КОНСУЛЬТИРУЕТ МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНІ

Первичный учет поступления
продукции растениеводства

Организация первичного учета на
сельскохозяйственном предприятии

Продукция растениеводства поступает в хозяйство в очень сжатые сроки, в летний период, при различных погодных условиях. В связи с этим до начала сбора урожая следует провести подготовительную работу по проверке мест приемки и хранения продукции, состояния весового хозяйства, а также провести инструктаж об ответственности кладовщиков, заведующих током, комбайнеров, водителей, объездчиков, сторожей и других материально ответственных лиц, которые будут задействованы в сборе урожая.

Задача главного бухгалтера хозяйства в первую очередь заключается в проведении подготовки документооборота с определением типовых и специализированных форм первичных документов учета, сроков их представления в бухгалтерию, перечня лиц, которые будут подписывать первичные документы, а также в проведении разъяснительной работы относительно требований по составлению первичных учетных документов, определению функций каждого бухгалтера центральной бухгалтерии и обеспечению своевременной и качественной обработки первичных учетных документов.

На сегодняшний день порядок первичного учета по поступлению собранной с поля сельскохозяйственной продукции регламентируется нормами Инструкции № 269-1. Формы первичных документов утверждены приказами Министерства сельского хозяйства СССР от 24.11.72 г. № 269-2, ЦСУ СССР от 29.06.84 г. (товарно-транспортные накладные ф. № 1-сх (зерно)).

Документирование хозяйственных операций может также осуществляться с использованием самостоятельно изготовленных хозяйством бланков, которые должны обязательно содержать реквизиты типовых или специализированных форм.

Первичный учет поступления
продукции зерновых культур

Урожай зерновых культур собирают раздельным или прямым комбайнированием. Поэтому первичный учет можно осуществлять несколькими вариантами. Выбирают такой вариант, который больше всего подходит к производственным условиям в хозяйстве и способу сбора урожая.

Первый вариант. Он состоит в использовании путевок на вывоз продукции с поля (ф. № 77а). До начала сбора урожая бухгалтерия выдает каждому комбайнеру необходимое количество пронумерованных и прошнурованных бланков путевок. В путевках должны быть заранее указаны название хозяйства, Ф. И. О. комбайнера, марка, номер комбайна, номер поля и т. п. Комбайнер, выгружая зерно (по бункерному весу) из бункера в кузов автомашины, выписывает путевку в трех экземплярах. Первый экземпляр с подписью водителя остается у комбайнера, а второй и третий - у водителя.

На току зерно взвешивают, его точный вес проставляют в обеих путевках, которые подписывает заведующий током (кладовщик), подтверждая приемку, и второй экземпляр возвращает водителю, а третий оставляет у себя для отчета.

Для обобщения данных по поступлению зерна в этом случае кладовщиком ведется Реестр приемки зерна и другой продукции с поля (ф. № 78), который выписывается в одном экземпляре.

Второй вариант. Этот вариант состоит в использовании Реестров отправки зерна и другой продукции с поля (ф. № 77). Комбайнер до начала сбора урожая получает под расписку необходимое количество бланков Реестров, которые используются аналогично путевкам.

За смену у кладовщика (заведующего током) накапливается столько экземпляров путевок или Реестров, сколько задействовано комбайнеров и водителей, умноженных на количество рейсов во время сбора урожая.

На основании третьих экземпляров путевок или Реестров завтоком или кладовщик ежедневно (в конце рабочего дня) составляет Ведомость движения зерна и другой продукции по ф. № 80. Эта Ведомость имеет две части. В первой части записывают остаток зерна на начало дня, общее количество зерна, поступившего и выбывшего за день, и остаток его на конец дня. Данные о количестве поступления зерна за день должны соответствовать количеству зерна, указанному в путевках или Реестрах. Во второй части Ведомости кладовщик (завтоком) записывает каждое взвешивание, указанное в Реестрах вывоза зерна с поля.

Ведомость составляется ежедневно по каждой культуре и сорту и ежедневно в конце дня сдается в бухгалтерию.

Одновременно кладовщик (завтоком) принятое от комбайнеров на ток или в зернохранилище (кладовую) зерно в количественном выражении учитывает в Книге складского учета ф. № 40 или Карточке складского учета материалов ф. № М-17.

Водитель на основании вторых экземпляров Реестров или путевок ежедневно записывает количество перевезенного зерна и в конце дня сдает их в бухгалтерию.

Третий вариант. По этому варианту поступление зерновой продукции учитывается при помощи талонов - талон водителя ф. № 77б, талон комбайнера ф. № 77в.

Эти талоны должны быть различны по цвету, что облегчает учетную работу с ними. Каждый талон предназначен для одного бункера зерна, отправленного от комбайна (или части, если бункер не полный).

Бухгалтерия хозяйства заполняет необходимые реквизиты в талонах, регистрирует в Журнале выданных талонов (ф. № 188) и выдает их комбайнерам и водителям под расписку (обязательны печать хозяйства и подпись главного бухгалтера).

Во время отправки от комбайна полного бункера зерна комбайнер передает водителю один талон комбайнера, взамен водитель передает комбайнеру свой талон (другого цвета). Преимущество этого способа оформления движения зерна с поля на ток (в кладовые) заключается в том, что ни одной записи в талонах во время отгрузки не делается.

В местах временного или постоянного хранения зерна его взвешивают, после чего водитель передает кладовщику (завтоком) талоны, полученные от комбайнера, и Реестр приемки зерна от водителя ф. № 71а. В него кладовщик (завтоком) записывает номера талонов комбайнера, название культуры, массу принятого зерна в килограммах, номер поля, расстояние перевозок и ставит свою подпись о приемке зерна.

Кладовщик (завтоком) на все количество поступившего зерна составляет Реестр приемки зерна и другой продукции по ф. № 78. Реестры открываются на каждую культуру отдельно, они являются основанием для оприходования зерновой продукции на токе и выписываются в одном экземпляре.

Водитель не позднее следующего дня сдает путевой лист диспетчеру или заведующему гаражом для учета выполненной работы, а комбайнер, в свою очередь, осуществляет сверку талонов с талонами водителя и передает свои талоны завтоком, а вместо них получает выписку из Реестра о намолоте зерна и площади, с которой собрана зерновая культура, ф. № 67а. Данные выписки используют для заполнения учетного листа тракториста-машиниста по ф. № 67б о фактическом намолоте и площади, с которой собран урожай зерновых культур, он и является основанием для начисления заработной платы.

Кукуруза на зерно оприходуется и учитывается в массе початков. Валовой сбор зерна определяется в перерасчете початков зерна кукурузы полной спелости агрономом и главным бухгалтером, и в конце года производится расчет переводом початков кукурузы полной зрелости в зерно.

Перерасчет производится по фактическому выходу зерна из початков, который определяют приемные пункты путем обмолота среднесуточных образцов, с учетом базисной влажности зерна (22 %). Такие расчеты могут производиться по каждому материально ответственному лицу или в целом по хозяйству.

Если продажа кукурузы не осуществляется, то выход зерна из початков кукурузы полной зрелости в зерно производится путем лабораторных анализов и расчетов самого хозяйства.

В целях осуществления учета поступления продукции с мелиоративных и оросительных земель производится отдельный учет продукции при помощи отметки на документах штампом "Осушенные", "Орошаемые" и т. п.

Зерно, поступившее на ток, в большинстве случаев требует дополнительной сортировки и сушки. Работы, связанные с очисткой зерна, оформляются Актом на сортировку и сушку продукции растениеводства ф. № 82. Он составляется в одном экземпляре на каждую партию продукции в присутствии агронома. Акт является основанием для оприходования очищенного зерна по культурам, сортам, а также отходов, которые можно использовать или которые подлежат списанию.

Сортовые семена, собранные с сортовых семенных участков, оформляются вышеуказанными документами с использованием одного из трех методов. Однако на первичных учетных документах во время сбора урожая необходимо делать пометку о том, что зерно является сортовым. Перед засыпкой в кладовую его очищают, взвешивают и обязательно записывают в Шнуровую книгу учета семян. При сдаче семян на приемный пункт агроном обязательно выписывает Сортовое свидетельство, которое составляется в двух экземплярах, заверяется подписью руководителя и печатью хозяйства.

Первичный учет поступления
продукции овощеводства

Поступление продукции овощеводства (картофеля, капусты, помидоров, арбузов, цитрусовых, винограда, ягод и т. д.) производится бригадирами, за которыми закреплены отдельные площади (поля) выращиваемых овощных культур, кладовщиками или приемщиками готовой продукции путем их взвешивания по мере поступления от работников, задействованных на уборке овощей.

Первичный учет производится в Дневниках поступления сельскохозяйственной продукции ф. № 81, куда по мере поступления записывается каждая партия овощей с обязательным указанием даты, места сбора-приемки продукции, ее качества и веса. Если сразу невозможно произвести взвешивание овощей, можно использовать ранее заготовленную тару (ящики, ведра, корзины), в которой известен вес овощей, вмещаемых такой тарой. Приемные пункты сбора овощей организовываются на площадях, где они выращиваются.

Отправка овощей к месту хранения (на овощные базы) и на пункты сортировки, переработки производится по товарно-транспортным накладным (ф. № 1-сх) или путевкам на вывоз продукции с поля, которые выписывает приемщик продукции в трех экземплярах, если продукция на месте приемки сразу рассортирована, то в товарно-транспортных накладных указывают название продукции по видам и сортам (например, капуста поздняя "Харьковская", помидоры ранние "Донецкие").

Одновременно приемщик (кладовщик) делает записи в Дневнике поступления сельскохозяйственной продукции ф. № 87, который ежедневно с приложением товарно-транспортных накладных (путевок) сдает в бухгалтерию хозяйства.

На базах хранения, пунктах сортировки и переработки обязательно производится взвешивание и запись вида овощей, веса и т. д. в Книгу складского учета.

Учет урожая столовой и кормовой свеклы также производится при помощи вышеуказанных первичных документов учета, однако за физическую массу принимается масса свеклы после ручной очистки от листьев и земли. Ботву после очистки свеклы используют на силос или на кормление скоту и учитывают как зеленую массу.

Оприходование маточников свеклы производится после выбраковывания нестандартных корнеплодов (неправильной формы, с признаками болезни, поврежденных грызунами и т. д.) одновременно с учетом в единицах веса (массы) - килограммах, тоннах, ведется поштучный учет корнеплодов, который осуществляется расчетно путем взвешивания партии сахарной свеклы и одного корнеплода. Ежедневно производят взвешивание нескольких партий корнеплодов и выводят средние показатели, по которым осуществляется дальнейший учет.

Результаты перерасчетов оформляются по Акту приемки грубых и сочных кормов ф. № 92.

Поступление с поля семян сахарной свеклы оформляется Реестром отправки зерна и другой продукции с поля ф. № 77. Перед отправкой семян на ток их обязательно взвешивают. После очистки семена и отходы опять взвешивают и составляют Акт на сортировку и сушку продукции растениеводства по ф. № 82.

Результаты очистки семян должны отражаться в Ведомости движения зерна и другой продукции ф. № 80.

Семена сахарной свеклы оприходуют после первичной очистки, если свекла соответствует необходимым качественным стандартам.

Бригадир и приемщик (кладовщик) вместе производят сверку собранной с каждой площади сельскохозяйственной продукции по видам, сортам и количеству на основании первичных учетных документов и составляют отчеты по ф. № 121 "Отчет о движении материальных ценностей по счету ____ ", подписывают и ежедневно сдают в бухгалтерию.

Некоторые хозяйства самостоятельно производят переработку продукции овощеводства, по окончании которой на каждую отдельную партию составляют Отчет о переработке продукции ф. № 123, в котором указывают количество сырья (овощей, фруктов и т. п.) и другой продукции (специй, соли и т. п.), использованных при переработке, а также выход готовой продукции, количество отходов, которые пригодны к использованию или подлежат списанию.

Первичный учет поступления
грубых и сочных кормов

Для приемки грубых кормов (корнеплодов, силоса, сенажа и т. п.) в хозяйстве создается специальная комиссия, которую возглавляет главный агроном. В комиссию включают ответственных лиц (зоотехников, бригадиров и др.) и тех специалистов, которые руководят проведением работ по скирдованию, силосованию, буртованию, кагатированию и т. п.

Комиссия для определения массы (веса и количества) производит замеры скирд, кагатов, буртов, траншей и силосных сооружений, а также фактической массы каждого вида продукции путем умножения объема стога, бурта (кагата) на массу 1 м3 кормов.

Определение массы 1 м3 заготовленных кормов производится:

- сена - путем перевешивания 1 м3 сена, взятого в 2 - 3 местах скирды;

- корнеплодов - путем выборочного взвешивания 1 м3 корнеплодов.

Принятые комиссией скирды, кагаты, траншеи закрепляются за материально ответственными лицами. По договоренности определяют место, куда кладутся дощечки (бирки), на которых указывают номер акта, номер бригады, время закладки, объем в кубометрах и массу заготовленного корма.

Приемка комиссией заложенного на корм сенажа или силоса производится не позднее 30 дней после закладки.

Для этого до начала закладки массы необходимо замерить глубину, ширину и длину ям, в которые производится закладка силоса и сенажа.

Количество заготовленного силоса (сенажа) определяется путем умножения объема готового силоса (сенажа) на его массу в 1 м3.

Оприходование производится по актам, в которых указывают дату, номер хранилища, вид трав, начало и окончание закладки, объем силоса (сенажа) в 1 м3 и т. д. Для оприходования грубых и сочных кормов составляют Акт приемки грубых и сочных кормов ф. № 92, который составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр сдают в бухгалтерию, а второй со схемами расположения стогов (скирд) и т. д. передают специальной охране или фуражиру.

Зеленая масса трав и других кормовых культур (ботва, листья капусты) при доставке к месту расположения скота обязательно взвешивается и записывается в товарно-транспортные накладные или путевки водителя, которые и сдаются на подпись заведующему фермой (кладовщику). В конце дня завфермой, бригадир-весовщик записывают количество съеденной зеленой массы трав и других кормов в Ведомость расхода кормов ф. № 94, которая составляется в 2 экземплярах.

Урожайность культурных и натуральных пастбищ для выкармливания скота на корню определяется в центнерах сухой массы сена. При этом количество зеленой массы травы, которая была передана для выпаса скота, а также использована на силос, сенаж, пересчитывается в сено по наличию влаги. Эти расходы определяются комиссией, куда входят специалисты агрономической и зоотехнической служб хозяйства.

Для отражения в учете зеленой массы травы, использованной на корм скоту (на корню) путем выпаса, составляется Акт на оприходование пастбищных кормов, которые учитываются укосным методом по ф. № 93а. Аналогично определяется количество использованных путем выпаса однолетних и многолетних трав.

Ежемесячно бригадир (завфермой) по животноводству сдает в бухгалтерию Акт на оприходование зеленой массы травы и Ведомости расходов кормов, которые являются основанием для оприходования продукции и списания с подотчета бригадира отпущенной зеленой массы травы.

По окончании заготовки все корма должны быть закреплены за фермами и переданы по общей описи под ответственность заведующим (бригадирам) ферм. Один экземпляр инвентаризационной описи хранится в бухгалтерии, а другой - у заведующего фермой.

Обработка первичной документации
в бухгалтерии хозяйства

Бухгалтерия хозяйства со складов, из кладовых, с ферм и других структурных подразделений получает первичные учетные документы вместе с Отчетами о движении продукции и материалов по каждому материально ответственному лицу отдельно.

Первичные учетные документы в бухгалтерии подлежат обязательной проверке сути осуществленной хозяйственной операции, правильности и полноты оформления, наличия подписей, штампов, печатей и т. п. В обязательном порядке каждый документ подлежит таксированию (перерасчету) по каждой строке и по каждому документу.

Аналитический учет движения товарно-материальных ценностей (в том числе их поступления) ведется в стоимостных показателях по каждому виду культуры, сорту (пшеница озимая, ячмень ярый, овес, просо и т. д.) в разрезе материально ответственных лиц или структурных подразделений хозяйства.

Синтетический учет поступления сельскохозяйственной продукции отражается по дебету счета 27 "Продукция сельскохозяйственного производства". Оприходование сельскохозяйственной продукции растениеводства в течение года осуществляется по плановой себестоимости фактического выхода продукции (дебет счета 27, кредит счета 23 по соответствующим аналитическим субсчетам).

В конце года производится корректировка плановой себестоимости продукции сельскохозяйственного производства до уровня фактической, в бухгалтерском учете дополнительно делается запись: дебет счета 27, кредит счета 23 по соответствующим аналитическим субсчетам на сумму доначисления расходов или дебет счета 23, кредит счета 27 - в случае превышения плановой себестоимости над фактической.

Ежемесячно (ежеквартально) в бухгалтерии формируются отдельные папки первичных учетных документов в соответствии с обобщающими регистрами бухгалтерского учета (журналами-ордерами) и/или по материально ответственным лицам (агроном, зоотехник, кладовщик), структурным подразделениям.

Первичные документы до передачи их к архив хозяйства хранятся в бухгалтерии, специальных помещениях или запертых шкафах под ответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером. Сроки хранения первичных документов определены в Перечне № 41.

Перечень документов

1. Перечень № 41 - Перечень типовых документов, которые создаются в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Главного архивного управления при КМУ от 20.07.98 г. № 41.

2. Инструкция № 269-1 - Инструкция по учету продукции и материалов в сельскохозяйственных предприятиях, утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 15.07.80 г. № 269-1.

Людмила Лавриненко,
заместитель начальника Департамента по управлению
государственной собственностью,
бухгалтерскому учету и ревизионной работе