Уплата взносов на общеобязательное
государственное социальное страхование единоналожниками

ВОПРОС: В декабре 2004 г. частным предпринимателем на едином налоге на счет Казначейства в качестве единого налога за январь 2005 г. была уплачена сумма 700,00 грн., из них - 200,00 единый налог за самого частного предпринимателя, 500,00 грн. - 50% ставки единого налога за 5 наемных работников.

Согласно Указу Президента Украины “Об упрощенной системе налогообложения”, Казначейство должно было перечислить:

- в ПФУ42%, т.е. 294,00 грн.;

- в ФСС на случай безработицы - 4%, т.е. 28,00 грн.;

- в ФСС по временной потере трудоспособности - 11%, т.е. 77,00 грн.

Перечисления прошли, что подтверждается наличием расчетной суммы в 294,00 грн. в ПФУ.

С 01.01.05 г. в ФСС на случай безработицы и в ФСС по временной потере трудоспособности необходимо начислять и перечислять соответственно 1,9% и 2,9% начислений,на заработную плату наемных работников.

Почему, поскольку оплата была за январь 2005 г., частный предприниматель должен перечислять полностью все суммы начислений в фонды, кроме ПФУ, в котором перечисленные Казначейством суммы зачитываются в счет уплаты взносов за 2005 г. ?

Считаю, что остальные фонды также обязаны произвести зачет в 2005 г. на поступившие от Казначейства в декабре 2004 г. за январь 2005 г. суммы отчислений из сумм единого налога.

В чем мы правы? За январь 2005 года часть сумм уже уплачена.

ОТВТЕТ: В соответствии с п. 20 ст. 2 Бюджетного кодекса Украины, Закон о Государственном бюджете Украины - это закон, который утверждает полномочия органов государственной власти осуществлять исполнение Государственного бюджета Украины на протяжении бюджетного периода.

Статьей 64 Бюджетного кодекса Украины предусмотрено, что к доходам, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов, относятся единый налог для субъектов малого предпринимательства в части, которая принадлежит соответствующим бюджетам, и налог с доходов физических лиц, определенный ст. 65 этого Кодекса.

В 2005 г., как предусмотрено Законом Украины от 2312.04 г. N 2285 “О Государственном бюджете Украины на 2005 год” (п. 2 ст. 45), суммы единого налога для субъектов малого предпринимательства в полном объеме включаются в доход общего фонда местных бюджетов. При этом, до вступления в силу Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности плетельщики единого налога уплачивают страховые взносы на общеобязательное государственное социальное и пенсионное страхование в порядке и на условиях, определенных специальным законодательством по вопросам взимания таких взносов.

Таким образом, в настоящее время имеет место ситуация, что фактически были внесены изменения в налоговое законодательство с нарушением правил их внесения: не учтены нормы законодательства относительно упрощенной системы налогообложения и нарушена целостность системы законодательства по налогообложению.

Ситуация, аналогичная сложившейсяна сегодняшний день, имела место и в 2004 г., когда Законом Украины от 17.06.04 г. N 1801 “О внесении изменений в Закон Украины “О Государственном бюджете Украины на 2004 г.” были внесены редакционные уточнения в п. 1 первой части ст. 55 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2004 г.”, которые касались исключения норм о зачислении в Пенсионный фонд Украины и отчислений на обязательное социальное страхование при уплате в общий фонд местных бюджетов единого налога для субъектов малого предпринимательства.

Тогда в связи с вступлением в силу Закона N 1801 в письме Минфина (в соответствии с Положением о Государственном казначействе, утвержденном постановлением КМУ от 31.07.95 г. N 590, Государственное казначейство является

Величины индексов инфляции в 2005 году по данным
Государственного комитета статистики Украины

Месяц
 
Индекс инфляции (в % к предыдущему месяцу)
 
Номер и дата опубликования в газете "Урядовий кур'єр"
 
Январь
 
101,7
 
№23 от 08.02.2005 г.
 
Февраль
 
101,0
 
№43 от 10.03.2005 г.
 

системой органов государственной исполнительной власти и действует при Минфине) от 15.09-04 г. N 31-03220-05-13/16896 “О едином и фиксированном налоге субъектов предпринимательства” Государственному казначейству Украины было разъяснено, что:

“Вопросы об отчислении средств от уплаты единого налога для субъектов малого предпринимательства в государственные страховые фонды не являются нормой Закона Украины о Государственном бюджете Украины

При этом Указ Президента Украины от 03.07.98 г. N 727 “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” в редакции Указа от 28.06.98 г. N 746 не отменен и не вносились изменения в плановые показатели доходов местных бюджетов, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов”.

Указанные изменения не повлияли на осуществление отделениями Государственного казначейства Украины отчислений части единого и фиксированного налога в Пенсионный фонд Украины и на общеобязательное государственное социальное страхование согласно порядку, установленному специальным законодательством по этим режимам налогообложения.

Вопросы, связанные с упрощенной системой налогообложения регулируются нормами Указа Президента Украины “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” и Закона Украины от 1910.2000 г. N 2063 “О государственной поддержке малого предпринимательства. Одним из направлений государственной поддержки малого предпринимательства является внедрение упрощенной системы налогообложения (ст. 5 Закона N 2063).

Напомним, что Указ Президента N 746 был принят в соответствии с п. 4 Переходных положений Конституции Украины, согласно которому Президент Украины имеет право издавать указы по экономическим вопросам, не урегулированным законами. И при этом такой указ Президента действует до вступления в силу закона, принятого Верховной Радой Украины по этим вопросам.

Согласно нормам Указа N 746, отделения Государственного казначейства Украины перечисляют суммы единого налога, уплаченного СПД - физли-цом, в таких размерах.

- в местный бюджет - 43 %;

- в Пенсионный фонд Украины - 42 %;

- на обязательное социальное страхование - 15 % (в том числе в Государственный фонд содействия занятости населения - 4 % Гвоздем.

Пенсионный фонд в 2004 г. неоднократно соглашался в своих письмах (от 28.05.04 г. N 5061, от 30.07.04 г. N 7293, от 09-10.2004 г. N 9380, от 11.10.04 г. N 9610) именно с такой позицией:

С 1 января 2004 г. вступил в силу Закон Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”

Работодатели, в том числе и те, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, определены этим Законом страхователями для наемных лиц и обязаны уплачивать взносы в размере 32% от их фонда оплаты труда, то есть, на общих основаниях.

В соответствии с Заключительными положениями Закона, все законодательные акты, в том числе и те, которые регулируют упрощенную систему налогообложения, должны быть приведены в соответствие с требованиями нового пенсионного законодательства.

Законопроект, которым предусмотрено исключение из законодательства об упрощенной системе налогообложения положений, которые касаются направления средств в Пенсионный фонд Украины, находится на рассмотрении в Верховной Раде Украины.

Поэтому до внесения соответствующих изменений, с целью избежания двойного налогообложения, при уплате страховых взносов за наемных работников юридическими и физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности, которые избрали особый способ налогообложения (единый налог, фиксированный налог), сумма средств, которая направляется в Пенсионный фонд в виде части ставки от единого и фиксированного налогов за таких работников, зачисляется в счет уплаты страховых взносов за соответствующие отчетные периоды.

Механизм зачисления части единого налога в счет страховых взносов к Пенсионный фонд был предложен в письме Пенсионного фонда Украины от 19.03.04 г. N 2654 и соответствующих изменениях (от 05.04.04 г.) к Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины (от 19.12.03 г. N 21-1):

Часть сумм единого и фиксированного налогов зачисляется в счет уплаты страховых взносов, начисленных страховщиком в установленных законодательством размерах (32%, 4%, 42%) на суммы фактических затрат на оплату труда работников.

Зачисление осуществляется на основании платежного документа, подтверждающего уплату единого или фиксированного налога (заверенные органом Пенсионного фонда копии платежного поручения, квитанции (другой экземпляр приходного документа) или иного документа, который является подтверждением внесения наличности в соответствующей платежной системе), предоставленного плательщикам одновременно с предоставлением в органы Пенсионного фонда ежемесячного расчета сумм страховых взносов, и данных органов Государственного казначейства Украины или других финансовых органов о перечислении в бюджет Пенсионного фонда части сумм единого или фиксированного налогов.

Физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности подает также копию документа, в котором указывается размер ставки единого и фиксированного налогов.

Часть сумм единого или фиксированного налога учитывается в Разделе I лицевой карточки плательщика как уплаченные страховые взносы за наемных работников.

Если часть единого или фиксированного налога, направленная в бюджет Пенсионного фонда за отчетный месяц, превышает сумму начисленных к уплате страховых взносов за соответствующий отчетный месяц, указанная сумма зачисляется в счет уплаты страховых взносов следующих отчетных месяцев.

Свою политику Пенсионный фонд продолжает в 2005 г. Так в п. 3 письма Пенсионного фонда Украины от 24.01.05 г. N 731/04 “О внесении изменений в порядок исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины” указано:

Средства, поступившие вследствие распределения органами Государственного казначейства единого и фиксированного налогов, уплаченных физическими лицами - предпринимателями в декабре за 2005 г.. зачисляются в счет уплаты фиксированного размера страхового взноса за 2005 г.

Что же касается страховых взносов по временной потере трудоспособности и на случай безработицы, то подобного рода разъяснений на сегодняшний день нет.

В виду такой законодательно неопределенной ситуации было издано распоряжение КМУ от 10.03.05 г. N 58-р “О некоторых вопросах упрощенной системы налогообложения”:

Поддержать предложение Пенсионного фонда Украины, согласованное с Минфином и Государственной налоговой администрацией, относительно временного приостановления проверок юридических и физических лиц - плательщиков единого и фиксированного налога относительно уплаты страховых взносов на различные виды общеобязательного государственного социального страхования, взыскания с них задолженности по этим платежам, которая образовалась в 2004 г. -I квартале 2005 г., применения связанных с ней санкций, а также снятия ареста с банковских счетов указанных лиц, который был наложен в связи с взысканием указанной задолженности, до окончательного урегулирования функционирования упрощенной системы налогообложения.

Здесь необходимо упомянуть о находящимся на рассмотрении в Верховной Раде проекте Закона Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О Государственном бюджете Украины на 2005 год” и некоторые другие законодательные акты” от 21.03.05 г. N 7221.

Относительно возникшей на сегодняшний день проблемы в нем указано:

Статья 47

Установить, что к доходам общего фонда местных бюджетов в 2005 г. относятся: единый налог для субъектов малого предпринимательства и фиксированный налог (кроме части этих налогов, которые зачисляются в Пенсионный фонд Украины, и отчислений на обязательное социальное страхование)

Пункт 4 Заключительных положений

Установить, что до 01.07.05 г. Указ Президента Украины “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” применяется с учетом таких особенностей:

1) уплата и зачисление в бюджеты и государственные целевые фонды сумм единого налога для субъектов малого предпринимательства и фиксированного налога, осуществляется в порядке и на условиях, которые действовали до 01 января 2005 г.

Адвокат Бухгалтера, №6 (84), март, 2005 г.
Подписной индекс 23311