Загребущие руки государства
Анализируя вопрос взаимоотношений предприятий, в том числе и с государственной долей в их составе, с государством в лице налоговых органов, приходишь к выводу: как же наше государство любит и хочет получить то, что ему никак не принадлежит, действуя по принципу: если нельзя, но очень хочется, то можно.
Особенно наглядно это видно при рассмотрении вопросов обязательной уплаты государственными (корпоратизированными, некорпоратизированными, казенными) предприятиями части прибыли (дивиденды) в Государственный бюджет Украины.
Этот вопрос был: актуален и в прошлые годы и особенно в этом году после принятия Закона № 2505*. На сегодняшний день он так и остается неоднозначным.
Налоговые органы довольно однобоко интерпретируют данный вопрос и не разбираются - государственное ли это предприятие или обычное хозяйственное общество с долей государственной собственности либо доля собственности государственного предприятия в составе такого хозяйственного общества.
Кроме того, ссылаясь на п.п. 16.4.1 п. 16.4 ст. 16 Закона № 2181**, налоговики начинают стращать предприятия штрафными санкциями за неуплату таких дивидендов в государственный бюджет.
Обратимся к истории. В статье 52 Закона № 380*** закреплялось, что, согласно ст. 18 Закона Украины “О предприятиях в Украине”,
Государственные некорпоратизовированные и корпоратизированные, казенные предприятия и их объединения платят по результатам хозяйственной финансовой деятельности в 2002 году и ежеквартальной финансово-хозяйственной деятельности в 2003 году в общий фонд Государственного бюджета Украины часть прибыли (дохода).
В статье 72 Закона Украины от 27.11.2003 г. № 1344-IV “О Государственном бюджете на 2004 год” уже устанавливалась обязанность платить в общий фонд государственного бюджета часть дохода не только государственным, некорпоратизовированным и корпора-тизированным, казенным предприятиям и их объединениям, но и акционерным, холдинговым, лизинговым компаниям и другим субъектам ведения хозяйства, в уставном фонде которых государству принадлежат доли (акции, паи).
На основании этих статей налоговые органы требовали уплаты дивидендов в государственный бюджет как у государственных предприятий, так и у предприятий, участником которых являлись государственные предприятия, считая, что все это “є тотожним”. Основанием для них было то, что Законы Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год относятся к системе нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные, а не налоговые отношения в Украине, а потому, согласно п. 2 ст. 4 Бюджетного кодекса Украины, все остальные нормативно-правовые акты применяются лишь в той части, в которой они не противоречат их указаниям.
Многое зависит от правового статуса предприятия. Рассмотрим некоторые из них.
Государственные (унитарные
или коммерческие) предприятия и их
дочерние предприятия
На государственные предприятия и их дочерние предприятия в полной мере распространяется действие Закона № 2505 и Постановления КМУ от 15.01.2005 г. № 50 “Об утверждении Порядка и нормативов отчислений хозяйственными организациями в общий фонд Государственного бюджета Украины части прибыли (дохода) по результатам финансово-хозяйстенной деятельности в 2004 году и ежеквартальной финансово-хозяйственной деятельности в 2005 году”.
При этом, согласно пп. 3 п. 1 ст. 14 Закона Украины от 25.06.1991 г. № 1251-ХП “О системе налогообложения”, дивиденды, уплачиваемые в бюджет государственными некорпоратизированными, казенными и коммунальными предприятиями, приравнены к налогу на прибыль предприятий и входят в систему общегосударственных налогов и сборов. Для дивидендов таких предприятий предусмотрена соответствующая строка Декларации о налоге на прибыль предприятия, после отражения в которой соответствующие суммы приобретают статус налогового обязательства государственного некорпоратизированного, казенного или коммунального предприятия. В связи с этим к таким предприятиям могут быть применены штрафные санкции, установленные ст. 17 Закона № 2181.
Предприятия с долей государственной собственности
Для предприятий смешанной формы собственности (в том числе, с участием государственной) и их дочерних предприятий предписания ст. 63 Закона о Госбюджете-2005**** и Порядка № 50***** нарушают один из принципов корпоративного управления, закрепленный в ст.11 Закона Украины от 19.09.1991г. № 1576-ХП “О хозяйственных обществах” и ст. 116 Гражданского кодекса (ГК) Украины - принцип самостоятельного распоряжения собственной прибылью.
Согласно действующему законодательству решение об использовании полученной субъектом хозяйствования прибыли принимают его собственники через соответствующие коллегиальные органы управления - собрания акционеров и собрания участников. Несмотря на это, государство решило урвать себе кусок (да пожирнее) и вторглось в достаточно оберегаемую, если не сказать святую, для собственников аксиому и строго указало на обязательность ежеквартальной уплаты в доход государственного бюджета определенного процента от прибыли, рассчитанного нарастающим итогом с начала года, которая приходится на государственную часть в уставном фонде этого предприятия.
Таким образом, в нарушение прав других участников предприятия, независимо от решения собственников, дивиденды, являющиеся собственностью государства, необходимо уплачивать в государственный бюджет согласно Закону о Госбюджете-2005. Иначе это может быть интерпретировано государством как нарушение законодательства о бюджетной системе Украины (ст.210 Уголовного кодекса Украины).
Законом № 2505 и Порядком № 50 установлено распределение прибыли с периодичностью в квартал, хотя распределение прибыли, согласно Хозяйственному кодексу Украины и Закону о хозобществах******, осуществляется по окончании финансового года. Тем самым другие участники предприятия оказываются в невыгодном положении.
В связи с тем, что исключительной компетенцией по вопросам распределения прибыли предприятия обладает высший орган управления, то в год его необходимо собирать минимум 4 раза. И все для того, чтобы “удовлетворить” аппетиты государства.
При этом для государства не имеет значения, что может возникнуть ситуация, когда в I полугодии у предприятия была прибыль, а во втором - могут быть такие убытки, которые “съедят” всю прибыль за I полугодие. Что касается акционеров, обычно получающих дивиденды по финансовым результатам года, то они остаются ни с чем, но это уже их проблемы, надо было быть дальновидными.
Понятия “государственная собственность” и “собственность государственного предприятия”, как говорят в Одессе, это две большие разницы.
Согласно ст.32 Закона Украины от 07.02.1991г. № 697-ХП “О собственности” к государственной собственности в Украине относятся общегосударственная собственность и собственность административно-территориальных единиц (коммунальная собственность). При этом субъектом права общегосударственной собственности является государство в лице Верховной Рады Украины. Субъектами права коммунальной собственности являются административно-территориальные единицы в лице областных, районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов (ст.33).
Имущество же, которое является государственной собственностью и закреплено за государственным предприятием, принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения, осуществляя которое, предприятие самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается отмеченным имуществом, совершая относительно него какие-либо действия, которые не противоречат закону и целям деятельности предприятия.
Также следует иметь в виду, что казенные предприятия создаются в отраслях народного хозяйства, в которых: законом разрешено осуществление хозяйственной деятельности лишь государственным предприятиям; основным (свыше 50 %) потребителем продукции (работ, услуг) выступает государство; при условиях ведения хозяйства невозможна свободная конкуренция товаропроизводителей или потребителей; преобладающим (свыше 50 %) является производство общественно необходимой продукции (работ, услуг), которое по своим условиям и характером потребностей, которые им удовлетворяются, как правило, не может быть рентабельным; приватизация имущественных комплексов государственных предприятий запрещена законом.
К государственным корпоратизированным предприятиям относятся предприятия, которые прошли определенный Указом Президента Украины от 15.06.1993 г. № 210/93 “О корпоратизации” и Положением о порядке корпоратизации предприятий, утвержденным Постановлением КМУ от 05.07.1993 г. № 508, процесс корпоратизации. Вследствие корпоратизации происходит реорганизация путем преобразования предприятия в открытое акционерное общество.
К государственным некорпоратизированным предприятиям относятся, согласно данному Указу, государственные предприятия, которые не прошли процесс корпоратизации.
Таким образом, под действие вышеуказанных статей никак не подпадают предприятия, часть доли в уставном фонде которых принадлежит государственным предприятиям.
Дочерние компании предприятия с долей
государственной собственности
А вот здесь возникают интересные нюансы.
В соответствии с п.3 Порядка № 50 отчисления части прибыли (дохода) по результатам финансово-хозяйственной деятельности в 2005 году, начиная с марта, осуществляются государственными, в том числе казенными, предприятиями (кроме государственного предприятия “Энергорынок”), их объединениями и дочерними предприятиями в размере 50 %, а акционерными, холдинговыми компаниями и другими субъектами хозяйствования, в уставном фонде которых государству принадлежат доли (акции, паи), и их дочерними предприятиями - в размере 30 % чистой прибыли (дохода), рассчитанной согласно положениям (стандартам) бухгалтерского учета.
Что касается уплаты дивидендов дочерними предприятиями хозяйствующих субъектов, часть доли которых принадлежит государственному предприятию, то, в соответствии с приказом Минфина Украины от 07.07.1999 г. № 163 “Об утверждении Положения (стандарта) бухгалтерского учета 19”, дочерним предприятием является предприятие, которое находится под контролем материнского (холдингового) предприятия. То есть, если государство имеет дочернее предприятие, которое является акционерным обществом, оно владеет более 50% от его уставного фонда.
В соответствии со ст.22 Хозяйственного кодекса Украины субъектами ведения хозяйства государственного сектора экономики являются субъекты, действующие на основе лишь государственной собственности, а также субъекты, государственная доля в уставном фонде которых превышает пятьдесят процентов или составляет величину, которая обеспечивает государству право решающего влияния на хозяйственную деятельность этих субъектов.
Полномочия субъектов управления в государственном секторе экономики - Кабинета Министров Украины, министерств, других органов власти и организаций - относительно субъектов ведения хозяйства определяются законом.
Единственным органом, принимающим участие в создании и управлении предприятиями, в уставный фонд которых передается имущество, являющееся общегосударственной собственностью, в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины от 07.07.1992г. № 2558-ХП “О Временном положении о Фонде государственного имущества”, является Фонд государственного имущества Украины.
Также следует отметить, что Кабмин Постановлением № 350******* нарушает ст.13 Конституции Украины, которая устанавливает, что все субъекты права собственности равны перед законом.
Еще одним подтверждением того, что дочерние предприятия хозяйствующего субъекта, участником которого является государственное предприятие, не должны платить дивиденды в государственный бюджет, является вступившее в силу решение хозяйственного суда г. Киева от 21.01.2004г. по делу № 32/801.
Данным решением суда было признано недействительным налоговое разъяснение ГНАУ от 30.08.2003г. № 7401/6/15-1116 “О дивидендах”.
Основанием для этого стало то, что дочерняя компания хозяйственного общества, в составе которого есть доля государственного предприятия, не относится к перечню предприятий, на которые распространяется действие Закона № 380 от 22.04.2003 г. и Постановления КМУ № 557 “О нормативе и порядке отчисления в общий фонд Государственного бюджета Украины части прибыли (дохода) государственными некорпоратизированными и корпоратизированными, казенными предприятиями и их объединениями”, и в связи с этим не должна уплачивать дивиденды в государственный бюджет. Другим основанием для признания недействительным налогового разъяснения являлось то, что Закон № 380 нарушал положения ст. 18 Закона “О предприятиях в Украине”, согласно которой порядок использования доходов (прибыли) определяет собственник (собственники) предприятия или уполномоченный им орган согласно уставу предприятия.
Также хотелось бы остановиться на финансовых планах предприятий, на основании которых ими выплачиваются дивиденды.
Частью 2 п.3 Постановления № 350 установлено, что Национальная акционерная компания “Нефтегаз Украины”, ее дочерние предприятия и хозяйственные общества, пакеты акций которых переданы уставному фонду Компании, перечисляют в государственный бюджет в текущем году часть прибыли (дохода) в сумме, определенной их финансовыми планами, в соответствии с согласованным с Министерством финансов ежемесячным графиком. Что же делать предприятию, в уставном фонде которого есть небольшая доля Национальной акционерной компании и которому присылают письмо с требованием подготовить соответствующий финансовый план?
Статья 99 Закона № 2505 устанавливает, что в 2005 году хозяйственные организации, в том числе государственные предприятия, а также акционерные, холдинговые компании и другие субъекты ведения хозяйства, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей, паев) принадлежат государству, и их дочерние предприятия обязаны составлять и выполнять годовой финансовый план, который подлежит утверждению до 1 мая 2005 г., в порядке, определенном КМУ.
13.04.2005 г. Кабмин утвердил распоряжение № 95-р “О составлении финансовых планов предприятий”, согласно п. 1 которого центральным органам исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским госадминистрациям, к сфере управления которых относятся государственные предприятия и которые осуществляют полномочия по управлению корпоративными правами государства в акционерных, холдинговых компаниях, других субъектах ведения хозяйства, в уставном фонде которых более 50 % акций (долей, паев) принадлежит государству, и их дочерних предприятиях, обеспечить до 20 апреля 2005 года составление финансовых планов на 2005 год по форме согласно приложению, согласование их с Минфином и утвердить в сроки, установленные законодательством.
Верховная Рада 16 июня 2005 года приняла Закон Украины № 2668-IV “О внесении изменений в Хозяйственный кодекс Украины”, которым были урегулированы вопросы составления и исполнения государственными коммерческими и казеными предприятиями финансовых планов, а также о порядке распределения и использования прибыли согласно финансовым планам.
Исходя из вышесказанного, следует внимательно исследовать все взаимоотношения предприятия с налоговыми органами по вопросам уплаты госдивидендов, для того чтобы не заплатить государству то, что ему не принадлежит. Ибо если это произойдет, именно вам придется доказывать, вплоть до судебных органов, что вас просто “надули”.
____________________
* Закон Украины, от 25.03.2005 г.№ 2505-IV “О внесении изменений в Закон Украины “О Государственном бюджете Украины на 2005 год” и некоторые другие законодательные акты. Украины”.
** Закон Украины от 16.11.2004 г.№ 2181-IV “О внесении изменений в Закон Украины “О Государственном бюджете Украины на 2004 год”.
*** Закон Украины от 26.12.2002 г. № 380-IV “О Государственном бюджете на 2003 год”.
**** Закон Украины от 23.12.2004 г. № 2285-IV “О Государственном бюджете Украины на 2005 год”.
***** Порядок и нормативы отчислений хозяйственными организациями в общий фонд Государственного бюджета Украины части прибыли (дохода) по результатам финансово-хозяйственной деятельности в 2004 году и ежеквартальной финансово-хозяйственной деятельности в 2005 году, утвержденный Постановлением КМУ от 15.01.2005 г. № 50.
****** Закон Украины от 09.09.1991 г.№ 1576-XII “О хозяйственных обществах”.
******* Постановление КМУот 14.05.2005 г. № 350 “Об одобрении основных показателей сводного финансового плана Национальной акционерной компании “Нефтегаз Украины” на 2005 год”.
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 30 (500), 25 июля 2005г.
Подписной индекс 40783
