Рабочие места для инвалидов
Вопросы, связанные с трудоустройством инвалидов, а именно проблемы с созданием рабочих мест для их трудоустройства, отчетностью и штрафными санкциями, возникают практически у всех предприятий. Нередко нерешенность этих вопросов оборачивается противостоянием между предприятиями и Фондом социальной защиты инвалидов (далее - Фонд инвалидов). Однако, к сожалению, в спорах между работодателями и Фондом инвалидов не всегда удается поставить точку. Причиной этого, на наш взгляд, являются противоречия между правовыми нормами, освещающими “инвалидные” вопросы, а также взаимоисключающие разъяснения соответствующих ведомств.
Начнем с напоминания о том, что в этом году кардинально изменилась сама процедура трудоустройства инвалидов. Причиной тому - изменения, внесенные Законом от 06.10.2005 г. № 2960-IV, в частности, в Закон “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” (далее - Закон) и вступившие в силу 1 января 2006 года.
Обязанность трудоустройства инвалидов
В настоящее время любой работодатель обязан не просто создать рабочие места для инвалидов, но и самостоятельно обеспечить трудоустройство на них инвалидов в счет установленных нормативов.
А вот до 1 января 2006 года во избежание инваштрафов предприятию достаточно было проинформировать Государственную службу занятости о создании рабочих мест* для инвалидов, представив отчет о наличии вакансий (форма № 3-ПН) с перечнем вакансий для инвалидов.
Однако сейчас в Законе закреплено правило о том, что работодатели обеспечивают трудоустройство инвалидов (см. ч. 3 его ст. 19). Поэтому теперь от штрафов, судя по всему, может спасти лишь реальное трудоустройство инвалидов (в том числе и инвалидов, которые стели таковыми вследствие психического расстройства).
В связи с тем, что с 01.01.2006 г. работодатели обязаны самостоятельно искать и трудоустраивать инвалидов, очевидно, канут в Лету споры предприятий с Фондом инвалидов относительно (не)штрафования в тех случаях, когда места для инвалидов были созданы, а инвалиды по разного рода причинам реально трудоустроены не были.
Тем предприятиям, которые защищаются от “инвалидных” штрафов за период действия прежних норм Закона, можно взять на вооружение практику Верховного Суда Украины (см., например, его Постановления от 20.07.2004 г.и от 08.02.2005 г.). Эта практика подтверждает, в частности, что обязанность предприятия по созданию рабочих мест для инвалидов не сопровождается его обязанностью заниматься поиском инвалидов для трудоустройства**
После 01.01.2006 г. смелым плательщикам налогов, не трудоустроившим инвалидов, специалисты давали совет: пытаться отбиться от “инвалидных” санкций, используя противоречие между нормами ст. 18 и 19 Закона.
Напомним, что согласно ч. 1 ст. 18 трудоустройство инвалидов осуществляется органами центрального органа исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики, органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов, а согласно ч. 3 ст. 19 - самостоятельно предприятием “исходя из требований статьи 18 настоящего Закона”.
Есть мнение, что ч. 3 ст. 19 Закона можно толковать как обязанность предприятия самостоятельно устроить инвалидов, направленных органами трудоустройства, указанными в ч. 1 ст. 18. Слово “самостоятельно” можно трактовать, например, и как трудоустройство инвалидов без получения дотаций (от центра занятости на создание рабочих мест). А почему бы и нет?
Однако Закон № 3483*** изменил редакцию ст. 18 Закона, в связи с чем спорная ч. 1 данной статьи исчезла. Поэтому с момента вступления в силу Закона № 3483 уповать на указанное противоречие между ст. 18 и 19 будет нельзя.**** Так что обязанность трудоустройства инвалидов на местные органы и общественные организации инвалидов уже не переложить.
Обращаем внимание на то, что с 01.01.2006 г. “инвалидный” норматив распространяется и на предпринимателей, использующих наемный труд. Пока Кабинетом Министров для них не установлены ни порядок регистрации в Фонде инвалидов, ни сроки представления отчетов, ни механизм уплаты санкций. Тем не менее понятно, что в кадровую работу с инвалидами предпринимателей***** уже заставили включиться.
Расчет норматива инвалидов
Если у работодателя работают от 8 до 25 человек, то он обязан создать одно рабочее место для инвалида. Если же численность работающих больше - места для инвалидов должны составлять 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год.
Поскольку теперь у нас в стране жить и работать без инвалидов строго, запрещается всем работодателям, то следует научиться правильно считать. При анализе новой Инструкции по статистике количества работников (утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005г. № 286, далее - Инструкция, подчеркивалось, что при расчете рабочих мест в размере 4% среднеучетной численности штатных работников учетного состава необходимо использовать показатель среднеучетного количества штатных работников, пришедший на смену среднеучетной численности штатных работников учетного состава (последний показатель был введен прежней Инструкцией - по статистике численности работников, занятых в народном хозяйстве Украины, утвержденной приказом Минстата от 07.07.95 г. № 171).
О том же, как грамотно****** (а главное - с пользой для предприятия!) рассчитать необходимое количество инвалидов.
Кстати, тут же возникает еще один - попутный - вопрос: а входят ли в 4 %-ный норматив инвалиды, достигшие пенсионного возраста?
На наш взгляд, в 4 %-ный норматив рабочих мест, установленный для обеспечения трудоустройства инвалидов, должны входить и инвалиды, достигшие пенсионного возраста, поскольку действующим законодательством не установлены какие-либо ограничения для трудоустройства на работу лиц, достигших пенсионного возраста, в том числе и инвалидов.
А вот предприниматель-инвалид, имеющий наемных работников, самого себя в 4 %-ном нормативе учесть не может. Дело в том, что в соответствии с ч. 5 ст. 19 Закона выполнением норматива считается трудоустройство предприятием или предпринимателем, использующим наемный труд, инвалидов, для которых данное место работы является основным. Поскольку предприниматель не является наемным лицом, то он в соответствующий норматив не засчитывается.
Примечательно, что в расчет “инвалидного” норматива инвалиды-совместители теперь не принимаются благодаря прямому указанию в ч. 5 ст. 19 Закона. И хотя раньше этот момент в Законе прописан не был, на практике его существование подразумевалось.
Так, согласно разъяснению ведущего специалиста Фонда инвалидов И. Скрынской, и до 01.01.2006 г. инвалид должен был быть зачислен на должность, предусмотренную штатным расписанием, и в его трудовой книжке должна была быть сделана соответствующая запись.
Правда, И. Скрынская полагает, что рабочее место инвалида считается созданным, если оно занято инвалидом большую часть рабочего времени, предусмотренного календарем рабочего времени за отчетный год.
Мы всегда считали и продолжаем считать, что такой подход корректным не является.
В пользу частичной занятости инвалидов свидетельствует п. 4 Положения о рабочем месте инвалида и о порядке трудоустройства инвалидов, утвержденного Постановлением КМУ от 03.05.95 г. № 314 (далее - Положение), которым предусмотрена возможность применения гибких форм занятости инвалидов (то есть с сокращенным рабочим днем и сокращенной рабочей неделей без ограничения 50 % рабочего времени отчетного года). Да и ч. 1 ст. 56 КЗоТ допускает по соглашению сторон трудового договора установление неполного рабочего дня или неполной рабочей недели.
Обращаем внимание на то, что согласно ст. 172 КЗоТ по просьбе инвалида собственник обязан установить ему неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и создать льготные условия труда. Такая обязанность собственника вытекает также из ч. 3 ст. 18 Закона - в том случае, если индивидуальной программой реабилитации инвалида предусмотрена необходимость предоставления ему соответствующих гарантий и льготных условий.
Сокращенная продолжительность рабочего времени, кроме случаев обязательного применения неполного рабочего времени, определяется локальными нормативными актами предприятия. Поэтому, инвалидов можно брать не на полную ставку, а на половину/четверть/восьмую, то есть на неполный рабочий день (но обязательно - с трудовой книжкой!). И “для целей штрафов” это будут целые инвалиды, а не 1/2, 1/4, 1/8.
На наш взгляд, правильность этой версии подтверждается и п/п. 2.4.3 Инструкции, который включает в учетное количество и штатных работников, работающих неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (они учитываются как целые единицы за каждый календарный день, включая нерабочие дни, оговоренные при приеме на работу).
Напомним также, что с 01.01.2006 г. появился еще один способ выполнения норматива: обычные предприятия могут создавать хозяйственные объединения с предприятиями общественных организаций инвалидов (ч. 6 ст. 19 Закона). Однако пока совершенно не ясен механизм учета инвалидов в таком объединении. Кроме того, нам не нравится формулировка, согласно которой при создании хозяйственного объединения в счет 4 %-ного норматива
“может быть засчитано обеспечение работой инвалидов на предприятиях, в организациях общественных организаций инвалидов”.
Что значит - “может быть засчитано”? А судьи кто?
Предприятия не всегда имеют реальную возможность из-за специфики производства (например, вредные условия труда, работа в ночное время и т. д.) трудоустроить необходимое количество инвалидов. На это обращал внимание и Госкомпредпринимательства в письме от 16.08.2001 г. № 3-312/5101.
Однако законодателя это, мягко говоря, не волнует. Новая редакция ст. 19 Закона (ч. 11) гласит:
“Норматив рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, порядок его установления определяются исключительно настоящим Законом. Если другими законами устанавливаются нормативы рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, либо порядок их установления, отличные от указанных в настоящем Законе, применяются положения настоящего Закона”.
Из данной формулировки явно видно, что в Законе попытались запретить установление особых правил, касающихся норматива инвалидов, в других законодательных актах.
Тем не менее в ряде законов по-прежнему присутствуют нормы, предусматривающие особенности определения базы для исчисления норматива*******.
Как видим, отдельные ведомства понимают, что прием на работу слепого машиниста или глухого диспетчера может привести лишь к увеличению в стране количества инвалидов. Мы уже не говорим об инвалидах, страдающих психическими расстройствами! Удивительно, что трагикомизма сложившейся ситуации не чувствуют законодатели.
В этой связи смелые плательщики могут отстаивать подход, согласно которому аза для расчета норматива и порядок установления норматива - вещи несколько разные. На этом основании плательщики, ссылаясь также на п/п. 4.4.1 Эпохального Закона********, могут претендовать на применение спецнормы из “своего” закона для определения 4 %-ной базы.
Обратим также внимание на то, что согласно изменениям, внесенным Законом № 3483, Государственная служба занятости сможет за счет Фонда инвалидов предоставлять дотацию работодателям на создание специальных рабочих мест для инвалидов, зарегистрированных в Государственной службе занятости (в соответствии с ч. 4 ст. 18-1, которой Закон будет дополнен согласно Закону № 3483).
Выделение работодателю дотаций (кстати, за счет штрафов) на создание рабочих мест для безработных инвалидов подтверждается и новой (с дополнением, вносимым Законом № 3483) редакцией ч. 6 ст. 20 Закона. Поэтому с момента вступления Закона № 3483 в силу целесообразно создавать спецместа для безработных инвалидов (при условии получения дотации).
Естественно возникает вопрос: а будет ли учитываться количество таких дотационных рабочих мест при определении факта соблюдения обязательного 4 %-ного норматива?
По нашему мнению, будет - при условии, что на такие спецместа будут трудоустроены инвалиды. Ведь Закон не обязывает трудоустроить инвалидов именно за счет средств самого предприятия. Поэтому с точки зрения соблюдения 4 %-ного норматива источник, подпитывающий создание рабочего места инвалида (предприятие или Государственная служба занятости), не принципиален.
Создание рабочего места для инвалида
Существуют проблемы и с созданием рабочего места инвалида. Согласно п. 3 Положения:
“Рабочее место инвалида считается созданным, если оно соответствует установленным требованиям рабочего места для инвалидов соответствующей нозологии, аттестовано специальной комиссией предприятия при участии представителей МСЭК, органов Госнадзорохрантруда, общественных организаций инвалидов и введено в действие путем трудоустройства на нем инвалида”.
Правда, в отношении обязательной аттестации рабочего места инвалида среди специалистов единогласия нет. Некоторые из них считают, что можно принимать на работу инвалидов по обычной схеме - без отягощения себя процедурой аттестации рабочего места в соответствии с Положением. Ведь Закон требует уплаты штрафных санкций, если количество работающих инвалидов меньше установленного норматива - независимо от аттестации рабочего места.
По мнению же специалистов Фонда инвалидов, непроведение аттестации рабочего места инвалида означает, что оно не создано, поэтому имеются основания для взыскания соответствующих штрафных санкций.
Заметим, что в обновленном Законе, обогащенном многими нюансами, об аттестации нет ни слова, как, впрочем, ничего не говорилось об аттестации и в прежних редакциях Законе.
Тем не менее подождем измененных “инвалидных” Порядков от КМУ, обещанных в ч. 7 ст. 19 Закона. До тех пор не угаснет надежда, что процедура аттестации несколько будет смягчена (в ее упразднение не верится совсем).
(Продолжение следует.)
______________________
* Желательно - аттестованных (об этом -далее).
** С Верховным Судом солидарен и Госкомпредпринимательства - см. извлечение из его письма от 30.03.2005 г. № 2247.
*** Кроме того, готовится к официальной публикации подписанный Президентом Закон от 23.02.2006 г. № 3483-IV “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реализации инвалидами права на трудовую занятость” (далее - Закон № 3483). Его положения мы тоже будем учитывать в настоящем материале.
**** С учетом того что штрафные санкции уплачиваются по итогам года, непонятно: удастся ли учесть это противоречие вообще?
***** Имеющих более 7 наемных работников.
****** Интересно: что один инвалид “укладывается” в 4 %-ный норматив для предприятия, численность работников которого составляет до 37 человек включительно (с учетом и самого инвалида).
******* Так, ч. 4 ст. 15 Закона “О железнодорожном транспорте" предусмотрено, что для предприятий железнодорожного транспорта общего пользования базой для расчета норматива рабочих мест инвалидов является численность работников, занятых в подсобно-вспомогательной деятельности, а ч. 8 ст. 21 Закона “Об электроэнергетике” для предприятий электроэнергетики - численность работников, занятых внепромышленном производстве. Частью 5 ст. 16 Закона “О почтовой связи” для национального оператора почтовой связи из этой базы исключены почтальоны, водители и работники, занятые на работах с тяжелыми и опасными условиями труда, а ч. 4 ст. 41 Закона “О телекоммуникациях” установлено, что для операторов и провайдеров базой является общая численность работников без учета занятых в тяжелых и вредных условиях и на работах с повышенной опасностью. У перевозчиков, предоставляющих услуги по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом общего пользования, базой для норматива служит общая численность работающих, кроме водителей (см. ч. 3 ст. 19 Закона “Об автомобильном транспорте”).
******** Мы считаем, что хотя бы по аналогии правило о конфликте интересов в спорах с Фондом инвалидов может применяться. Впрочем, у самого Фонда - мнение иное.
“Бухгалтер” № 11, март (III) 2006 г.
Подписной индекс 74201
