О государственном надзоре за охраной труда

Основные положения
обязанности, права и ответственность
работодателей и работников

В соответствии со статьей 43 Конституции Украины, “каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда”. Реализуется это право граждан путем обеспечения выполнения на местах ряда целевых законодательных актов и, прежде всего, Закона Украины от 14.10.92 г. № 2694-XII “Об охране труда”, в редакции Закона Украины от 21.11.2002 г. № 229-IV (далее - Закон). Этот Закон является основоположным нормативно-правовым актом, который на законодательном уровне устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине, регулирует отношения между работодателем и нанимаемым работником по вопросам создания безопасных для жизни и здоровья условий труда, определяет границы участия и полномочия соответствующих государственных органов исполнительной власти в решении этих задач. К его конкретным статьям разработано и утверждено около 50 нормативно-правовых актов (актов второго уровня), что обеспечило необходимые предпосылки для практической реализации требований этого Закона.

Законом и рядом других нормативных актов предусмотрено, что работодатель обязан, беспокоясь о сохранении жизни и здоровья нанимаемых им работников, создать в каждом структурном подразделении и на рабочих местах условия труда и санитарно-бытовые условия, соответствующие нормативным требованиям, позаботиться о безопасности технологических процессов, машин, механизмов, оборудования, других средств производства, зданий и сооружений, обеспечить наличие и исправное состояние средств коллективной и индивидуальной защиты работающих и т.п.

Законодательство регламентирует целый комплекс социально направленных требований и профилактических мероприятий, которые должны выполняться работодателем на протяжении всего периода трудовых отношений с нанимаемым работником. В частности, статьей 5 Закона предусмотрено, что при заключении трудового договора наниматель обязан проинформировать работника (под расписку) об условиях труда на предприятии, концентрируя особое внимание на опасных и вредных производственных факторах, которые присутствуют непосредственно на его рабочем месте, на возможных отрицательных последствиях их влияния на здоровье, а также разъяснить работнику его права на льготы и компенсации за работу в таких условиях согласно законодательству и ознакомить с принятыми на предприятии двусторонними обязательствами в соответствии с коллективным договором.

Работнику предоставлено право отказаться от порученной работы, если создалась опасная для его жизни или здоровья производственная ситуация, или даже расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, если работодатель не выполняет требований законодательства или коллективного договора по вопросам охраны труда. При этом за работником закрепляются соответствующие социально-экономические гарантии.

Организация государственного управления
и надзора за охраной труда

Законом Украины “Об охране труда” определена довольно четкая система органов государственного управления и надзора за охраной труда, которая обеспечивает выполнение государством надлежащей роли в решении соответствующих задач, как в государственном секторе экономики, так и в любой другой сфере предпринимательской деятельности с разными формами собственности, включая частный сектор.

В соответствии со статьей 31 Закона главными составными частями системы государственного управления охраной труда являются:

- Кабинет Министров Украины и созданный при нем Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения;

- специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда (Государственный департамент по надзору за охраной труда Министерства труда и социальной политики Украины, сокращенно - Госнадзорохрантруда);

- министерства и прочие центральные органы исполнительной власти;

- Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и органы местного самоуправления.

Разделом VI Закона определены конкретные полномочия каждого органа государственного управления охраной труда, начиная с правительства. Однако особая роль принадлежит специально созданному органу исполнительной власти - Госнадзорохрантруда. Ему предоставлены функции комплексного управления охраной труда на государственном уровне, с одной стороны, и функции государственного надзора за охраной труда, с другой стороны.

В соответствии со статьей 38 Закона государственный надзор за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов об охране труда осуществляют:

- специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда;

- специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности;

- специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности - органы Государственного пожарного надзора (порядок осуществления проверки данным органом в рамках этой статьи не рассматривается);

- специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда - органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Украины (порядок осуществления проверки данным органом в рамках этой статьи не рассматривается).

Кроме того, в соответствии со статьей 22 Закона Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности” от 23.09.99 г. № 1105-XIV, работники Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний также имеют право посещать предприятия с целью контроля по соблюдению законодательства об охране труда.

Правовую основу деятельности этих органов, наряду с Законом Украины “Об охране труда”, составляют законы Украины “Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности”, “О пожарной безопасности”, “Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения”, другие нормативно-правовые акты и положения об этих органах, которые утверждаются Президентом Украины или Кабинетом Министров Украины.

Существуют и другие целевые законодательные акты (о ядерной, пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), а также конкретные положения об этих органах, которые утверждаются в установленном порядке Кабинетом Министров Украины или Президентом Украины. Законодательство об охране труда содержит лишь требования, которые являются общими для всех надзорных структур, в частности:

- о независимости этих органов от любых хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

- о наиболее весомых правах и полномочиях должностных лиц, которые осуществляют государственный надзор;

- об обязанности работодателя (руководителя предприятия) бесплатно создать необходимые условия для нормальной работы должностных лиц органов государственного надзора во время выполнения ими своих служебных обязанностей.

В случае если отдельные вопросы отнесены законодательством к общей компетенции или если полномочия нескольких органов государственного надзора тесно взаимосвязаны или пересекаются между собой, руководители соответствующих центральных органов (включая и другие виды государственного надзора, которые не охвачены Законом Украины “Об охране труда”) могут принимать общие решения о размежевании полномочий. Так, в соответствии с законодательством Госнадзорохрантруда обязан осуществлять государственный надзор за охраной труда всех нанимаемых работников, независимо оттого, где они работают, к какой системе или к какой форме собственности принадлежит предприятие, учреждение, организация. Поэтому порядок осуществления государственного надзора, например, на объектах обороны, органов внутренних дел и т.п., где работают лица по трудовым договорам, дополнительно регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами.

Управление охраной труда на производственном уровне

Особенностью действующего законодательства является его направленность на определение такой Системы управления охраной труда (СУОП) производственного уровня, которая обеспечивала бы внедрение четкого механизма профилактической работы на местах, определяла бы обязанности основных субъектов трудовых правоотношений (работодателя и работника), а также руководящих работников и специалистов предприятия относительно создания безопасных и здоровых условий труда, устранения причин производственного травматизма и профзаболеваний, устанавливала бы их ответственность за нарушение законодательства об охране труда.

Основные составные части СУОП предприятия изложены в статье 13 (обязанности работодателя), статье 14 (обязанности работника) и ряде других статей Закона, в том числе предусмотрены требования касательно сотрудничества работников с работодателем (и наоборот) в деле улучшения охраны труда и устранения существующих недостатков. Статья 13 фактически содержит нормы прямого действия, поскольку следует действовать так, как изложено Законом, то есть издать необходимые приказы, создать соответствующие службы, назначить ответственных лиц за решение конкретных вопросов охраны труда, утвердить должностные инструкции, принять другие меры в соответствии с положениями статьи 13 Закона и установить контроль над функционированием СУОП. В ином случае работодателю (руководителю предприятия) придется нести ответственность за возможные нарушения законодательства и их последствия.

Вместе с тем, Закон содержит нормы прямого действия и относительно поведения другой стороны трудового договора - наемного работника. Статья 14 требует от него знать и выполнять требования нормативно-правовых актов об охране труда (которые его касаются), соблюдать требования безопасности во время пользования машинами, механизмами, оборудованием, другими техническими средствами труда, правильно применять средства коллективной и индивидуальной защиты, принимать посильные меры по устранению любой производственной ситуации, которая создает угрозу жизни или здоровью людей и т.п.

В законодательстве об охране труда определен механизм регулирования всех важнейших вопросов. В частности, статьей 25 Закона и специальными положениями, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 25 августа 2004 года № 1112, установлен порядок расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, определены обязанности работодателя относительно действий в чрезвычайных ситуациях, в том числе по предоставлению срочной помощи потерпевшему, составлению акта установленного образца (форма Н-1) о несчастном случае и предоставлению экземпляра этого акта заинтересованному лицу. В обязанности работодателя также входит проведение мероприятий по устранению причин повреждения здоровья. Нормативно-правовыми актами Госнадзортруда установлены требования к обучению и проверке знаний по вопросам охраны труда, допуску к работам (в частности, к работам с повышенной опасностью, или там, где есть потребность в профессиональном отборе, или если лицо занимает определенную должность), определен порядок разработки инструкций и других нормативных актов предприятия об охране труда.

Важной предпосылкой надлежащей организации труда в части его безопасности, гигиены и производственной среды является создание службы охраны труда и ее укомплектование квалифицированными специалистами. Законом детально регламентируется порядок создания служб охраны труда непосредственно на производстве.

Служба охраны труда должна подчиняться непосредственно первому руководителю предприятия, учреждения, организации и приравниваться к основным производственно-техническим службам (что на практике означает соблюдение соответствующих соотношений в названиях должностей и в размерах заработной платы).

Специалисты служб охраны труда имеют полномочия: выдавать обязательные для выполнения предписания (которые могут быть упразднены лишь руководителем предприятия); останавливать работу опасных производств, участков, машин, механизмов и оборудования; требовать отстранения от работы лиц, нарушающих требования нормативных актов об охране труда, или лиц, которые не прошли медицинское обследование, обучение, инструктаж, проверку знаний и не имеют допуск к соответствующим работам; получать от руководителей подразделений необходимые сведения, материалы и информацию; вносить руководителю предприятия представление о привлечении к ответственности должностных лиц и работников за допущенные нарушения законодательства об охране труда.

Специалисты служб охраны труда фактически могут пользоваться большинством полномочий, которые имеют государственные инспекторы (за исключением наложения административных взысканий и применения штрафных санкций).

Ряд статей Закона и соответствующих им нормативно-правовых актов отводят специалистам службы охраны труда ключевую роль в реализации конкретных весьма важных задач. Например, в случае получения работником травмы специалисты по охране труда возглавляют комиссию по расследованию несчастного случая на производстве, создаваемую работодателем. Они также должны проводить необходимые обследования, давать объективную оценку и подтверждать или не подтверждать факт наличия производственной ситуации, опасной для жизни или здоровья работника или окружающих его людей, в случае отказа работника от порученной работы по этим причинам и т.п.

Понятно, что у большинства субъектов малого и среднего бизнеса нет возможности создавать собственную службу охраны труда или держать в штате управленческого персонала хотя бы одного специалиста по этим вопросам. При таких условиях вся нагрузка в организации профилактической работы возлагается сугубо на работодателя, что требует лично от него более профессиональной подготовки. С другой стороны, вопрос может быть решен путем привлечения на договорных началах квалифицированных специалистов со стороны.

Применение экономических методов
управления охраной труда

Подпунктом 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 действующего сегодня Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий” предполагается, что в состав валовых расходов относятся расходы на подготовку, организацию, ведение производства и продажи продукции (работ, услуг), а также любые расходы, понесенные в связи с охраной труда. Именно соответствующие требования Закона Украины “Об охране труда” определяют границы ассигнований на мероприятия по повышению существующего уровня охраны труда и доведению безопасности и условий труда до нормативных требований, а именно не менее 0,5 процента от общего объема реализованной продукции (работ, услуг).

Ранее существовавший перечень мероприятий, выполнение которых может осуществляться за счет государственного, отраслевых, региональных фондов охраны труда и фондов охраны труда предприятий, утвержденный приказом Госнадзорохрантруда, утратил свою силу. Поэтому в данном случае необходимо сказать следующее: в условиях действующего предприятия (производства, рабочего места) каждое мероприятие должно хотя бы в какой-то мере поднять уровень охраны труда на определенную ступень по сравнению с достигнутым ранее уровнем или обеспечить соблюдение норматива по вопросам безопасности и условий труда, установленного действующими правилами или другими актами. Исходя из указанного, не следует расходовать эти средства, например, на ремонты помещения, пола, крыши, оборудования (в том числе и ограждений, блокирующих устройств, средств вентиляции и т.п.), поскольку это лишь восстановление предшествующего их состояния, а для этой цели существуют амортизационные отчисления. Совсем другое дело, если речь идет о замене технических средств на более совершенную конструкцию, что позволит усилить уровень защиты работников от опасности, или о реконструкции вентиляции, которая даст возможность уменьшить количество вредных веществ в воздухе рабочей зоны до предельно-допустимых концентраций, или о перепланировании и переоборудовании санитарно-бытовых помещений, что позволит увеличить и приблизить к соответствующим нормам их площади, увеличит количество мест, душевых кабин, кранов и т.п., повысит общую культуру производства.

Роль и значение коллективного договора
в решении задач по охране труда
непосредственно на производстве

Любые вопросы, связанные с созданием здоровых и безопасных условий труда на конкретном предприятии, в учреждении, организации и функционированием механизмов соблюдения прав и социальных гарантий работников, могут и должны решаться посредством заключения коллективного договора (соглашения).

Об этом идет речь, прежде всего, в статье 20 и других статьях Закона, а также в “Общих рекомендациях государственных органов и профсоюзов относительно содержания раздела “Охрана труда” в коллективном договоре (соглашении, трудовом договоре)”. Следует также указать, что положения этих актов должны рассматриваться и применяться в тесной взаимосвязи с соответствующими нормами Кодекса законов о труде Украины и Закона Украины “О коллективных договорах и соглашениях” от 1 июля 1993 г. № 3356-XII.

Коллективный договор (соглашение) может предусматривать:

- обеспечение работникам социальных гарантий в области охраны труда на уровне не ниже установленного законодательством (статья 20 Закона “Об охране труда”);

- дополнительные льготы и компенсации сверх норм, определенных законодательством, если это необходимо и у работодателя имеются соответствующие возможности (статья 7 Закона);

- в соответствии с коллективным договором работодатель может дополнительно, сверх установленных норм, выдавать работнику определенные средства индивидуальной защиты, если фактические условия работы этого работника требуют их применения (статья 8 Закона);

- работодатель может за счет собственных средств осуществлять пострадавшим и членам их семей дополнительные выплаты согласно коллективному или трудовому договору (статья 9 Закона);

- к работникам могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу по осуществлению мероприятий, ведущих к повышению уровня безопасности и улучшению условий труда. Виды поощрений определяются коллективным договором, соглашением (статья 25 Закона);

- условия выплаты денежной компенсации на приобретение лечебно-профилактического питания, молока или равноценных пищевых продуктов соответствующим работникам при разъездном характере их работы;

- срок освобождения от основной работы уполномоченных трудового коллектива по вопросам охраны труда (с сохранением среднего заработка) для прохождения обучения, которое организовывается за средства собственника, в соответствии с требованиями;

- обязанности сторон (работодателя и работников) в области охраны труда;

- комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда, предотвращению случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и аварий, которые рекомендовано разрабатывать в специальном приложении к коллективному договору.

Обязательства коллективного договора, определенные трудовым коллективом самостоятельно и касающиеся внедрения дополнительных (к действующему законодательству) льгот и компенсаций, также включаются отдельными приложениями к коллективному договору.

Формируя обязательства коллективного договора (соглашения), не следует ограничиваться лишь вопросами, о которых непосредственно идет речь в статьях Закона и которые перечислены выше. Раздел “Охрана труда” должен отвечать конкретным обстоятельствам, которые сложились на данном предприятии, в учреждении, организации, и оказывать содействие решению всех проблем в этой важной сфере социально-трудовых отношений.

Проверки Госнадзорохрантруда

Специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда является Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда - Госнадзорохрантруда. При Комитете создана Государственная инспекция по охране труда (Госинспекция), выполняющая функции государственного органа по организации управления охраной труда и осуществлению надзора за соблюдением законодательных и других нормативных актов об охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, а также за производственной деятельностью предпринимателей, и не зависящая от любых хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, местных органов государственной исполнительной власти.

Полный перечень функций, возложенных на Инспекцию, изложен в пункте 3 Типового положения о государственной инспекции по охране труда Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 19.06.95 г. № 92 (далее - Положение № 92).

Инспекция осуществляет надзор за:

- функционированием системы управления охраной труда на предприятиях;

- соблюдением требований законодательных, государственных, межотраслевых, отраслевых нормативных актов об охране труда;

- соответствием действующих технологий, технологических процессов, машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств производства требованиям нормативных актов об охране труда;

- безопасностью и техническим состоянием зданий, сооружений, оборудования, других средств производства;

- своевременным обеспечением работников спецодеждой и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- изготовлением, монтажом, ремонтом, реконструкцией, наладкой и эксплуатацией машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств производства в соответствии с требованиями нормативных актов об охране труда;

- соблюдением требований законодательства об охране труда при заключении трудового договора;

- санитарно-бытовым обеспечением работающих на предприятиях, проведением обязательных медицинских осмотров отдельных категорий работников;

- соответствием требованиям нормативных актов об охране труда объектов производственного, социально-культурного назначения;

- изготовлением, транспортированием, хранением, использованием, испытанием и учетом взрывоопасных материалов и изделий на их основе;

- полнотой изучения месторождений полезных ископаемых и условиями их разработки, условиями строительства и эксплуатации подземных сооружений, захоронением вредных веществ, отходов производства, а также правильностью и своевременностью передачи месторождений полезных ископаемых для промышленного освоения;

- соблюдением требований по охране недр при ведении работ по их изучению, установлению кондиций на минеральное сырье, разработке месторождений твердых, редких и газообразных полезных ископаемых и использованию недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- обеспечением рационального использования минеральных ресурсов при их переработке, наиболее полным и комплексным изъятием имеющихся полезных компонентов;

- проведением комплекса маркшейдерских и геолого-разведывательных работ;

- работой служб внутриведомственного контроля над состоянием охраны труда, служб охраны труда и других структурных подразделений предприятий по созданию безопасных и безвредных условий труда;

- готовностью военизированных и других профессиональных аварийно-спасательных формирований, аварийно-диспетчерских служб к локализации и ликвидации аварий;

- правильным и эффективным использованием средств фонда охраны труда предприятий, а также поступлением их в региональные и отраслевые фонды охраны труда;

- соблюдением порядка хранения, транспортировки и использования отравляющих, огнеопасных и вредных веществ;

- своевременным обеспечением работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой и предоставлением других льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда в соответствии с действующим законодательством;

- правильностью уплаты предприятиями штрафов за несчастные случаи и профессиональные заболевания, которые произошли на производстве по их вине.

Права Госинспекции изложены в пункте 4 Положения № 92. Действительно, Госинспекция имеет очень много прав. Проще было бы перечислить права, которых она не имеет. Но мы отметим лишь некоторые, заслуживающие особого внимания. Такими правами являются:

- право беспрепятственно, в любое время проводить проверку подконтрольных предприятий;

- право прекращать эксплуатацию и опломбировать предприятия, объекты, отдельные производства, цехи и участки, рабочие места и оборудование;

- право штрафовать предприятия по результатам комплексных проверок;

- право привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и других нормативных актов об охране труда;

- право прекращать выпуск продукции или изымать разрешения на производственную деятельность предприятий, изготовление машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств производства, технологических процессов.

В общем можно сказать, что охрана труда на предприятии - дело серьезное, и с ней лучше не шутить.

Проведение проверок регулируется Положением о порядке организации государственного надзора за охраной труда и горного надзора в системе Госнадзорохрантруда Украины, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 30.03.2004 г. № 92 (далее - Положение о порядке надзора № 92).

Проверки делятся на плановые и внеплановые. Плановые устанавливаются структурным подразделениям с учетом экономической деятельности предприятий. Периодичность проведения таких проверок четко не установлена, кроме проверки состояния учета, хранения, транспортировки и использования взрывоопасных материалов, изготовления простейших взрывных веществ. Периодичность проведения таких проверок определяется и устанавливается начальником территориального управления, но не чаще одного раза в полугодие.

Внеплановые проверки проводятся в случае: роста производственного травматизма; допущения аварии или группового или смертельного несчастного случая; поступления жалобы; невыполнения работодателем требований прежде изданного предписания; непоступления информации об устранении недостатков, указанных в предписании.

Плановые и внеплановые проверки, в зависимости от цели и задач, подразделяются на:

- оперативные;

- целевые;

- комплексные.

Оперативная проверка - это проверка: состояния охраны труда; организации мероприятий по безопасности труда; контроля достоверности предоставленной работодателем информации об устранении нарушений нормативных актов по вопросам охраны труда, указанных в прежде изданных предписаниях относительно принятия решения о возобновлении эксплуатации временно остановленного объекта; осуществления надзора за строящимися объектами и участия в работе комиссий по принятию их в эксплуатацию и т.п.

Проверка должна проводиться инспектором или другим должностным лицом Госнадзорохрантруда в течение, как правило, 1-2 рабочих дней, в том числе в выходные и праздничные дни.

Целевая проверка - это проверка с целью углубленного изучения конкретных вопросов по охране труда соответствующих производственных подразделений и служб.

Целевые проверки проводятся должностным лицом или комиссией, их продолжительность не превышает 5 рабочих дней. Результат оперативной, целевой проверки оформляется актом проверки.

Комплексная проверка - это всесторонняя и детальная проверка безопасности труда, функционирования системы управления охраной труда, технического состояния эксплуатируемого оснащения, безопасного ведения работ на предприятиях (объектах), в учреждениях, организациях, в административном районе, городе и т.п. Продолжительность комплексной проверки ограничивается, как правило, сроком до 10 рабочих дней.

В случае специфических особенностей производства с повышенной опасностью, значительным количеством технологических процессов, рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда, значительной численностью работников, а также сложностью используемого оснащения, оборудования, машин, механизмов, разновидностей используемого сырья, энергоносителей и т.п., продолжительность комплексной проверки может быть продлена до 15 рабочих дней.

Результат комплексной проверки оформляется актом проверки.

Результат комплексной проверки рассматривается на заседании соответствующего Совета по вопросам безопасной жизнедеятельности населения (по согласию) или Совета территориального управления с участием членов комиссии, представителей организаций, принимавших участие в проверке, руководителей и должностных лиц предприятий, организаций, учреждений, с заслушиванием работодателей отдельных предприятий, на которых установлено неудовлетворительное состояние охраны труда и низкий уровень профилактической работы.

Решение о проведении и продолжительности целевой или комплексной проверки и о составе комиссии принимается соответствующим территориальным органом Госнадзорохрантруда. Состав комиссии в каждом конкретном случае определяется с учетом специфических особенностей предприятий (объектов) и задач проверки. В состав комиссии включаются государственные инспекторы разных видов надзора. Это оформляется приказом соответствующего структурного подразделения Госнадзорохрантруда Украины.

В состав комиссии могут включаться представители центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, отраслевых профсоюзов, региональных профобъединений и других организаций.

Письменное сообщение о проведении плановой комплексной проверки (плановой целевой проверки) присылается работодателю за 30 рабочих дней до начала проверки.

Как уже говорилось выше, органы Госнадзорохрантруда на основании пункта 4.4 Положения № 92 могут приостанавливать деятельность предприятий или его подразделений.

В соответствии с пунктом 3.7 Положения о порядке надзора № 92, объект, эксплуатация которого приостановлена, пломбируется согласно требованиям Инструкции о порядке остановки эксплуатации объектов при наличии нарушений нормативных актов об охране труда, утвержденной приказом Госнадзорохрантруда Украины от 30.12.94 г. № 133 (зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 05.01.95 под № 3/539). Возобновление эксплуатации отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуска и эксплуатации машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, выполнения определенных работ, применения новых опасных веществ осуществляется после устранения нарушений, отмеченных в предписании, и получения от должностного лица Госнадзорохрантруда Украины решения о возобновлении эксплуатации этого объекта (приложение 2).

Решение о возобновлении эксплуатации объекта принимается должностным лицом Госнадзорохрантруда Украины (или другим должностным лицом, которое его замещает) после проверки достоверности устранения нарушений.

При повторном нарушении требований нормативно-правовых актов по охране труда во время выполнения работ повышенной опасности или эксплуатации объекта, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности работодателю выдается предписание, останавливается производство в установленном порядке и поднимается вопрос об аннулировании разрешения согласно Порядку выдачи разрешений Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда и его территориальными органами, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 15.10.2003 № 1631.

В случае самовольного возобновления эксплуатации остановленного объекта проводится повторная остановка этого объекта должностным лицом Госнадзорохрантруда и проводятся мероприятия, согласно закону, относительно привлечения к ответственности должностных лиц, действия или бездеятельность которых привели к этому нарушению.

Решение на восстановление эксплуатации остановленного объекта в таких случаях выдается руководителем территориального управления или по его поручению начальником государственной инспекции.

Специально уполномоченный
государственный орган по вопросам
радиационной безопасности

Контроль в сфере защиты населения и окружающей природной среды от недопустимого радиационного влияния ядерных установок осуществляется Главной государственной инспекцией по надзору за ядерной безопасностью (Госатоминспекция).

Функции, права и обязанности Госатоминспекции определены Положением о главной государственной инспекции по надзору за ядерной безопасностью, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 21.09.95 г. № 751. К основным функциям Госатоминспекции относится организация и осуществление государственного надзора за соблюдением законодательства, норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности.

Госатоминспекции подконтрольны следующие объекты: объекты по производству ядерного топлива, ядерные реакторы, атомные электростанции, предприятия по переработке топлива, хранилища отработанного топлива. Предметом контроля Госатоминспекции является контроль радиационного загрязнения окружающей природной среды.

Права Госатоминспекции подробно изложены в пункте 4 данного Положения, а в общих чертах можно сказать, что они практически те же, что и права Госнадзорохрантруда, но только касаются своих специфических вопросов относительно проверки радиационной безопасности. Инспекторы Госатоминспекции (так же, как и инспекторы Госнадзорохрантруда) имеют право беспрепятственно и в любое время посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм их собственности, применять финансовые санкции, привлекать к ответственности в установленном порядке виновных лиц за нарушение законодательных и других нормативных актов о ядерной и радиационной безопасности.

Однако отметим особый и неординарный порядок наложения штрафных санкций инспекторами Госатоминспекции, который регулируется Положением о порядке установления размеров и наложения штрафов на предприятия, учреждения и организации, которые осуществляют деятельность в сфере использования ядерной энергии, в случае нарушения ими норм, правил и стандартов безопасности или условий разрешений на ведение работ, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29.06.96 г. № 708.

В соответствии с данным Положением базовой величиной для определения размера штрафа является 5000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (85000 грн.). Конкретный размер штрафа зависит от вида деятельности предприятия, уровня нарушения, длительности работы с нарушением до и после его выявления и факторов поправки величины штрафа, влияющих на нарушение. Штраф исчисляется за одни календарные сутки после выявления нарушений, и если предприятие не сможет устранить нарушения за одни сутки, то за каждые последующие сутки будет применяться рассчитанный размер штрафа.

В пункте 4 Положения указанны таблицы градации штрафных санкций, то есть сумма штрафа далее рассчитывается путем применения процентных величин (минимальная составляет 5%, максимальная - 100%) к базовому размеру, которые зависят от вида нарушения.

В зависимости от значения нарушения устанавливаются четыре уровня нарушения. То есть далее следует применять процентные величины 100%, 80%, 50% (к четвертому уровню нарушения размер штрафа не увеличивается) к промежуточному размеру штрафа, которые и зависят от уровня нарушения.

Далее применяются факторы поправки размера штрафа. Процентные величины в данном случае применяютя к промежуточному размеру штрафа. На понижение размера штрафа влияют следующие факторы:

- предприятие самостоятельно установило нарушение - 50%;

- предприятие немедленно устранило нарушение и приняло эффективные меры для обеспечения надлежащего уровня безопасности - 50%;

- выявленное нарушение является единичным случаем, не характерным для положительной деятельности предприятия - 100%.

Процентная величина повышающего фактора поправки применяется в случае если:

- предприятие срочно не применило эффективные методы для обеспечения надлежащего уровня безопасности - 50%;

- предприятие на протяжении 24 часов после выявления факта нарушения, важного для безопасности, не остановило действие нарушения; выявленное нарушение является единичным случаем, не характерным для деятельности предприятия; предприятие, на протяжений 12 месяцев до факта рассматриваемого нарушения, допустило нарушение по одной и той же причине; предприятие не использовало ранее возможность для выявления нарушения или для предотвращения возникновения такого нарушения; деятельность предприятия с невыявленным нарушением, важным для безопасности и допущенным по вине лицензиата, - 100%;

Сумма штрафа, рассчитанная с учетом фактора поправки, прибавляется к размеру штрафа, рассчитанному с учетом вида нарушения, его уровня и продолжительности работы предприятия с выявленным нарушением.

Размер штрафа рассчитывается по каждому нарушению и умножается на количество дней работы предприятия с фактом нарушения, но не более чем на 30 дней.

Решение о применении финансовых санкций к предприятию оформляется постановлением в трех экземплярах. Первый экземпляр постановления в течение трех дней направляется предприятию по почте или вручается должностному лицу предприятия под расписку. Второй экземпляр направляется по почте в налоговую инспекцию по месту нахождения предприятия. Третий экземпляр остается у проверяющих.

Уплата штрафа осуществляется в течение 30 дней со дня вынесения постановления. При этом если сумма штрафа может повлиять на безопасную работу предприятия, то уплату штрафа допускается осуществить в следующем порядке:

- 30% суммы уплачивается в течение 30 дней;

- 70% суммы уплачивается в течение последующих 60 дней.

При этом предприятию необходимо обосновать и согласовать свое решение об уплате штрафа двумя частями с Главным государственным инспектором Украины по ядерной безопасности, Главным государственным инспектором Украины по охране окружающей природной среды, Главным государственным санитарным врачом Украины, а также сообщить об этом в налоговую инспекцию.

Предприятие имеет право оспаривать решение о применении финансовых санкций. В этом случае необходимо в течение 10 дней подать контролирующему органу обоснованное заявление о несогласии с принятым решением. Контролирующий орган должен рассмотреть заявление в десятидневный срок и либо отменить постановление о наложении финансовых санкций (что маловероятно), либо отклонить заявление. Принятое решение после рассмотрения заявления направляется предприятию. После получения такого решения, в случае отклонения заявления, предприятие обязано в десятидневный срок уплатить штраф. После этого предприятие, если вынесено решение не в его пользу, может начать оспаривать решение контролирующих органов в судебном порядке.

Фонд социального страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии с Положением о службе страховых экспертов по охране труда, профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 15.08.2001 г. № 24 (далее - Положение № 24), проверка вопросов по охране труда осуществляется службой страховых экспертов.

На основании раздела 3 Положения № 24 страховые эксперты имеют право беспрепятственно и в любое время (при предъявлении удостоверения установленного образца) посещать предприятия для проверки состояния условий и безопасности труда и проведения профилактической работы по этим вопросам. По сути, они могут проверять все, что так или иначе связано с охраной труда, при этом у страховых экспертов нет права применить к предприятию финансовые санкции. Они имеют право выдавать предприятию представление о выявленных нарушениях (форма представления приведена в приложении 2 к Положению № 24), а органам исполнительной власти и государственного надзора за охраной труда вносить свои предложения о применении санкций или привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, а также о запрете последующей эксплуатации рабочих мест, цехов и т. д., получать от предприятий объяснительные записки относительно выявленных нарушений, вносить предложения дирекции Фонда об отнесении предприятия в более высокий или, наоборот, более низкий класс профессионального риска производства, брать участие в работе комиссии по вопросам охраны труда.

Отметим, что страховые эксперты имеют право только вносить свои предложения по поводу применения финансовых санкций, сами же штрафовать не имеют права.

Решение страхового эксперта может быть обжаловано у главного страхового эксперта, а решение последнего - у руководителя соответствующего рабочего органа исполнительной дирекции Фонда, которому он непосредственно подчинен.

В случае несогласия с решением главного страхового эксперта или руководителя соответствующего рабочего органа спор рассматривается исполнительной дирекцией Фонда.

Штрафные санкции и административная ответственность

Комментируя механизм применения штрафных санкций за нарушение требований относительно охраны труда, предусмотренный законодательством (статьи 43 и 44 Закона об охране труда и Кодекс Украины об административных правонарушениях), следует отметить следующие виды этих санкций:

а) санкции к предприятию, учреждению, организации или другому субъекту предпринимательской деятельности (как юридическому лицу):

- штраф за нарушение законов и других нормативно-правовых актов об охране труда (правил, норм, положений, стандартов, инструкций и т.п., которые являются обязательными), а также за невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда;

- штраф за каждый несчастный случай на производстве и случай профессионального заболевания, которые произошли по вине этого предприятия;

б) санкции к работодателю, должностным лицам и работникам (как физическим лицам):

- штраф за нарушение требований законодательства об охране труда (или требований законодательных и других нормативно-правовых актов относительно безопасного ведения работ в отраслях промышленности, хранения, использования и учета взрывоопасных материалов и т.п.) или за игнорирование законных требований должностных лиц органов Госнадзорохрантруда, создание препятствий для деятельности этих органов.

Привлекать к административной ответственности должностных лиц предприятий и сотрудников могут все контролирующие органы по охране труда. Поэтому сразу же хотелось бы обратить внимание на статью 61 Конституции Украины, которая гласит о том, что никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение. Итак, если вы уже уплатили штраф за определенное нарушение, никакой другой контролирующий орган не может наложить штраф за это же нарушение.

В соответствии со статьей 44 Закона об охране труда, за нарушение законов и других нормативно-правовых актов об охране труда, создание препятствий в деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда, а также представителей профсоюзов, их организаций и объединений виновные лица привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности.

Статьей 43 Закона об охране труда предусмотрен максимальный штраф в размере 5% месячного фонда заработной платы юридического или физического лица, использующего наемный труд. За несвоевременную уплату штрафа придется еще уплатить пеню в размере 2% за каждый день просрочки. Лица, на которые наложен штраф, вносят его в кассу предприятия по месту работы.

Решение о наложении штрафа можно обжаловать в течение месяца в судебном порядке.

Как известно, наложение штрафа на определенного руководителя, другое должностное лицо или работника предприятия осуществляется в порядке административной ответственности конкретного лица за допущенные проступки на основании Кодекса Украины об административных правонарушениях. Этот Кодекс содержит нормы прямого действия, которые определяют все процедурные требования. В частности, в перечень органов и должностных лиц, которым предоставлено право привлекать нарушителей законодательства об охране труда к административной ответственности, включен Госнадзорохрантруда и его государственные (главные государственные) инспекторы, начальники инспекций, управлений, отделов и их заместители, а также председатель Госнадзорохрантруда и его заместители. Максимальные размеры штрафов дифференцированы Кодексом в зависимости от степени опасности производств, где совершены нарушения, статуса нарушителя (должностное лицо или рядовой работник), а также от уровня, на котором рассматривается вопрос о привлечении виновного лица к ответственности.

Статья 41 КУоАП предусматривает следующие штрафы за нарушение законодательства об охране труда:

1. За нарушение требований законодательных и нормативных актов об охране труда применяются штрафные санкции к сотруднику - от 2 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (34 - 85 грн.);

2. На должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, и граждан - субъектов предпринимательской деятельности - от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (85 -170 грн.).

В соответствии со статьей 231 КУоАП от имени органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда рассматривать дела об административных правонарушениях и накладывать административные взыскания имеют право:

1) за нарушение законодательных и других нормативных актов об охране труда относительно безопасного ведения работ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда, а также за невыполнение законных требований органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда:

- государственные инспекторы - штраф до 7 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

- главные государственные инспекторы, начальники инспекций специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда и их заместители - штраф до 8 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

- начальники управлений и отделов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда и их заместители - штраф до 9 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

- руководитель специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда и его заместители - штраф до 14 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

2) за нарушение законодательства о недрах, нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывоопасных материалов в областях промышленности и на объектах, подконтрольных органам специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда, а также за невыполнение законных требований органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда:

- государственные инспекторы - штраф до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

- главные государственные инспекторы, начальники инспекций специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной туда и их заместители - штраф до 11 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

- начальники управлений и отделов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной туда и их заместители - штраф до 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

- руководитель специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда и его заместители - штраф до 14 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Требования Кодекса Украины об административных правонарушениях являются обязательными как для нарушителя, так и для должностных лиц, которые составляют протоколы об административном правонарушении, рассматривают дело и принимают постановление о наложении штрафа. Во время рассмотрения дела лицу, привлекаемому к административной ответственности, обязательно предоставляется право ознакомиться с материалами дела, дать пояснения, предъявить доказательства, заявить ходатайство, пользоваться юридической помощью адвоката, а при несогласии обжаловать постановление по делу - дело должно рассматриваться в присутствия этого лица (за исключением случаев, если есть данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела). Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в вышестоящем органе (вышестоящему должностному лицу) или в суде на протяжении десяти дней со дня его вынесения. Представление в этот срок жалобы останавливает выполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы.

“Вестник бухгалтера и аудитора Украины”, № 7-8, апрель 2005 г.