КОНСУЛЬТИРУЕТ МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

Оплата труда

Об удержании излишне выплаченной премии

ВОПРОС: 1. Работнице, находящейся в отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, ошибочно была начислена и выплачена премия.

Каким образом следует удержать излишне выплаченную сумму, если работница отказывается вернуть ее самостоятельно?

2. Зачисляется ли время работы на госслужбе в стаж работы должностного лица органа местного самоуправления в данных органах для получения денежного вознаграждения, предусмотренного Постановлением № 212?

3. Уборщице бюджетного учреждения согласно Постановлению № 134 произведена выплата надбавки в размере 50 % должностного оклада.

Просим предоставить разъяснение относительно правомерности выплаты такой надбавки.

4. Выплата заработной платы производится в учреждении в безналичной форме с применением пластиковых карточек один раз в месяц согласно норме, предусмотренной в коллективном договоре. Можно ли считать, что такой срок выплаты заработной платы считается ухудшением условий труда работников и является нарушением норм, установленных законодательством, в частности ст. 115 КЗоТ?

5. В каком размере устанавливается повышение ставок заработной платы учителям-логопедам общеобразовательных учебно-воспитательных заведений?

Можно ли им повысить оклады на 15-25 процентов?

ОТВЕТ: Часть 2 ст. 127 КЗоТ* содержит исчерпывающий перечень оснований, предоставляющих право собственнику производить отчисления из заработной платы для погашения задолженности работника перед предприятием, с которым он состоит в трудовых отношениях, а именно:

1) для возврата аванса, выданного в счет заработной платы; для возврата сумм, излишне выплаченных в результате счетных ошибок; для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного на служебную командировку или перевод в другую местность; на хозяйственные нужды, если работник не оспаривает основания и размер отчисления. В этих случаях отчисление осуществляется не позднее одного месяца со дня истечения срока, установленного для возврата аванса, погашения задолженности, или со дня выплаты неправильно исчисленной суммы;

2) при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он получил отпуск, за неотработанные дни отпуска. Отчисление за эти дни не производится, если работник увольняется с работы на основаниях, указанных в п. 3, 5, 6 ст. 36 и п. 1, 2 и 5 ст. 40 КЗоТ, а также при направлении на учебу и в связи с выходом на пенсию;

3) при возмещении ущерба, нанесенного по вине работника предприятию, учреждению, организации (ст. 136 КЗоТ).

С учетом изложенного в приведенном случае с работницы не могут быть взысканы излишне выплаченные средства.

Ошибочно выплаченная сумма может быть взыскана с виновного лица в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

Денежное вознаграждение должностному лицу
органа местного самоуправления

2. В соответствии с п. 6 Порядка № 212** органам местного самоуправления рекомендовано выдавать должностным лицам денежное вознаграждение за добросовестную непрерывную работу в указанных органах и образцовое выполнение трудовых обязанностей согласно данному Порядку.

При этом зачет периода работы в органах государственной власти на должностях, относящихся в установленном законодательством порядке к соответствующим категориям должностей государственных служащих, в стаж работы, который дает право на выплату денежного вознаграждения должностным лицам местного самоуправления, указанным Порядком не предусмотрено.

Правомерность установления надбавки
в размере до 50 % должностного оклада уборщице
бюджетного учреждения

3. Постановлением № 134 утверждены схемы должностных окладов (ставок заработной платы) и другие условия оплаты труда (размеры доплат, надбавок, порядок предоставления материальной помощи и т. д.) руководящих, научных, научно-педагогических, педагогических работников, специалистов, служащих, рабочих учреждений.

В частности, предусмотрено установление надбавок работникам в размере до 50 % должностного оклада:

- за высокие достижения в труде;

- за выполнение особо важной работы (на срок ее выполнения);

- за сложность, напряженность в работе.

Предельный размер указанных надбавок для одного работника не должен превышать 50 % должностного оклада. Это ограничение не распространяется на работников национальных заведений (учреждений).

При этом ограничения при установлении надбавок по категориям работников указанным Постановлением не предусмотрены.

Право устанавливать работникам учреждений, заведений и организаций конкретные размеры должностных окладов и доплат, а также надбавок к ним в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах, предоставлено руководителям бюджетных учреждений, заведений и организаций.

Таким образом, с учетом изложенного выплата надбавки уборщице в размере 50 % должностного оклада согласно Постановлению № 134*** является правомерной.

Сроки выплаты заработной платы

4. Да, такой порядок выплаты заработной платы является нарушением законодательства.

Согласно ст. 115 КЗоТ заработная плата должна выплачиваться работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные в коллективном договоре, но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней. В случае если день выплаты заработной платы совпадает с праздничным, нерабочим и выходным днем, заработная плата должна выплачиваться накануне. Такое же требование содержит и ст. 24 Закона об оплате труда.

Как видим, норма выписана таким образом, что не предполагает никаких исключений. Если, например, по поводу места выплаты заработной платы в ст. 24 Закона об оплате труда сказано, что выплата заработной платы осуществляется по месту работы, а с личного письменного согласия работника - через учреждения банков, то в отношении сроков выплаты заработной платы иных вариантов нет. И в данном случае не имеет значения то, что выплаты работникам осуществляются не через кассу предприятия, а с применением пластиковых карточек.

Акцентируем внимание на том, что нередко ст. 14 Закона об оплате труда, предусматривающую договорное регулирование оплаты труда, истолковывают как разрешение устанавливать периодичность выплаты заработной платы по своему усмотрению. Но такое толкование нормы ст. 14 Закона об оплате труда является неверным.

Действительно, коллективным договором определяются конкретные дни и сроки выплаты заработной платы, однако при этом должны соблюдаться требования законодательства. Условия коллективного договора, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, являются недействительными и их запрещено включать в коллективный договор (ст. 5 Закона № 3356).

Подведем итог сказанному: выплата заработной платы реже двух раз в месяц является ухудшением условий труда работников и нарушением законодательства о труде.

Установление повышения
ставок зарплаты учителям-логопедам

5. Для установления повышения ставок заработной платы указанным работникам следует воспользоваться пп. "в" п. 28 Инструкции № 102, т. е. педагогическим работникам, к которым относятся и учителя-логопеды дошкольных учебных заведений, работающие с детьми, которые имеют недостатки в физическом или умственном развитии, нуждаются в особых условиях воспитания или длительном лечении, ставки заработной платы повышаются на 0,66 минимальной заработной платы, или 21,39 грн.

Только что изданным Приказом № 118 были изменены отдельные размеры доплат и надбавок, которые теперь исчисляются от установленных ставок заработной платы, должностных окладов, в процентах. В то же время это не коснулось размера повышения за работу в заведениях специального назначения, или за работу с детьми, которые нуждаются в длительном лечении, имеют недостатки в умственном или физическом развитии. Повышение за работу с такими детьми и до сих пор определяется в размерах, установленных в соответствующих долях от минимальной заработной платы 0,6 грн. с учетом коэффициентов повышения - 1,8; 3,5; 8,575, т. е. для определения размера повышения применяется минимальная заработная плата, составляющая 32,41 грн. Эта величина минимальной заработной платы была определена исходя из размера минимальной заработной платы, рассчитанной по указаниям Министерства образования Украины и действующей на сегодняшний день согласно ст. 3 (абзац второй) Закона № 780.

Таким образом, учителям-логопедам дошкольных учебных заведений ставки заработной платы повышаются на 21,39 грн.

В то же время работникам из числа административно-хозяйственного, обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала (кроме помощников воспитателей) таких заведений должностные оклады (ставки заработной платы) повышаются на 15-25 %, но учителя-логопеды к этой категории работников не относятся, а следовательно, и ставки заработной платы на указанные проценты им не могут быть увеличены.

__________________________

* Кодекс законов о труде Украины от 12.10.71 г. № 322-VIII, с изменениями.

** Порядок выдачи денежного вознаграждения государственным служащим за добросовестную непрерывную работу в органах государственной власти, образцовое выполнение трудовых обязанностей, утвержденный постановлением КМУ от 24.02.03 г. № 212, в редакции постановления КМУ от 02.10 03 г. № 1563.

*** Постановление КМУ от 07.02.01 г. № 134 "Об упорядочении условий оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных областей бюджетной сферы", с изменениями.

Перечень документов

1. Закон № 780 - Закон Украины от 24.12.97 г. № 780/97 "Об установлении величины стоимости черты малообеспеченности и размера минимальной заработной платы на 1998 год".

2. Закон № 1058 - Закон Украины от 09.07.03 г. № 1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", с изменениями.

3. Закон № 2240 - Закон Украины от 18.01.01 г. № 2240-III "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением", с изменениями.

4. Закон об оплате труда - Закон Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР "Об оплате труда", с изменениями.

5. Закон № 3356 - Закон Украины от 01.07.93 г. № 3356-XII "О коллективных договорах и соглашениях", с изменениями.

6. Приказ № 118 - приказ Министерства образования и науки Украины от 24.02.05 г. № 118 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке исчисления заработной платы работников образования".

7. Приказ № 148 - приказ Минсоцзащиты населения Украины, Минфина Украины, Минтруда Украины, Госкомитета по жилищно-коммунальному хозяйству Украины от 29.10.96 г. № 148/232/88/95/08-14-759/123.

8. Инсрукция № 102 - Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Министерства образования Украины от 15.04.93 г. № 102, с изменениями.

9. КЗоТ - Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII, с изменениями.

Елена Тулина,
заместитель начальника юридического управления
Лариса Пушкарева,
главный специалист отдела организации
заработной платы в бюджетных организациях
Алла Литвин,
заместитель начальника управления -
начальник отдела
Вита Василенко,
юрист фирмы "Баланс-Клуб"
Елена Морева,
редактор