Каким стал Закон о государственных закупках

Сравнивая кодифицированный Закон Украины "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства" (далее - Закон) с его прежней редакцией, можно сделать вывод, что изменения в этот документ были внесены существенные. Мы же рассмотрим основные новшества, чтобы определиться с тем, как применять их на практике.

Определение заказчика

Начнем с изменений, внесенных в ст. 1 Закона. Во втором абзаце прежней редакции этой статьи сказано, что распорядителя бюджетных средств можно признать заказчиком только при условии, что процедуру закупки и заключение договора о закупке осуществляет тендерный комитет такого распорядителя. В таком случае можно было признать незаконным механизм, предусмотренный Порядком № 1312, в соответствии с которым, в отдельных случаях процедуру выбора победителя за распорядителя бюджетных средств мог проводить вышестоящий распорядитель средств либо генеральный заказчик. Ведь в таком случае выходило, что договор о закупке заключало не то лицо, которое осуществляло процедуру закупки. Теперь, с внесением изменений, согласно которым требование этого абзаца не распространяется на случаи закупки в условиях межведомственной координации, указанный механизм имеет право на применение.

Аналогичная норма, внесенная в абзац четвертый этой же статьи, которая запрещает проведение закупки одним заказчиком в интересах другого, также позволяет применять нормы Порядка № 1312, не нарушая требований Закона.

Сфера действия термина "услуги" расширена

Закон в новой редакции (см. изменения, внесенные в абзац девятый ст. 1) позволяет применять этот термин и к услугам, связанным с консультированием, экспертизой, оценкой, подготовкой заключений и рекомендаций.

Расширен перечень видов обеспечения обязательств

С появлением новой редакции абзацев восемнадцатого и девятнадцатого ст. 1 дополнен перечень способов обеспечения тендерного предложения и выполнения договора закупки: в такой перечень, наряду с банковскими гарантиями, резервными аккредитивами, чеками, депозитами и векселями, включен еще и такой способ, как поручительство. Кроме того, такой перечень перестал быть исчерпывающим, поскольку предполагается, что заказчик может выбрать и предложить участнику какой-либо иной, помимо перечисленных, способ обеспечения, предусмотренный законом.

Новые стоимостные границы для проведения процедур

Изменениями, внесенными в ст. 2 Закона, установлены новые пределы стоимости закупки, при достижении или превышении которых обязательным является применение одной из тендерных процедур, предусмотренных законом. Радует тот факт, что такие пределы установлены в гривнах:

- для товаров и услуг - 30 тыс. грн.;

- для работ - 300 тыс. грн.

Сравним их с прежними: 5 тыс. евро и 20 тыс. евро соответственно. Как видим, для товаров и услуг граница изменилась не существенно (при примерном курсе евро 1:6), а вот для работ (при таком же курсе) - увеличилась почти в 2,5 раза.

Определены стадии государственных закупок

Закон, после внесения в него изменений и дополнений, пополнился несколькими статьями: в одной из них (ст. 2-2) перечислены стадии проведения государственных закупок начиная с составления сметы и заканчивая исполнением договоров о закупке. При этом особое внимание уделено годовому плану госзакупок: установлены сроки его утверждения - в течение месяца после утверждения сметы и размещения в сети Интернет - в течение 15 календарных дней со дня утверждения. Заметим, что процедура составления и утверждения такого плана подробно изложена в Методических рекомендациях № 37. Отдельные нормы этого документа требуют изменений, которые, по всей видимости, будут внесены в ближайшее время. В частности, это касается норм п. 5 Инструкции по составлению годового плана (она является составной частью указанных Методических рекомендаций), где приведены еще прежние стоимостные пределы, предусматривающие необходимость проведения тендерных процедур: 2 тыс. евро для товаров и услуг и 100 тыс. евро - для работ.

Размещение информации о закупках в сети Интернет

Думаем, несколько упростит для заказчика задачу поиска нужной информационной системы в сети Интернет новая норма, внесенная в ст. 3 Закона: теперь уполномоченный орган будет размещать перечень таких систем в сети Интернет. Ведь, согласитесь, для заказчика довольно хлопотное дело - проверка выбранной им системы на соответствие требованиям, изложенным в новой ст. 4-2 Закона: на наличие и содержание технического регламента, наличие комплексной системы защиты информации, экспертных заключений соответствующих органов относительно применяемых информационной системой средств технической связи и т. д.

Согласно изменениям, внесенным в ст. 4-1 Закона, перечень информации, которую заказчик должен разместить в сети Интернет, дополнен такими данными, как годовые планы государственных закупок и протокол раскрытия тендерных предложений.

Изменились условия защиты отечественного рынка

Изменения, внесенные в ст. 6 Закона, коснулись прежде всего применения 15-процентной преференционной поправки к цене тендерного предложения, направленного предприятиями общественных организаций инвалидов. Теперь в прежние условия включено требование: поправка применяется только в случае, если численность инвалидов, для которых эти предприятия являются основным местом работы, составляет не менее 50 процентов среднесписочной численности штатных работников предприятия за год. Думаем, убедиться в соблюдении этого условия заказчик сможет после получения от такого участника официального документа (справки, письма, уведомления и т. д.), подтверждающего выполнение приведенных выше условий.

Новая норма ст. 6 предусматривает: если такие предприятия, где соблюдается вышеприведенное требование относительно численности инвалидов, выпускают продукцию, соответствующую утвержденному Кабинетом Министров перечню товаров, работ и услуг, закупаемых у таких предприятий, то распорядитель бюджетных средств может пригласить для участия в торгах исключительно эти предприятия.

Заметим, что перечня, о котором только что шла речь, пока не существует, но, наверное, нужно ждать появления такого документа в ближайшем будущем.

В свое время подобный перечень был утвержден Министерством экономики Украины (приказ от 22.01.04 г. № 22), но так как в Законе четко выписано требование о том, что перечень должен быть утвержден Кабинетом Министров, то пользоваться в данном случае указанным документом Министерства экономики, на наш взгляд, нельзя.

Из ст. 6 исключено требование, в соответствии с которым, в тендерах на закупку продуктов питания отечественного производства могут принимать участие только отечественные предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. В силе это требование осталось только для сельскохозяйственной продукции, причем для случаев, когда предметом закупки определена сельхозпродукция отечественного производства. Заметим, что если предметом закупки определен один из видов сельскохозяйственной продукции и при этом не конкретизировано, что она должна быть отечественного производства, то и круг участников торгов отечественными производителями не ограничивается.

Неодобрительные действия участников

В обновленную ст. 7 Закона, которая имеет такое название, наряду с прежними положениями включены нормы ст. 11 (в связи с чем, последняя и исключена). Они предусматривают отклонение тендерных или квалификационных предложений для участников с криминальным прошлым.

Кроме того, данная статья теперь содержит совершенно новую норму об обязательном оповещении местных советов, Верховного совета АР Крым, Верховной Рады Украины при осуществлении закупки соответственно за средства местного, республиканского и государственного бюджетов о дате проведения раскрытия тендерных или квалификационных предложений.

Следует сказать, что Закон не конкретизирует, в какой именно форме должно происходить такое оповещение. Можно предположить, что речь идет о соответствующем письме, которое заказчик должен направить указанным органам.

Публикация объявления о закупке

Изучая изменения, внесенные в ст. 8 Закона, можно сказать о том, что заказчики приобрели альтернативный "Вестнику государственных закупок" печатный орган - информационный бюллетень, выпускаемый Тендерной палатой Украины, в котором также можно разместить объявление о запланированной закупке.

Дополнительно в часть третью ст. 8, в несколько измененном виде, включена исключенная из ст. 14 Закона норма о том, что курс евро фиксируется на день отправки для публикации объявления о закупке или приглашения к участию в торгах.

Новая часть четвертая ст. 8 устанавливает для редакций "Вестника государственных закупок" и информационного бюллетеня Тендерной палаты Украины право проверять во время приема объявлений исполнение заказчиком требований относительно размещения необходимой информации о закупке в системе Интернет.

Один из вопросов, которые могут проверять редакции указанных изданий, касается наличия у заказчика подтверждения о соответствии используемой им информационной системы требованиям, изложенным в ст. 4-2 Закона. Как мы уже отметили выше, получение такого подтверждения для заказчика - дело довольно хлопотное. И потому, на наш взгляд, достаточно было бы проверить, входит ли используемая заказчиком информационная система в перечень таких систем, размещаемый в системе Интернет уполномоченным органом. Думаем, что одна из причин, по которой уполномоченному органу вменили в обязанность вести такой перечень (абзац девятнадцатый части второй ст. 3), поясняется необходимостью оказания помощи заказчикам именно в этом вопросе.

Новые подробности о тендерных комитетах

Теперь статья 12, посвященная тендерным комитетам, стала более внушительной по содержанию. И хотя она содержит положение, согласно которому порядок создания и главные функции тендерных комитетов определяются отдельным решением уполномоченного органа, все-таки некоторые вопросы функционирования этого органа включены в сам Закон.

Заметим, что такое решение было принято еще в 2000 году, когда Приказом № 280 было утверждено Положение о тендерных комитетах. А вот ст. 12 Закона в новой редакции дублирует отдельные нормы этого документа, в частности изложенные в пп. 2.5, 2.7, 2.8, 2.12 и 2.13 данного Положения. Но не обошлось и без исключений. Так, согласно норме п. 8 ст. 12 в новой редакции привлеченные к работе тендерных комитетов специалисты, юристы, консультанты и т. п. не несут ответственности за решения и действия тендерного комитета, должностных лиц заказчика, ненадлежащее выполнение или невыполнение договора закупки. И, напротив, пп. 6.1 Положения о тендерных комитетах устанавливает для привлеченных специалистов ответственность за любые нарушения, допущенные во время осуществления процедур закупки. Надо полагать, в Положение о тендерных комитетах будут внесены соответствующие изменения.

Установлен предельный срок, в течение которого члены тендерного комитета могут работать без сертификатов и свидетельств: шесть месяцев с момента вступления в тендерный комитет. По истечении этого срока наличие указанных документов является обязательным. Заметим, что ранее вопрос о получении документов членами тендерного комитета регулировался нормами абзаца одиннадцатого ст. 1, в результате же внесенных изменений из ст. 1 этот вопрос был исключен - в ст. 12 он попал, уже дополненный сроками получения документов.

Ассортимент тендерных процедур расширился

С внесением изменений в ст. 13 Закона к давно привычным для нас видам тендерных процедур добавилась процедура торгов с уменьшением цены (редукцион).

Отметим, что ст. 14 эта процедура признана основной наряду с процедурой открытых торгов. Забегая вперед, отметим, что особенности проведения процедуры торгов с уменьшением цены (редукциона) приведены в новом разделе III-1 Закона. Ознакомившись с положениями данного раздела, читатель получит представление об этапах этой процедуры, сроках представления и раскрытия предварительных и окончательных тендерных предложений. Здесь же мы обратим внимание на то, что процедура торгов с уменьшением цены применяется для закупки товаров или услуг, для которых существует постоянно действующий рынок и которые производятся без применения конкретно разработанных спецификаций и при условии, что ожидаемая стоимость закупки такой продукции превышает 100 тыс. грн.

Правила применения процедур изменились

Возвращаясь к изменениям, внесенным в ст. 14, отметим, что теперь необходимость согласования процедуры торгов с ограниченным участием определена новой стоимостной границей: согласованию с уполномоченным органом процедура подлежит, если ожидаемая стоимость закупки превышает 500 тыс. грн.

Изменены такие границы и для процедуры закупки у одного участника. Теперь такая процедура должна согласовываться с уполномоченным органом, если стоимость закупки для товаров и услуг превышает 30 тыс. грн., а для работ - 300 тыс. грн.

Как видим, приведенные границы стоимости закупки совпадают с теми, при достижении которых проведение тендерных процедур становится обязательным, как предусмотрено ст. 2 Закона. Это означает, что процедура закупки у одного участника подлежит согласованию практически во всех случаях ее применения, кроме ситуации, когда ожидаемая стоимость товаров или услуг будет составлять ровно 30 тыс. грн., а работ - ровно 300 тыс. грн. Ведь частью второй ст. 14 (абзац второй) необходимость согласования предусмотрена только для случая превышения этих сумм.

Важным является новый момент: вместо согласования в указанных случаях заказчик, направив запрос в Тендерную палату Украины, может получить заключение этой организации относительно применения им той или иной процедуры торгов. Этот документ, так же как и лист согласования с уполномоченным органом, определяет дальнейшие действия заказчика по применению процедур.

Немного о межведомственной координации

Так же, как и в случае с тендерными комитетами, в новой редакции ст. 14-1 Закона продублированы отдельные нормы подзаконного акта, а именно Порядка № 1312, принятого в целях утверждения порядка межведомственной координации.

Единственное, что отличает нормы Закона от норм указанного Порядка, - это величина стоимости закупки, после превышения которой товары, перечень которых утверждаются КМУ, закупаются на условиях межведомственной координации. В соответствии с Законом она составляет 700 тыс. грн., а согласно Порядку межведомственной координации - 100 тыс. евро. Скорее всего, в этой части Порядка следует ожидать изменений.

О соблюдении квалификационных требований

После внесения изменений в ст. 15 сократился перечень документов, которые участник должен представить заказчику по его требованию для проведения проверки соответствия участника квалификационным требованиям. Теперь участник не должен представлять заказчику информацию об исполнении договоров, аналогичных по предмету закупки.

Установлены сроки размещения отчета в сети Интернет

Отчет о результатах проведения процедуры закупки, согласно внесенным в ст. 17 Закона дополнениям, должен быть размещен в информационной системе Интернет на протяжении 10 дней со дня его утверждения.

Госзакупки ныне - под контролем общественности

В целях проведения такого контроля, согласно нормам дополнительно введенного в Закон раздела II-1, создана Тендерная палата Украины, представляющая собой неприбыльный союз общественных организаций. Цель и задачи этой организации направлены, в частности, на обеспечение прозрачности государственных закупок, эффективности и рациональности расходования бюджетных средств, осуществление общественного контроля за процедурами закупки. Этим же разделом Закона определены статус, структура и организация деятельности Тендерной палаты Украины.

Что изменилось в предварительной
квалификации участников

Заметим, что статья 16, которая определяла правила проведения предварительной квалификации участников, полностью исключена из Закона. Но это не означает, что такая квалификация проводиться не должна. Закон лишь несколько изменил правила ее проведения и конкретизировал ее документальное оформление в новой статье 18-1. Что же изменилось?

Если раньше Закон не конкретизировал, в каких случаях проводится предварительная квалификация участников, то теперь им однозначно определено, что она осуществляется перед проведением торгов с ограниченным участием. Установлено, что до проведения предварительной квалификации заказчик направляет участнику квалификационную документацию (ее содержание подробно изложено в частях четвертой, пятой и шестой ст. 18-1) в течение трех рабочих дней после ее оплаты или запроса (если оплата не предусмотрена), а участник заказчику - квалификационные предложения в течение 15 календарных дней (надо полагать, со дня получения им квалификационной документации - Законом этот момент не конкретизирован). После этого, на протяжении 14 календарных дней со дня раскрытия квалификационных предложений, заказчик должен произвести отбор участников для дальнейшего участия в процедуре торгов с ограниченным участием. Заметим, что ранее такие сроки установлены не были.

Кроме того, с 15 до 10 календарных дней сокращен срок представления участниками, прошедшими отбор при проведении предварительной квалификации, тендерных предложений для дальнейшего участия в процедуре торгов с ограниченным участием.

Представление тендерной документации и
тендерных предложений

Изменения коснулись ситуации, когда по инициативе заказчика или по результатам запросов участников вносятся изменения в ранее направленную тендерную документацию (часть вторая ст. 22). Срок для внесения таких изменений - не позднее, чем за 3 рабочих дня до истечения первоначально установленного срока представления тендерных предложений, в связи с чем срок представления предложений должен быть продлен.

Произошли изменения и в части внесения участником тендерного обеспечения. После внесения изменений в ст. 23 это требование не является обязательным. Кроме того, размер тендерного обеспечения перестал быть фиксированным, он установлен в том же размере, который действовал до внесения изменений в Закон в ноябре прошлого года, то есть не более одного процента ожидаемой стоимости при закупке работ и не более пяти процентов при закупке товаров или услуг.

Что касается порядка представления тендерных предложений (ст. 24), он дополнен нормой, позволяющей участнику подать только одно тендерное предложение, а альтернативное основному предложению - только в том случае, если это предусмотрено тендерной документацией. Появилось требование о внесении тендерного предложения в реестр. Форма реестра определяется уполномоченным органом.

Обеспечение выполнения договора

Так же как в отношении тендерного обеспечения, требование о внесении участником обеспечения договора закупки (ст. 25 Закона) перестало быть обязательным - теперь оно устанавливается по усмотрению заказчика.

Раскрытие тендерных предложений

Критерии оценки тендерных предложений, которые предусматривались Законом ранее, с внесением изменений в ст. 26 (часть седьмая) теперь выделены в отдельные группы - в зависимости от того, существует ли для закупаемых товаров (работ , услуг) постоянно действующий рынок или закупка их носит сложный, специфический характер. Если для последнего случая это целый набор критериев оценки, то для первого единственным критерием определена цена.

Установлен срок размещения протокола раскрытия тендерных предложений в сети Интернет: в течение 5 рабочих дней со дня раскрытия тендерных предложений (часть третья ст. 26).

Статья 27, излагающая причины, по которым заказчик отклоняет тендерное предложение, дополнена еще двумя. Предложение будет отклонено, если участником тендерное обеспечение не внесено в случае, предусматривающем такое внесение тендерной документацией, либо он не оплатил тендерную документацию, если такая плата была установлена. Последняя норма не совсем понятна. Если учесть, что согласно части первой ст. 20 Закона участник даже не получит тендерной документации, не оплатив ее (при условии установления такой платы), то как же он может подать тендерное предложение, которое формируется исходя из требований тендерной документации?

Информирование о результатах торгов

Новой ст. 29-1 установлены новые сроки размещения в печатных изданиях и в сети Интернет объявления о результатах проведенных торгов. Такое объявление должно быть обнародовано в течение 10 календарных дней после заключения договора о закупке (ранее срок для направления такого рода информации составлял 7 дней) или принятия решения об отмене торгов, признании их несостоявшимися. Кроме того, указанная статья содержит требования к содержанию такого объявления, чего раньше в Законе не было.

Процедура запроса ценовых предложений

Величина стоимости закупки товаров или услуг, не превышая которую можно применять процедуру запроса ценовых предложений, теперь, после внесения изменений в ст. 32, составляет 100 тыс. грн. - вместо ранее установленной в 10 тыс. евро.

Кроме того, законодатели вернулись к ранее действовавшим нормам, предусматривавшим направление запроса ценовых предложений не менее чем трем участникам, тогда как в предыдущей редакции этой статьи речь шла о пяти участниках.

В новую редакцию ст. 32 включены подробные требования к содержанию такого запроса - этого в прежней редакции не было.

Процедура закупки у одного участника

Существенные изменения, затронувшие эту процедуру, содержатся в обновленной статье 33. Появилось еще одно условие, служащее основанием для проведения процедуры закупки у одного участника: а именно подтверждение заказчиком факта повторной отмены открытых торгов вследствие поступления предложения от одного и того же участника либо непоступления ни одного предложения.

Обжалование действий заказчика

Нормы ст. 36 относительно обжалования действий заказчика дополнены следующим положением: участник не может обжаловать факт предъявления заказчиком требования относительно нотариального заверения договора закупки, а также осуществления затрат, понесенных участником в процессе проведения процедуры закупки и заключения договора.

Статьей 37 в новой редакции несколько изменен порядок направления и рассмотрения жалоб участников - это объясняется тем, что параллельно с уполномоченным органом рассмотрением жалоб будет заниматься комиссия по рассмотрению жалоб при Тендерной палате Украины. Указанная статья содержит положения относительно состава этой комиссии, сроков рассмотрения полученных ею жалоб и направления их заинтересованным лицам. Отметим еще, что с пяти до трех рабочих дней после получения жалобы сократился срок, в течение которого заказчик или уполномоченный орган обязан уведомить всех участников, которых касается эта жалоба, о ее содержании, дате и месте ее рассмотрения.

Проверки соблюдения законодательства о госзакупках

Данному вопросу посвящена новая ст. 37-1: она содержит основные положения по проведению проверок относительно соблюдения тендерного законодательства государственными органами, в чью компетенцию входит проверка данных вопросов. Следует заметить, что нормы этой статьи в основном перекликаются с положениями Порядка № 238, однако в их числе - и новая норма, которой не позволено одному и тому же контролирующему органу проводить более одной проверки в год по вопросам соблюдения тендерного законодательства у одного и того же распорядителя государственных средств.

Как видим, изменений в порядке проведения государственных закупок немало. Это, несомненно, повлечет за собой и внесение изменений в подзаконные акты, касающиеся государственных закупок, о чем мы будем регулярно сообщать на страницах газеты.

Перечень документов

1. Приказ № 22 - приказ Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 22.01.04 г. № 22 "О перечне продукции, в случае закупки которой государственные заказчики допускают к участию в конкурсах исключительно предприятия общественных организаций инвалидов и пенитенциарной системы".

2. Приказ № 280 - приказ Министерства экономики Украины от 26.12.2000 г. № 280 "Об утверждении положения о порядке создания и главных функциях тендерных комитетов относительно организации и осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства".

3. Порядок № 238 - Порядок осуществления Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины контроля за соблюдением действующего законодательства Украины при осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденный приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06.08.02 г. № 238.

4. Порядок № 1312 - Порядок межведомственной координации закупок отдельных товаров и услуг за средства государственного бюджета, утвержденный постановлением КМУ от 10.10.01 г. № 1312.

5. Методические рекомендации № 37 - Методические рекомендации относительно составления годового плана закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденные приказом Минэкономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 02.02.04 г. № 37.

Елена Качковская,
редактор