КОНСУЛЬТИРУЕТ ГНАУ
Пояснительная записка к приказу Государственной
налоговой администрации Украины “Об изменениях
и дополнениях в Инструкцию о порядке
учета налогоплательщиков”
Во исполнение Закона Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей”, пункта 3 поручения Президента Украины от 01.06.2005 № 1-1/444, поручений Премьер-министра Украины от 02.06.2005 № 28479/1/1-05 и № 28517/1/1-05, от 07.06.2005 № 28411/1/1-05 относительно введения регистрации субъектов предпринимательской деятельности по принципу “единого окна”, разработан Приказ Государственной налоговой администрации Украины “Об Изменениях и дополнениях в Инструкцию о порядке учета налогоплательщиков” от 08.08.2005 года № 317, который зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины от 19.08.2005 года № 912/11192 (далее - Инструкция).
Изменения и дополнения в Инструкцию о порядке учета налогоплательщиков внесены с целью упрощения процедур создания бизнеса, введения взятия на учет субъектов хозяйствования в органах государственной налоговой службы на основании сведений государственного регистратора без участия таких субъектов и выдачи документов о взятии на учет налогоплательщиков по принципу организационного единства.
В основу Инструкции положен принцип взаимодействия органов государственной налоговой службы и государственных регистраторов. При этом органами государственной налоговой службы могут быть реализованы такие способы взаимодействия. Во-первых, через “единые регистрационные офисы”, образованные в исполнительных комитетах городских советов городов областного значения или в районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администрациях, в которых работают государственные регистраторы и в которых выделены рабочие места для работников подразделений по учету налогоплательщиков органов государственной налоговой службы. Во-вторых, путем обмена документами, сведениями между государственными регистраторами и органами государственной налоговой службы.
Процедура взятия на учет выглядит следующим образом. Юридическое лицо или физическое лицо - предприниматель для государственной регистрации подает документы только государственному регистратору. Государственный регистратор предоставляет соответствующим органам государственной налоговой службы информацию о проведении государственной регистрации и сведения из регистрационной карточки на проведение государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя одним из указанных способов. Налоговая инспекция на основании таких сведений осуществляет взятие на учет такого лица как налогоплательщика, после чего подготавливает справку о взятии на учет налогоплательщика. Такая справка выдается налогоплательщику в едином офисе работником органа государственной налоговой службы одновременно с получением свидетельства о государственной регистрации или передается органом государственной налоговой службы государственному регистратору для выдачи ее субъекту хозяйствования одновременно с получением свидетельства о государственной регистрации, или направляется органом государственной налоговой службы налогоплательщику почтой с уведомлением о вручении.
Одновременно с этим налогоплательщик будет иметь возможность обратиться в орган государственной налоговой службы и получить, при необходимости, справку о взятии на учет, ее дубликат или заверенную копию.
Принцип взятия на учет налогоплательщиков в органе государственной налоговой службы по заявлению, остается для тех юридических и физических лиц, которые не регистрируются государственными регистраторами (например, учреждения банков, воинские части - субъекты хозяйствования, профсоюзы, самозанятые лица, которые не являются предпринимателями).
Таким образом, путем внесения изменений в Инструкцию о порядке учета налогоплательщиков нормативно урегулированы вопросы относительно упрощения процедур взятия на учет налогоплательщика и введения принципа “единого окна”, определены формы, сроки и порядок выдачи (направления почтой) справок субъектам хозяйствования о взятии на учет в органах государственной налоговой службы.
Начальник Управления межведомственного
обмена информацией и организации учета
налогоплательщиков Б. Визиров
“Бухгалтерия, налоги, бизнес” № 33, 26 августа - 1 сентября 2005 г.
