Перевозка запасов
железнодорожным транспортом

ВОПРОС: Какой порядок определения массы таких грузов, как цемент насыпью и в таре и щебень насыпью при их приеме к перевозке и выдаче получателю? Какие нормы естественной убыли для таких грузов при ж/д перевозках?

Документальное оформление

ОТВЕТ: При железнодорожных перевозках взаимоотношения между грузоотправителями (поставщиками), перевозчиками и грузополучателями регулируются ГК, Законом № 273, Уставом железных дорог, Правилами № 644/1, № 644/2 и № 644/3.

Каждая перевозка грузов оформляется хозяйственными договорами:

- между поставщиками и покупателями (договоры купли-продажи, поставки, мены),

- между отправителями и перевозчиками (договоры об организации перевозки грузов).

Для отправки грузов железнодорожным транспортом оформляется пакет перевозочных документов, который состоит из накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости и квитанции о приеме груза (п. 1.1 Правил № 644/3).

Определение массы груза перед отправкой

Перед отправкой определяется общая масса груза путем взвешивания (на вагонных, грузовых, элеваторных и других весах) или иным способом. Тип весов должен указываться в перевозочных документах.

Способ определения массы груза отправитель обязан указать в накладной (п. 5 Правил № 644/1).

Масса тарных и штучных грузов определяется до момента предъявления их к перевозке с указанием на каждом грузовом месте* его массы брутто и нетто. Если перевозятся грузы стандартной массы, то указывать массу на каждом грузовом месте не обязательно, за исключением случаев, когда это предусмотрено стандартами и техническими условиями.

Масса тарных и штучных грузов определяется путем подсчета суммы массы брутто грузовых мест. При этом в накладной указывается масса и количество мест, а для стандартных грузовых мест в графе "Способ определения массы" дополнительно указывается стандартная масса брутто и нетто одного грузового места (п. 6 Правил № 644/1).

Этап перевозки грузов

Перевозчик (железная дорога) отвечает за утерю, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза (ст. 23 Закона № 273, ст. 110 Устава железных дорог). То есть к перевозчику (железной дороге) переходят все риски, связанные с сохранностью груза с момента его приема к перевозке и до момента его выдачи получателю.

В день прибытия груза на станцию назначения, но не позднее 12 часов следующего дня железная дорога обязана уведомить получателя о том, что его груз прибыл (п. 1 Правил № 644/2).

Получение груза

Для получения груза представитель получателя обязан предъявить работникам станции (п. 6 Правил № 644/2):

- доверенность, форма которой утверждена Инструкцией № 99,

- документ, удостоверяющий его личность.

Далее представитель получателя совместно с работником станции должен:

1) путем внешнего осмотра убедиться в исправности кузова вагона (контейнера), наличии и целости пломб, запорно-пломбировочных устройств, а также в соответствии оттиска на них данным, которые указаны в перевозочных документах (п. 11 Правил № 644/2);

2) проверить массу груза - как правило, это делается таким же способом, каким эта масса была определена на станции отправления (п. 22 Правил № 644/2).

Железная дорога обязана произвести проверку массы грузов на станции назначения в случае прибытия груза в поврежденном вагоне (контейнере); в вагонах с поврежденными пломбами отправителя (пломбами попутных станций); с явными признаками недостачи, порчи или повреждения на открытом подвижном составе или в открытых вагонах без пломб, если такая перевозка предусмотрена данными Правилами (ст. 52 Устава железных дорог).

В остальных случаях получатель должен сверить фактическую массу груза с указанной в железнодорожной накладной в присутствии представителя станции. Если получатель начал выгрузку груза без представителя станции, то груз выдается без проверки.

О нормах естественной убыли

В соответствии с п. 27 Правил № 644/2 груз считается доставленным без потерь, если разница между массой, указанной в пункте отправления в железнодорожной накладной, и массой, определенной на станции назначения, не превышает нормы естественной убыли и предельного расхождения в определении массы нетто.

Такие грузы, как цемент, щебень, относятся к категории прочих грузов (п. 27 Правил № 644/2).

При выдаче таких грузов (масса грузов вследствие их свойств уменьшается при перевозке) норма естественной убыли и предельного расхождения массы нетто составляет 0,5 % от их массы, указанной в накладной.

Нормы недостачи или излишка массы грузов рассчитываются:

- от массы брутто - для грузов, перевозимых в таре и упаковке;

- от массы нетто - для грузов, перевозимых без тары и упаковки.

Нормы недостачи или излишка для рассматриваемых грузов необходимо применять:

- для цемента, перевозимого в таре, 0,5 % от массы брутто, указанной в накладной;

- для цемента и щебня, перевозимых насыпью, - 0,5 % от массы нетто, указанной в накладной.

Не считается недостачей расхождение между фактической массой груза и массой, указанной в накладной, которое не превышает вышеуказанных норм. В таком случае коммерческий акт не составляется, а размер расхождения фиксируется в накладной.

Материальная ответственность
участников перевозок

Если имеют место обстоятельства (недостача, превышающая размер естественной убыли груза, порча, повреждение груза и т. д.), которые могут послужить основанием для материальной ответственности железной дороги, грузоотправителя и(или) грузополучателя, то такие обстоятельства удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы. Акты составляются станциями железных дорог в соответствии с Правилами № 334 (ст. 129 Устава железных дорог).

В интересах грузополучателя проследить за тем, чтобы в железнодорожную накладную была внесена запись о наличии коммерческого акта. Это будет залогом успешной работы по взысканию сумм потерь и привлечению виновных к ответственности.

В заключение порекомендуем грузоотправителям и грузополучателям в договорах купли-продажи, поставки, мены и т. д. изначально оговаривать, на счет какой стороны договора относятся недостачи товара при его перевозке (как в пределах норм естественной убыли, так и превышающие такие нормы).

________________________

* Грузовое место - условная единица груза для приема его к перевозке или для сдачи грузополучателю при осуществлении погрузки и разгрузки подвижного состава (приказ Минтранса от 14.10.97 г. № 363 "Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине").

Перечень документов

1. ГК - Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV, с изменениями.

2. Закон № 273 - Закон Украины от 04.07.96 г. № 273/96-ВР "О железнодорожном транспорте".

3. Устав железных дорог - постановление КМУ от 06.04.98 г. № 457 "Об утверждении Устава железных дорог Украины".

4. Инструкция № 99 - Инструкция о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденная приказом Минфина Украины от 16.05.96 г.№ 99.

5. Правила № 334 - Правила составления актов, утвержденные приказом Минтранса Украины от 28.05.02 г. № 334.

6. Правила № 644/1 - Правила приемки грузов к перевозке, утвержденные приказом Минтранса Украины от 21.11.2000 г. № 644.

7. Правила № 644/2 - Правила выдачи грузов, утвержденные приказом Минтранса Украины от 21.11.2000 г. № 644.

8. Правила № 644/3 - Правила оформления перевозочных документов, утвержденные приказом Минтранса Украины от 21.11.2000 г. № 644.

Любовь Привалова,
ст. преподаватель Днепропетровского национального
университета железнодорожного транспорта,
кафедра "Финансы и банковское дело"