Об обоснованности отказа некоторых банков
в изменении реквизита "Назначение платежа"
в платежных поручениях
и как поступить в таком случае клиенту банка
В настоящее время в банках, где у нашего предприятия открыты текущие счета в гривне, отказывают в праве изменить ошибочное назначение платежа в наших платежных поручениях. Ранее это была платная услуга - при обнаружении ошибки в назначении платежа (например, номер договора, дата, наличие или отсутствие НДС) согласно нашему письму банком давалось сообщение в банк получателя. В результате, мы имели подтверждение банка (со штампом с датой и подписью как в выписке по счету) об изменении назначения платежа и имели право в налоговой накладной по НДС в строке “умова продажу” указывать и именно тот договор (счет), который указан путем безналичного платежа через банк - отправитель.
На наше письмо обслуживающему банку относительно аргументированного разъяснения отказа банка изменять ошибочное назначение платежа в платежных поручениях по просьбе плательщика за отдельную плату согласно тарифам банка мы получили нижеследующий ответ:
“Порядок оформления и заполнения платежных документов регулируется Инструкцией № 22 “О безналичных расчетах в Украине в национальной валюте” утвержденной постановлением Правления НБУ от 21.01.04 г. и зарегистрированной в Минюсте Украины от 29.03.04 г. под № 377/8976. В соответствии с п. 2.9 указанной инструкции “Банк не має права робити виправлення в розрахунковому документі клієнта, за винятком випадків, обумовлених пунктом 2.26 цієї глави та іншими нормативно-правовими актами Національного банку".
Банк плательщика имеет право вносить изменения согласно п. 2.26 “Банк платника може робити в розрахункових документах виправлення реквізитів у разі:
- часткового виконання платіжної вимоги (реквізит "Сума" виправляється згідно з пунктом 5.13 глави 5 цієї Інструкції);
- зміни з ініціативи банку платника (у зв'язку з реорганізацією банку, зміною в банку правил бухгалтерського обліку, виконанням банком вимог нормативно-правових актів Національного банку і номера рахунку платника, назви та коду банку платника. На звороті цього розрахункового документа зазначаються дата внесення виправлень, пункт цієї Інструкції, згідно з яким вони вносяться, підстава для їх унесення, і це засвідчується підписами відповідального виконавця та працівника, на якого покладено функції контролера, і відбитком штампа банку".
На основании вышесказанного Инструкцией не предусматривается возможность изменения реквизита платежного документа “назначение платежа” после совершения платежной операции.
Таким образом, требование об изменении в платежном документе реквизита “назначение платежа” противоречит Инструкции “О безналичных расчетах в Украине в национальной валюте” и внутреннему приказу по банку”.
Такой ответ нас не удовлетворяет, поскольку мы не видим решения проблемы. Налоговую инспекцию наши письма партнерам - получателям по изменению назначения платежа, минуя банк, не устраивают - такая ситуация может предполагать недобросовестное отношение к налоговому законодательству. Мы согласны с налоговой инспекцией и, со своей стороны, требуем от своих партнеров в аналогичной ситуации таких же банковских подтверждений.
Кроме того, ссылка на п. 2.9 Инструкции № 22 в ответе банка, вообще не имеет отношения к вопросу, так как мы не даем право банкам “по их инициативе” вносить изменения в платежные документы и не обсуждаем это. Пункт же п. 1.6, согласно которому “банк не має права визначати та контролювати напрями використання коштів клієнта та встановлювати інші, не передбачені договором або законом, обмеження його права розпоряджатися коштами на власний розсуд", с нашей точки зрения, нарушен совершенно очевидно.
Хочется добавить, что в других банках такая услуга оказывается и ее правильность и законность не вызывает никаких сомнений.
В соответствии с п. 22.4 Закона Украины от 05.04.01 г. № 2346 “О платежной системе и переводе средств в Украине” (далее - Закон), при использовании расчетного документа инициация перевода считается завершенным с момента принятия банком плательщика расчетного документа на исполнение. В пункте 30.1 этого Закона указано, что перевод считается завершенным с момента зачисления суммы перевода на счет получателя или ее выдачи ему в наличной форме.
Согласно п. 1.30 Закона, платежное поручение - расчетный документ, который содержит поручение плательщика банку или другому учреждению - члену платежной системы, который его обслуживает, осуществить перевод определенной в нем суммы средств из своего счета на счет получателя.
Пунктом 3.8 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением НБУ от 21.01.04 г. № 22 (далее - Инструкция) предусмотрено, что реквизит “Назначение платежа” платежного поручения заполняется плательщиком, чтобы предоставить информацию о платеже и документах, на основании которых осуществляется перечисление средств получателю. При подаче плательщиком банку платежного поручения банк проверяет заполнение этого реквизита на его соответствие требованиям, изложенным в третьей главе, только по визуальным признакам. За данные, которые содержаться в реквизите платежного поручения “Назначение платежа”, отвечает плательщик.
Таким образом, с момента перечисления денежных средств на счет получателя, обязанности банка по исполнению поручения плательщика, которое заключается в осуществлении перечисления денежных средств, считаются выполненными.
В соответствии с нормами Инструкции и п. 1.24 Закона, ненадлежащий получатель - лицо, не имеющее законных оснований на получение от плательщика средств, которые вследствие ошибочного списания и/или зачисления поступили на его счет. Ошибочное списание/зачисление средств - списание/зачисление средств, вследствие которого по вине банка или клиента произошло их списание со счета ненадлежащего плательщика и/или зачисление на счет ненадлежащего получателя.
То есть, ошибочное списание средств банка может произойти по вине банка и по вине клиента. Закон и Инструкция регламентируют обязанности банка, ошибочно перечислившего средства, произвести устранение ошибок допущенных этим банком-нарушителем.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность банка исправлять ошибки, допущенные плательщиком (клиентом), по исполненным платежным поручениям.
В случае если плательщик ошибся, указал неправильные данные в реквизите “Назначение платежа” платежного поручения (исполненный договор, оплаченный счет), то в данном случае произошло ошибочное списание средств по вине клиента. Перечисление денежных средств вследствие ошибки плательщика, свидетельствует о том, что у получателя этих денежных средств нет никаких законных оснований к их получению. То есть, получатель денежных средств является лицом, которое недобросовестно владеет этими денежными средствами.
В соответствии со ст. 400 Гражданского кодекса Украины лицо, необоснованно владеющее имуществом (в т.ч. денежными средствами), обязано незамедлительно возвратить его лицу, которое имеет на него права.
В ситуации, когда ошибочное списание средств произошло по вине плательщика, рекомендуем заключить между плательщиком и получателем денежных средств соглашение. В соглашении указать, что в платежном поручении в реквизите “назначение платежа”, указанно неправильное (ошибочное) основание для перечисления средств, что указанный договор исполнен или выставленный счет ранее уже оплачен и т.д. Стороны приходят к соглашению, что денежные средства, перечисленные на основании такого-то договора или такого-то счета, подлежат зачислению в счет оплаты по договору N. В данном случае указаны общие условия возможного соглашения.
Национальный банк Украины,
в лице управления
Национального банка Украины
в N-ской области
_________________________
Сообщаем, что нашим предприятием в платежном поручении, а именно в назначении платежа, допущена ошибка, которая выявлена нами после выполнения банком платежного поручения. В связи с выявлением ошибки, мы обратились в банк (КБ_______________) с просьбой внести соответствующие изменения в назначении платежа платежного поручения. Однако, КБ__________________ отказался выполнить нашу просьбу, сославшись на п. 2.9 Инструкции НБУ от 21.01.04 г. № 22 "О безналичных расчетах в Украине в национальной валюте".
Полагаем, что КБ___________________ необоснованно отказал нашему предприятию по внесению соответствующих изменений в платёжном поручении. Наш вывод основывается на следующем.
В соответствии с главой 72 ГК Украины и главой 35 ХКУ по договорам банковского счета банки обязуются выполнять распоряжения клиента по перечислению и выдаче соответствующих сумм со счета и проведение иных операций по счету. Банк обязуется совершать для клиента операции, которые предусмотрены для счетов данного вида законом, банковскими правилами и обычаями делового обращения, если иное не установлено договором банковского счета. Банк может списывать денежные средства со счета клиента на основании его распоряжения.
В соответствии с Законом Украины “О банках и банковской деятельности”, расчетные банковские операции – движение денежные средств по банковским счетам, осуществляемое в соответствии с распоряжениями клиентов.
В соответствии с Законом Украины “О платежных системах и переводе средств в Украине” и п. 1.4 Инструкции № 22, “платежное поручение – расчетный документ, который содержит письменное поручение плательщика обслуживающего банка о списании с его счета указанной суммы средств и ее перечисление на счет получателя”.
Согласно п. 3.8 Инструкции “Реквизит “назанчение платежа” заполняется плательщиком так, чтобы предоставлять полную информацию о платеже и документах, на основании которых осуществляется перечисление средств получателю. Плательщики получатель в договорах между собой могут устанавливать дополнительные требования к данным, которые необходимо указывать в реквизите “Назначения платежа”. Ссылку на сумму налога на добавленную стоимость плательщик делает в случаях, предусмотренных законодательством Украины. Плательщик отвечает за данные, которые указаны в реквизите платежного поручения “Назначения платежа”. Банк проверяет Заполнение этого реквизита на соответствие требованиям, изложенным в этой главе, внешним признакам”.
Ответственность, согласно п. 2.3 Инструкции № 22, за правильность заполения реквизитов расчетного документа … несет лицо, оформившее этот документ и подало его в обслуживающий банк. Пунктом 2.9 Инструкции № 22 запрещается банку самостоятельно вносить исправления в расчетные документы, за исключением случае, которые предусмотрены п. 2.26 этой инструкции.
Из вышеизложенных нормативных документов следует, что на плательщика возложена обязанность по указанию в платежных документах полной информации о платеже и документах, на основании которых осуществляется перечисление денежных средств и плательщик несет ответственность за достоверность єтой информации. Банк не имеет права самостоятельно вносить исправления в платежные документы и не несет никакой ответственности за достоверность информации, указанной в платежных документах.
Таким образом, в случае если в платежные документы внесена ошибочная информация, то плательщик (лицо, заполнившее платежный документ), с целью исправления допущенной ошибки и во исполнение требований п. 3.8 Инструкции № 22, имеет право внести исправления в платежные документы. Банк, в соответствии с ГК и ХК Украины, п. 1.4, 3.8 Инструкции № 22, обязуется выполнить срответствующую операцию в интересах клиента.
Обращаем внимание, что “назначение платежа” имеет огромное значения для правильного определения объекта налогообложения.
Также обращаем внимание на то, что согласно сложившимся в Украине обычаям делового обращения в бухгалтерском и налоговом учете, предусмотрена возможность по внесению соответствующих исправлений в документы.
Полагаем, что с учетом обычаев делового обращения, обязанности банка выполнять распоряжения клиента, наличия у клиента права по внесению изменений в расчетные документы, банк, действуя в интересах клиента, имеет право и обязан, на основании письменного распоряжения клиента вносить соответствующие изменения в расчетные документы. Действующим законодательством банк не наделен правом лишать клиента права исправить допущенную ошибку, с целью указания в платежных документах полной информации о платеже и документах.
В соответствии с Законами Украины “О банках и банковской деятельности” и “О национальном банке Украины”, прошу потребовать от __________________ выполнение требований действующего законодательства и обеспечить защиту прав и интересов клиентов банка.
Приложение:
- копия письма КБ ______________ от _____.____.о5 г.;
- копия письменного запроса с адрес КБ ________________ от 16.03.05 г.
О результатах рассмотрения настоящего заявления прошу письменно уведомить.
Директор _____________________
Адвокат бухгалтера, № 8(86), апрель 2005 г.
Подписной индекс 23311
