Экспорт: налоговый и бухгалтерский учет
В Украине хозяйствующие субъекты могут активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предприятий существенно отличается от обычной хозяйственной деятельности внутри страны, как по налогообложению, учету, отчетности, так и по специфике ввоза и вывоза продукции, работ, услуг.
ВЭД - это деятельность субъектов хозяйствования Украины и иностранных хозяйствующих субъектов, построенная на взаимоотношениях между ними, имеющими место как на территории Украины, так и за ее пределами. ВЭД в Украине осуществляется в соответствии с Законом о ВЭД*, в ст. 1 которого приведены следующие определения основных терминов.
Экспорт товаров - это продажа товаров иностранным субъектам хозяйственной деятельности (в том числе с оплатой не в денежной форме) с вывозом или без вывоза этих товаров через таможенную границу Украины, включая реэкспорт.
Реэкспорт товаров означает продажу нерезидентам и вывоз за пределы Украины товаров, которые не произведены в Украине, а были импортированы на её территорию.
Экспорт капитала - это вывоз капитала в какой-либо форме: в виде валютных ценностей, продукции, услуг, прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав.
Все субъекты ВЭД, независимо от форм собственности и других признаков, имеют равное право осуществлять любые её виды, прямо не запрещенные законами Украины.
В зависимости от предмета договора, его цели, условий поставки, платежа и иных существенных условий бухгалтер определяет, в какой сумме и в какой момент следует отражать доход от экспортной операции в бухгалтерском и налоговом учете.
Особенности налогового учета экспортных операций
Определение валового дохода
По общему правилу, предусмотренному п. 11.3 Законом о налогообложении прибыли**, датой увеличения валового дохода считается дата, которая приходится на налогооблагаемый период, в течение которого происходит любое из событий, случившееся ранее:
- либо дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет плательшика налога в оплату товаров (работ, услуг), подлежащих продаже, в случае продажи товаров (работ, услуг) за наличные - дата их оприходования в кассе плательщика налога, а при отсутствии таковой - дата инкассации наличных в банковском учреждении, обслуживающем плательщика налога; - либо дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) - дата фактического предоставления результатов работ (услуг) плательщиком налога. В случае осуществления торговли продукцией (валютными ценностями) или работами (услугами) с использованием торговых автоматов или другого подобного оборудования, не предусматривающего наличие кассового аппарата, контролируемого уполномоченным на это физическим лицом, датой увеличения валового дохода считается дата изъятия из таких торговых аппаратов или подобного оборудования денежной выручки. Правила инкассации указанной выручки устанавливаются НБУ.
В случае, когда торговля продукцией (работами, услугами) через торговые автоматы осуществляется с использованием жетонов, карточек или других заменителей гривни, датой увеличения валового дохода считается дата продажи таких жетонов, карточек или других заменителей гривни.
И все же налоговый учет экспортных операций с расчетами в иностранной валюте отличается от таких же расчетов в гривнях внутри страны.
Доходы, полученные в инвалюте в связи с продажей товаров (работ, услуг) в течение отчетного периода, пересчитываются в гривни по официальному валютному курсу НБУ, действовавшему на дату получения или начисления таких доходов, и не подлежат пересчету в связи с изменением курса гривни в течение такого отчетного периода (пп. 7.3.1 Закона о налогообложении прибыли).
Следовательно, если первым событием является получение аванса (предоплаты), тогда валовой доход отражается по курсу НБУ на дату его получения, а если отгрузка - тогда по курсу НБУ, действовавшему на дату отгрузки или подтверждения факта предоставления работ или услуг.
Доходы, полученные плательщиком налога от продажи товаров связанным лицам, определяются исходя из договорных цен, но не ниже обычных цен на товары, действовавших на дату продажи. Это положение распространяется и на операции с юридическими лицами, не являющимися плательщиками налога на прибыль или уплачивающими налог на прибыль по иным, нежели плательщик налога на прибыль, ставкам. Вряд ли нерезидента можно отнести к нашим плательщикам налога на прибыль, поэтому продажа товаров по внешнеэкономическим договорам должна осуществляться по ценам не ниже обычных.
А как быть с контрактами на товары, которые подлежат государственному регулированию, то есть по индикативным ценам?
Индикативные цены - это цены на товары, которые соответствуют ценам, сложившимся на соответствующий товар на рынке экспорта на момент осуществления экспортной операции с учетом условий поставки и проведения расчетов, установленных в соответствии с законодательством Украины.
Согласно п. 7 Указа Президента Украины от 10.02.1996 г. № 124/96 “О мерах по совершенствованию конъюнктурно-ценовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности”, индикативные цены являются обязательными к использованию субъектами внешнеэкономической деятельности всех форм собственности при заключении и осуществлении внешнеэкономических договоров (контрактов).
Как быть в такой ситуации, когда контракт заключен на одну цену, а при отгрузке товаров установлен новый уровень индикативных цен? Следует отражать валовые доходы по ценам, отраженным в контракте, или по новому уровню цен?
Доходы, полученные от реализации продукции по внешнеэкономическим договорам, в такой ситуации следует включать в состав валового дохода (ВД), исходя из того уровня индикативных цен, который был установлен в момент увеличения ВД у предприятия по данным контрактам.
Когда условиями контракта установлено, что поставка продукции будет осуществляться частями, согласно установленному в контракте графику поставок, а оплата поставленного товара будет производиться в течение определенного согласованного срока после поставки каждой партии продукции, полученные доходы необходимо отражать в ВД, исходя из уровня индикативных цен, действовавшего на дату поставки каждой партии продукции отдельно.
Если, по условиям контракта, поставка продукции осуществляется на условиях полной предоплаты, полученные доходы следует включать в ВД предприятия по уровню индикативных цен, действовавшему на момент перечисления аванса.
В большинстве случаев в момент отражения ВД возникает задолженность (дебиторская или кредиторская), которая до 22.01.2003 г. пересчитывалась на конец отчетного периода по курсу НБУ, а, начиная с этой даты, пересчету подлежат только следующие виды задолженности:
- основная сумма (непогашенная часть основной суммы) финансового кредита, депозита (вклада);
- сумма процентов, начисленных на такую основную сумму финансового кредита, депозита (вклада), срок оплаты которых истек на дату окончания отчетного периода;
- стоимость (непогашенная часть стоимости) объекта финансового лизинга;
- платежи за такой объект финансового лизинга, срок оплаты которых истек на дату окончания отчетного периода;
- балансовая стоимость ценных бумаг, удостоверяющих отношения долга, а также товарных или фондовых деривативов, если иное не установлено нормами Закона о налогообложении прибыли.
У предприятий нередко возникает вопрос: а как же быть с задолженностью, образовавшейся до 22.01.2003 г.? Ответ на данный вопрос содержится в п. 8 Переходных положений Закона Украины от 24.12.2002 г. № 349-IV “О внесении изменений в Закон Украины “О налогообложении прибыли предприятий””:
“Определение курсовых разниц по задолженности, которая возникла до вступления в силу настоящего закона, осуществляется по правилам, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона”.
Налоговое обязательство по НДС
При экспорте товаров основным для налогоплательщика является применение именно нулевой ставки по НДС, так как применение этой ставки, в отличие от осуществления операций, освобожденных от налогообложения или не являющихся объектом налогообложения, в соответствии со ст. 5 и ст. 3 Закона о НДС, сохраняет право на налоговый кредит, а значит, и право на возмещение НДС.
Но это правило нулевой ставки не применяется в 2006 году при экспорте путём бартерных операций, так как сумма НДС, уплаченная (начисленная) в связи с приобретением товаров (работ, услуг), не относится на увеличение налогового кредита, а включается в состав валовых расходов плательщика налога. Эта норма содержится в ст. 8 Закона о Госбюджете – 2006***.
Прежде чем анализировать нормы Закона о НДС, нам необходимо экспортные операции разделить на два вида:
- экспорт товаров и сопутствующих услуг;
- экспорт работ, услуг. Такое деление вызвано тем, что Законом № 2505**** статья 3 Закона о НДС***** была переписана практически заново, и существенные изменения коснулись не только работ, но и услуг.
В связи с тем, что из Закона о НДС исключен пп. 6.2.2, при экспорте работ (услуг) сегодня нельзя руководствоваться такими понятиями, как “назначение для использования” и “потребление за пределами таможенной территории Украины”. Вместо этого в п. 6.4 и, соответственно, в п. 6.5 Закона о НДС введены понятия “место поставки товаров” и “место поставки услуг”, которые являются критериями для определения объекта обложения НДС и применения к такому объекту ставки НДС.
Смысл изменений, внесенных Законом № 2505, состоит ещё и в том, что к услугам, кроме “сопутствующих услуг”, теперь не применяются понятия “ввоз (импорт)” и “вывоз (экспорт)”. Поставка услуг, место оказания которых находится на таможенной территории Украины, является операцией на таможенной территории и облагается НДС по ставке 20 %. Поставка услуг, место оказания которых не находится на таможенной территории Украины, не является объектом налогообложения. Ввозом или вывозом услуг может теперь считаться только оказание так называемых “сопутствующих услуг”.
Продолжает действовать нулевая ставка налогообложения операций по поставке транспортных услуг железнодорожным, автомобильным, морским и речным транспортом по перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа (товаробагажа) за пределами государственной границы Украины, а именно: от пункта за пределами государственной границы Украины до пункта нахождения внешнего таможенного контроля Украины; от пункта нахождения внешнего таможенного контроля Украины до пункта за пределами государственной границы Украины; между пунктами за пределами государственной границы Украины (пп. 6.2.4 Закона о НДС).
Таким образом, учитывая изменения, предусмотренные Законом № 2505, нулевая ставка НДС применяется только при перевозках железнодорожным, автомобильным транспортом, морским и речным транспортом за пределами государственной границы. При этом, к операциям по перевозке грузов и пассажиров на таможенной территории Украины до пересечения государственной границы Украины применяется ставка НДС в размере 20 %.
В том случае, когда предоставление транспортных услуг осуществляется в виде заключения договоров или счетов на транспортировку пассажиров или грузов доверенным лицом перевозчика, операции по таким услугам облагаются налогом по ставке 20 % (п. 6.1 Закона о НДС).
Объектом налогообложения в данном случае является вознаграждение, которое получает доверенное лицо или агент от плательщика-перевозчика (транспортной организации) за содействие в продаже услуг по международным перевозкам, которые предоставляются этим плательщиком-перевозчиком. В случае, когда предприятие не является доверенным лицом перевозчика, а выступает как отдельный продавец всего комплекса услуг, в том числе и приобретенных у плательщика-перевозчика по нулевой ставке, операции по такой продаже комплекса услуг подлежат* обложению НДС в полном объеме по ставке 20 % от базы налогообложения.
В общем, для применения нулевой ставки по НДС необходимо учитывать определенные ограничения (табл. 1).
Таблица 1
| № п/п |
Ограничения по применению нулевой ставки | Норма Закона о НДС | Примечание |
| 1 |
Предварительная (авансовая) оплата стоимости экспортируемых товаров (сопутствующих услуг) не изменяет величины налоговых обязательств плательщика налога (то есть обычное правило первого события при экспорте не применяется). Эти нюансы являются причиной расхождения результатов экспортной операции в налоговом учете по прибыли и НДС | пп. 7.3.8 |
В толковании норм Закона о НДС нельзя назвать экспортной операцию, которая, согласно контракту с нерезидентом, начинается с предварительной оплаты товаров (сопутствующих услуг). Ведь налоговые обязательства (даже по ставке 0 %) в этом случае не возникают. Суммы полученных авансов в счет последующей отгрузки не отражаются в декларации по НДС. Такой нюанс касается только экспорта товаров и сопутствующих услуг, но не работ или обычных услуг |
| 2 |
Экспорт товаров в обязательном порядке должен подтверждаться соответствующим образом оформленной ГТД. Только в этом случае товары будут считаться экспортированными налогоплательщиком |
пп. 6.2.1 |
Если по экспортному контракту с нерезидентом, продукция в отчетном периоде не вывозится за пределы таможенной границы Украины, а отгружается под таможенным контролем на месте формирования экспортных грузов для последующего отправления за границу (например, в порту), налоговые обязательства у плательщиков-экспортеров в этом отчетном периоде не возникают. Лишь после фактического пересечения таможенной границы Украины (завершение оформления вывозной ГТД) плательщики-экспортеры определяют налоговые обязательства, к которым применяется нулевая ставка НДС |
| 3 |
Объект налогообложения операций охарактеризован как вывоз в таможенном режиме экспорта и реэкспорта, поэтому без фактического вывоза товаров получить нулевую ставку вряд ли получится (это относится к ситуациям, когда дата оформления ГТД и дата пересечения границы Украины не совпадут) |
пп. 3.1.3 |
Если произойдет факт невывоза товаров за пределы таможенной границы Украины (изменение направления продажи - реализация на территории Украины, недостача товара, хищение и т.п.), указанные операции следует рассматривать как проведение операций по продаже товаров на таможенной территории Украины, которые подлежат обложению НДС по ставке 20 % . Также по ставке 20 %, независимо от формы проведения расчетов, подлежат налогообложению операции по продаже нерезидентам товаров, предназначенных для потребления на таможенной территории Украины (то есть экспорт товаров без фактического их вывоза за пределы таможенной границы Украины). |
| 4 |
Нулевая ставка не применяется, если экспортируемые товары (сопутствующие услуги) освобождаются от налогообложения согласно п. 5.1 (кроме пп. 5.1.2 и 5.1.7) и п. 5.2 ст. 5 Закона об НДС (кроме пп. 5.2.1*) |
п. 6.3 |
Законом о НДС не разрешено применение нулевой ставки по НДС к операциям экспорта товаров (сопутствующих услуг) в случаях, когда такие операции освобождены от налогообложения на таможенной территории Украины. Следовательно, к таким операциям нулевая ставка не применяется, а значит, и на бюджетное возмещение предприятие права не имеет. Поэтому расходы на уплату НДС при экспорте товаров, работ или услуг включаются не в налоговый кредит, а относятся в состав ВР |
| Примечание. * Подпунктом 6.2.8 разрешено применение нулевой ставки при экспорте к определенным товарам и услугам, освобожденным от НДС, которые изготовлены предприятиями и организациями общественных организаций инвалидов, основанных общественными организациями инвалидов и являющихся их собственностью, где количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет в течение предыдущего отчетного периода не менее 50 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава, и при условии, что ФОТ таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25 % суммы общих расходов на оплату труда, которые относятся в состав валовых расходов производства. | |||
Подпунктом 3.1.3 Закона о НДС определен перечень операций, которые в целях налогообложения приравнены
к экспорту. К таким операциям относятся операции по вывозу товаров и сопутствующих услуг за пределы таможенной границы Украины:
- по договорам финансового лизинга (аренды), в том числе в случае возврата объекта финансового лизинга лизингодателю-нерезиденту или, по его поручению, другому лицу;
- по договорам залога и другим договорам, не предусматривающим передачу права собственности на такие товары (имущество) или предусматривающим их обмен на корпоративные права или ценные бумаги, в том числе если такой вывоз связан с прекращением действия указанных договоров;
- поставка товаров (сопутствующих услуг) с таможенной территории Украины на территорию беспошлинных магазинов;
- передача товаров, оформленных в таможенном режиме экспорта, под таможенный режим таможенного склада для последующего вывоза таких товаров с таможенной территории Украины;
- в других случаях, определенных Таможенным кодексом (ТК) Украины.
Статья 4 Закона о НДС не содержит порядка расчета базы налогообложения при экспорте товаров, поэтому в данном случае следует руководствоваться общими правилами, определенными п. 4.1 ст. 4 Закона о НДС, то есть определять базу налогообложения исходя из фактической (договорной) цены.
При экспорте товаров величина таможенной стоимости не влияет на базу обложения НДС, потому что при экспорте товаров и сопутствующих такому экспорту услуг ставка налога составляет “О” процентов к базе налогообложения (п. 6.2 Закона о НДС). Но все же следует обратить внимание на то, что нулевая ставка при экспорте услуг касается только СОПУТСТВУЮЩИХ услуг - то есть услуг, включаемых в таможенную стоимость экспортируемых товаров. К таким услугам, согласно ст. 274 ТК Украины, относятся погрузка, выгрузка, перегрузка товаров, транспортировка, страхование, комиссионные и брокерские вознаграждения, лицензионные и другие платежи за использование объектов права интеллектуальной собственности. Величина базы налогообложения при экспорте отражается в специальном документе - таможенной декларации.
Цена этих услуг, так же как и стоимость экспортируемых товаров, облагается НДС по нулевой ставке, что дает возможность включать НДС, уплаченный при приобретении товаров и услуг, которые используются на оказание сопутствующих услуг, в налоговый кредит и в дальнейшем претендовать на бюджетное возмещение. Эти услуги являются “сопутствующими” только для поставщика товара (экспортера). Транспортные, экспедиторские, брокерские и другие предприятия, которые оказывают эти услуги экспортеру или непосредственно покупателю, экспортерами не являются и уплачивают НДС на общих основаниях.
Экспорт продукции с привлечением комиссионера не влияет на порядок определения налоговых обязательств. Право на применение нулевой ставки НДС в данном случае имеет только продавец экспортной продукции - ее владелец (комитент). На услуги комиссионера, который привлекается к продаже товаров по экспорту, нулевая ставка НДС не распространяется, а полученное комиссионное вознаграждение за предоставленные комитенту услуги подлежит налогообложению по ставке 20 %.
Бюджетное возмещение по НДС
Порядок получения экспортного возмещения с 1 июня 2005 года канул в Лету вместе со старой редакцией статьи 8 Закона о НДС. В общем, экспортеров уравняли с обычными украинскими предприятиями, но стало ли от этого легче тем и другим? Полагаем, что нет, а проблем и у тех, и у других добавилось.
Остановимся кратко на основных принципах получения бюджетного возмещения экспортерами.
Бюджетное возмещение - это сумма, подлежащая возврату плательщику НДС из бюджета в связи с излишней уплатой налога, в случаях, определенных Законом о НДС.
С 1 июня 2005 года увеличен временной период для получения права на возмещение НДС из бюджета плательщикам НДС. Так, согласно пп. 7.7.11 Закона о НДС, не имеют права на получение бюджетного возмещения лица, которые были зарегистрированы как плательщики этого налога менее, чем за 12 календарных месяцев до месяца, по результатам которого направляется заявление на бюджетное возмещение. Следовательно, прежде чем претендовать на бюджетное возмещение, необходимо быть плательщиком НДС не менее года.
Также, согласно тому же пп. 7.7.11, не имеют права на получение бюджетного возмещения лица, у которых налогооблагаемые объемы операций за последние 12 календарных месяцев были меньше заявленной суммы бюджетного возмещения (кроме начисления налогового кредита вследствие приобретения или сооружения (строительства) основных фондов), или лица, не осуществлявшие деятельность в течение последних двенадцати календарных месяцев.
Процедура получения бюджетного возмещения претерпела существенные изменения, и, конечно же, не совсем радостные для налогоплательщиков.
Если по результатам текущего отчетного периода плательщиком налога определено отрицательное значение разницы между суммой налоговых обязательств и суммой налогового кредита, сумма отрицательного значения учитывается в уменьшение суммы налогового долга за предыдущие отчетные периоды по НДС, в том числе рассроченного или отсроченного в соответствии с законом (отражается в строке 22.1 Декларации по НДС******), а остальные засчитываются в состав налогового кредита следующего налогового периода (отражается в строке 22.2 Декларации по НДС текущего отчетного (налогового) периода и переносится в строку 23.1 Декларации по НДС следующего отчетного (налогового) периода).
Если в следующем отчетном (налоговом) периоде разница между суммой налоговых обязательств и суммой налогового кредита, с учетом остатка такого отрицательного значения прошлого отчетного периода, которая включается в состав налогового кредита текущего периода, снова имеет отрицательное значение, то плательщиком налога вместе с Декларацией по НДС подается Расчет суммы бюджетного возмещения (приложение 3 к Декларации по НДС).
Значение строки 4 Расчета суммы бюджетного возмещения (приложение 3 к Декларации по НДС) переносится в строку 25 Декларации по НДС за текущий отчетный налоговый период.
Таким образом, бюджетному возмещению подлежит часть отрицательного значения разницы между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом, рассчитанной в соответствии с подпунктом 7.7.1 Закона о НДС, и которая не превышает размера налога, фактически оплаченного получателем товаров (услуг) в предыдущем налоговом периоде поставщикам таких товаров (услуг).
Проанализировав все вышеизложенное, можно прийти к неутешительному выводу, что теперь предприятий, полностью работающих только на экспорт, в принципе быть не должно, так как им просто не за счет чего будет получать возмещение из бюджета. Следовательно, если экспортеры хотят получать бюджетное возмещение, то им необходимо накопить (вернее, уплатить) определенную сумму НДС за счет налогооблагаемых операций и лишь затем претендовать на бюджетное возмещение по экспортным операциям.
Если плательщик налога, который имеет право на получение бюджетного возмещения, принял решение о возврате полной суммы бюджетного возмещения на его счет в банке, он должен вместе с декларацией подать Заявление о возврате суммы бюджетного возмещения (приложение 4 к Декларации по НДС).
При этом плательщик налога в пятидневный срок после представления декларации налоговому органу должен подать органу Государственного казначейства Украины копию Декларации по НДС, с отметкой налогового органа о ее принятии, для ведения реестра налоговых деклараций в разрезе плательщиков.
В случае наличия экспортных операций, к декларации прилагаются:
- расчет суммы бюджетного возмещения;
- копии погашенных налоговых векселей (налоговых расписок), в случае их наличия;
- оригиналы пятых основных листов (экземпляров декларанта) грузовых таможенных деклараций.
О представлении указанных документов плательщик должен сделать отметку в специальном поле налоговой декларации по НДС “Оригиналы пятых основных листов (экземпляров декларанта) грузовых таможенных деклараций в случае наличия экспортных операций в количестве___штук на____ листах”.
Подпунктом 7.7.5 Закона о НДС предусмотрено, что в течение 30 календарных дней, следующих за днем получения Декларации по НДС, налоговый орган проводит документальную невыездную (камеральную) проверку заявленных в ней данных. При наличии достаточных оснований считать, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства, налоговый орган имеет право в течение такого же срока (то есть следующих 30 календарных дней) провести внеплановую выездную проверку (документальную) плательщика для определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения.
Порядок и механизм организации проверок достоверности начисления бюджетного возмещения утвержден приказом ГНАУ от 18.08.2005 г. № 350.
Особенности бухгалтерского учета экспортных операций
Признание дохода в бухгалтерском учете регулируется Положением (стандартом) бухгалтерского учета 15 “Доход”, утвержденным приказом Минфина Украины от 29.11.1999 г. № 290. Следует обратить внимание, что критерии признания по товарам и продукции одни, а по работам и услугам - другие.
Доход признается при увеличении актива или уменьшении обязательства, которые обусловливают рост собственного капитала (за исключением роста капитала за счет взносов участников предприятия), при условии, что оценка дохода может быть достоверно определена.
Увеличение актива при экспортной операции предполагает возникновение дебиторской задолженности нерезидента и, одновременно, суммы дохода. Однако возникает закономерный вопрос: в какой момент следует отражать доход, ведь путь от украинского предприятия до зарубежного не близок?
То есть сначала происходит отгрузка товара со склада, после которой возможна передача его транспортной организации, пересечение товаром таможенной границы Украины, и лишь затем происходит передача товара получателю за пределами таможенной территории Украины. Вполне понятно, что все эти процедуры могут занять несколько дней, которые не всегда приходятся на один и тот же отчетный период.
Именно для таких ситуаций на предприятии существует приказ по учетной политике, который должен предусматривать порядок отражения дохода по экспортным операциям, чтобы бухгалтер не “ломал голову” над этой дилеммой.
В бухгалтерском учете экспортер сам определяет критерий, когда экспортная операция наиболее точно будет отвечать признаку дохода.
Однако это не все проблемы, которые связаны с экспортными операциями. Как правило, экспортные операции предусматривают расчеты в иностранной валюте. Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об операциях в иностранной валюте представлены в П(С)БУ 21*******.
Операции в иностранной валюте при первоначальном признании отражаются в валюте отчетности путем пересчета суммы в иностранной валюте с применением валютного курса на дату осуществления операции.
Сумма полученной предоплаты (аванса) при включении в состав дохода (после отгрузки товара, предоставления работ, услуг) остается неизменной, так как кредиторская задолженность в виде полученного аванса - это немонетарная статья, которая не подлежит пересчету по новому курсу НБУ в период отгрузки (пп. “а” п. 7 П(С)БУ 21).
В случаях получения предоплаты частями (авансами) по разным валютным курсам НБУ при погашении кредиторской задолженности в иностранной валюте, доход по одному и тому же виду продукции, товаров, работ и услуг может быть отражен:
- с применением разных валютных курсов на даты получения авансов (метод ФИФО);
- с применением одного курса по всем полученным авансам - если выбран метод средневзвешенного курса. При отгрузке товаров на экспорт предприятие неизбежно несет затраты на его доставку, погрузочно-разгрузочные расходы, таможенные расходы, страховые платежи, оплачивает услуги декларантов и т.п. Эти расходы относятся к расходам на сбыт и отражаются на счете 93 “Расходы на сбыт”.
Приведем пример с получением предоплаты частями по разным валютным курсам НБУ и определением дохода по методу средневзвешенного курса.
Пример. Предприятие “Спектр”, по условиям контракта поставки товара на общую сумму €50000, должно получить аванс от нерезидента в сумме €30000, который должен поступить тремя частями по €10000.
Курс НБУ на дату поступления первого аванса - 6,048385, второго - 5,988795, третьего - 6,10444 за €1.
Отгрузка товара осуществляется в три этапа. Первая отгрузка на сумму €17000, вторая - на €20000, третья - на €13000.
Курс НБУ на дату первой отгрузки товара - 5,99536, на дату второй отгрузки - 6,01758, третьей - 6,14686 за €100.
Курс НБУ на отчетную дату баланса - 5,971625 за €100.
Курс на дату погашения долга за отгруженный товар - 6,03374 за €100.
В бухгалтерском и налоговом учете данные операции будут отражены следующим образом (табл. 2).
Особенности расчетов в иностранной валюте
по экспортным операциям
Выручка резидентов в иностранной валюте, согласно ст. 1 Закона Украины от 23.09.1994 г. № 185/94-ВР “О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте” (далее - Закон № 185/94), подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 90 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки вывозной ГТД) экспортируемой продукции, а в случае экспорта работ (услуг), прав интеллектуальной собственности - с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности. Превышение указанного срока требует индивидуальной лицензии НБУ.
Таблица 2
| № п/п |
Содержание операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. |
Налоговый учет | ||
| дебет |
кредит |
валовой доход, грн. |
валовые расходы, грн. | |||
| 1-й отчетный период | ||||||
| 1 |
Получение авансов от нерезидента: | |||||
| 1.1 |
€ 10000 x 6,048385 | 312 | 681 | 60483,85 | 60483,85 | - |
| 1.2 |
€ 10000 х 5,988795 | 312 | 681 | 59887,95 | 59887,95 | - |
| 1.3 |
€ 10000 х 6,10444 | 312 | 681 | 61044,40 | 61044,40 | - |
| 2 | Оприходование товара, который будет отправляться на экспорт | 281 | 631 | 125000,00 | - | 125000, 00 |
| 3 |
Отражение суммы налогового кредита | 641 | 631 |
25000,00 |
- |
- |
| 4 |
Перечисление задолженности поставщику товаров | 631 |
311 |
150000 |
- |
- |
| 5 |
Перечисление таможенного сбора по первой отгрузке товара (€ 17000 х 5,99536 х 0,2 %) | 377 |
311 |
203,84 |
- |
203,84 |
| 6 |
Отгрузка первой части товара (€ 17000 х ((60483,85 + 59887,95 + 61044,40): 30000)) |
681 |
702 |
102802, 51 |
- |
- |
| 7 |
Списание части проданного товара | 902 |
281 |
52000,00 | - |
- |
| 8 |
Списание расходов по таможенному сбору | 93 | 377 |
203,84 |
- |
- |
| 9 |
Определение финансового результата |
702 | 791 | 102802,51 | - | - |
| 791 | 902 | 52000,00 | - | - | ||
| 791 | 93 | 203,84 | - | - | ||
| 791 | 44 | 50598,67 | - | - | ||
| 10 |
Перечисление таможенного сбора по второй отгрузке товара (€ 20000 х 6,01758 х 0,2 %) |
377 |
311 |
240,70 |
- |
240,70 |
| 11 |
Отгрузка второй части товара на сумму полученного аванса (€ 13000 х ((60483,85 + 59887,95 + 61044,40): 30000)) |
681 |
702 |
78613,69 |
- |
- |
| 12 |
Отгрузка части товара на экспорт на условиях последующей оплаты (€ 7000 х 6,01758) | 362 |
702 |
42123,06 |
42123,06 |
- |
| 13 |
Списание части проданного товара | 902 |
281 |
73000,00 |
- |
- |
| 14 |
Списание расходов по таможенному сбору | 93 |
377 |
240,70 |
- |
- |
| 15 |
Отражение курсовой разницы, начисленной на дебиторскую задолженность на последний день отчетного периода (5,971625 - 6,01758) х € 7000 |
945 |
362 |
321,69 |
- |
- |
| 16 |
Определение финансового результата |
702 | 791 | 120736,75 | - | - |
| 791 | 902 | 73000,00 | - | - | ||
| 791 | 945 | 321,69 | - | - | ||
| 791 | 93 | 240,70 | - | - | ||
| 791 | 44 | 47174,36 | - | - | ||
| 2-й отчетный период | ||||||
| 17 |
Оприходование товара, который будет отправляться на экспорт | 281 | 631 | 50000,00 | - | 50000,00 |
| 18 |
Отражение суммы налогового кредита | 641 |
631 |
10000,00 |
- |
- |
| 19 |
Перечисление задолженности поставщику товаров | 631 |
311 |
60000 |
- |
_ |
| 20 |
Перечисление таможенного сбора по третьей отгрузке товара (€ 13000 х 6,14686 х 0,2 %) |
377 |
311 |
159,82 |
- |
159,82 |
| 21 |
Отгрузка третьей части товара на условиях последующей оплаты (€13000 х 6,14686) | 362 | 702 | 79909,18 | 79909,18 | - |
| 22 |
Списание проданного товара | 902 | 281 | 50000,00 | - | - |
| 23 |
Списание расходов по таможенному сбору | 93 |
377 |
159,82 |
- |
- |
| 24 |
Получение оплаты за товар, отгруженный на экспорт на условиях последующей оплаты (€20000 х 6,03374) | 312 |
362 |
120674,80 |
- |
- |
| 25 |
Отражение курсовой разницы по задолженности в инвалюте на дату получения оплаты и на дату отгрузки продукции (42123,06 - 321,69 + 79909,18 - 120674,80) |
945 |
362 |
1035,75 |
- |
- |
| 26 |
Определение финансового результата |
702 | 791 | 79909,18 | - | - |
| 791 | 902 | 50000,00 | - | - | ||
| 791 | 93 | 159,82 | - | - | ||
| 791 | 945 | 1035,75 | - | - | ||
| 791 | 44 | 28713,61 | - | - | ||
Выручка резидентов в иностранной валюте за экспорт продукции предприятий судостроительной отрасли, определенных в соответствии со ст. 1 Закона Украины от 18.11.1999 г. № 1242-XIV “О мерах по государственной поддержке судостроительной промышленности в Украине”, и фармацевтической продукции отечественного производства (коды ТН ВЭД 30.01 - 30.06) подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей в контрактах, но не позднее 180 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки вывозной ГТД) экспортируемой фармацевтической продукции. Превышение указанного срока также требует индивидуальной лицензии НБУ.
Нарушение резидентами сроков получения выручки от нерезидентов влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % от суммы неполученной выручки в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу НБУ на день возникновения задолженности.
В случае принятия судом, Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины искового заявления резидента о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей в результате несоблюдения нерезидентом сроков, предусмотренных экспортно-импортными контрактами, сроки, предусмотренные Законом № 185/94, приостанавливаются, и пеня за их нарушение в этот период не платится.
В случае принятия судом решения об удовлетворении иска, пеня за нарушение сроков получения выручки не платится с даты принятия иска к рассмотрению.
Если превышение указанных сроков обусловлено возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение сроков приостановится на весь период действия таких обстоятельств и возобновится со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств.
Подтверждением форс-мажорных обстоятельств является соответствующая справка Торгово-промышленной палаты или другой уполномоченной организации (органа) страны нахождения стороны договора (контракта) или третьей страны, в соответствии с условиями договора.
------------------------------------------------------
* Закон Украины от 16.04.1991 г. № 959-XII “О внешнеэкономической деятельности”.
** Закон Украины от 28.12.1994 г. № 334/94-ВР “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР.
*** Закон Украины от 20.12.2005 г. № 3235-IV “О Государственном бюджете Украины на 2006 год”.
**** Закон Украины от 25.03.2005 г. № 2505-IV “О внесении изменений в Закон Украины “О Государственном бюджете Украины на 2005 год” и некоторые другие законодательные акты Украины”.
***** Закон Украины от 25.03.1997 г. № 168/97-ВР “О налоге на добавленную стоимость”.
****** Форма Декларации по НДС утверждена приказом ГНАУ от 30.05.1997 г. № 166 (в редакции приказа ГНАУ от 15.06.2005 г. № 213).
******* Положение (стандарт) бухгалтерского учета 21 “Влияние изменений валютных курсов”, утвержденное приказом Минфина Украины от 10.08.2000 г. № 193.
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 11 (533), 13 марта 2006 г.
Подписной индекс 40783
