Относительно Закона Украины
“О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц -
субъектов предпринимательской деятельности”
С 1 июля 2004 года вступил в силу Закон Украины № 755-IV “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц -предпринимателей”, принятый Верховной Радой Украины 15 мая 2003 года (далее - Закон о регистрации). Данный Закон в значительной степени изменяет процедуру регистрации юридических и физических лиц-предпринимателей, а также порядок внесения изменения в учредительные документы.
Предлагаем вашему вниманию сравнительный анализ процедуры регистрации до принятия нового Закона и после.
| До принятия Закона о регистрации |
После принятия Закона о регистрации | |
| Чем регули-руется порядок ре-гистра-ции |
До принятия Закона о регистрации специального закона, посвященного регистрации, не существовало. Отдельные нормы содержал Закон Украины “О предпринимательстве” (статья 8) и Закон “О предприятиях” (статья 6). В остальном регулирование осуществлялось на уровне актов Кабинета Министров Украины и Лицензионной палаты. Речь идет о Постановлении КМУ № 740 “О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности”, а также о Приказе Лицензионной палаты № 67, которым был утвержден временный Практический комментарий к Постановлению № 740. |
Порядок регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей впервые будет регулироваться Законом Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности”. При этом Постановление № 740, а также Приказ Лицензионной палаты утратят силу с 1 июля. |
| Органы регис-трации |
Регистрацию осуществляли исполнительные комитеты городского совета, а также районные государственные администрации (пункт 2 Постановления № 740). |
Орган государственной регистрации будет определяться исходя из статуса населенного пункта. Для городов областного значения таким органом будет исполнительный комитет местного совета. Для всех остальных населенных пунктов -соответствующая районная государственная администрация. |
| Лица, осущес-твляю-щие регист-рацию |
Постановление № 740 не устанавливало специальных требований в отношении лиц, осуществляющих регистрацию. Постановление оперировало терминами “должностное лицо” и “орган регистрации”. На свидетельстве о государственной регистрации ставилась печать органа регистрации. |
Закон о регистрации вводит новые термины “ государственный регистратор” и “ специально уполномоченный орган по вопросам регистрации” Государственным регистратором может быть лицо, имеющее высшее образование и стаж работы на государственной службе не менее одного года. Какой орган будет выполнять функции “специально уполномоченного органа по вопросам регистрации”, Закон не называет. Полагаем, что это будет Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. |
| Доку-менты для регист-рации |
Перечень документов определялся в Постановлении № 740 и являлся исчерпывающим. Для регистрации подавались такие документы учредительные документы (решение собственника, устав, учредительный договор, в зависимости от организационно-правовой формы), регистрационная карточка (выступает в качестве заявления о регистрации), документ, удостоверяющий плату за государственную регистрацию, документ, подтверждающий оплату уставного фонда (в зависимости от организационно-правовой формы), договор, подтверждающий передачу учредителю в собственность или пользование помещения, адрес которого будет юридическим адресом компании. |
Формально перечень документов, которые подаются для регистрации, не претерпел изменений. Однако из числа документов исчез “договор, подтверждающий право собственности или пользования помещением, адрес которого будет юридическим адресом”. |
| Резер-виро-вание наиме-нования |
До октября 2001 года в Постановлении № 740 не содержалось положений в отношении резервирования наименования. Практика доказала необходимость наличия такой нормы. В октябре 2001 года в Постановление № 740 были внесены изменения, которыми была внедрена процедура резервирования наименования юридического лица. Срок резервирования для ОАО составлял 9 месяцев, а для всех остальных юридических лиц - 1 месяц. Постановление № 740 содержало бланкетную норму о том, что Положение о порядке резервирования наименований юридических лиц утверждается Госкомпредпринимательства. Насколько нам известно, такое Положение так и не было утверждено. |
Право учредителя зарезервировать наименование юридического лица получило закрепление в Законе. Общий срок для резервирования наименования юридического лица составляет 2 месяца, а для открытых акционерных обществ такой срок составляет 9 месяцев. Суть резервирования состоит во внесении записи о резервировании наименования юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. По результатам такой операции учредителю (или иному лицу, которое обратилось с заявлением о резервировании) выдается справка о резервировании наименования юридического лица, которая действительна на протяжении срока резервирования (двух и девяти месяцев, в зависимости от организационно-правовой формы). |
| Проце-дура регис-трации |
Процедура регистрации была подробно расписана в Постановлении № 740. Срок регистрации составлял 5 рабочих дней. При этом основанием для постановки юридического лица на учет в органах государственной налоговой службы являлась копия регистрационной карточки, свидетельство о государственной регистрации и копия учредительных документов. При наличии этих документов срок постановки на учет в налоговой инспекции не должен превышать двух рабочих дней. На практике получалось, что предприниматель, получив свидетельство о государственной регистрации, сам обращался в налоговые и другие органы для постановки на учет. Такая процедура создавала массу неудобств и в значительной степени затягивала процесс регистрации. |
Закон о регистрации призван внедрить в жизнь практику регистрации субъекта предпринимательской деятельности через “одно окно”. Цель такого подхода – упростить процедуру регистрации, с одной стороны, и ускорить ее - с другой. Согласно Закону, срок регистрации не должен превышать трех рабочих дней с момента получения органом регистрации необходимых документов. Не позднее следующего дня от даты регистрации государственный регистратор обязан передать соответствующим органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования уведомление о проведении государственной регистрации юридического лица. Такое уведомление является основанием для постановки юридического лица на учет в указанных органах. |
| Куда вносит-ся запись о регис-трации |
В Постановлении № 740 упоминалось о существовании двух реестров: Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины и Реестра субъектов предпринимательской деятельности. Последний представляет собой автоматизированную систему сбора, накопления, обработки и оперативного предоставления информации о субъектах предпринимательской деятельности. |
Закон о регистрации оперирует понятием “ Единый реестр юридических лиц и физических лиц”. Это автоматизированная система сбора, накопления, обработки, учета, защиты и предоставления информации о юридических лицах и физических лицах-предпринимателях. |
Несмотря на то, что Закон о регистрации принимался с целью внести определенное единообразие в процесс регистрации, остаются вопросы, не урегулированные Законом. Кроме того, ведомственные акты Государственной налоговой инспекции не согласуются с новым Законом.
Так, Инструкция о порядке учета плательщиков налогов, утвержденная Приказом Государственной налоговой администрации Украины № 80 от 19 февраля 1998 года (далее по тексту - Инструкция № 80), определяет перечень документов, которые должны предоставить юридические лица для постановки на учет. В числе этих документов - заявление по форме № 1-ОПП, которое заполняет налогоплательщик. Пункт 4.13 Инструкции устанавливает, что все документы, указанные в Инструкции, подает лично собственник, учредитель (учредители), или уполномоченное им (ими) лицо, или руководитель, или главный бухгалтер. Подразделения налоговой милиции осуществляют проверку паспортных данных и устанавливают местонахождение плательщика налогов.
Невыясненным остается также и вопрос о том, кто и как будет получать разрешение на изготовление печати юридического лица. Закон о регистрации не содержит норм, регулирующих процедуру получения и выдачи печати.
Таким образом, со вступлением в силу нового Закона появится много проблемных вопросов, которые потребуют разрешения. Остается надеяться, что Закон достигнет тех целей, ради которых он применяется, и действительно облегчит жизнь предпринимателям.
“Вестник бухгалтера и аудитора Украины”, № 21-22, ноябрь 2004 г.
