Особенности применения аккредитивов
во внутренних расчетах и
внешнеэкономической деятельности

Аккредитив является удобным инструментом осуществления расчетов, который позволяет и плательщику, и получателю денежных средств уменьшить риск невыполнения или ненадлежащего выполнения другой стороной своих обязательств по договору. Убедиться в этом вам поможет предоставленная консультация.

Понятие аккредитива, его особенности

Аккредитивная форма расчетов может использоваться как при поставке (купле-продаже) определенных товаров, так и при предоставлении услуг или выполнении работ.

В случае расчетов по аккредитиву банк (банк-эмитент) по поручению клиента (плательщика) - заявителя аккредитива и в соответствии с его указаниями или от своего имени обязуется провести платеж на условиях, определенных аккредитивом, или поручает другому (исполняющему) банку осуществить этот платеж в пользу получателя денежных средств или определенного им лица - бенефициара (ст. 1093 ГК).

По своей сути аккредитив является соглашением, которое обособлено от договора, на котором он может базироваться (но в самом договоре должны быть предусмотрены расчеты с использованием аккредитива).

При операциях с аккредитивами все заинтересованные стороны имеют дело только с документами, а не с товарами, работами, услугами, к которым могут иметь отношение документы. Во всех инструкциях по выставлению аккредитива, в самом аккредитиве и его приложениях должны быть точно указаны документы, против которых осуществляется платеж. Такими документами могут быть, например, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, акт приема-передачи товара, договор (сертификат) страхования груза, сертификат происхождения, документ, подтверждающий качество товара, сертификат соответствия и т. п.

В зависимости от способа изменения условий и аннулирования аккредитивы подразделяются на отзывные (может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом в любое время без предварительного уведомления бенефициара) и безотзывные (не может быть изменен или аннулирован без согласования с бенефициаром). Если не указано иное, аккредитив является безотзывным.

В зависимости от источника оплаты аккредитивы подразделяются на покрытые (для осуществления платежей заблаговременно бронируются средства плательщика) и непокрытые (если временно нет средств на счете плательщика, оплата гарантируется банком-эмитентом за счет банковского кредита).

Аккредитив является срочным соглашением, в котором четко определена дата окончания его действия, когда обязательства банка относительно платежа прекращаются. Дата истечения срока действия аккредитива является последним днем для представления бенефициаром к оплате реестра документов и документов, предусмотренных условиями аккредитива. В случае если документы будут представлены по истечении срока действия аккредитива, бенефициар не получит платеж.

Таблица

Преимущества и недостатки
аккредитивной формы расчетов

Для заявителя (покупателя)  Для бенефициара (поставщика) 
Преимущество  Недостаток  Преимущество  Недостаток 
1. Позволяет осуществить платеж только после
отгрузки товара (выполнения работ, предоставления услуг) и получения документов,
подтверждающих факт отгрузки товара, его
происхождение, качество, страхование и т. п.
2. Непокрытый аккредитив позволяет не отвлекать ресурсы на осуществление предварительной оплаты.
3. Финансирование внешнеэкономической
операции с использованием аккредитива дешевле, чем привлечение кредита на осуществление предварительной оплаты.
4. Обслуживающий банк может предложить схему финансирования с использованием аккредитива, который значительно ее удешевит.
5. Если бенефициар-нерезидент требует для нача-
ла производства аванс или предварительную оп-
лату более чем за 90 дней. При использовании
аккредитива протекание 90 дней начинается со дня осуществления оплаты украинским банком в пользу нерезидента, однако бенефициар сможет получить финансирование в своем банке под залог имущественных прав по аккредитиву и начать производство 
1. Аккредитив дороже
поставки на условиях
отсрочки платежа.
2. Покрытый
аккредитив требует
отвлечения ресурсов
для их перечисления
на счет покрытия.
3. При открытии не-
покрытого аккредитива
необходимо пред-
ставлять банку финансовые документы для
оценки финансового
состояния, передавать
имущество в залог
(ипотеку) и нести
расходы на их
удостоверение
 
1. В случае правильного оформления
документов, предусмотренных условиями аккредитива, га-
рантировано получение платежа от банка.
2. Можно получить
финансирование под залог имущественных
прав по аккредитиву
(это особенно акту-
ально для нерези-
дентов, в пользу
которых украинские
банки открывают
аккредитивы,
подтвер-
жденные
первоклас-сными
банками)
 
Требует безуп-
речного оформ-
ления всех
документов,
в соответствии
с условиями
аккредитива,
в другом случае
банк может
отказать
в осуществле-нии
платежа
 

Аккредитив закрывается в случае: истечения срока его действия, отказа бенефициара от использования аккредитива до истечения срока его действия, полного или частичного отзыва аккредитива заявителем, если это предусмотрено условиями аккредитива (ст. 1098 ГК).

За обслуживание аккредитива (проверка документов, выполнение операций, авизование аккредитивов) банки получают комиссионное вознаграждение, которое не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость (письмо НБУ от 25.02.05 г. № 12-112/310-1811). Заявитель и бенефициар должны определить, кто оплачивает услуги банков. В случае выполнения аккредитива за счет банковского кредита заявитель уплачивает проценты за пользование им.

Открытие и выполнение аккредитивов
в национальной валюте

Порядок открытия и выполнения аккредитивов в национальной валюте регулируется гл. 8 Инструкции № 22. В соответствии с п. 2 этой главы в случае если это предусмотрено в тексте договора, расчеты по аккредитивам регулируются УПДА в части, которая не противоречит законодательству Украины, в том числе нормативно-правовым актам НБУ.

Определим основные шаги открытия и выполнения аккредитива в национальной валюте. При этом будем считать, что банк-эмитент и исполняющий банк являются различными банками, а исполняющий банк одновременно является и авизующим банком (авизующий банк - банк, который по просьбе банка-эмитента или другого банка авизует и уведомляет бенефициара об условиях аккредитива). В ситуации, когда банк-эмитент одновременно является исполняющим банком, документооборот принципиально не меняется. Следовательно:

Шаг 1. Клиент подает в банк-эмитент не менее чем в трех экземплярах (обычно в четырех) заявление об открытии аккредитива по форме, приведенной в приложении № 7 к Инструкции № 22, заполненное в соответствии с требованиями приложения № 8 Инструкции № 22. Все реквизиты, предусмотренные формой заявления, за исключением реквизита "Дополнительные условия", являются обязательными для заполнения, в случае их отсутствия аккредитив не открывается, а заявление возвращается без исполнения. Если открывается покрытый аккредитив - дополнительно предоставляются платежные документы на перечисление покрытия на счет покрытия в банк-эмитент или исполняющий банк. Кроме того, в банк предоставляется оригинал и заверенная заявителем копия договора, на основании которого открывается аккредитив.

Шаг 2. Банк-эмитент принимает решение об открытии аккредитива или об отказе в его открытии. Если открывается непокрытый аккредитив, который в случае отсутствия у заявителя необходимой суммы на момент платежа будет оплачен за счет банковского кредита, банк производит оценку финансового состояния заявителя и заключает с ним договор кредита и договор обеспечения (залога, ипотеки и т. п.).

Шаг 3. Банк-эмитент определяет исполняющий банк. В случае необходимости также определяется подтверждающий банк, который дополнительно гарантирует платеж.

Шаг 4. В случае принятия положительного решения относительно открытия аккредитива банк-эмитент выполняет соответствующие бухгалтерские проводки и высылает через исполняющий банк уведомление бенефициару об открытии аккредитива и его условиях. Это делается путем высылания заявления или уведомления (электронной почтой или другими средствами связи). В уведомлении указывается номер аккредитива, все его условия, способ платежа, место выполнения и срок действия аккредитива.

Шаг 5. Исполняющий банк уведомляет бенефициара об открытии и условиях аккредитива в течение 10 дней со дня получения уведомления.

Шаг 6. После отгрузки товара (выполнения работ, предоставления услуг) бенефициар представляет исполняющему банку документы, предусмотренные условиями аккредитива, и реестр документов по аккредитиву. Реестр составляется по форме, установленной приложением № 21 к Инструкции № 22, или в произвольной форме и представляется в банк, как правило, в четырех экземплярах.

Шаг 7. Исполняющий банк проверяет предоставленные документы относительно соблюдения всех условий аккредитива. В случае нарушения хотя бы одного условия платеж не осуществляется, о чем сообщают бенефициару. Исполняющий банк высылает в банк-эмитент уведомление для получения согласия заявителя аккредитива на оплату документов с расхождениями. В случае неполучения ответа в течение 7 рабочих дней или получения отрицательного ответа документы возвращаются бенефициару с указанием на обратной стороне первого экземпляра реестра документов причины возврата документов.

Шаг 8. Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт заявителя аккредитива, уполномоченный банк проверяет его наличие и соответствие представленному образцу.

Шаг 9. В случае соответствия представленных документов условиям аккредитива или дачи заявителем аккредитива согласия на платеж по документам с расхождениями исполняющий банк или банк-эмитент осуществляют платеж в пользу бенефициара.

Шаг 10. Полученные документы и два экземпляра реестра исполняющий банк представляет банку-эмитенту для передачи заявителю аккредитива.

Особенности использования
аккредитивов в ВЭД-расчетах

Порядок использования аккредитивов в расчетах по внешнеэкономическим операциям регулируется Постановлением № 514. Во время осуществления расчетов по внешнеэкономическим договорам (контрактам) в иностранной и национальной валюте клиенты могут использовать все виды аккредитивов, которые предусмотрены УПДА или другими международными документами, регулирующими вопросы проведения расчетов по аккредитивам, утвержденными Международной торговой палатой, которые не противоречат законодательству Украины.

Для открытия аккредитива заявитель должен подать в банк-эмитент заявление (не менее чем в трех экземплярах) по форме, образец которой приведен в приложении к Постановлению № 514, или по произвольной форме с обязательным указанием всех необходимых реквизитов. Также заявление может быть направлено в банк при помощи системы "Клиент - банк" и распечатано им самостоятельно. В случае неполного или неправильного заполнения заявление возвращается заявителю без исполнения.

Принципиально технология открытия и выполнения аккредитива в расчетах по внешнеэкономическим операциям не отличается от процедуры использования аккредитива во внутренних расчетах, которая была описана выше. Платеж по аккредитиву может быть осуществлен против предъявления документов - через определенный срок после предъявления документов путем акцепта или негоциации (выкупа) переводных векселей.

Внимание! В соответствии с п. 7.3 Положения № 514 в случае, если аккредитив заявителю открывался за счет кредита банка-эмитента, банк-эмитент может отказаться от оплаты документов по аккредитиву с расхождениями (даже при условии, что приказодатель аккредитива дал свое согласие на их оплату), если полученные документы свидетельствуют о ненадлежащем выполнении продавцом своих обязательств (описание товара не соответствует указанному в аккредитиве, товар является неликвидным и т. п.).

Статус счетов для учета
покрытия по аккредитивам

Если заявитель открыл покрытый аккредитив, то для его обеспечения он перечисляет денежные средства на специально открытый счет в банке (счет покрытия).

Такой счет открывается в порядке, предусмотренном Инструкцией № 492, и является счетом клиента. Для осуществления расходных операций по этому счету юридическое лицо и физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности должны получить и представить в банк уведомление о взятии счета на учет органом государственной налоговой службы. Для счетов физических лиц такая процедура не предусмотрена.

Советы относительно
составления аккредитива

При использовании аккредитивной формы расчетов следует помнить, что банк всегда будет руководствоваться тем, что написано в аккредитиве, а не в договоре.

Заявителю аккредитива необходимо обращать внимание на следующие особенности аккредитива:

- Если требуется представление каких-либо других документов, кроме транспортных и страховых документов и коммерческих счетов, в аккредитиве должно быть указано, кем такие документы выданы и какие формулировки или данные они должны содержать (ст. 21 УПДА).

- Если не указано иное, банки будут принимать от бенефициара документы, в которых указано, что оплата за перевозку еще не осуществлена (ст. 33 УПДА).

- В аккредитиве должны быть указаны необходимые виды страхования, риски, размеры франшизы и страхового покрытия, иначе банки будут принимать страховые документы без ответственности за риски, не покрытые страхованием, размер франшизы и т. п. (ст. 35 УПДА).

- Описание товаров в коммерческих счетах должно соответствовать описанию в аккредитиве. Во всех других документах товар может быть описан в общей форме, которая не противоречит описанию товара в аккредитиве (ст. 37 УПДА);

- При описании количества товара и его цены желательно избегать выражений наподобие "приблизительно", "примерно", "около", поскольку они допускают десятипроцентное отклонение в обе стороны от количества или суммы, указанной в аккредитиве (ст. 39 УПДА).

- Количество товара желательно указывать в определенном числе упаковочных единиц или штуках (ст. 39 УПДА).

- Частичное использование аккредитива и/ или частичная отгрузка разрешаются, если в аккредитиве не предусмотрено иное (ст. 40 УПДА).

- В случае невыполнения бенефициаром возложенной на него обязанности по уплате комиссий банкам - участникам аккредитивных расчетов сумму комиссионных будут требовать с заявителя (ст. 18 УПДА).

Бенефициару, в свою очередь, необходимо обращать внимание на следующие особенности аккредитива:

- Если в аккредитиве не указано иное, банк будет принимать только "чистые" транспортные документы, которые не содержат предостережений или пометок, непосредственно констатирующих дефектное состояние товара и/или упаковки (вдавливания, царапины и т. п.). Поскольку при перевозке возможно повреждение товара и упаковки, желательно предусмотреть возможность оплаты документов с отметками (ст. 32 УПДА).

- В аккредитиве должна быть обязательно указана дата истечения срока и место представления документов к платежу (ст. 42 УПДА).

- Аккредитив, по которому необходимо представление транспортных документов, должен также предусматривать срок после даты погрузки товара, в течение которого документы должны быть представлены в банк. Если такой период времени не предусмотрен, банки не будут принимать представленные документы позднее чем через 21 день после даты погрузки (ст. 43 УПДА).

- Если день окончания аккредитива или представления транспортных документов приходится на небанковский день, то он переносится на первый рабочий банковский день (это правило не действует, если банк не работает из-за наступления форс-мажорных обстоятельств) (ст. 44 УПДА).

- Банки принимают документы в течение своего рабочего времени (ст. 45 УПДА).

- Надежность аккредитива можно повысить путем его подтверждения. Наиболее весомой гарантией оплаты аккредитива является его подтверждение первоклассным банком, репутация и финансовое состояние которого не вызывают сомнений.

И последний совет. При составлении текста договора, а потом и текста аккредитива необходимо пользоваться услугами специалистов обслуживающего предприятие банка, которые порекомендуют оптимальные его условия и помогут избежать трудностей при его выполнении.

Перечень документов

1. ГК - Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV, с изменениями.

2. Закон № 185 - Закон Украины от 23.09.94 г. № 185/94-ВР "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте".

3. Положение № 514 - Положение о порядке осуществления уполномоченными банками операций по документарным аккредитивам в расчетах по внешнеэкономическим операциям, утвержденное постановлением Правления НБУ от 03.12.03 г. № 514.

4. Инструкция № 22 - Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением Правления НБУ от 21.01.04 г. № 22.

5. Инструкция № 492 - Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 492.

6. УПДА - Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (редакция 1993 г., публикация Международной торговой палаты № 500).

7. Письмо № 12 - письмо Национального банка Украины от 25.02.05 г. № 12-112/310-1811.

Андрей Костюк,
заместитель управляющего Днепропетровским
областным филиалом АКБ "Укрсоцбанк"