Собаки на предприятии

Чтобы предотвратить хищения товарно-материальных ценностей, некоторые предприятия в помощь охранникам приобретают четвероногих сторожей - специально обученных служебных собак. В настоящей публикации рассмотрены следующие вопросы:

Можно ли содержать служебных собак на предприятии для обеспечения хозяйственной деятельности (есть ли ограничения)?

Какие разрешительные документы необходимо иметь?

Как документально оформить и отразить в учете приобретение, "ремонт", содержание и списание собак.

Первичные документы

Если предприятие приобретает служебных собак для выполнения охранной (сторожевой) функции, то можно говорить о связи расходов на содержание служебных собак с хозяйственной деятельностью предприятия. При этом служебные собаки относятся к активам (ресурсам), контролируемым предприятием, использование которых приведет к получению экономических выгод в будущем (например, к сокращению количества краж товарно-материальных ценностей).

Для обеспечения доказательности использования служебных собак в хозяйственной деятельности предприятию необходимо разработать форму документов первичного учета работы служебной собаки. Форма может быть произвольная, главное, чтобы первичные документы содержали следующие обязательные реквизиты:

- название документа (формы);

- дата и место составления;

- название предприятия, от имени которого составлен документ;

- содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции;

- должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личная подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществлении хозяйственной операции (п. 2 ст. 9 Закона № 996).

Правила содержания

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с Правилами содержания собак собственник собаки обязан придерживаться санитарно-гигиенических норм и правил ее содержания с обеспечением гарантированной безопасности людей. При этом предприятия могут содержать собак только по согласованию с ветеринарным учреждением.

Кроме того, должностные лица предприятия обязаны следить за своевременной регистрацией (перерегистрацией) служебных собак. Так, собаку в возрасте двух месяцев и старше необходимо зарегистрировать (перерегистрировать) в соответствующем ветеринарном учреждении. Вновь приобретенная служебная собака регистрируется в 5-дневной срок. При первой регистрации собственнику выдается регистрационное свидетельство и правила содержания собак, а также номерные знаки, которые прикрепляются к ошейнику собаки.

Следует отметить, что согласно Порядку № 944 до регистрации или перерегистрации ее в ветеринарном учреждении собственник собаки должен заключить договор о страховании ответственности собственников собак. Без заключения такого договора собственник не может зарегистрировать или перерегистрировать собаку.

Собственник собаки также должен ежегодно по требованию ветеринарной службы доставлять собаку в ветеринарное учреждение для осмотра, иммунизации против бешенства и лечебно-профилактических мероприятий.

Организация бухгалтерского учета

Приобретение

Служебные собаки как активы предприятия соответствуют всем признакам основных средств (п. 4 П(С)БУ 7 "Основные средства"). Согласно Государственному классификатору Украины ДК 013-97 служебные собаки относятся к прочим основным фондам, классификационный код - 340113 "Животные зоопарков, цирков, служебные собаки". Инструкцией № 291 не предусмотрен отдельный субсчет, поэтому учитывать служебных собак можно на субсчете 107 "Рабочий и продуктивный скот". При этом можно выделить отдельную подгруппу "Служебные собаки".

Расходы на приобретение служебных собак до ввода их в эксплуатацию, по мнению автора, можно аккумулировать на счете 155 "Формирование основного стада", что не противоречит Инструкции № 291.

Поступление собак на предприятие оформляется следующими документами: договорами купли-продажи; накладными; актами приема-передачи основных средств (ф. № ОЗ-1); регистрационными свидетельствами, выданными ветеринарными учреждениями.

Поскольку в бухгалтерском учете приобретенные служебные собаки включаются в состав основных средств, то их первоначальная стоимость определяется с учетом требований п. 8 П(С)БУ 7. В соответствии с п. 22 этого стандарта объектом амортизации в бухгалтерском учете являются основные средства. Следовательно, по объектам основных средств (включая служебных собак) должна начисляться амортизация, которая отражается на счете 131 "Износ основных средств".

Содержание, "ремонт"

К расходам на содержание собак относится стоимость питания, лечения, затраты на проведение профилактических мероприятий, приобретение различного инвентаря (ошейники, намордники, поводки).

В бухгалтерском учете расходы на содержание служебных собак включаются в состав прочих расходов общехозяйственного назначения и учитываются на счете 92 "Административные расходы" (п. 18 П(С)БУ 16 "Расходы").

В случае заболевания собаки предприятие несет затраты на ее лечение (стоимость лекарств, услуги ветеринарных учреждений), которые списываются в дебет счета 92 "Административные расходы" по аналогии с расходами на ремонт основных средств.

Продукты, приобретаемые для питания служебных собак, приходуются на счет 209 "Прочие материалы".

Стоимость инвентаря (ошейники, намордники, поводки) в зависимости от срока службы учитывается на счетах 112 "Малоценные необоротные материальные активы", 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы".

Расходы, связанные с улучшением служебных собак, следует классифицировать как расходы на "модернизацию". В случае обучения собак каким-то новым служебным навыкам (функциям) следует говорить о модернизации основных средств. В таком случае расходы, связанные с модернизацией, отражаются по дебету счета 155 "Формирование основного стада" и списываются на счет 107 "Рабочий и продуктивный скот" при вводе в эксплуатацию "модернизированного объекта".

Списание

Списание служебных собак может происходить в результате их продажи, а также ликвидации в связи с гибелью, заболеванием неизлечимой болезнью, по старости. Операции, связанные с продажей и ликвидацией собак, отражаются в том же порядке, что и продажа, ликвидация прочих основных средств.

Налоговый учет

Приобретенные для обеспечения хозяйственной деятельности предприятия служебные собаки считаются основными производственными фондами, поэтому расходы на их приобретение подлежат амортизации (пп. 8.1.2 Закона о прибыли). При этом служебные собаки относятся к группе 3 ОФ (пп. 8.2.2).

Расходы на содержание собак включаются в состав валовых расходов в периоде, в котором они понесены (пп. 5.2.1 Закона о прибыли). Следует отметить, что стоимость продуктов питания, малоценного собачьего инвентаря (ошейники, поводки, намордники и т. д.) участвует в расчете прироста (убыли) согласно п. 5.9 Закона о прибыли.

Расходы, связанные с "ремонтом" и "модернизацией" служебных собак, включаются в состав валовых расходов в сумме, не превышающей 10 процентов совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов по состоянию на начало отчетного периода (п. 8.7 Закона о прибыли).

ПРИМЕР

Для охраны территории предприятие приобрело 4 служебные собаки стоимостью 1 320 грн. каждая, в том числе НДС - 220 грн.

Предприятием понесены расходы, связанные с дрессировкой служебных собак, их содержанием, а также регистрацией и страхованием.

Одна служебная собака списана в результате неизлечимого заболевания.

(грн.)


п/п 
Содержание операции  Бухгалтерский учет  Налоговый учет 
Дт  Кт  Сумма  ВР  Амор-
тизация 
1.  Приобретены взрослые служебные собаки  155  685  4 400  4 400 
2.  Отражена сумма налогового кредита по НДС  641  685  880 
3.  Перечислены денежные средства поставщику служебных собак  685  311  5 280 
4.  Подписан акт о выполнении услуг по дрессировке служебных собак кинологическим клубом  155  685  1 600  1 600 
5.  Отражена сумма налогового кредита по НДС  641  685  320 
6.  Перечислены денежные средства кинологическому клубу  685  311  1 920 
7.  Служебные собаки введены в эксплуатацию
(4 400 + 1 600) 
107  155  6 000 
8.  Начислена амортизация на стоимость служебных собак (сумма условная)  92  131  170 
9.  Отражены расходы на регистрацию и страхование служебных собак  92  685  70  70 
10.  Начислена заработная плата работникам, занятым уходом и содержанием служебных собак  92  661  1 200  1 200 
11.  Начислены на зарплату работников пенсионные взносы и взносы на ОГСС (сумма условная)  92  651, 652, 653, 656  470  470 
12.  Приобретены продукты питания для служебных собак, МБП (ошейники, поводки, намордники)  209, 22  685  850  850* 
13.  Отражена сумма налогового кредита по НДС  641  685  170 
14.  Списаны продукты питания, МБП согласно нормам расхода (рациону питания служебных собак)  92  209,22  270     
15.  Списана служебная собака в результате неизлечимого заболевания в части остаточной стоимости  976  107  1 457,50     
16.  Списан в части износа ликвидированный объект  131  107  42,50 
* Стоимость продуктов питания, МБП включаются в расчет прироста (убыли) по п. 5.9 Закона о прибыли. 

Перечень документов

1. Закон № 996 - Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине.

2. Порядок № 944 - Порядок и правила проведения обязательного страхования ответственности собственника собак за вред, который может быть причинен третьим лицам, утвержденные постановлением КМУ от 09.07.02 г. № 944.

3. Правила содержания собак - Правила содержания собак, кошек и хищных животных в населенных пунктах Украинской ССР, утвержденные заместителем министра жилищно-коммунального хозяйства УССР 17.06.80 г., заместителем министра сельского хозяйства УССР 17.06.80 г., главным государственным санитарным врачом УССР, заместителем министра здравоохранения УССР 18.06.80 г.

Андрей Яковенко,
аудитор