Нюансы определения численности
при расчете коммунального налога
ВОПРОС: Следует ли при расчете коммунального налога учитывать лиц, работающих по гражданско-правовым договорам (не являющихся СПДФЛ)?
ОТВЕТ: Ответ на заданный вопрос зависит от того, какой расчет численности работников предполагает местное положение об уплате коммунального налога.
Здесь - как часто водится - есть два варианта. Численность работников, от которой пляшет расчет коммунального налога в определенной провинции, может исчисляться:
либо (1) путем определения среднеучетной численности штатных работников учетного состава,
либо (2) определением среднеучетной численности всего персонала в эквиваленте полной занятости.
(Например, в Харькове до 01.01.2005 г. для целей исчисления коммунального налога использовался показатель среднеучетной численности в эквиваленте полной занятости, а после указанной даты применяется показатель среднеучетной численности работников учетного состава.)
Подробнее о том, чем различаются эти методы расчета численности, можно узнать из текста действующей редакции Инструкции по статистике численности работников, занятых в народном хозяйстве Украины, утвержденной приказом Минстата от 07.07.95г. № 171 (далее - Инструкция), которая используется как раз для целей определения таких показателей.
Мы же остановимся на том, как при применении каждого из двух методов учитываются лица, работающие по гражданско-правовым договорам.
(1) При расчете среднеучетной численности штатных работников учетного состава согласно п. 3.3 Инструкции должны учитываться все работники, упомянутые в п. 2.1 и 2.2 Инструкции (кроме указанных в п/п. 2.1.12-2.1.16, 2.2.12 и п. 2.3).
В п/п. же 2.1.9 Инструкции значатся работники, которые “выполняют работы по договорам гражданско-правового характера (включая договор подряда), если расчеты за выполненную работу производятся непосредственно самим предприятием и при условии, что эти работники не включаются в списки других предприятий”.
Таким образом, для невключения лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, в среднеучетную численность работников учетного состава, следует по возможности заручиться справкой о том, что такие работники “включены в списки других предприятий”, то есть справкой с места их работы, где лежат их трудовые книжки. В противном случае придется учесть таких работников в расчете и уплатить “за них” коммунальный налог.
А как же учитывать таких работников, когда упомянутой справки у предприятия нет? По нашему мнению, тогда необходимо вести четкий учет количества дней, в которые такой работник выполнял для вашего предприятия работы по гражданско-правовому договору, - иначе придется принять в расчет весь временной промежуток, указанный в акте на выполнение таких работ (услуг). Причем для целей расчета не имеет значения, сколько времени такой работник в течение конкретного дня выполнял работы по гражданско-правовому договору. Этот вывод вытекает из содержания п/п. 2.1.3 Инструкции*.
Отметим, что при фискальном прочтении упомянутого подпункта следует вести речь о том, что надо учитывать весь срок, в течение которого такие работы выполнялись, включая и те его дни, когда работы вообще не велись.
(2) Если же в вашем “дистрикте” используется для расчета коммунального налога показатель численности всего персонала в эквиваленте полной занятости, то следует ориентироваться на п/п. 3.4.2 Инструкции. Приведем его:
“В среднеучетную численность работников всего персонала включается также условная численность отдельных категорий работников в тех случаях, когда нет возможности исчислить ее по дням явок на работу, в чётности:
- численность надомников, работников, выполнявших работу согласно договорам подряда, и других категорий работников, по которым вести ежедневный учет затрат рабочего времени невозможно, рассчитывается путем деления фактически начисленных им за отчетный месяц средств на оплату труда на среднемесячную заработную плату одного работника учетного состава, занятого в основной деятельности (за этот же месяц), пересчитанную в эквиваленте полной занятости”.
Как видим, при таком методе расчета численности уже нет привязки к тому, входят такие работнички в штат других субъектов хозяйствования или нет. Все просто: дели причитающиеся им за месяц суммы на среднюю зарплату работника учетного состава и - получай...
Кстати, когда срок гражданско-правового договора превышает один месяц, то сумму выплат за конкретный месяц, видимо, следует определять путем умножения удельного веса отработанных в таком месяце дней в общем количестве дней, отработанных по гражданско-правовому договору, на общую сумму выплат по такому договору. (Этот вариант пройдет, если в таком договоре нет привязки суммы оплаты к конкретной работе. Когда видов работ по такому договору несколько и для их оплаты используются разные расценки, тогда расчет может несколько усложниться.)
В общем, учет таких работников для целей коммунального налога может оказаться делом весьма забавным.
____________
* Каковой гласит, что в учетный состав включаются работники, которые:
“приняты на работу на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. В учетной численности указанные работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы, включая нерабочие дни недели, оговоренные при зачислении на работу.
В эту численность включаются также работники, переведенные на неполный рабочий день (неделю) по инициативе администрации. Их рекомендуется выделять в отчетности отдельно, имея в виду, что на основании вышеуказанных данных определяются показатели неполной занятости (частичной безработицы). Примечание. К данной группе не относятся отдельные категории работников, которым в соответствии с законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, в частности работники моложе 18 лет; занятые на работах с вредными условиями труда; женщины, которым предоставлены дополнительные перерывы в работе для кормления ребенка”.
“Бухгалтер” № 40, октябрь (IV), 2005 г.
Подписной индекс 74201
