КОНСУЛЬТИРУЕТ ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИЯ

Особенности учета автомобильных шин

Почти каждое бюджетное учреждение имеет на балансе служебные автомобили, которые используются как для осуществления основной деятельности, так и при предоставлении платных услуг. Сегодня мы рассмотрим особенности ведения учета шин как разновидности запасных частей служебного автомобиля.

Согласно пп. 3.19 Приказа № 102 операции по замене на автомобиле шин и аккумуляторных батарей не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшений дорожно-транспортного средства. Их не относят и к техническому обслуживанию автомобиля. Как же учитывать шины в документах?

Различные операции с шинами

При установке шины ее стоимость сразу списывается на фактические расходы, аналитический учет которых ведется по месту ее хранения материально-ответственным лицом только в количественном выражении. В бухгалтерском учете такая операция отражается проводкой:

Дт 801, 802, 811 - 813 - Кт 238.

Отпуск шин со склада оформляется накладной ф. 3-3 (Приказ № 130). Водитель, будучи материально-ответственным лицом, расписывается в их получении и устанавливает на автомобиль. При этом составляется акт на установку шин. В дальнейшем шины учитываются в подотчете у водителя.

При замене летнего комплекта на зимний (и наоборот) шины приходуются обратно на склад на основании накладной ф. 3-3. На складе учет шин; бывших ранее в эксплуатации, ведется материально-ответственным лицом только в количественном выражении.

В случае полного износа шины, ранее установленные на автомобиль и находившиеся в подотчете у водителя, списываются на основании акта на списание ф. 3-2, что подтверждается заключением комиссии.

Списание шин

Шины списываются с учета согласно нормам эксплуатационного пробега шин и порядка их корректировки в зависимости от условий эксплуатации (Приказ № 420). Данные нормы обязательны для всех предприятий и учреждений, которые имеют автотранспорт, независимо от формы собственности.

Ориентировочные нормы пробега шин, не вошедшие в упомянутый приказ, почти всегда можно найти в технической документации завода-изготовителя. Особенно это касается дорогих шин известных зарубежных фирм.

Ведение учета фактического пробега автошин дает возможность лучше контролировать нормативный пробег. С этой целью в учреждениях на каждую шину заводится отдельная карточка учета пробега (образец ее заполнения прилагается).

Чтобы отличить шины одного производителя (одного размера и одной модели), в карточки вносится абсолютно вся информация о шинах:

- дата ввода (вывода) в эксплуатацию;

- государственный номер;

- марка автомобиля, на который устанавливается шина;

- ось, с какой стороны и когда установлена шина;

- показатели спидометра на момент установки;

- пробег шины на момент замены;

- суммарный пробег.

Если нормативная величина износа шины достигнута, ее можно списать.

В случае досрочного износа шины в первую очередь нужно выяснить его причины. Их может быть несколько: неправильная эксплуатация, плохое состояние дорог, низкое качество шины по вине производителя и т. д,

Если в данной ситуации установить виновных лиц и возместить убытки не удается, рекомендуем списать шины с учета, чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий.

Карточка учета пробега автомобильной шины

Модель: БЛ-85-1

Размерность: 175/70 R-13

Тип: летняя

Нормативный пробег: 55 000 км

Ввод/вывод из эксплуатации
 
Дата
 
Показатели спидометра, км
 
Пробег шины, км
 
Суммар-
ный пробег, км
 
Введена в эксплуатацию. Автомобиль ВАЗ, госномер 11215 ЕА. Установлена на переднюю ось, справа
 
01.05.04 г.
 
25 000
 
-
 
-
 
Выведена из эксплуатации. Передана на склад на зимний период
 
15.11.04 г.
 
45 000
 
20 000
 
20 000
 
Введена в эксплуатацию на летний период. Автомобиль ВАЗ, госномер 11215 ЕА. Установлена на заднюю ось, слева
 
01.04.05 г.
 
65 000
 
-
 
20 000
 
Выведена из эксплуатации. Передана на склад на зимний период
 
01.11.06 г.
 
80 000
 
15 000
 
35 000
 
Введена в эксплуатацию на летний период. Автомобиль ВАЗ, госномер 11215 ЕА. Установлена на переднюю ось, справа
 
01.04.05 г.
 
100 000
 
-
 
35 000
 
Списана шина, достигшая нормативной величины износа
 
15.06.06 г.
 
120 000
 
20 000
 
55 000
 

Перечень документов

1. Приказ № 102 - приказ Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. № 102 “Об утверждении Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта”.

2. Приказ № 130 - приказ Государственного казначейства Украины от 18.12.2000 г. № 130 “Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции по их составлению”.

3. Приказ № 420 - приказ Министерства транспорта Украины от 08.12.97 г. № 420 “Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин”.

Наталья Бережная,
начальник отдела бухгалтерского учета -
главный бухгалтер Главного финансового управления