К вопросам досудебного урегулирования хозяйственных споров
Случаи нарушения субъектами хозяйствования действующего законодательства, условий договоров и других финансово-хозяйственных отношений в практической деятельности встречаются чуть ли не ежедневно. Поставщик несвоевременно поставил товар и с огромной недостачей, арендодатель нарушил договор аренды и без предупреждения выселил арендатора из занимаемого помещения, а коммунальная служба своими некачественными услугами умудрилась нанести имущественный вред потребителям. Перед всеми участниками описываемых случаев настает момент, когда за свою деятельность (бездействие) приходится нести ответственность - административную, имущественную, уголовную. Но это предмет рассмотрения других отраслей права. В нашем же случае, уважаемый читатель, мы рассмотрим наступление ответственности за правонарушения в сфере хозяйствования. В процессе хозяйствования между предприятиями, государственными и иными органами возникают, осуществляются и прекращаются многочисленные хозяйственные отношения. При этом такой процесс не может происходить безболезненно, то есть без создания и развития конфликтных ситуаций, без противоречий между субъектами хозяйствования. Рассмотрим этот и некоторые другие взаимосвязанные вопросы.
Ответственность субъектов хозяйствования при
нарушении хозяйственного законодательства
Участники хозяйственных отношений несут хозяйственно-правовую ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования путем применения в отношении правонарушителей хозяйственных санкций на основаниях и в порядке, предусмотренных Хозяйственным кодексом (ХК) Украины, и другими законодательными актами. Хозяйственное правонарушение - это виновное, противоправное деяние, причиняющее вред хозяйственным отношениям, правам и законным интересам субъектов хозяйствования и иных участников хозяйственных отношений. Реализация хозяйственных санкций к правонарушителям преследует как общую цель - обеспечение правопорядка в сфере хозяйствования, так и специальную - защиту прав и законных интересов участников хозяйственных отношений. В соответствии со ст. 216 ХК Украины хозяйственно-правовая ответственность базируется на принципах, согласно которым:
- потерпевшая сторона имеет право на возмещение убытков независимо от того, имеется ли оговорка об этом в договоре;
- предусмотренная законом ответственность производителя (продавца) за недоброкачественность продукции применяется также независимо от того, имеется ли оговорка об этом в договоре;
- уплата штрафных санкций за нарушение обязательства, а также возмещение убытков, не освобождают правонарушителя без согласия другой стороны от выполнения принятых обязательств в натуре;
- в хозяйственном договоре недопустимы оговорки относительно исключения или ограничения ответственности производителя (продавца) продукции.
Основанием наступления хозяйственно-правовой ответственности служит совершение участником хозяйственных отношений правонарушения в сфере хозяйствования. Эти основания перечислены в ст. 218 ХК Украины и определяют, что участник хозяйственных отношений отвечает за невыполнение или ненадлежащее выполнение хозяйственного обязательства либо нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности, если не докажет, что им приняты все зависящие от него меры для недопущения хозяйственного правонарушения. В случае, когда иное не предусмотрено законом или договором, субъект хозяйствования за нарушение хозяйственного обязательства несет хозяйственно-правовую ответственность, если не докажет, что надлежащее выполнение обязательства оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы (то есть чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств) при данных условиях осуществления им хозяйственной деятельности.
Лицо, нарушившее хозяйственное обязательство, заранее предполагается виновным, и бремя доказывания отсутствия его вины возлагается на него самого. Субъект хозяйственных отношений во избежание ответственности должен доказать, что им были приняты все зависящие от него меры для недопущения хозяйственного правонарушения.
Кто имеет право на обращение в хозяйственный суд?
Предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица (в том числе иностранные), граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в установленном порядке приобрели статус субъекта предпринимательской деятельности (в дальнейшем - предприятия и организации), имеют право обращаться в хозяйственный суд согласно установленной подведомственности хозяйственных дел за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов, а также - для принятия предусмотренных действующим Хозяйственным процессуальным кодексом (ХПК) Украины мер, направленных на предупреждение правонарушений.
Хозяйственный суд возбуждает дела по исковым заявлениям:
- предприятий и организаций, обращающихся в хозяйственный суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов;
- государственных и других органов, обращающихся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины;
- прокуроров и их заместителей, обращающихся в хозяйственный суд в интересах государства. Прокурор в исковом заявлении самостоятельно определяет, в чем состоит нарушение интересов государства, и обосновывает необходимость их защиты, а также указывает орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях.
Дела о банкротстве хозяйственный суд возбуждает по письменному заявлению любого кредитора, должника.
Какие действия должны способствовать досудебному
урегулированию хозяйственного спора?
Участники хозяйственных отношений, нарушившие имущественные права или законные интересы других субъектов, обязаны восстановить их, не ожидая предъявления им претензии или обращения в суд. Данное положение ХК Украины предусматривает право субъекта хозяйствования, права и интересы которого нарушены, на обращение к правонарушителю с претензией для досудебного урегулирования спора. Досудебный порядок реализации хозяйственно-правовой ответственности позволяет субъектам хозяйствования урегулировать возникшие между ними разногласия без обращения в суд и без дополнительных затрат на судебные издержки. В некоторых случаях предъявление претензии, предшествующее обращению в суд, является обязательным для субъекта хозяйствования. Так, например, это споры о перевозках, для урегулирования которых законодательно закреплена норма, предписывающая предъявление претензии перед обращением в суд. Статья 315 ХК Украины определяет сроки для предъявления претензии по спорам о перевозках и устанавливает их в размере шести месяцев. В случае несоблюдения этого порядка иски соответствующих лиц к перевозчику не подлежат рассмотрению в судебном порядке.
Значение претензионного порядка урегулирования споров состоит в том, что ответчик ставится в известность о наличии у его контрагента - организации или СПДФЛ - имущественных или неимущественных претензий к нему. В то же время претензионный порядок в известной мере охраняет интересы не только истца, но и самого ответчика, поскольку он способствует удовлетворению притязаний в добровольном порядке и позволяет, таким образом, избежать непредвиденные дополнительные расходы, в том случае, если спор будет передан на рассмотрение хозяйственного суда. Ведь известно, что помимо уплаты государственной пошлины, еще будут расходы на судебно-информационное обслуживание, а также - оплату услуг специалистов в области права, оказывающих Вам юридические услуги. А сколько сделок или договоров и на какие суммы может не состояться ввиду Вашего присутствия в суде? Так что, уважаемый читатель, в этом вопросе законодатель внимательно отнесся к праву ответчика (истца) мирно решить спор в досудебном порядке. Как уже отмечалось ранее, некоторая часть хозяйственных споров может быть передана на рассмотрение хозяйственного суда без досудебного урегулирования. Субъекты хозяйствования должны в обязательном порядке применять меры досудебного урегулирования. Порядок досудебного урегулирования хозяйственных споров не распространяется:
- на споры о признании недействительными актов государственных и других органов, предприятий и организаций, которые не соответствуют законодательству и нарушают права и охраняемые законом интересы предприятий и организаций;
- на споры о взыскании задолженности по опротестованным векселям;
- на споры о взыскании штрафов Национальным банком Украины с банков и других финансово-кредитных учреждений;
- на споры об обращении взыскания на заложенное имущество (ч. 5 ст. 5 ХПК Украины).
Как правильно составить претензию?
Попытавшись использовать все возможные со своей стороны доводы, определенные положениями ст. 5 ХПК Украины и не достигнув результата, Вы, уважаемый читатель, вооружившись ХК, ХПК и договором с контрагентом, приступаете к составлению претензии. Наступление периода претензионной работы, осуществление которой урегулировано положениями ст. 6 ХПК Украины и главной целью которой является устранение или предупреждение отрицательного воздействия на хозяйственную деятельность со стороны контрагентов, будучи основанной на применении правовых норм и правильно организованной, является эффективным средством устранения этих отрицательных результатов. Предприятия и организации, а также иные субъекты хозяйственных правоотношений, чьи права и законные интересы нарушены, в целях непосредственного урегулирования спора с нарушителем этих прав и интересов обращаются к нему с письменной претензией. Непосредственными задачами претензионного производства являются:
- восстановление нарушенных прав и защита законных интересов организаций;
- выявление причин и условий, влекущих невыполнение договорных обязательств, выпуск продукции и товаров ненадлежащего качества, хищение имущества и другие нарушения;
- предупреждение нарушений плановой и договорной дисциплины, действующего законодательства;
- улучшение экономических показателей хозяйственной деятельности организаций;
- возмещение за счет виновных лиц ущерба, причиненного организации.
Следовательно, претензионное производство - это один из способов защиты прав и законных интересов предприятий. Оно дает возможность предупреждать возникновение хозяйственных споров и устранять причины, их порождающие.
Итак, начиная составлять претензию, не забудьте непременно отразить в ней все те требования, на которые указывают положения ст. 6 ХПК Украины, а именно:
а) полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и предприятия, организации, которым претензия предъявляется; дата предъявления и номер претензии;
б) обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия: доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; ссылка на соответствующие нормативные акты;
в) требования заявителя;
г) сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке; платежные реквизиты заявителя претензии;
д) перечень прилагаемых к претензии документов, а также других доказательств.
Документы, подтверждающие требования заявителя, прилагаются в подлинниках или надлежаще заверенных копиях. Документы, имеющиеся у другой стороны, могут не прилагаться к претензии с указанием об этом в претензии.
Претензия подписывается полномочным лицом предприятия или его представителем и направляется адресату заказным либо ценным письмом или вручается под расписку.
Обязательно составляется опись документов, отправляемых почтовой корреспонденцией, и заверяется заведующим почтовым отделением.
Вот простой пример претензии по возникшему спору, вытекающему из договора на проведение ремонтно-строительных работ:
| Директору ООО “Стройсервис-блиц” Петрову Н.Н. | |
| (почтовый индекс, адрес, банковские реквизиты, телефон) |
Претензия № 3
на сумму 42100 (сорок две тысячи сто) грн.
04.05.2000 г. между ООО “Селекционер” и ООО “Стройсервис-блиц” был заключен договор на проведение ремонтно-строительных работ, в соответствии с которым ООО “Селекционер” перечислило на Ваш расчетный счет денежные средства на общую сумму 42 100 (сорок две тысячи сто) грн. По платежным поручениям: № 2 от 20.10.2000 г. - 8000 (восемь тысяч) грн.; № 4 от 22.11.200-0 г. - 11 100 (одиннадцать тысяч сто) грн.; № 5 от 04.12.2000 г. - 10 000 (десять тысяч) грн.; № 10 от 21.12.2000 г. - 5000 (пять тысяч) грн. Все перечисления осуществлены для обеспечения производства строительных работ и в соответствии с вышеуказанным договором.
В соответствии с п.1.2 вышеуказанного договора Вы были обязаны выполнить работы согласно техническим, экологическим и другим требованиям, однако, в соответствии с заключением НПО “Укрэкогеострой” - “Экогеострой”, строящееся здание было признано аварийным.
Вами нарушены условия договора в п. 1.3 - сроки сдачи работ до 23 июля 2001 года. С ноября 2001 года Вами никакие договорные работы по настоящее время не выполнялись.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 5, 6 ХПК Украины, ст. 222 ХК Украины, просим перечислить сумму основного долга 42 100 (сорок две тысячи сто) грн. на наш расчетный счет.
В случае невыполнения указанных требований до 15 января 2003 года в полном объеме, мы будем вынуждены обратиться в Хозяйственный суд для принудительного взыскания, что повлечет за собой увеличение Вашего долга на сумму инфляции, пени и отчислений за судебные издержки и оплаты госпошлины, связанные с рассмотрением дела в Хозяйственном суде Харьковской области. Приложение:
- копии платежных поручений;
- копии заключения НПО “Укрэкогеострой”.
| 15 декабря 2002 года. |
| Директор ООО “Селекционер” (Петренко Ю.В.) |
- Данная претензия является примером из практики, и в этом случае, к сожалению, после установленного законом месячного срока стороны не пришли к согласию, и в дальнейшем дело рассматривалось в Хозяйственном суде. Однако нередки случаи, когда сама претензия становилась побудительной силой мирно урегулировать возникшие разногласия, и вопрос положительно решался в досудебном порядке - без лишних расходов и нервотрепок.
В случае предъявления претензии путем передачи ее текста телеграфом, факсом, по радио, телефоном, телетайпом, порядок досудебного урегулирования спора может считаться соблюденным только при наличии ответа на претензию или письма другой стороны с требованием прислать дополнительные документы, необходимые для рассмотрения претензии.
Какой же существует порядок и сроки рассмотрения претензии?
Претензия подлежит рассмотрению в месячный срок, исчисляемый со дня получения претензии.
В тех случаях, когда обязательными для обеих сторон правилами или договором предусмотрено право перепроверки забракованной продукции (товаров) предприятием-изготовителем, претензии, связанные с качеством и комплектностью продукции (товаров), рассматриваются в течение двух месяцев. Если к претензии не приложены все документы, необходимые для ее рассмотрения, то они истребуются у заявителя с указанием срока их представления, который не может быть менее пяти дней, не учитывая времени доставки почтовой корреспонденции. При этом течение срока рассмотрения претензий приостанавливаются до получения истребуемых документов или истечения срока их представления. Если истребованные документы в установленный срок не поступили, то претензия рассматривается по имеющимся документам.
При рассмотрении претензии предприятия и организации в случае необходимости должны сверить расчеты, провести судебную экспертизу или совершить иные действия для обеспечения досудебного урегулирования спора (ст. 7 ХПК Украины).
Предприятия и организации, получившие претензию, обязаны удовлетворить обоснованные требования заявителя.
В соответствии со ст. 8 ХПК Украины в ответе на претензию указывается:
а) полное наименование и почтовые реквизиты предприятия, организации, дающих ответ, и предприятия либо организации, которым направляется ответ; дата и номер ответа; дата и номер претензии, на которую дается ответ;
б) если претензия признана полностью или частично признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы либо срок и способ удовлетворения претензии, но это в том случае, если претензия не подлежит денежной оценке;
в) если претензия отклонена полностью или частично - мотивы отклонения со ссылкой на соответствующие нормативные акты и иные документы, обосновывающие отклонение претензии;
г) перечень приложенных к ответу документов и иных доказательств.
Если претензия отклонена полностью или частично, то заявителю должны быть возвращены подлинники документов, полученных с претензией, а также направлены документы, обосновывающие отклонение претензии, если их нет у заявителя.
Ответ на претензию подписывается уполномоченным лицом предприятия, организации или его представителем и направляется заказным либо ценным письмом или вручается под расписку. Другие должностные лица не имеют полномочий на подпись ответов на претензию.
Если в ответе на претензию не сообщается о перечислении признанной суммы, то заявитель имеет право по истечении 20 дней после получения ответа обратиться в государственную исполнительную службу с заявлением о принудительном взыскании признанной суммы с должника. Ответ на претензию, в которой признается претензионная сумма, в данном случае рассматривается как основание для открытия исполнительного производства государственным исполнителем. Государственный исполнитель действует в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона Украины от 21.04.1999 г. № 606-XIV “Об исполнительном производстве”. К заявлению об открытии исполнительного производства прилагается ответ должника на претензию, в которой указана признанная должником сумма. Если в ответе точная сумма не указана, то к заявлению прилагается также копия претензии.
Какую ответственность несет должник в случае
нарушения сроков рассмотрения претензии?
Ранее в ХПК Украины действовала норма, предусматривающая штрафные санкции за нарушение сроков рассмотрения претензии. Данная норма применялась в случае нарушения сроков рассмотрения претензии либо оставления ее без ответа; хозяйственный суд при разрешении хозяйственного спора вправе взыскать в доход государственного бюджета с предприятия, организации, допустивших подобное нарушение, штраф в размере 2 % суммы претензии, но не менее 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (НМДГ) и не более 100 размеров НМДГ. Однако принятый Верховной Радой Украины от 23.06.2005 г. Закон Украины № 2705-IV “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в части досудебного урегулирования споров” вносит существенные изменения в действующее законодательство. Согласно этому Закону статья 9 ХПК Украины - ответственность за нарушение сроков рассмотрения претензии - исключена. Указанный Закон вносит изменения также и в ХК Украины, в Закон Украины от 28.12.1994 г. № 334/94-ВР “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97, в Декрет КМ Украины от 21.01.1993 г. № 7-93 “О государственной пошлине” и другие законодательные акты.
Вот, в принципе, уважаемый читатель, и все тонкости, определенные законодателем при возникновении спорных вопросов и их урегулирование в досудебном порядке. Хотя наше действующее хозяйственное законодательство и не совершенно, но оно есть, и соблюдать его все же необходимо как на досудебной стадии, так и на стадии искового производства. Хотелось бы только напомнить, что ответственность, предусмотренная перечисленными нормами Украины, не является исчерпывающей и, кроме указанной ответственности, хозяйственное процессуальное законодательство содержит целый ряд положений, направленных на повышение ответственности за несоблюдение установленных норм урегулирования хозяйственных споров.
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 52 (522), 26 декабря 2005 г.
Подписной индекс 40783
