидации предприятия.

В общем, составление промежуточного ликвидационного баланса на дату внесения сведений в Единый государственный реестр о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения, можно расценить как отражение имущественного положения предприятия до начала реализации его активов и осуществления каких-либо расходов ликвидационной комиссией.

Промежуточный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Такой баланс отражает права и обязанности юридического лица на момент принятия решения о ликвидации и обобщает данные, на основании которых будут производиться расчеты с кредиторами.

Таблица 1

Субъект представления  Состав отчетности 
Юридические лица (кроме малых предприятий)





 
Баланс (Форма № 1)
 
Отчет о финансовых результатах (Форма № 2)
 
Отчет о движении денежных средств (Форма № 3)
 
Отчет о собственном капитале (Форма № 4)
 
Примечания к годовой финансовой отчетности (Форма № 5)
 
Субъекты малого предпринимательства
 
Баланс (Форма № 1-м)
 
Отчет о финансовых результатах (Форма № 2-м )
 

Таких промежуточных ликвидационных балансов в процессе ликвидации может быть составлено несколько, то есть столько, сколько потребуется в ситуации распределения имущества.

О чем нужно помнить при составлении “первого” ликвидационного баланса для налоговых органов?

Помнить следует о том, что в случае ликвидации предприятия его активы должны оцениваться по чистой стоимости реализации, а распределение активов и обязательств на оборотные (текущие) и необоротные (долгосрочные) теряет смысл, то есть такой принцип составления финансовой отчетности, как “непрерывность”, в этой ситуации не действует.

Таким образом, оценка имущества ликвидируемого предприятия заключается, преимущественно, в приведении стоимости активов к стоимости их возможной реализации и признании дополнительных обязательств (к примеру, выходное пособие работникам) или уменьшении обеспечений для возмещения будущих расходов, возникающих у предприятия в связи с принятием решения о ликвидации. Как правило, оценке подлежат запасы, основные средства и обязательства.

Запасы отражаются по чистой стоимости реализации по каждой единице запасов за вычетом из ожидаемой цены продажи планируемых расходов на завершение производства и сбыт.

Сумма, на которую первоначальная стоимость запасов превышает чистую стоимость их реализации, списывается на расходы отчетного периода. Для этого осуществляется запись: дебет 946 “Потери от обесценивания запасов” и кредит счета класса 3 “Запасы”.

Таким образом, перед составлением ликвидационного баланса необходимо пересмотреть стоимость запасов исходя из требований национальных стандартов бухучета.

В качестве порога существенности для проведения переоценки или отражения уменьшения полезности объектов основных средств сможет приниматься величина, которая равна 1 % чистой прибыли (убытка) предприятия, или величина, которая равна 10-процентному отклонению остаточной стоимости объектов основных средств от их справедливой стоимости.

Переоцененная первоначальная стоимость и сумма износа объекта основных средств определяются умножением, соответственно, первоначальной стоимости и суммы износа объекта основных средств на индекс переоценки. Индекс переоценки определяется делением справедливой стоимости объекта, который переоценивается, на его остаточную стоимость.

Сумма дооценки (уценки) стоимости и износа объекта основных средств определяется как разница этих показателей до и после применения индекса переоценки.

Если остаточная стоимость объекта равна нулю, то его переоцененная остаточная стоимость определяется прибавлением справедливой стоимости этого объекта к его первоначальной (переоцененной) стоимости без изменения суммы износа объекта.

Сумма дооценки стоимости и износа основных средств отражается увеличением первоначальной (переоцененной) стоимости и накопленного износа объекта основных средств, а сумма уценки стоимости и износа - уменьшением первоначальной (переоцененной) стоимости и накопленного износа. Разница между суммой дооценки стоимости и суммой дооценки износа основных средств зачисляется на увеличение дополнительного капитала, а разница между суммой уценки стоимости и суммой уценки износа включается в состав расходов.

В случае наличия (на дату проведения дооценки объекта основных средств) превышения суммой предыдущих уценок остаточной стоимости объекта и потерь от уменьшения его полезности суммы предыдущих дооценок (индексаций) его остаточной стоимости и возобновления его полезности с даты зачисления на баланс предприятия этого объекта сумма очередной дооценки, но не более указанного превышения, включается в состав прочих доходов отчетного периода, а разница (если сумма очередной дооценки больше указанного превышения) направляется на увеличение прочего дополнительного капитала.

В случае наличия (на дату проведения уценки объекта основных средств) превышения суммой предыдущих дооценок (индексации) остаточной стоимости объекта и возобновления его полезности суммы предыдущих уценок остаточной стоимости этого объекта и потерь от уменьшения его полезности с даты зачисления объекта на баланс предприятия сумма очередной уценки, но не более указанного превышения, направляется на уменьшение прочего дополнительного капитала, а разница (если сумма очередной уценки больше указанного превышения) включается в расходы отчетного периода.

Превышение суммами предыдущих дооценок (индексаций) вместе с суммой восстановления полезности суммы уменьшения полезности и предыдущих уценок остаточной стоимости ранее переоцененных объектов ОС, которые выбыли, отражается по кредиту счета учета нераспределенной прибыли с одновременным уменьшением дополнительного капитала.

Пример интерпретации результатов переоценки основных средств приведем в табл. 2.

Обратите внимание на то, что статьей 7 Закона Украины от 12.07.2001 г. № 2658-III “Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине” предусмотрено, что проведение оценки имущества является обязательным в случае ликвидации государственных, коммунальных предприятий и предприятий (хозяйственных обществ) с государственной долей имущества (долей коммунального имущества).

Проверка налоговым органом осуществляется с даты последней проверки до даты составления финансовой отчетности ликвидируемого предприятия. После проведенной проверки налогоплательщика в случае установления факта отсутствия задолженности перед Государственным бюджетом Украины и местными бюджетами орган государственной налоговой службы снимает его с учета. Снятие с учета налогоплательщика в органах государственной налоговой службы проводится при наличии уведомления от учреждения банка о закрытии такому плательщику счетов.

После завершения процедуры снятия с учета орган государственной налоговой службы составляет справку о снятии с учета налогоплательщика по ф. № 12-ОПП, которую направляет в органы государственной регистрации или органу, осуществившему регистрацию.

В спешке налоговых органов с представлением промежуточного ликвидационного баланса и проверкой этой отчетности просматривается очевидный меркантильный интерес. Но посудите сами: налоговый учет предусматривает включение в состав валовых доходов суммы полученных авансов и предоплат, то есть он как бы идет на один шаг впереди по сравнению с бухгалтерским учетом.

Такие суммы предоплат и авансов вполне могут быть на дату принятия решения о ликвидации, но их по правилам налогового учета нужно будет исключить из валовых доходов в случае возврата покупателям или заказчикам. Понятно, что все это произойдет уже после даты промежуточного ликвидационного баланса, а вот налоговые органы хотят подтвердить налоговые обязательства до таких возвратов. Следовательно, прежде чем принимать решение о ликвидации предприятия, необходимо, по возможности, рассчитаться с кредиторами, которые произвели предварительные или авансовые оплаты за какие-то товары (работы, услуги).

Таблица 2

Год
 
Характер переоценки
 
Сумма переоценки, тыс. грн.  Сумма, которая отражается в составе
 
дополнитель-ного капитала,
тыс. грн. 
дохода,
тыс. грн.
 
расходов,
тыс. грн.
 
2000
 
Уценка
 
50
 
-
 
-
 
50
 
2001
 
Дооценка
 
10
 
-
 
10
 
-
 
2002
 
Дооценка
 
70
 
30
 
40
 
-
 
2003
 
Дооценка
 
20
 
20
 
-
 
-
 
2004   Уценка
 
60
 
-50
 
-
 
10
 

Ведь от возврата авансов и предоплат после начала процедуры ликвидации может “пострадать” не только налог на прибыль, но и НДС, поскольку он также исчисляется и включается в налоговые декларации по таким суммам. В общем, таких сложных и неурегулированных вопросов у ликвидационной комиссии может возникнуть очень много.

Снятие с учета плательщика фиксируется в журнале по ф. № 6-ОПП, а отметка о снятии плательщика с учета вводится в районный уровень Единого банка данных о плательщиках налогов - юридических лицах. Учетные дела о таких плательщиках сдаются в архив органа государственной налоговой службы по окончании отчетного года.

Если после проведенной проверки налогоплательщика установлен факт его задолженности перед бюджетами, орган государственной налоговой службы не снимает его с учета, а подразделения учета и отчетности составляют уведомления о наличии обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) по ф. № 10-ОПП и высылают их лицу, ответственному за погашение налоговых обязательств или налогового долга, который является таковым, в соответствии с законодательством в случае ликвидации налогоплательщика. Указанное уведомление разрешается выдавать налогоплательщику для предъявления соответствующим органам.

Лицом, ответственным за погашение налоговых обязательств или налогового долга налогоплательщика в случае ликвидации налогоплательщика, является:

- относительно ликвидируемого налогоплательщика - ликвидационная комиссия или другой орган, который проводит ликвидацию согласно законодательству;

- относительно филиалов, отделений, других обособленных подразделений налогоплательщика, которые ликвидируются, - такой налогоплательщик;

- относительно кооперативов, кредитных союзов, обществ совладельцев жилья или других коллективных хозяйств - их члены (пайщики) солидарно;

- относительно инвестиционных фондов - инвестиционная компания, осуществляющая управление таким инвестиционным фондом. Порядок расчета с кредиторами в случае ликвидации субъекта хозяйствования предусматривает, что: - претензии кредиторов к ликвидируемому субъекту ведения хозяйства удовлетворяются за счет имущества этого субъекта, если иное не предусмотрено ХК Украины и другими законами;

- очередность и порядок удовлетворения требований кредиторов определяется ст. 112 ГК Украины;

- претензии, которые не удовлетворены из-за отсутствия имущества субъекта ведения хозяйства, претензии, не признанные ликвидационной комиссией, если их заявители в месячный срок после получения уведомления о полном или частичном отклонении претензии не обратятся в суд с соответствующим иском, а также претензии, в удовлетворении которых по решению суда кредитору отказано, считаются погашенными;

- имущество, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов, используется по указанию собственника. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится в порядке очередности, установленной ст. 112 ГК Украины, по промежуточному ликвидационному балансу начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов четвертой очереди, выплаты которым производятся по окончании месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Согласно ст. 112 ГК Украины в случае ликвидации платежеспособного юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в такой очередности:

- в первую очередь удовлетворяются требования относительно возмещения вреда, нанесенного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью и требования кредиторов, обеспеченные залогом или другим способом;

- во вторую очередь удовлетворяются требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования автора о плате за использование результата его интеллектуальной, творческой деятельности;

- в третью очередь удовлетворяются требования относительно налогов, сборов (обязательных платежей);

- в четвертую очередь удовлетворяются все другие требования.

Требования одной очереди удовлетворяются пропорционально сумме требований, принадлежащих каждому кредитору этой очереди.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора или уклонения от их рассмотрения кредитор имеет право до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет имущества, оставшегося после ликвидации юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных своевременно.

Требования кредиторов, которые не признаны ликвидационной комиссией, если кредитор в месячный срок после получения уведомления о полном или частичном отказе в признании его требований не обращался в суд с иском, требования, в удовлетворении которых по решению суда кредитору отказано, а также требования, которые не удовлетворены из-за отсутствия имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.

По хозяйственным обществам денежные средства, принадлежащие обществу, включая выручку от распродажи его имущества при ликвидации, после расчетов по оплате труда лиц, работающих на условиях найма, и исполнения обязательств перед бюджетом, банками, владельцами облигаций, выпущенных обществом и другими кредиторами, распределяются между участниками общества в порядке и на условиях, предусмотренных Законом о хозобществах и учредительными документами, в шестимесячный срок после опубликования информации о его ликвидации.

Имущество, переданное обществу участниками в пользование, возвращается в натуральной форме без вознаграждения.

В случае возникновения споров относительно выплаты задолженности общества его денежные средства не подлежат распределению между участниками до решения этого спора или до получения кредиторами соответствующих гарантий.

В случае недостаточности количества денежных средств ликвидируемого юридического лица с целью удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица.

“Нулевой” ликвидационный баланс

Ликвидационный баланс в “классическом” виде должен составляться ликвидационной комиссией после погашения задолженности предприятия. В нем однозначно не должно быть дебиторской и кредиторской задолженности. Эти суммы необходимо полностью распределить или списать на момент составления ликвидационного баланса.

Следовательно, ликвидационный баланс составляется комиссией после завершения расчетов с кредиторами. В нем отражаются активы (имущество), которые остались после проведения расчетов со всеми кредиторами. Этот баланс должен быть утвержден участниками юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его участникам, если иное не установлено учредительными документами или законом. К примеру, п. 7.11 Закона Украины от 28.12.1994 г. № 334/94-ВР “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР устанавливает, что в случае ликвидации неприбыльной организации ее активы должны передаваться другой неприбыльной организации соответствующего вида или зачисляться в доход бюджета.

Юридическое лицо теряет свои права и признается ликвидированным со дня внесения записи о его прекращении в Единый государственный реестр.

Таким образом, понятие “нулевого” ликвидационного баланса очень спорно, поскольку некоторые законодательные акты предусматривают, что имущество, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов, используется по указанию собственника или передается участникам (учредителям). Следовательно, ликвидационный баланс может быть “наполнен” некоторыми активами и пассивами, и, естественно, он не всегда должен быть “нулевым”.

Министерство финансов Украины в письме от 14.02.2003 г. б/н на запрос относительно статей ликвидационного баланса сообщило, что после проведения в соответствии с действующим законодательством ликвидационной комиссией (органом, проводящим ликвидацию предприятия) мероприятий по ликвидации предприятия в ликвидационном балансе отражаются результаты принятых решений о взыскании долгов, распределении активов, собственного капитала и погашении (списании, передаче правопреемникам) обязательств, что должно привести к отсутствию активов, собственного капитала и обязательств на окончательную дату составления ликвидационного баланса.

Увольнение работников в случае ликвидации
предприятия

При добровольной ликвидации все вопросы должен решать собственник, в том числе и относительно оплаты труда лиц, которые будут вовлечены в процесс ликвидации. У собственника предприятия с членами ликвидационной комиссии могут быть:

- трудовые отношения (если ликвидация будет поручена органу управления предприятием или руководителю);

- гражданско-правовые отношения (в остальных случаях).

Следовательно, если ликвидацию осуществляет орган управления предприятием или руководитель, ликвидационная процедура будет осуществляться в рамках их трудовых функций.

Этот вариант имеет существенные недостатки. Во-первых, выплачиваемая зарплата (в данном случае - вознаграждение, выплачиваемое членам ликвидационной комиссии) подлежит налогообложению по всем видам налогов и сборов.

То есть они будут продолжать работу в рамках трудовых отношений, которые уже сложились, до полного окончания ликвидационной процедуры.

Bо-вторых, возникает необходимость в начислении кредиторской задолженности (в том числе и по налогам и сборам), а, следовательно, у предприятия нет возможности сняться с учета в контролирующих органах до окончания ликвидационной процедуры.

Значит, придется оплачивать услуги членов ликвидационной комиссии заранее, в виде аванса, по гражданско-правовому договору или в пределах трудового договора (с начислением всех налогов и сборов). Правда, в такой ситуации сложно угадать срок работы комиссии, а, значит, и сумму вознаграждения. Следовательно, члены ликвидационной комиссии должны знать, как и в каком размере им будет оплачен данный вид работы. Но то, что на законных основаниях оплатить работу членов ликвидационной комиссии до последнего дня работы у ликвидируемого предприятия возможности не будет, - это яснее ясного.

А как быть с остальными членами трудового коллектива?

Возможность расторжения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, а также срочного трудового договора до истечения срока его действия предусмотрена п. 1 ч. 1 Ст. 40 Кодекса законов о труде (КЗоТ) в случае изменений в организации производства и труда. В тексте указанного пункта под изменениями в организации производства и труда понимается, в частности, и ликвидация предприятия.

Увольнение работников согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ является расторжением трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа. Следовательно, такое увольнение должно осуществляться с соблюдением соответствующих гарантий, правил и порядка, установленных законодательством Украины.

В случае ликвидации предприятия правила п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ могут применяться и тогда, когда после прекращения его деятельности одновременно образуется новое предприятие. В этих случаях работник не имеет права требовать восстановления его на работе на вновь образованном предприятии, если он не был переведен туда в установленном порядке.

Статья 49-2 КЗоТ предусматривает, что о предстоящем увольнении работников должны персонально предупредить не позднее, чем за два месяца.

Указанная статья не требует письменной формы предупреждения об увольнении, однако с целью недопущения возможных споров относительно самого факта предупреждения об увольнении или относительно его содержания такое предупреждение целесообразно делать в письменной форме и ознакамливать с ним работника под роспись. Если работник на работе отсутствует, ему можно вручить предупреждение под расписку в месте, где он находится.

В течение срока предупреждения о последующем увольнении работники должны исполнять свои обязанности, придерживаться правил внутреннего трудового распорядка.

Законодательство не запрещает в период предупреждения об увольнении расторгнуть с работником трудовой договор по другим основаниям.

Действующее законодательство не предусматривает исключения из срока предупреждения работника о предстоящем увольнении времени нахождения его в отпуске или периода временной нетрудоспособности.

В случае прекращения трудового договора по основаниям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ, работнику в соответствии со ст. 44 КЗоТ выплачивается выходное пособие в размере не менее среднего месячного заработка. При этом в соответствии со ст. 116 КЗоТ выплата всех сумм, которые причитаются работнику от предприятия, осуществляется в день увольнения.

Если работник в день увольнения не работал, то указанные суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете.

Согласно ст. 47 КЗоТ собственник или уполномоченный им орган обязан в день увольнения выдать работнику должным образом оформленную трудовую книжку и копию приказа об увольнении с работы.

Расчет с участниками

После расчетов с кредиторами на предприятии возможно возникновение ситуаций, когда:

- стоимости имущества достаточно для погашения задолженности перед учредителями по взносам в уставный капитал;

- стоимости имущества недостаточно для погашения задолженности перед учредителями относительно взносов в уставный капитал;

- стоимость имущества превышает задолженность перед учредителями относительно взносов в уставный капитал.

Так как имущество, оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов ликвидируемого предприятия, передается его учредителям, если иное не установлено учредительными документами юридического лица или законом, то проведение расчетов с участниками является заключительным этапом ликвидации предприятия.

Имущество частного ликвидируемого предприятия передается собственнику или используется по его поручению.

Имущество коллективного предприятия распределяется между участниками (акционерами) общества в порядке, предусмотренном Законом о хозобществах и учредительными документами.

Имущество предприятия, оставшееся после проведения расчетов с кредиторами, распределяется между участниками пропорционально их доле в уставном фонде, а имущество, переданное обществу участниками в пользование, возвращается в натуральной форме без вознаграждения.

Решение о распределении имущества принимается собранием участников (учредителей) и оформляется протоколом собрания, в котором отражается порядок распределения средств общества (сколько и кому).

Отчетность на стадии ликвидации

До внесения соответствующей записи в реестр о ликвидации предприятия юридическое лицо обязано соблюдать требования действующего законодательства, в том числе и относительно представления обязательной налоговой, финансовой и статистической отчетности.

Так до какого же времени представлять налоговую отчетность предприятию, находящемуся в стадии ликвидации?

Обязанность налогоплательщика представлять отчетность по налогам и сборам (обязательным платежам) прекращается только с момента снятия его с учета в налоговом или другом контролирующем органе, но ни в коем случае не на момент представления заявления о снятии с учета.

А как быть с финансовой и статистической отчетностью?

Поскольку обязанность представления этой отчетности также возникает с момента государственной регистрации юридического лица, то представлять указанную отчетность необходимо до исключения предприятия из ЕГРПОУ. Последним отчетным периодом будет период, в котором в реестр будет внесена соответствующая запись об отмене государственной регистрации юридического лица.

Отметим также, что после вступления в силу Закона Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей” возникло немало вопросов, в частности относительно последнего этапа ликвидации - отмены государственной регистрации. Некоторые нюансы государственной регистрации прекращения юридических лиц и физических лиц - предпринимателей в случае осуществления процедуры ликвидации, в том числе публикации уведомления относительно ликвидации субъектов ведения хозяйства до 01.07.2004 г., изложены в письме Госкомпредпринимательства от 23.07.2004 г. № 5027.

В завершение хочется сказать, что ликвидация предприятия представляет собой сложную и длительную процедуру, осуществить которую в рамках нынешнего правового поля достаточно сложно. Сложность заключается не только в самой ликвидации предприятия, но и в неурегулированности на законодательном уровне некоторых важных процедурных вопросов относительно порядка работы ликвидационной комиссии.

Так что желаем всем предприятиям работать много лет и добиваться только успехов в бизнесе, и пусть проблемы ликвидации предприятия никогда не встают на вашем пути!

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 16 (538), 17 апреля 2006 г.
Подписной индекс 40783