Пенсии “по минимуму”
Вступившие в силу с 12 января 2005 года изменения и дополнения в Закон Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” № 1058 от 09.07.2003 (предусмотренные Законом № 2291 от 23.12.2004) вводят новый порядок расчета государственных пенсий по возрасту. Который по сути уравнял всех перед “ликом” прожиточного минимума. В результате законодателей обвиняют в уравниловке. Правда, не совсем ясно, что при этом защищают. Неужели старый порядок расчета пенсий? И так ли уж плох “минимум”, установленный обновленным пенсионным законодательством и уравнявший пенсионеров? Особенно, когда предстоит выбирать из плохого и очень плохого. Попробуем разобраться.
По-новому
Смысл новшества сводится к тому, что отныне размер минимальной пенсии по возрасту (для ее получения мужчине нужно иметь 25-летний страховой стаж, женщине - 20-летний) установлен на уровне прожиточного минимума для лиц, которые утратили трудоспособность, установленного законом (п.1 ст.28 Закона №1058 в редакции от 23.12.2004)*. При повышении действующего минимума будет повышаться и минимальная пенсия по возрасту. А перерасчет пенсий производится с того дня, когда был установлен новый прожиточный минимум. Для тех, чей страховой стаж ниже необходимого для получения минимальной пенсии по возрасту, согласно п.2 ст.28 Закона № 1058, пенсия “устанавливается в размере, пропорциональном имеющемуся страховому стажу, исходя из минимальной пенсии по возрасту”. Иначе говоря, имея половину страхового стажа, пенсионер сможет рассчитывать на половину же минимальной пенсии (то есть действующего прожиточного минимума). Если же ваш страховой стаж больше установленного п.1 ст.28 Закона № 1058, то за каждый полный рабочий год “сверх” этого стажа пенсия увеличивается на 1 % от минимальной пенсии по возрасту. Действие изменений в Закон о госпенсиях распространяется на всех, кто получает пенсию по возрасту, не зависимо от того, когда она была им назначена. При этом ст. 27 Закона №1058, предлагающая свою формулу для исчисления пенсий по возрасту (при таком расчете пенсия зависит скорее от размера средней зарплаты по стране), продолжает действовать. В законе ничего не сказано о том, какую же из этих двух методик расчетов пенсий следует применять (как в случае, когда гражданин не имеет страхового стажа, необходимого для получения минимальной пенсии по возрасту, так и в случае, если имеет). Пенсионер, очевидно, может сделать выбор самостоятельно. Из чего же предстоит выбирать?
С начала года у нас было два закона, которые устанавливали прожиточный минимум для лиц, которые утратили трудоспособность (Закон Украины “О Государственном бюджете Украины на 2005 год” № 2285 от 23.12.2004 и Закон Украины “Об утверждении прожиточного минимума на 2005 год” № 2089 от 19.10.2004). Причем оба документа содержали совершенно разные цифры: в законе о Госбюджете указанный минимум установлен на уровне 300 грн., а в законе о минимуме - на уровне 332 грн.. Оба закона вступили в силу с 1-го января 2005 года. На естественный вопрос: “Каким же минимумом следует руководствоваться?”, в конце концов, ответило Министерство юстиции Украины в Письме "О применении прожиточного минимума в 2005 году" № 21-48-6 от 25.02.2005 г. По мнению Минюста, установление прожиточного минимума должно регулироваться не законом о госбюджете, а специальйым нормативным актом. Следовательно, следует применять прожиточный минимум, назначенный законом о прожиточном минимуме. Напомним, что согласно Закону №2089, прожиточный минимум для лиц, которые утратили трудоспособность, составляет 332 грн. На днях аналогичная цифра появилась и в новой версии Госбюджета-2005. Получается, что если мужчина проработал 30 лет (за 5 лет “лишнего” страхового стажа “набежало” еще 5%), то сегодня он сможет рассчитывать на 348 грн. 60 коп. пенсии (332 + 332 х 0,05). Хватит ли этой суммы для более или менее нормальной жизни, решайте сами. Если же, к примеру, страховой стаж женщины, достигнувшей пенсионного возраста, составляет 10 лет (то есть в два раза меньше необходимого), то согласно п.2 ст. 28 Закона №1058, ее пенсия будет составлять 166 грн (332/2). В чем не откажешь новой системе расчета пенсий, так это в простоте и прозрачности. Означенный метод достаточно незатейлив и не требует сбора дополнительных данных о том, сколько пенсионер получал за годы работы и какова средняя зарплата по Украине. Достаточно данных о страховом стаже работника.
По-старому
Совершенно другая ситуация обстоит с формулой для расчета пенсии по возрасту, предусмотренной п.1 ст. 27 закона №1058. Чтобы вычислить сумму, некоторую может рассчитывать пенсионер, необходимо проделать затейливые математические вычисления. Те, кто когда-либо рассчитывал чью-либо пенсию, знают, о чем я говорю. Освежим в памяти, как проводится этот расчет. Будем исходить из того, что размеры страховых взносов, которые делал работник на протяжении жизни, были не меньше минимальных (потому что в противном случае нам придется иметь дело с еще одной формулой).
Здесь все зависит от средней зарплаты по Украине, вашего страхового стажа, вашей зарплаты, с которой уплачены страховые взносы (разумеется, не той, которую многие получают в конверте). Итак, допустим, работник достиг пенсионного возраста. С 1 февраля 2005 года ему положена пенсия. С этого момента она может быть рассчитана по формуле согласно п.1 ст.27 Закона № 1058:
П = 3пх Кс,
где П - размер пенсии, в гривнах;
Зп - заработная плата (доход) застрахованного лица, определенная в соответствии со ст.40 Закона № 1058, из которой исчисляется пенсия, в гривнах;
Кс - коэффициент страхового стажа застрахованного лица, определенный в соответствии со ст.25 того же Закона.
В свою очередь Зп вычисляется по формуле:
Зп = Зс(Ск/К),
где Зп - заработная плата (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии, в гривнах;
Зс - средняя заработная плата работников, занятых в отраслях экономики Украины, за календарный год, предшествующий году обращения за назначением пенсии;
Ск- сумма коэффициентов заработной платы (дохода) за каждый месяц;
К - количество месяцев страхового стажа, за которые рассчитаны коэффициенты заработной платы (дохода) застрахованного лица.
Попробуем рассчитать пенсию для нашего работника. Одна из величин у нас уже есть - это Зс. По данным Госкомстата средняя зарплата работников, занятых в отраслях национальной экономики, в 2004 году составила 589,62 грн.. Неочевидно, для получения желанного значения П нам придется пройти немалый путь.
Шаг первый. Сначала нам нужно выбрать любые 60 календарных месяцев страхового стажа работника подряд до 1 июля 2000 года и после. Нет, мы не играем в увлекательную математическую игру с призами. А всего лишь руководствуемся п.1 ст.40 Закона №1058. Эти 60 календарных месяцев нам нужны, чтобы вычислить коэффициенты зарплаты за каждый месяц (Кз). А разделение на “до” и “после” связано с введением с 1 июля 2000 года персонификации зарплат и страховых взносов граждан. Допустим, у работника было 60 месяцев страхового стажа до 2000 года, и он выбирает периоды 1995-1999 и 2000-2002 гг.
Шаг второй.
Теперь берем зарплату застрахованного лица (Зв), с которой уплачены страховые взносы за месяц работы и делим на среднюю зарплату работников, занятых в отраслях национальной экономики, по Украине за соответствующий месяц (Зс). Таким образом, вычисляем коэффициент зарплаты за месяц (Кз). То есть расчет ведется по формуле:
Кз=3в/3с
Данные о средней зарплате можно найти в регулярных отчетах Государственного комитета статистики. “Среднезарплатная” картина интересующего нас периода (1995-2002) выглядит следующим образом:
| Месяц |
1995 год |
1996 год |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
| Средняя зарплата по Украине в гривнах | ||||||||
| Январь |
32,08 |
103,28 |
126,68 |
136,82 |
148,16 |
180,97 |
253,39 |
320,76 |
| Фераль |
41,53 |
108,95 |
126,36 |
137,85 |
152,03 |
190,62 |
263,66 |
328,7 |
| Март |
50,23 |
117,55 |
135,15 |
149,76 |
166,61 |
210,67 |
281,03 |
354,81 |
| Апрель |
53,67 |
116,28 |
133,14 |
146,39 |
165,53 |
205,35 |
288,93 |
355,78 |
| Май |
60,74 |
119,44 |
139,53 |
148,61 |
168,87 |
213,21 |
302,96 |
358,88 |
| Июнь |
71,39 |
125,47 |
144,3 |
158,01 |
180,76 |
228,78 |
317,81 |
377,41 |
| Июль |
75,84 |
130,46 |
151,44 |
159,21 |
183,27 |
238,49 |
327,31 |
398,1 |
| Август |
81,39 |
129,99 |
147,67 |
153,21 |
180,94 |
247,44 |
329,33 |
390,07 |
| Сентябрь |
88,73 |
132,7 |
150,34 |
156,4 |
186,44 |
249,04 |
326,34 |
391,14 |
| Октябрь |
95,18 |
134,87 |
149,65 |
156,07 |
186,85 |
254,11 |
335,75 |
397,49 |
| Ноябрь |
101,22 |
132,27 |
147,07 |
155,54 |
190,39 |
257,58 |
334,44 |
395,7 |
| Декабрь |
124,48 |
151,51 |
165,81 |
176,09 |
218,88 |
296,26 |
378,45 |
442,91 |
Для каждого из 96 месяцев мы должны вычислить Кз. Поскольку наша цель - всего лишь сравнить два принципа расчета пенсий, упростим себе задачу (а заодно не будем занимать место громоздкими вычислениями). И дадим нашему работнику официальную зарплату, которая весь этот страховой период (то есть все 96 месяцев) была в 1,5 раз выше средней. К примеру, в декабре 2002 года она должна была бы равняться 664 грн. 36 коп. (442,91 х 1,5). То есть Кз для каждого месяца у нас будет равным 1,5.
Шаг третий. После этого все Кз складываются. Таким образом, мы получаем величину Ск. И теперь можем вычислить величину зарплаты (Зп) нашего работника. Напомним, что она вычисляется по формуле: Зп = Зс (Ск/К) (см. выше). В нашем случае мы получим: Зп = 589,62 х 1,5. В результате значение Зп нашего работника составило 884 грн. 43 коп. Как видим, зарплата, которая будет учитываться при расчете пенсии, зависит не столько от того, сколько работник получал, сколько от средней зарплаты. То есть все эти вычисления сводились к одному: “привязать” будущую пенсию к той средней зарплате, которую получают в стране.
Шаг четвертый. Настала очередь вычислить коэффициент страхового стажа. Он, согласно ст.25 Закона №1058, рассчитывается по формуле:
Кс= (См х Вм)/(100 % х 12),
где Кс - коэффициент страхового стажа;
См - сумма месяцев страхового стажа;
Вм - определенная в соответствии с Законом № 1058 величина оценки одного года страхового стажа, в процентах. За период участия только в солидарной системе величина оценки одного года страхового стажа равняется 1%, а за период участия в солидарной и накопительной системах пенсионного страхования - 0,8%.
Будем считать, что у нашего работника страховой стаж составляет 25 лет, в течение которых он отчислял взносы в солидарную систему пенсионного страхования. Получается, чтобы получить Кс, нужно количество лет! страхового стажа умножить на 0,01. Таким образом, наш работник имеет коэффициенту страхового стажа 0,25.
Шаг пятый и последний. Осталось подставить полученные Кс и Зп в формулу для расчета пенсии. Итак (барабанная дробь):
П = 884,43 х 0,25.
Итого: 221 грн. 10 коп.
Вернемся к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (он же минимальная пенсия по возрасту). Этот минимум составляет 332 грн. Следовательно, нашему работнику положена пенсия в соответствии со ст. 28 Закона № 1058. Цифры говорят сами за себя. При желании можно с ними экспериментировать сколько угодно. Учтем все же, что большинство пенсионеров имеют страховой стаж от 30 до 40 лет. Согласно абзацу второму ст. 28 Закона № 1058 пенсионер, имеющий страховой стаж выше необходимого для получения минимальной пенсии по возрасту, имеет право на дополнительный 1% от минимальной пенсии за каждый год сверх необходимого трудового стажа. Распространяется ли действие ст. 28 и на тех пенсионеров, которым пенсия была рассчитана согласно ст.27 этого же Закона? Видимо, да, так как обратное законом не установлено. Поэтому будем учитывать этот пенсионный “бонус”.
Сравнительная таблица возможных пенсий нашего “условного” работника (полученные суммы округляются)
| Количество лет страхово-го стажа |
Размер пенсии в гривнах, рассчитанный согласно ст.27 Закона № 1058, с учетом 1 % надбавки к пенсии за каждый полный рабочий год сверх стажа, установленного п.1 ст.28 Закона №1058 |
Размер пенсии в гривнах, рассчитанный согласно п.1 ст. 28 Закона №1058 |
| 30 |
281 грп. 93 коп. |
348 грн. 60 коп. |
| 35 |
342 грн. 75 коп. |
365 грн. 20 коп. |
| 40 |
403 грп. 57 коп. |
381 грн. 80коп. |
Как видно, пенсии, представленные в соседних колонках, уравниваются в “промежутке”, когда наш условный работник имеет страховой стаж от 35 до 40 лет. Разумеется, средняя зарплата будет расти, а в соответствии с ее ростом будет индексироваться и размер пенсий. Но прожиточный минимум от нее никуда не денется. И тоже будет повышаться. Не говоря уже о том, что ст. 28 в новой редакции больше соответствует Конституции Украины. Напомним, ст.46 Конституции Украины гласит: пенсии должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом. В то время, как сложный и трудоемкий “старый” механизм не гарантирует “конституционного минимума”, в чем мы только что наглядно убедились.
По-честному
Лично я мысленно возвращаюсь к словам, вынесенным в эпиграф. Разумный совет, не правда ли? Итак, вся истерика, поднятая в стране, вертится вокруг того, чтобы пенсионер получал на 20 грн. больше. И то, далеко не каждый. Дело, конечно, благородное, на первый взгляд. Но все нынешние попытки поднять уровень госпенсий обречены по одной простой причине, о которой давно известно. Деньги, которые поступают в Пенсионный фонд (ПФ), отчисляются с зарплат работников. Взять деньги неповышение пенсий можно только у этих работников (или из бюджета, что, в конечном счете, настолько же неправильно). Сумму пенсионного “налога” работодателю придется как-то компенсировать. А делать он это будет, повышая цены на товары и услуги (за них платить придется тем же пенсионерам) и уводя зарплаты в тень (в результате потеряет еще и Госбюджет). Таким образом, любое повышение ставок по отчислениям в ПФ - это удар по национальной экономике и стимул для инфляции. А иначе повысить пенсии невозможно. Почему сложилась такая ситуация? Потому что такова действующая система пенсионного обеспечения. Жалко наших нынешних пенсионеров, потому что они стали заложниками этой системы, а обеспечить их достойной жизнью уже не получится. И если у тех, кто работает сегодня и отчисляет взносы в ПФ, были какие-то надежды на доброе государство, которое позаботиться о них в будущем, эти надежды должны были давно рассеяться. Обеспечить себя и быть финансово независимым после выхода на пенсию, человек сможет только лишь накапливая деньги посредством негосударственного пенсионного страхования. И только в тех компаниях, которые имеют устойчивую финансовую стабильность, длительный срок пребывания на рынке и гарантирующих сохранность и прирост вложенных денежных средств. А назначенный для госпенсий “минимум” - в конце концов честное решение. По той простой причине, что большой госпенсия просто не может быть. Остается вопрос, зачем нужны все эти формулы и вычисления, неповторимым видом которых мы могли только что насладиться? Учитывая, что результат один и тот же - “минимум” (см. сравнительную таблицу). Едва ли не половина времени, потраченного автором при написании данной статьи, ушло на эти самые подсчеты. Драгоценные минуты человеческой жизни можно было потратить на гораздо более полезные вещи. Например, на самообразование, разведение бабочек или даже выпиливание лобзиком. Представьте, сколько времени тратят наши бухгалтера на расчеты пенсий миллионов украинских пенсионеров! И ради чего?
Добавим, что ко всем остальным пенсиям, назначенным другими законами, продолжает производиться доплата до размера прожиточного минимума, установленного на 2004 год (284 грн. 69 коп.), которую назначил прежний Кабмин еще в минувшем году.
____________________
*Напомним, что раньше минимальная пенсия по возрасту была установлена на уровне 20 % от средней зарплаты работников, занятых в отраслях народного хозяйства, при том условии, что страховой стаж мужчины-пенсионера не меньше 25 лет, а женщины - 20 лет.
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 16 (486), 18 апреля 2005г.
Подписной индекс 40783
