КОНСУЛЬТИРУЕТ ГНА УКРАИНЫ
Электронная налоговая отчетность
Общие положения
Одной из главных задач, которые должны быть решены в процессе реализации проекта модернизации Государственной налоговой службы, является введение стандартизованных и прозрачных форм обслуживания налогоплательщиков, что, в свою очередь, должно стать залогом построения партнерских взаимоотношений между налоговой службой и налогоплательщиками. Однако осуществить это невозможно без оптимизации таких процессов, как ведение налогового учета, представление налоговой отчетности, взаимодействие с налоговыми органами. Среди перспективных направлений, которые могут значительно упростить эти процессы, - предоставление налогоплательщикам возможности представления налоговой отчетности в электронном виде.
Кроме того, на сегодняшний день, в связи с принятием Закона о цифровой подписи и Закона об электронном документообороте, органами ГНС Украины проводятся организационные мероприятия и разрабатываются нормативные документы по урегулированию вопроса представления отчетности налогоплательщиками в электронном виде.
В соответствии с ч. 3 п. "з" пп. 4.4.2 Закона № 2181:
"Налоговая отчетность может быть представлена по добровольному решению налогоплательщика в налоговый орган в электронной форме, при условии регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством".
С целью дальнейшего развития технологии представления налогоплательщиками налоговой отчетности в электронном виде, практического введения Закона о цифровой подписи и Закона об электронном документообороте ГНАУ разработан и утвержден электронный формат (стандарт) электронного документа отчетности налогоплательщиков (Приказ № 357). Порядок представления налогоплательщиками налоговой отчетности в электронном виде, практического введения положений вышеприведенных законов регулирует Приказ № 672 и Временный порядок поступления и компьютерной обработки налоговой отчетности налогоплательщиков в электронном виде в органы ГНС Украины (далее - Временный порядок).
Об этих мероприятиях, а также преимуществах представления отчетности в электронном виде органы ГНС Украины информируют налогоплательщиков на семинарах, встречах, через СМИ и т. д.
Для налогоплательщиков, которые не имеют компьютерной техники, но планируют представлять отчетность в электронном виде, создаются сервисные центры по предоставлению услуг относительно составления налоговой отчетности.
Требования к программному обеспечению
Согласно Временному порядку налоговая отчетность в органы ГНС может быть представлена (прислана):
- на бумажных носителях в ГНИ по месту регистрации (собственноручно, через уполномоченное лицо или почтовым отправлением);
- комбинированно в ГНИ по месту регистрации, то есть как файл в специальном формате, утвержденном Приказом № 357, на электронном носителе (дискета или др.) и с приложением оригиналов налоговой отчетности на бумажных носителях;
- в электронном виде в приемный шлюз органа ГНС при помощи программных средств и любых средств телекоммуникационной связи, гарантирующих доставку электронного пакета отчетных документов налогоплательщика в орган ГНС в течение одного часа.
Налоговую отчетность в электронном виде (далее - электронная налоговая отчетность) в 2005 году планируется представлять в орган ГНС при условии наличия у налогоплательщика - юридического или физического лица:
1. Специального программного обеспечения, осуществляющего формирование электронной налоговой отчетности в формате, определенном Приказом № 357. Это программное обеспечение должно отвечать требованиям Временного порядка, а именно: иметь специальные алгоритмы (модули) обеспечения целостности, аутентичности и конфиденциальности информации при передаче электронной налоговой отчетности от налогоплательщика в орган ГНС, принимающий электронную налоговую отчетность, и возможность реализации протокола обмена информацией между налогоплательщиком и органом ГНС.
2. Программного обеспечения генерации (формирования) собственных ключевых элементов на базе открытого ключевого элемента органа ГНС (электронный вариант подписи лица, имеющего право подписывать налоговую отчетность) и заявки на сертификат открытого ключевого элемента (электронный аналог оттиска печати предприятия).
Такое программное обеспечение может быть или отдельной программой, или встроено в программное обеспечение, формирующее налоговую отчетность.
3. Специальных файлов, которые налогоплательщик получает в органах ГНС после оформления всех необходимых документов и файлов. Они называются открытыми ключевыми элементами для обеспечения функционирования модуля обеспечения целостности, аутентичности и конфиденциальности информации при передаче электронной налоговой отчетности. Но об этом подробнее далее.
Поэтому, советуем перед принятием решения о представлении электронной налоговой отчетности при помощи электронных каналов связи проконсультироваться с разработчиками вашего программного обеспечения (далее - ПО) относительно наличия у него названных возможностей или поискать ПО, имеющее такие возможности.
Информация о перечне производителей ПО, которые прошли проверку в ГНАУ на соответствие ПО требованиям по подготовке и передаче электронной налоговой отчетности в налоговые органы, должна размещаться на информационных досках в районных государственных налоговых инспекциях.
Кроме того, на таких досках должна быть размещена информация, касающаяся требований относительно включения налогоплательщиков в систему представления налоговой отчетности в электронном виде, перечня органов ГНС, в которые налогоплательщики могут отправлять электронную налоговую отчетность, образцов заявок и порядка их заполнения и представления, обеспечения приема/выдачи и регистрации приема/выдачи заявок, а также перечня посредников.
Электронная налоговая отчетность высылается в орган ГНС непосредственно налогоплательщиком или через посредника. Деятельность посредников регулируется действующим законодательством.
Переход на новый способ
представления отчетности
Если ваше ПО может обеспечить все требования, изложенные выше (см. п. 1), то для включения в систему представления налоговой отчетности в электронном виде предприятие должно сделать следующее:
1. Приобрести ПО для формирования и передачи электронной налоговой отчетности налогоплательщика в органы ГНС.
2. Получить на магнитном носителе от ГНИ или на сайте ГНАУ ее открытые ключевые элементы, на базе которых формируются собственные открытые ключевые элементы налогоплательщика.
3. Средствами своего же ПО выполнить формирование электронного варианта подписей лиц, уполномоченных подписывать налоговую отчетность, и электронного аналога печати.
4. Подать в ГНИ по месту регистрации заявку на прием электронных подписей по определенной форме, которую можно получить в ГНИ. Заявка подается на каждое физическое лицо, имеющее право подписывать налоговую отчетность. При этом к ней прилагается гибкий магнитный диск (ГМД), на котором записана сформированная ПО заявка на сертификат открытого ключевого элемента. Отдельно подается заявка на прием сертификата открытого ключевого элемента - аналога оттиска печати. Этот процесс напоминает создание карточки с образцами подписей и оттиском печати, которая представляется в банк.
5. Получить в ГНИ по месту регистрации и заполнить два экземпляра Соглашения о передаче отчетности налогоплательщика в ГНИ в электронном виде (далее - Соглашение). Такое Соглашение подписывается субъектом предпринимательской деятельности и руководителем органа ГНС.
Подробнее об этой процедуре могут рассказать только разработчики ПО. Она выполняется автоматически, а пользователю ПО нужно будет только ввести некоторые данные.
В Соглашении обязательно указывается название программного средства по формированию и передаче электронной налоговой отчетности в налоговый орган и в случае необходимости - название посредника.
Орган ГНС, принимающий электронную налоговую отчетность, в течение 5 рабочих дней с момента получения Соглашения включает субъекта предпринимательской деятельности в систему представления отчетности в электронном виде. Один экземпляр Соглашения возвращается налогоплательщику, второй - передается в ГНИ по месту регистрации налогоплательщика для приобщения его к налоговому делу.
Базовые ключевые элементы, необходимые для генерации личных ключевых элементов, предоставляются органами ГНС бесплатно.
Отказ от электронной налоговой отчетности
Если предприятие не планирует в дальнейшем представлять отчетность в электронном виде по электронным каналам связи, то налогоплательщик имеет право блокировать свою электронную подпись. Первичное блокирование осуществляется налогоплательщиком средствами ПО. После этого в течение одного рабочего дня в орган ГНС, в приемный шлюз которого высылается" электронная налоговая отчетность, подается Заявка на блокирование или отзыв сертификата открытого ключевого элемента. В ней указываются причины отзыва сертификата открытого ключевого элемента или срок блокирования.
Для возобновления действия блокированного сертификата открытого ключевого элемента налогоплательщик отправляет в орган ГНС, где размещен приемный шлюз, заявку. Формы Соглашений и заявок определены в приложениях к Временному порядку.
Ниже представлены ответы на вопросы, которые сразу возникают у налогоплательщиков при ознакомлении с данной системой.
ВОПРОС: 1. Обязательно ли представление бумажного варианта вместе с электронным?
2. Как осуществляется подтверждение о приеме отчетности и электронная проверка в момент представления отчетности? В каких случаях электронная отчетность считается не принятой?
3. Каковы сроки представления электронной отчетности?
4. Какие существуют способы исправления ошибок, допущенных в электронной отчетности, до предельного срока представления налоговой отчетности и после?
5. Должны ли принимать бумажный вариант, если в налоговой электронной отчетности выявляются ошибки?
ОТВЕТ: 1. При условии внедрения полностью отработанного полного цикла процесса представления/приема налоговой отчетности налогоплательщиков в электронном виде представление бумажного варианта отменяется.
Однако временно, на время опытной эксплуатации и действия Временного порядка, необходимо представление и бумажного носителя налоговой отчетности в сроки, предусмотренные действующим законодательством.
По результатам опытной эксплуатации во Временный порядок будут внесены изменения относительно упрощения процесса оформления и передачи электронной налоговой отчетности в органы ГНС.
2. При получении какого-либо электронного пакета от налогоплательщика (пакет электронной налоговой отчетности, сообщение, квитанция, письмо и т. д.) система ГНС осуществляет первичную проверку наличия предприятия в базе налогоплательщиков, которые решили представлять отчетность таким способом.
О факте получения электронной налоговой отчетности налогоплательщик немедленно получает первичное электронное сообщение, которое называется квитанция 1, с указанием времени получения отчетности.
В случае отрицательного результата относительно первичной базы налогоплательщиков автоматически формируется сообщение адресату с кодом ошибки и принятым пакетом электронной налоговой отчетности. То есть если система ГНС "не узнала вас", то вы получите об этом сообщение.
Если вы заключили Соглашение, то ваше предприятие должно быть в базе налогоплательщиков. Если этого не произошло, то вам следует проверить свое ПО и связаться с ГНС.
Налогоплательщик уведомляет налоговый орган о получении квитанции 1 посредством электронного сообщения (квитанция 2), которое формируется и высылается средствами своего ПО.
После получения электронной налоговой отчетности в органах ГНС автоматически осуществляются:
- расшифровка полученного файла;
- проверка электронных подписей налогоплательщика, директора, бухгалтера (или в случае необходимости - других должностных лиц, которые имеют право подписи налоговой отчетности и уведомили об этом налоговый орган);
- проверка структуры принятого оригинала файла.
Если все в порядке, то данной отчетности присваивается регистрационный номер. Одновременно ПО ГНС автоматически отправляет налогоплательщику второе сообщение о результатах обработки пакета электронной налоговой отчетности (квитанция 3) с указанием регистрационного номера и даты приема электронной налоговой отчетности и наложением электронной подписи налогового органа, в приемный шлюз которого представляется электронная налоговая отчетность. Эта квитанция и будет подтверждением того, что отчетность принята.
В случае установления фактов нарушения целостности принятого пакета электронной налоговой отчетности или выявления ошибки относительно порядка наложения электронных подписей уполномоченных лиц налогоплательщика в квитанции 3 налоговый орган указывает этот факт и электронная налоговая отчетность перемещается в архив без дальнейшей ее обработки. То есть считается не принятой.
Налогоплательщик уведомляет ГНС о получении второго сообщения (квитанции 3) посредством своего электронного сообщения.
Образцы запросов и квитанций обмена между налогоплательщиками и органами ГНС приведены в приложениях к Временному порядку.
3. Передача отчетных документов через сеть Интернет будет осуществляться в сроки, установленные действующим законодательством, как и для отчетности в бумажном виде.
4. Исправление ошибок, допущенных в электронной отчетности, как и в бумажной, выполняется в соответствии с действующим законодательством (п. 5.1 Закона № 2181).
Если налогоплательщик исправляет самостоятельно выявленную ошибку в налоговой отчетности до предельного срока представления такой отчетности, то он представляет отчетность с отметкой "отчетная новая", а если после предельных сроков, то отчетность с отметкой "уточняющая". Налогоплательщик может не представлять уточняющий расчет, а указать исправленные показатели в соответствующих строках отчетной декларации.
5. Да, должны. Если налогоплательщик налоговую отчетность представляет в органы ГНС в электронном виде, а потом в бумажном, который отличается от ранее переданного электронного варианта, то отчетность в электронном виде будет аннулирована.
И в завершение.
Представление налоговой отчетности в электронном виде осуществляется по добровольному решению налогоплательщика. Мероприятия по информированию налогоплательщиков относительно различных способов представления налоговой отчетности не носят категорического характера, тем более речь не идет о прекращении приема отчетности в бумажном виде.
То есть если кому-то нравится стоять в очередях в дни массового представления отчетности - пожалуйста, стойте и подавайте на бумаге. Однако представляя отчетность в электронном виде, налогоплательщик выиграет не только во времени и оперативности, ведь программные средства обеспечивают наличие актуальных форм налоговой отчетности, удобство их заполнения, а также автоматический расчет и контроль корректности представленных данных. Налоговая отчетность автоматически проверяется на наличие в отчетных документах ошибок. Для таких проверок в системах подготовки отчетности заложены специальные алгоритмы, наличие которых дает плательщику возможность выявлять и исправлять ошибки самостоятельно до представления отчетных документов в налоговые инспекции. Таким образом, экономится время в процессе подготовки отчетности, а также исчезает необходимость и в самих бланках отчетных документов.
Опыт работы с налогоплательщиками доказывает, что те плательщики, которые начали отправлять отчетность в электронном виде, уже никогда не будут попусту тратить свое время, выстаивая в очередях.
Перечень документов
1. Закон об электронном документообороте - Закон Украины от 22.05.03 г. № 851-IV "Об электронных документах и электронном документообороте".
2. Закон о цифровой подписи " Закон Украины от 22.05.03 г. № 852-IV "Об электронной цифровой подписи".
3. Закон № 2181 - Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", с изменениями.
4. Приказ № 357 - приказ Государственной налоговой администрации Украины от 01.07.04 г. № 357 "Об утверждении формата (стандарта) электронного документа отчетности налогоплательщиков".
Приказ № 672 - приказ Государственной налоговой администрации Украины от 26.11.04 г. № 672 "Об утверждении Временного порядка поступления и компьютерной обработки налоговой отчетности налогоплательщиков в электронном виде в органы ГНС Украины".
Светлана Рудзевич,
заместитель начальника отдела ведения
налоговой отчетности и автоматизации
функциональных подразделений управления
информационно-аналитических систем
администрирования налогов
