С.Чудина

Таможенные и налоговые требования к контрактам

(Часть 2. Часть 1 см. в консультации от 15.12.2004)

1.6. Условия сдачи (приема)товаров
товаросопроводительные документы

В этой статье внешнеторгового контракта определяются сроки и место фактической передачи товаров и товаросопроводительных документов.

Место приема-передачи товара обусловлено базисом поставки, принятым сторонами контракта. Так, если выбрано условие “Франко-завод”, то местом приемки товара будет территория завода. Иначе говоря, поставляемый товар должен приниматься по количеству и качеству в тот момент и в том месте, где и когда происходит переход права собственности на товар и/или риска его случайной гибели или повреждения.

Прием-сдача производится по количеству согласно товаросопроводительным документам, а по качеству - в соответствии с документами, удостоверяющими качество товара.

Образец

6. Условия сдачи (приемки) товара

6.1. Покупатель должен принять товар по количеству в течение ____ дней после получения транспортной накладной/коносамента от перевозчика с уведомлением о прибытии товара___(кого)___.

Приемка производится в присутствии представителей ___(Продавца, Покупателя, третьего лица)___.

В случае установления недостачи и повреждения товара составляется протокол совместно с представителем. Продавец отвечает за недостачу, повреждение до момента перехода рисков.

6.2. Продавец отвечает за ___(недостачу, повреждения)___товара, возникшие после его передачи, но причина которых существовала до этой передачи, в течение ___ месяцев.

6.3. Товар передается при сравнении данных ___(фактур, накладных, коносамента, др.) ___с прибывшим товаром.

6.4. Продавец обязан в течение ___ дней поставить ___(базис поставки)___ недопоставленный товар и возместить Покупателю дополнительные расходы.

6.5. Покупатель обязан после приемки товара по количеству в течение ___ дней установить его качество.

Покупатель вправе отложить приемку до предоставления необходимых документов со стороны Продавца.

6.6. Покупатель при обнаружении несоответствия качеству составляет рекламацию и извещает Продавца в течение ___.

6.7. При обнаружении скрытых недостатков Покупатель вправе предъявить рекламацию в течение 6 месяцев.

6.8. Если Покупатель не предъявил своевременно рекламацию о недостатках товара, считается, что он принял товар без претензий к качеству.

6.9. Покупатель при правильном и своевременном извещении Продавца о недостатках товара вправе требовать ___ (устранения их в течение..., снижения цены, ДР.) ___.

6.10. Покупатель не может отказаться от приемки товара в случае___(соответствия обычным отклонениям страны ..., др.)___.

6.11. При наличии недостатков в части товара Покупатель может отказаться от приемки остального товара лишь в случае, когда условленные количества составляют целое.

6.12. Продавец отвечает за повреждения, недостатки товара, возникшие после передачи, но причина которых существовала до нее, в течение ____.

Контроль за перемещением контрактных товаров через таможенную границу Украины и процедуры их таможенного оформления проводятся на основании товаросопроводительных документов. Конкретный комплект документов, необходимых для успешной реализации внешнеторговой сделки, может оговариваться в разных статьях контракта: “Условия поставки”, “Условия платежей”, “Упаковка и маркировка” и др. Однако практика таможенной обработки контрактных грузопотоков дает много аргументов и в пользу компактной группировки всего документального комплекса в отдельной статье контракта.

Достаточное внимание оформлению товаросопроводительных документов востребовано не только для проведения таможенных процедур, но и для отражения соответствующих экспортных и импортных операций в бухгалтерском и налоговом учете, для получения доказательства поставки товаров по контракту, для проведения платежей по контракту, для подтверждения заключения договора перевозки товаров и вытекающих из этого договора обязанностей перевозчика и прав отправителей и получателей груза.

К товаросопроводительным документам относятся, в первую очередь, счет-фактура (инвойс) и товарно-транспортные документы. Очень многое зависит от правильно оформленного счета-фактуры. Инвойс - это не только основание для оплаты товара покупателем, но и документ, необходимый для своевременного выполнения административных процедур. Счет нужен для получения лицензий и сертификатов на экспорт и импорт. Он занимает центральное место в таможенных процедурах - ложится в основу таможенной оценки и налогообложения товаров, перевозимых через границу. Наконец, инвойс сопровождает товар по пути его движения от продавца к покупателю. Поэтому будут более чем уместными достаточно подробные инструкции о форме и содержании этого документа.

Во многих странах по требованию таможенных органов счет-фактура выписывается на определенном бланке. Поэтому не стоит удивляться слишком формальным требованиям к инвойсу покупателей из этих стран. Однако в Украине форма инвойса специально не регламентирована. Поэтому предлагаем при осуществлении внешнеэкономических операций пользоваться теми рекомендациями и образцами, которые наработаны практикой и содержат все необходимые сведения.

Счет-фактура (инвойс) - коммерческий расчетный документ, содержащий сведения и цене и стоимости товара и требование продавца к покупателю оплатить проданный товар. Кроме основного назначения Счет-фактура выполняет функцию сопроводительного документа. (С бланком Вы можете ознакомиться в разделе “Справочники”, подраздел “Приложения к документам”, папка “Консультации”)

Инвойс выписывается на бланке продавца в количестве, которое продавец определяет самостоятельно, исходя из простой формулы - по одному экземпляру для всех участников внешнеэкономической операции. Один экземпляр обязательно должен остаться у продавца (и один - у грузоотправителя, если он имеется), второй экземпляр предназначен покупателю (плюс еще один - грузополучателю, если он имеется), а третий экземпляр передается перевозчику и следует вместе с грузом. Дополнительный экземпляр нужно будет оставить в таможне оформления для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара, При получении сертификата происхождения в ТПП тоже потребуется инвойс. Таможенный брокер оставит в своем деле еще один экземпляр и т.д. Исходя из сказанного, инвойс принято выписывать в шести экземплярах.

Счет-фактура заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Но подписать его могут и другие лица, имеющие на то полномочия по должности или доверенности, например, менеджер коммерческого отдела, экономист отдела сбыта, заместитель главного бухгалтера и т.д. Наличие двух подписей не обязательно. Достаточно только первой или только второй подписи. Печать на счете - фактуре не требуется, но может быть проставлена.

На инвойсе может и не быть таможенных штампов. Счет может не только сопровождать товар через границы, но и передаваться средствами электронной связи, доставляться курьерскими службами. Поэтому для таможенного оформления товара в Украине отметки таможни отправления и транзитных таможен на инвойсе не обязательны (подтверждение этому можно найти в письме Гостаможслужбы Украины от 05.12.99 № 11/4-12891).

Если при исполнении внешнеторговой сделки оформлено и включено в пакет товаросопроводительных документов несколько счетов - фактур, например, счет, выписанный производителем товара, и счет, выставленный продавцом, то в таможенных процедурах (для определения таможенной стоимости товара) задействуется тот из них, по которому проходят реальные платежи за товар.

Для выполнения всех своих функций - расчетных, сопроводительных, таможенных и пр. - счет-фактура содержит определенный круг сведений (см. образец заполнения), которые разделяются на несколько блоков:

I. о лицах, участвующих в сделке, -продавце, покупателе, грузоотправителе и грузополучателе со ссылкой на договоры (контракты), заключенные между ними, и с указанием условий поставки товара по Инкотермс 2000 (графы “ПРОДАВЕЦ”, “ПОКУПАТЕЛЬ”, “ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ”, “ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЬ”, “ССЫЛКА НА КОНТРАКТ”, “УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ”);

II. о транспортировке - месте отправления, месте назначения, дате отгрузки, способе отправки, перевозочных документах (графы “МЕСТО И ДАТА ОТПРАВКИ”, “МЕСТО ДОСТАВКИ”, “НАИМЕНОВАНИЕ ТРАНСПОРТА”, “ПРИЛАГАЕМЫЕ ДОКУМЕНТЫ”);

III. о товарах - их детальное описание (графы “НАИМЕНОВАНИЕ”, “ЦЕНА”, “КОЛИЧЕСТВО”, “СУММА”, “ДЕТАЛИ УПАКОВКИ”);

IV. о платеже - способе и сроках оплаты фактурированного товара (графы “СПОСОБ ПЛАТЕЖА”, “РЕКВИЗИТЫ ПЛАТЕЖА”, “ВАЛЮТА И СРОК ПЛАТЕЖА”).

Приведенные образцы инвойса, а также дальнейшее описание каждой его графы, дает возможность легко применить эти сведения на практике. Однако, вовсе не обязательно, чтобы в каждом конкретном счете - фактуре присутствовали все без исключения сведения. Инвойс вполне можно и сократить, исходя из особенностей конкретной поставки, с тем, однако, чтобы не упустить существенные данные - о названии товаров, их цене, сумме, валюте оценки, условиях поставки.

Графы счета – фактуры:

Первый блок граф (в образце заполнения - в правом верхнем углу) определяет реквизиты счета. Здесь содержится его НОМЕР, ДАТА ВЫПИСКИ, ССЫЛКА НА КОНТРАКТ, в соответствии с которым счет выставлен, а также УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ по контракту на базе Инкотермс 2000.

Графа ПРОДАВЕЦ: название продавца в соответствии с учредительными документами, его юридический адрес. Здесь же можно указать идентификационные коды продавца и реквизиты счета, на который проводится оплата за товар, а можно для этих сведений выделить отдельные графы (см. нижнюю часть образца).

Графа ОТПРАВИТЕЛЬ: сведения о лице, которое передает товары перевозчику по поручению продавца. Если же груз отправляет сам продавец, то в графе указывается “Он же”.

Графа ПОКУПАТЕЛЬ: название и юридический адрес покупателя по контракту.

Графа ПОЛУЧАТЕЛЬ: данные о лице, которое принимает товары у перевозчика по поручению продавца. Если грузополучателем выступает сам покупатель, то в графе пишется ссылка “Он же”.

Источником сведений о всех лицах, участвующих в перемещении товаров, - продавце, покупателе, грузоотправителе и грузополучателе - является внешнеэкономический договор (контракт).

Графа МЕСТО И ДАТА ОТПРАВКИ ТОВАРОВ: фиксирует географическую точку и время начала перевозки.

Графа МЕСТО ДОСТАВКИ ТОВАРОВ: указывает на место окончания перевозки.

Графа ТРАНСПОРТ: определяется вид транспорта и его идентификационные номера, если они известны.

Графа ПРИЛАГАЕМЫЕ ДОКУМЕНТЫ: ссылка на перевозочные документы, следующие с грузом. Обычно в этой графе указывается номер товарне - транспортной накладной, если он известен на момент оформления счета.

Источником сведений о перевозке выступает договор перевозки или специфицированный счет-фактура, выставленный перевозчиком.

Следующий блок граф описывает товар - КОММЕРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ТОВАРА, ЦЕНА, ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ, ВАЛЮТА ОЦЕНКИ, КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА В ПАРТИИ, ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ ПАРТИИ, ДЕТАЛИ УПАКОВКИ И МАРКИРОВКИ. Здесь же можно указать число грузовых мест, а также сделать ссылку на код товара в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС).

Отдельной строкой может быть выделена сумма транспортных расходов, включенная в стоимость товара. Разбивка этой суммы на две составляющие - расходы по территории Украины и расходы за границей - может предоставить возможность уменьшить базу налогообложения таможенными налогами и сборами (в таможенную стоимость товара не включаются затраты, понесенные на территории Украины).

Общая сумма инвойса указывается не только цифрами, но и словами - в графе ОБЩАЯ СУММА.

Далее следуют сведения, необходимые для исполнения платежа - СРОК ПЛАТЕЖА, СПОСОБ ПЛАТЕЖА (перевод, аккредитив и т.п.), АДРЕС БАНКА и НОМЕР СЧЕТА, на который производится оплата фактурированного товара.

Источник сведений о товарах и механизме их оплаты - внешнеэкономический договор (контракт).

Счет-фактура (инвойс) - общепринятый расчетный документ в мировой торговле. Однако он используется не всегда. Иногда товарную поставку сопровождает не Счет-фактура, а счет-проформа. Возникает вопрос, в чем отличия счета-фактуры от счета-проформы и когда нужно использовать один, а когда другой?

Счет-проформа (proforma-invoice) - это коммерческий документ, который, как и счет-фактура, содержит сведения о стоимости товара, но, в отличие от счета - фактуры, не используется для расчетов за товар. Если Счет-фактура - это окончательный расчетный документ, то проформу счета можно считать предварительной калькуляцией. Ознакомившись со счетом-проформой, импортер получает информацию о товаре, который он собирается купить, о его цене и порядке его оплаты и, следовательно, может предварительно определить эффективность внешнеторговой сделки.

Счет-проформа может быть выписан на отгруженный, но еще не проданный товар (при ордерной поставке), или, наоборот, на проданный, но еще не поставленный товар, когда счет-проформа нужен импортеру заранее в связи с получением лицензий или выполнением других требований внешнеэкономического законодательства страны импортера.

Счет-проформа выписывается также при поставках во исполнение тех сделок, которые не предполагают денежных расчетов. Это:

- бартерные операции;

- поставки давальческого сырья;

- поставки товаров на консигнацию;

- поставки на выставки, ярмарки;

- предоставление образцов для испытаний и т.п. Для оформления счета-проформы вполне можно использовать те образцы инвойса, которые предложены. По форме счет - проформа будет иметь только одно существенное отличие от этих образцов. В проформу включается оговорка о том, она не является расчетным документом. Например:

“в счет баланса взаимных поставок” (при осуществлении бартерных операций);

“для определения залоговой стоимости” (при поставках давальческого сырья на переработку);

“для таможенных целей” (при поставках выставочных образцов) и т.п.

В трансграничной торговле еще и важно правильно Оформить транспортные документы.

Деловые правила в этой сфере вполне сложились. Для практической работы на внешних рынках необходимо знать, как выглядят перевозочные документы и какие сведения в них указываются. Поэтому очень удобны примеры и образцы документов, традиционно используемых при перемещении товаров от продавцов к покупателям по суше, воздуху или морем.

Практические нюансы:
образцы и примеры транспортной документации

Блок первый:
документы автоперевозок

Документирование международных автомобильных перевозок можно разделить на два этапа:

подготовительный этап;

этап перемещения через таможенную границу Украины транспорта и груза.

Уже на подготовительном этапе требуется оформить:

- лицензию на международные перевозки;

- карточку аккредитации перевозчика в таможне;

- допуск автомобиля к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами. Непосредственно международные перевозки предполагают:

- таможенное оформление транспортного средства - грузовой таможенной декларации на автотранспортное средство (т.н. “ВМД АТЗ”);

- оформление товарне - транспортных докуметов (накладной, инвойса и др.);

- таможенное оформление перевозимых товаров, как предварительное (предварительная декларация), так и окончательное (грузовая таможенная декларация на товары). Выглядит и заполняется документация следующим образом (с образцом заполнения Вы можете ознакомиться в разделе “Справочники”, подраздел “Приложения к документам”, папка “Консультации”)

С грузом через границы следует также счет-фактура (инвойс), а иногда – упаковочный лист или комплектовочная ведомость. (Схему документов, которые сопровождают международную перевозку перевозку товаров см. в разделе “Справочники”, подраздел “Приложения к документам”, папка “Консультации”)

Блок второй:
Документы водных перевозок

Документы на груз, перемещаемый по воде, оформляются на бланках форм Межправительственной морской консультативной организации (форма ІМСО) (см. приведенные образцы в разделе “Справочники”, подраздел “Приложение к документам”, папка “Консультации”).

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ФОРМЫ ІМСО - это документ, содержащий общие сведения о судне.

ГРУЗОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ФОРМЫ ІМСО содержит сведения о грузе, находящемся на судне.

СУДОВАЯ РОЛЬ ФОРМЫ ІМСО - список членов экипажа судна.

СПИСОК ПАССАЖИРОВ ФОРМЫ ІМСО - список пассажиров, которые находятся на судне.

ОБЩАЯ ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ФОРМЫ ІМСО документ, в котором указывается наличие у членов экипажа нормиронанных и запрещенных к ввозу предметов, а также валюты и ценностей (могут быть заявлены отдельным списком).

СПИСОК СУДОВЫХ ЗАПАСОВ ФОРМЫ ІМСО - перечень табачных и вино-водочных изделий, некоторых продовольственных и промышленных товаров, а также судового обеспечения, топлива и масел, находящихся на судне на момент прибытия в порт.

КОНОСАМЕНТ - основной документ, который судовладелец выдает отправителю груза и подтверждает принятие груза к перевозке морским путем. Этот документ выполняет три основной функции, а именно:

1) подтверждает принятие судовладельцем (перевозчиком) груза к перевозке;

2) является товаросопроводительным документом;

3) подтверждает договор перевозки морским путем, то есть перевозчик обязуется доставить груз до места назначения и передать его тому, кто предъявит ему оригинал такого документа.

В соответствии с первой функцией коносамент является распиской судовладельца или уполномоченного лица о том, что указанные товары в указанном количестве и качестве взятые под ответственность судовладельца с целью перевозки. На коносаменте обязательно должна надпись судоходной компании “груз на борту) или “груз принятый к погрузке”.

Вторая функция коносамента - давать право собственник) оригинала на распоряжение грузом - делает его товарораспорядительным документом. Это означает, чтс лицо, указанное в коносаменте или владеющее коносаментом на предъявителя, имеет право требовать от судовладельца выдачу ему товара, который записан в коносаменте, и имеет право продать свое право на распоряжение грузом другому лицу.

Третья функция коносаменту - эта его способность выступать единственным доказательством наличия договора морской перевозки между отправителем груза и судовладельцем. Эту функцию коносамент выполняет при перевозке товаров на судах регулярных линий или в случае поставки отдельными партиями, недостаточными по размерам для использования всего судна или его части.

При перевозке трамповыми судами коносамент выполняет только первые две функции - служит распиской в получении груза к перевозке и является товаросопроводительным документом.

Коносамент содержит сведения о названии судна, его собственника, тоннаже, наименовании портов отправления и назначения, сумме фрахта, месте ее выплаты, количестве выданных экземпляров коносамента (см. образец). Он подписывается капитаном судна или судовым агентом. Полный комплект коносаментов составляет три копии и три оригинала.

Различают следующие виды коносаментов:

- именной;

- ордерный;

- на предъявителя.

Именной коносамент содержит указание о том, что товар должен быть доставлен определенному получателю в соответствии с указанными в нем наименованием и адресом.

Ордерный коносамент предполагает, что отправитель груза может передать свое право третьему лицу, индоссировав его, то есть поставив на обратной стороне свою подпись и печать. Такой коносамент используют в том случае, когда оплата проводится против предъявления документов банку.

Коносамент на предъявителя предусматривает, что товар передается любому лицу, которое предъявит такой коносамент.

Выдача товара по коносаменту может проводиться:

- по именному коносаменту - лицу, на чье имя он выписан;

- по ордерному - лицу, на имя которого он индоссирован;

- по коносаменту на предъявителя - лицу, которое его предъявит.

Если получатель груза продает не всю партию товара по коносаменту, а только его часть или когда партия товара одновременно продается нескольким покупателям, он может разделить коносамент на нужное количество и каждому покупателю выписать частичный коносамент или деливери - ордер, по которому каждый клиент получает свою часть груза.

При перевозке грузов наливом, навалом или насыпью капитан судна может в коносаменте сделать об этом предостережение. После выдачи груза по одному из экземпляров коносамента другие коносаменты теряют свою силу. Инспектору таможни представитель судна предъявляет копию коносамента для сверки ее данных с данными грузового манифеста.

ШТУРМАНСКАЯ РАСПИСКА - документ подтверждени судовладельцем принятия товара перевозке. Расписка выписываете помощником капитана, содержи информацию о фактическом кач“ стве товара и позволяет перевозику выдать коносамент. Штурманская расписка выдается грузоот правителю, если не готов коносемент или когда товар размеще вдоль борта судна (условия пс ставки FAS). Штурманская распис ка не является товарораспоряди тельным документом, поэтому судовладелец может выдать коноса мент отправителю, не настаивая н возврате ему штурманской расписки.

ГРУЗОВОЙ МАНИФЕСТ это список коносаментов, где так же содержится информация о гру зе, отправителе, получателе, порт отправления и порте назначени (образец см. в разделе “Справочники”, подраздел “Приложение к документам”, папка “Консультации”).

На коносаментах и штур манских расписках инспектор, ко торый проводит таможенное оформление, не делает никаких за писей и не проставляет штампої или оттисков личной номерной пе чати. Эти отметки проставляются в грузовых манифестах (после сверки их с коносаментами или ее штурманскими расписками).

ПОРУЧЕНИЕ НА ЗАГРУЗКУ СУДНА. Этот документ предоставляется таможенному органу перед загрузкой судна экспортным или транзитным грузом и содержит в себе информацию о количестве товара, его наименовании, названии судна, его принадлежности, названии отправителя и получателя, названии порта загрузки и порта назначения, а также дополнительную информацию для экспедитора груза, то есть его основные задания во время загрузки судна.

КАРГОПЛАН - грузовой план судна, в котором указываются все грузовые помещения, надстройки, выгородки, где размещен принятый к перевозке груз.

Следует также отметить, что за последние годы в международном коммерческом обороте достигнуто значительное упрощение документации. Так, коносаменты нередко заменяются необоротными документами, похожими на используемые при перевозках другими - не морскими - видами транспорта. Такие документы, получившие название

- “водная накладная”,

- “фрахтовая расписка”

и другие, могут достаточно успешно использоваться, за исключением тех случаев, когда покупатель хочет продавать товар в пути посредством передачи бумажного документа новому покупателю.

Блок третий:
Документы железнодорожных перевозок

Международные железнодорожные перевозки регулируются в соответствии с международными соглашениями о железнодорожном грузовом сообщении и оформляются накладными по установленным этими соглашениями формам.

До 1991 года бывшие социалистические страны, входившие в Совет экономической взаимопомощи, руководствовались при железнодорожных перевозках грузов по территориям этих стран Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). Это Соглашение, помимо прочего, регламентировало форму железнодорожной накладной, которая называлась накладной СМГС. И хотя в 1991 году из Соглашения вышли европейские страны, форма накладной СМГС при отправке грузов с/на территорию стран бывшего СССР, в том числе и Украины, сохранилась, и эта накладная продолжает применяться и сегодня.

Железнодорожную накладную выписывает отправитель груза - экспортер или его экспедитор. Учитывая особый статус накладной и с целью недопущения конфликтных ситуаций между отправителями, получателями, железной дорогой и таможенными органами, во избежание неоднозначного толкования результатов таможенного контроля и оформления, во время проведения таможенных операций с товарами, перемещаемыми через таможенную границу Украины железнодорожным транспортом, на всех листах железнодорожной накладной проставляются оттиски личных печатей инспекторов таможни (таможенного обеспечения).

В отличие от стран СНГ, европейские страны руководствуются Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ / COTIF) 1980 . года, в частности, приложением В к этой Конвенции, содержащим условия перевозок грузов, которое называется Единые правила МГК. Конвенция КОТИФ предусматривает немного другую форму железнодорожной накладной, которую называют накладной КОТИФ. Украина не является участницей данной Конвенции. Поэтому при осуществлении перевозки из стран СНГ, в том числе Украины, когда часть пути будет проходить через европейские страны, накладная СМГС оформляется до пограничной станции железной дороги страны, граничащей с СНГ, где накладная СМГС будет переоформлена в накладную КОТИФ. Такая же процедура, только в обратном порядке (накладная КОТИФ переоформляется в накладную СМГС), производится на пограничных .станциях при отправке товаров из Европы в страны СНГ, в том числе в Украину.

Блок четвертый:
Документы авиаперевозок

Международные воздушные перевозки грузов определяются Варшавской конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 года, дополненной Гаагским протоколом 1933 года. СССР был участником данной Конвенции и Протокола. В силу правопреемства эти документы действуют и для Украины. Раздел третий Варшавской конвенции регламентирует порядок выдачи “воздушно - перевозочного документа”, который на практике называют авианакладной (авиагрузовой накладной).

Грузовая авиационная накладная международного образца (Air Waybill, AWB) - перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки между грузоотправителем и воздушным перевозчиком в международном сообщении. Авианакладная не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом.

Грузовая накладная представляет собой комплект, состоящий из 12-ти экземпляров, в том числе из 3-х оригиналов. На первом экземпляре ставится штамп “Для перевозчика” и подпись отправителя. Второй экземпляр подписывается отправителем и перевозчиком, следует вместе с грузом и вручается получателю. Третий экземпляр авианакладной подписывается перевозчиком и передается отправителю после принятия груза к перевозке. Остальные 9 экземпляров являются копиями, следуют с грузом и предназначены для участников перевозочного процесса.

Авиагрузовая накладная имеет фирменный знак, наименование авиакомпании, серийный номер и включает следующие реквизиты:

- Наименование аэропорта отправления / Airport of departure

- Наименование аэропорта назначения / Airport of destination

- Наименование и адрес отправителя / Shipper's "Name & Address

- Наименование и адрес получателя / Consignee's Name & Address

- Наименование груза / Designation of cargo

- Количество мест/Number of package

- Вид упаковки / Way of package

- Маркировка / Marking

- Общий вес в кг / Total weight (kg)

- Место и дата выдачи авианакладной / Executed on (Date) at (Place).

1.7. Упаковка и маркировка

Этот раздел содержит сведения об упаковке товара (ящики, мешки, контейнеры и др.), нанесенной на нее соответствующей маркировке (наименование продавца и покупателя, номер договора (контракта), место назначения, габариты, специальные условия складирования и транспортировки и др.), а при необходимости - также об условиях возврата упаковки.

Образец

7. Упаковка и маркировка

7.1. Тара и упаковка должны отвечать экспортным требованиям для данного вида товаров в стране _________ (Продавца, Покупателя) ________ или обычным требованиям внешнеторгового оборота и отвечать условиям контракта.

7.2. В каждое грузовое место должен быть вложен упаковочный лист с указанием _________ (количества, веса брутто и нетто, количества единиц, др.)___________

7.3. На каждое грузовое место должна быть прочно нанесена маркировка на ___языке с указанием ___(наименование, адрес сторон, номер контракта, АР.)___.

При заключении внешнеторгового контракта необходимо принять во внимание тот факт, что в Украине приняты особые процедуры таможенного оформления тары и упаковки товаров.

Прежде всего, это относится к таможенному режиму перемещения тары через таможенную границу Украины. Если упаковка товара не включена в его продажную цену (оценена отдельно), не оплачивается покупателем товара и подлежит возврату продавцу (возвратная тара), то она помещается в таможенный режим временного ввоза (вывоза). В соответствии с этим таможенным режимом на возвратную тару заполняется отдельная ГТД. Эта декларация ставится на таможенный контроль на тот срок, который предусмотрен внешнеэкономическим контрактом для возврата заявленной тары (срок не должен превышать одного года).

Кроме того, весьма специфичны правила классификации упаковочных материалов (по ГС / УКТВЭД). Тара (упаковка) одноразового использования классифицируется вместе с содержащимся в ней товаром (кодируется кодом товара), а тара (упаковка) многоразового использования классифицируется отдельно от предметов, для которых она предназначена (кодируется как самостоятельный товар).

С 2002 года таможенные процедуры осложнились подачей таможне дополнительного документа -Листа об упаковке - при импорте товаров 11 товарных групп УКТ ВЭД: шоколада, кофе, алкогольных напитков, сигарет, моторных масел, лекарств, некоторых предметов гигиены, обуви, быттехники. Необходимость нового документа еще раз заставила пересмотреть требования к товаросопроводительным документам (накладным, инвойсам и др.) с тем, чтобы в них присутствовали все сведения, необходимые для заполнения Листа об упаковке: отдельно о весе брутто и нетто товара, отдельно о виде и весе упаковки и т.д.

Совсем небезразлична для таможенных целей и маркировка товаров. Именно маркировке уделяется особое внимание при проведении таможенных досмотров с целью установить страну происхождения импортных товаров. Сведения о стране происхождения, в свою очередь, определяют, какая именно пошлина применяется к товару - льготная или полная.

Проблемы возникают тогда, когда обнаруживаются расхождения между сведениями о происхождении товаров, которые нанесены путем маркировки, и теми сведениями, которые содержаться в документации на товар - товаросопроводительных документах, сертификатах о происхождении. Во избежание нежелательных последствий в виде увеличения ставки применимой пошлины, необходима осведомленность о принятых -в Украине тарифных правилах и связанных с ними правилах определения происхождения товаров.

Льготные ставки Таможенного тарифа Украины применяются при таможенном оформлении товаров из стран, которым Украина предоставляет режим наибольшего благоприятствования по перечню, утвержденному парламентом Украины. Происхождение таких товаров определяется на основании товаросопроводительных документов и маркировки. Подтверждается происхождение товаров из конкретной страны одним из следующих способов:

1. Достаточным условием подтверждения происхождения товара из конкретной страны является указание экспортером (отправителем) товара сведений о стране происхождения товара в товаросопроводительных документах или наличие сертификата о происхождении товара "Certificate of origin" независимо от формы такого сертификата.

2. В случае отсутствия в товаросопроводительных документах сведений о стране происхождения товара допускается установление страны происхождения на основании информации, содержащейся на товаре (бирки, ярлыки, этикетки, маркировка и т.п.). Установить страну происхождения также можно по паспорту товара, его технической документации, по выводу-экспертизе таможенных и других уполномоченных органов, а также по другим документам, имеющим отношение к товару. Штрих-код, указанный на товаре, не принимается в подтверждение страны происхождения.

3. Если непосредственно на самом товаре и в товаросопроводительных документах содержатся разные сведения о стране происхождения товара, то в этом случае страна происхождения должна подтверждаться сертификатом.

4. Если на товаре или в товаросопроводительных документах, содержатся сведения о стране происхождения товара, отличные от указанных в сертификате, то страна происхождения товара признается на основании данных сертификата.

5. В случае возникновения у таможни обоснованных сомнений в достоверности заявленных сведений о происхождении товара, подтверждение страны происхождения товара должно осуществляться сертификатом.

6. Товар, происхождение которого из той или другой страны однозначно не определено, считается таким, страна происхождения которого неизвестна. К такому товару применяются полные ставки пошлины, которые, как правило, выше льготных ставок в два раза.

1.8. Форс-мажорные обстоятельства

Этот раздел контракта содержит данные о том, в каких случаях условия контракта могут быть не выполнены сторонами (стихийные бедствия, военные действия, эмбарго, вмешательство со стороны властей и др.). При этом стороны освобождаются от ответственности на срок действия этих обстоятельств, либо могут отказаться от выполнения контракта частично или в целом без дополнительной финансовой ответственности. Срок действия форс-мажорных обстоятельств подтверждается Торгово-промышленной Палатой соответствующей страны.

Образец

8. Форс-мажорные обстоятельства

8.1. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы для исполнения любой из сторон обязательств по контракту, а именно __ (кроме традиционно указываемых обстоятельств - пожары, землетрясения, военные действия - целесообразно, особенно в импортных контрактах, назвать повышение таможенных пошлин, акцизов, других налогов именно на контрактный товар с указанием величины (в процентах от действующих на момент подписания контракта ставок) такого повышения, которое стороны считают форс-мажором)___срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства.

Данные обстоятельства должны быть удостоверены Торговой палатой или другими компетентными органами соответствующей страны Продавца, Покупателя или другой нейтральной страны.

8.2. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по контракту, должна в течение ___ дней известить другую сторону о наступлении и прекращении таких обстоятельств.

8.3. Если соответствующие обстоятельства будут продолжаться более ___ дней с даты окончания оговоренного в п.___ срока поставки, то каждая из сторон может отказаться от исполнения обязательств по контракту, и тогда ни одна из сторон не будет иметь права на возмещение другой стороной возможных убытков.

Форс-мажорная оговорка способна, кроме прочего, защитить от частых изменений таможенно-тарифной и налоговой политики. Такую оговорку рекомендуется привязывать к конкретной сделке. Например, при поставке легковых автомобилей формулировка форс-мажора будет предусматривать освобождение от ответственности за неисполнение контракта при возможном n-кратном (или в процентном соотношении к существующей на момент подписания контракта ставке) увеличении ввозной пошлины или акцизного сбора (или того и другого вместе) именно на эти автомобили, когда продолжение сделки оказывается экономически нецелесообразным.

Украинская сторона контракта, столкнувшись с действием форс - мажора, не будет дополнительно наказана государством. Надлежаще подтвержденные форс-мажорные обстоятельства - достаточное основание для неприменения пени за просрочку возврата валютной выручки в Украину, а также за просрочку векселя при осуществлении операций по переработке давальческого сырья.

1.9. Санкции и рекламации

Этот раздел устанавливает порядок применения штрафных санкций, возмещения убытков и предъявления рекламаций в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением одним из контрагентов своих обязательств.

Неустойка - это взыскиваемая с должника денежная сумма, которая определяется в процентном отношении к сумме неисполненного или ненадлежаще исполненного обязательства.

Пени - это установленная законом или договором на случай просрочки исполнения должником обязательства денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в процентном отношении к сумме просроченного обязательства за каждый день просрочки.

Неустойка и пени обобщенно называются штрафными санкциями.

Убытки - это имущественные потери, выраженные в денежной форме. В состав убытков входят расходы, понесенные потерпевшим, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые он мог бы получить при отсутствии правонарушения (упущенная выгода). Первые два вида убытков, за исключением упущенной выгоды, охватываются понятием реального (положительного) ущерба.

Рекламация понимается в значении претензии к качеству поставленной продукции, проданного товара, выполненной работы, которая содержит требование об устранении недостатков или снижении цены, оформленной соответствующими актами.

Должны быть четко определены размеры штрафных санкций (в процентах от стоимости недопоставленного товара или суммы неуплаченных средств), сроки выплаты штрафов - с какого срока они устанавливаются и на протяжении какого времени действуют, сроки, на протяжении которых рекламации могут быть заявлены, права и обязанности сторон контракта при этом, способы урегулирования рекламаций.

Образец

9. Санкции и рекламации

9.1. В случае нарушения Продавцом сроков поставки, указанных в п. ___, он платит штраф в размере ___% стоимости непоставленного товара за каждый ___ день просрочки, начиная с___дня по истечении установленного срока. Общая сумма штрафа не должна превышать ___% от общей стоимости непоставленного в

срок товара.

9.2. При просрочке поставки на ___ дней Покупатель вправе заключить договор с третьим лицом в целях исполнения контракта, Продавец же обязан возместить разницу в ценах, предусмотренных в контракте и в договоре с третьим лицом. При несогласии с этим Продавца Покупатель вправе расторгнуть контракт и потребовать возмещения расходов и ущерба в связи с неисполнением контракта в размере не более ____% стоимости непоставленного товара.

9.3. В случае несоответствия товара требованиям по количеству Продавец обязан допоставить товар в соответствии с п.___ и уплатить ___% от стоимости непоставленного товара.

9.4. Если товар не соответствует качеству, Продавец обязан снизить цену на ___% от стоимости некачественного товара или ___ (другое) ___.

9.5. При неисполнении Покупателем условий платежей, указанных в п. ___ контракта он обязан возместить Продавцу неустойку в размере___% контракта.

9.6. При просрочке срока платежа, указанного в п.___ на ___ дней Продавец вправе расторгнуть контракт и требовать возмещения ущерба на основании применимого материального права.

Нужно учесть, что по общему правилу убытки возмещаются в части, непокрытой неустойкой, если не оговорено иное. Поэтому, контрактом должны быть специально предусмотрены случаи, когда убытки взыскиваются в полной сумме сверх неустойки (например, в случае взыскания пени за несвоевременный возврат валютной выручки, если это произошло по вине контрагента).

Контрактом могут быть предусмотрены санкции (возмещение ущерба) за задержки в таможенном оформлении груза, связанные с ненадлежащим оформлением товаросопроводительных документов. Ущерб в данном случае может выразиться в плате за простой транспортного средства, за пребывание товара под таможенным контролем, за вынужденное помещение товара на таможенный (лицензионный) склад и т.п.

1.10. Арбитраж

При выполнении контрактных обязательств между сторонами может возникнуть спор по самым разным причинам: из-за нарушения сроков поставки, просрочки оплаты продукции, ненадлежащего качества товара, неодинакового понимания текста контракта и т.п. Когда переговоры разногласий не разрешают, потерпевшая сторона предъявляет претензию и обращается с иском в суд, если претензия не была удовлетворена.

В такой ситуации может оказаться любой участник внешней торговли, поэтому в контрактах предусматривается порядок урегулирования споров и разногласий. В соответствующем разделе контракта указывается место арбитражного суда, полное его название, страна и материальное право, которое будет применяться при рассмотрении споров, и обусловлены случаи, при которых стороны могут обратиться в суд (арбитраж).

Арбитраж бывает двух видов: разовый и постоянно действующий. Разовый арбитраж образуется для рассмотрения спора по конкретному контракту, а постоянно действующий арбитраж работает, как правило, при торговых палатах, товарных биржах, союзах предпринимателей. Обычно предпочтение отдается постоянно действующим арбитражам, среди которых для украинских торговцев предпочтителен Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины (МКАС при ТПП). К слову, этим же судом разработан и рекомендуется следующий текст арбитражной контрактной оговорки:

Образец

Любой спор, возникающий по настоящему договору или в связи с ним, подлежит передаче на рассмотрение и окончательное разрешение в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины.

Стороны согласны с тем, что в процессе рассмотрения и разрешения спора будет применяться Регламент Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Украины. Правом, регулирующим настоящий договор, является материальное право___(страны)___.

Арбитражный суд состоит из ___(единоличного или трех) арбитра (арбитров)___.

Место проведения Арбитражного суда __ (город) __.

Язык (языки) арбитражного разбирательства ___ (украинский, русский, другой) ___.

Сделать правильный выбор арбитража, без сомнения, поможет дополнительная информация о процедурах и услугах международных арбитражных центров и организаций, которую можно получить “из первых рук”:

АДРЕСА МЕЖДУНАРОДНЫХ АРБИТРАЖНЫХ ЦЕНТРОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ:
 
ЮНСИТРАЛ
Uncitral, Office of Legal Affairs
United Nations, Vienna International Centre
Р.О. Вох 600
А-1 400 Vienna
Telephone. (43 1) 21 13 10
Fax (43 1) 230 78 40
 
Международная торговая палата
International Chamber of Commerce (ICC)
38, Cours Albert ler
F-75008 Paris
Telephone: (33 1) 49 53 28 28
Fax: (33 1) 49 53 29 33
 
Лондонский суд международного арбитража
London Court of International Arbitration
2-5 Minories
GB-London ES3 N 1BJ4
Telephone: (44 71) 702 95 99
Fax: (44 71) 702 97 67
 
Стокгольмская Торговая Палата
Stockholm Chamber of Commerce
Р.О. Вох 16050
S-1 03 22 Stockholm
Telephone: (46 8) 613 18 00
Fax: (46 8) 11 24 32
 
Центр международного арбитража Федеральной экономической палаты
International Arbitral Centre of the Federal Economic Chamber
Р.О Вох 190 А-1 045
Vienna Telephone (43 1) 501 054398
Fax: (43 1) 502 06 270
 
Торговая палата в г. Цюрихе
Zurich Chamber of Commerce
Bleicherweg 5 (Borse)
СН-8022 Zurich
Telephone: (41 1) 221 07 37
Fax: (41 1) 211 76 15
 
Торгово-промышленная палата в Женеве
Geneva Chamber of Commerce and Industry
4, Bd du Theatre
СН-1211 Geneva
Telephone (41 22) 311 53 33
Fax (41 22) 310 03 63
 
Швейцарская арбитражная ассоциация
Association Suisse de l'Arbitrage (ASA)
РО. Вох 41 82
4002 Basel, Switzerland
Telephone: (41 61) 272 58 88
Fax: (41 61) 272 53 82
 
Торговая палата в г. Базеле
Basel Chamber of Commerce
St. Alban-Graben 8,
4001 Basel, Switzerland
Telephone: (41 61) 272 18 88
Fax: (41 61) 272 62 28
 
Внешнеторговый арбитражный суд при экономической палате Югославии
Foreign Trade Arbitration Court
at the Economic Chamber of Yugoslavia
Knez Mihailova 10, Р.О. Вох 47
11000 Belgrade, Yugoslavia.
Telephone: (38 11) 62 49 82
 
Торгово-промышленная палата в г. Берне
Berne Chamber of Commerce and Industry
Gutenbergstrasse 1,
3011 Berne, Switzerland
Telephone: (41 31) 26 17 11
Fax.(41 31)261715
 
Немецкий институт третейского судопроизводства Deutche Institution fur Schiedsgerichtswesen (DIS)
Schedestrasse 13,
5300 Bonn 1 , Germany
Telephone: (49 228) 21 00 23
Fax:(49 228) 21 22 75
 
Словацкая торгово-промышленная палата
Slovakian Chamber of Commerce and Industry
Gorkeho 9,
81603 Bratislava, Slovakia
Telephone (42 7) 507 54
Fax: (42 7) 33 07 54
 
Бельгийский центр национального
международного арбитража
Centre Belge pour l’Etude et la Pratique de l'Arbitrage National et International (CEPANI)
Rue des Sols, 8, 1000
Brussels, Belgium
Fax: (32 2) 51 1 58 80
 
Международный коммерческий арбитраж торговли и промышленности
The International Commercial Arbitration Court of Commerce and Industry
Blvd. N Balcescu 22, Bucharest 70122, Romania
Telephone: (40 0) 13 79 01
Fax:(40 0) 12 20 91
 
Арбитражный суд при Венгерской торговой палате
The Court of Arbitration
at the Hungarian Chamber of Commerce
Kossuth Lajos ter 6-8, 1389 Budapest V, Hungary Telephone: (36 1) 131-1527
Fax: (361)153-1285
 
Датский институт арбитража
Danish Institute of Arbitration
Vester Farimagsgade 29,
1606 Copenhagen, Denmark
Telephone (45) 33 93 89 22
 
Медународный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины
254601 , Киев-25, Украина
ул. Большая Житомирская 33
Телефон: (007) 044 228-25-55
Факс: (007) 044 212-33-53
 
Экономическая палата Словении
Economic Chamber of Slovenia
Slovenska Cesta 41
61000 Ljubhana, Slovenia
 
Институт привилегированных арбитров
The Chartered Institute of Arbitrators
24 Angel Gote
City Road, London ECIV 2RS
Telephone: (44 71) 837 44 83
 
Ассоциация Испанского арбитража
Asociacion Espanola de Arbitraje
Plaza San Amaro 1
Madrid 20, Spain
Telephone: (34 1)270 32 32
 
Палата национального и международного арбитража в Милане
Camera Arbitrate Nazionale е Internazionale di Milano
Via Meravigli 9/В
20123 Milano, Italy
Telephone: (39 2) 85 15 45 36
Fax:(392)85154384
 
Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации
103012 Москва,
Россия ул. Ильинка 6
Телефон. (7 095) 929-0194
 
Американская арбитражная ассоциация
American Arbitration Association
140 West 51st Street
New York, N.Y. 100220-1203
Telephone: (1 212) 484 40 00
Fax: (1 212) 765 48 74
 
Институт арбитража Торговой палаты
г. Осло
Arbitration Institute of the Oslo Chamber of Commerce
Drammensvein 30
0255 Oslo 2, Norway
Comite Francais de I'Arbitrage
5, rue de Stoskholm, 75008 Paris, France
 
Арбитражный суд Чешской торгово-промышленной палаты
The Arbitration Court of the Czech Chamber of Commerce and Industry
Argentinska 38
17005-Prague7,
Czech Republic
Telephone and Fax: (42 2) 87 52 16
 
Итальянская арбитражная ассоциация
Associazione Italiana per I'Arbitrato
Via Venti Settembre 5
00187 Rome, Italy
Telephone: (39 6) 474 35 94
Fax: (39 6) 488 26 77
 
Нидерландский институт арбитража
The Netherlands Arbitration Institute
Р.О. Вох 190
3000 AD Rotterdam, The Netherlands
Telephone: (31 10) 4040 22 00
Fax: (31 10) 4044 51 40
 
Арбитражный суд при Болгарской торгово-промышленной палате
The Court of Arbitration at the Bulgarion Chamber of Commerce and Industry
Boulvard Stamboliiski 11-А
1044 Sofia, Bulgaria
Telephone (359 2) 87 54 75
Fax: (359 2) 87 32 09
 
Арбитражный суд при Эстонской торгово-промышленной палате
Arbitration Court Estonian Chamber of Commerce and Industry
Toom-Kooli 17
ЕЕ0106 Tallinn, Estonia
Telephone: (372 2) 444 368
Fax: (372 2) 443 656
 
Международный арбитражный суд при Беларусской Торгово-промышленной палате
пр-т Машерова 14
220035 Минск,
Республика Беларусь
Телефон (0172) 269 194
 
Арбитражный суд Польской торговой палаты
Court of Arbitration at the Polish Chamber of Commerce
Р.О. Вох 361
ul. Ultrebacka 4
00-074 Warsaw, Poland
Telephone: (48 22) 27 47 54
 

Возможность предъявления иска в арбитраж небезгранична во времени и прекращается по истечении срока исковой давности (legal limitation). В международном коммерческом обороте исковая давность по контрактам купли - продажи регулируется Конвенцией ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров от 14.07.74, если стороны контракта находятся в странах - членах Конвенции и не исключили в контракте ее применение. Для коммерческих правоотношений Конвенцией установлен единый срок исковой давности в четыре года. По тем же контрактам, которые не урегулированы Конвенцией, применяются сроки исковой давности, определенные правом страны, которое стороны предусмотрели в контракте.

В национальных системах действуют разные сроки исковой давности для одних и тех же правоотношений. Так, например, в США - от 4 до 10 лет - в зависимости от законодательства штата. В Англии - 12 лет по искам из контрактов за печатью; 6 лет - по искам из неформальных контрактов, в Германии общий срок исковой давности - 30 лет, а по искам между коммерсантами - от 6 месяцев до 2 лет (С. Хомяк, претензионно - исковая работа по внешнеэкономическим контрактам. - “Баланс”.-15.04,00 -№ 17).

1.11. Заключительные условия контракта

В этой статье формулируются процедуры оформления и действия контракта.

Вступление контракта в силу зависит от воли сторон, подписавших его.

Однако украинская практика внешней торговли знает множество административных ограничений, налагаемых на внешнеторговый оборот государственными органами. Это лицензирование, экспортный контроль, обязательная сертификация импорта и др. На момент подписания контракта у его украинской стороны может и не быть полной уверенности в успешном преодолении административных барьеров. Поэтому целесообразно отсрочить вступление контракта в силу до получения положительного решения компетентных государственных органов в тех случаях, когда это требуется.

Образец

Настоящий контракт вступает в силу после того, как ___ (Продавцом, Покупателем) ___ будет получена экспортная (импортная) лицензия на товар, являющийся предметом контракта.

Датой вступления контракта в силу считается дата, проставленная в названной лицензии.

Если указанная лицензия не будет выдана, то контракт считается не вступившим в законную силу. При этом стороны не имеют права требовать возмещения расходов и издержек.

Завершают внешнеэкономический контракт юридические адреса, почтовые, платежные и отгрузочные реквизиты контрагентов, подписи и печати участников контракта.

Составление контракта не терпит невнимания к деталям. Даже такой, казалось бы, “проходной” раздел, как банковские реквизиты сторон, способен вызвать “таможенные недоразумения” и существенные убытки. С подобным практика сталкивается во время таможенного оформления товаров из стран СНГ с предоставлением налоговых льгот в режиме свободной торговли.

Как известно, данные льготы предоставляются при условии выполнения трех правил: (1) “непосредственной закупки”, (2) “прямой отгрузки” и (3) подтверждения происхождения товаров путем предоставления сертификатов происхождения товаров.

“Непосредственная закупка” - это закупка товара непосредственно у предприятия, фирмы, зарегистрированных в установленном порядке в стране экспорта. Что же произойдет в случае, если оплата из Украины пройдет не продавцу из СНГ, а другой компании - нерезиденту СНГ по распоряжению продавца? При таможенном оформлении импорта товара в Украину таможня откажет в предоставлении импортеру льгот, предусмотренных межгосударственными Соглашениями о свободной торговле со странами СНГ, ссылаясь на нарушение правила “непосредственной закупки”. Однако и из этой ситуации можно искать выход.

Анализ применимых к таким случаям законодательных актов показывает, что ни в одном из них не содержится ограничений относительно проведения оплаты за импортный товар третьему лицу. А это:

- Соглашение между правительством Украины и Правительством соответствующей страны СНГ о свободной торговле;

- Закон Украины “О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте”;

- Декрет Кабинета Министров Украины “О системе валютного регулирования и валютного контроля”;

- Закон Украины “О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами”.

Однако отсутствие в действиях таможни достаточных правовых оснований для отказа в предоставлении налоговых льгот еще нужно доказывать. Поэтому в качестве самого безболезненного выхода из сложившейся ситуации можно порекомендовать следующее (применимо в случае, если поставка осуществляется на условиях товарного кредита):

Действие 1. Украинский импортер заключает импортный контракт с резидентом СНГ, которым предусматривается непосредственная оплата (с отсрочкой платежа) этому контрагенту.

Действие 2. Производится таможенное оформление импорта товара на основании этого контракта.

Действие 3. После таможенного оформления импорта заключается дополнительное соглашение к контракту, которым условия оплаты изменяются и получателем платежа становится третье лицо - нерезидент СНГ.

Какой результат достигается в итоге? Российский контрагент остается стороной внешнеэкономического контракта - продавцом, и правило “непосредственной закупки” не нарушается. Благодаря заключенному дополнению к контракту, которым изменен получатель платежа, внешнеэкономический контракт приобретает признаки договора в пользу третьего лица, предусмотренного гражданским правом Украины, а значит - правомерного с точки зрения украинского законодательства.

Многое из того, что рекомендовано в этой главе книги универсально и применяется при заключении других сделок, отличных от купли-продажи. Однако к некоторым контрактам предъявляются и совершенно специфические требования. Поэтому дальше речь пойдет именно об этих особенностях.

Резюме:

1. Внешнеэкономический контракт выстраивается из определенных разделов - блоков, каждому из которых специфическую окраску придают украинские таможенные и налоговые правила.

2. Контракт считается заключенным только тогда, когда достигнуто согласие по всем его существенным условиям - о предмете, цене и сроке действия. Контракт подписывается сторонами и свидетельствуется их печатями.

3. Товары, перемещаемые по контракту через границу, классифицируются для таможенных целей по УКТ ВЭД. Для этого нужна осведомленность о подходах к классификации товаров ВЭД, а также о единицах их измерения, принятых в специальном классификаторе.

4. Стороны контракта выбирают и фиксируют базис поставки контрактных товаров на основании ИНКОТЕРМС 2000. Для практики создает удобства табличная систематизация условий ИНКОТЕРМС 2000 - по алфавиту, в зависимости от объема обязанностей продавца и покупателя, а также по видам транспорта.

5. К внешнеэкономическому контракту предъявляются специальные требования относительно цены. В международной торговле практикуются особые способы установления и фиксации цен. Экспортные цены на некоторые товары определяются украинскими экспортерами в соответствии с индикативными ценами. На основе контрактных цен проводится таможенная оценка товаров, перемещаемых через таможенные границы.

6. Новый Таможенный кодекс Украины упорядочил методологию определения таможенной стоимости товаров. Установлено приоритетное правило таможенной оценки - на основании предоставленных торговцем документов/Стало возможным определение критериев достаточного документального обоснования таможенной стоимости. Вырабатываются новые активные тактики защиты интересов украинских компаний от произвольной таможенной оценки.

7. Достаточно специфичны способы финансовых расчетов по внешнеэкономическим контрактам - банковский перевод, документарный аккредитив, инкассо. Хотя при расчетах по - прежнему опасно нарушение “правила 90 дней”, но оказываются действенными легальные способы продления сроков возврата валютной выручки и уменьшения пени за просрочку - от подтвержденного форс - мажора до использования товарного кредитования, взыскания просроченной задолженности через суд и зачета встречных требований.

8. Во внешней торговле очень важно правильно оформить товаросопроводительную документацию. И в этом неоценимую пользу приносят образцы и примеры заполнения внешнеторговых документов - инвойсов, транспортных накладных, книжек МДП, коносаментов, грузовых манифестов и др..

9. При формулировке в контракте сведений об упаковке и маркировке товаров нельзя игнорировать особые украинские процедуры таможенного оформления - таможенный режим перемещения тары через границу, правила классификации упаковочных материалов, необходимость предоставления Листа об упаковке, а также тарифные конструкции и правила определения страны происхождения по маркировке товаров.

10. Внимание к деталям разделов контракта об ответственности, условиях освобождения от ответственности и порядке судебного урегулирования споров способно уберечь от многих таможенных недоразумений и других рисков на границе - санкций за просрочку возврата валютной выручки в Украину, убытков в связи с задержками в таможенном оформлении товаров и др.

-----------------------------------

* Со схемами, образцами заполнения документов Вы можете ознакомиться в разделе "Справочники", подраздел "Приложения к документам", папка "Консультации".

“Внешнеэкономические контракты на таможне”, 2004 г.
Издательство “Сард