Порядок заключения
внешнеэкономических договоров
(контрактов)
Общие положения
Заключение договоров (контрактов) с нерезидентами имеет свои особенности. Такие контракты согласно Закону № 959 (абз. 13 ст. 1) имеют статус внешнеэкономических (далее - ВЭД-договор, контракт), и при их разработке и заключении обязательно необходимо учитывать специальные требования, установленные законодательством.
При заключении контракта следует руководствоваться не только общими положениями законодательства, регулирующими преддоговорные отношения (ст. 638 - 649 ГК, ст. 186 - 189 ХК), но и специальным законодательством в сфере ВЭД, устанавливающим дополнительные требования к порядку заключения договоров с нерезидентами. Статьями 3, 5 Закона № 959 определен круг участников ВЭД - субъектов, которые могут быть сторонами контракта:
- физические лица - если они постоянно проживают на территории Украины и зарегистрированы как предприниматели;
- юридические лица - с момента приобретения статуса юридического лица (абз. 2 ст. 5 данного Закона).
Указанным Законом (абз. 2 ст. 6) установлены требования к полномочиям представителей субъектов ВЭД. Полномочие представителя на заключение контракта может вытекать из доверенности, учредительных документов, договоров и иных оснований, не противоречащих закону.
Виды контрактов
Субъекты ВЭД могут заключить контракт любого вида, если только относительно такого вида контракта нет запрета (абз. 4 ст. 6 Закона № 959). Причем такой запрет не должен вытекать из толкования актов законодательства, а должен быть прямым исключительным, что означает четкую и недвусмысленную формулировку такого запрета. Ввиду отсутствия такого запрета законными являются, в частности, договоры о зачете взаимных однородных требований, об изменении цены контракта и другие ВЭД-договоры, относительно заключения которых нет прямого законодательного запрета.
Форма контракта
Форма внешнеэкономического соглашения определяется правом места ее заключения. Эта норма дает возможность сторонам контракта повлиять на его форму путем выбора места заключения контракта. В целях избежания неприятностей независимо от места заключения контракта надежней будет все же соблюдать требования национального законодательства относительно формы контракта, поскольку согласно абз. 6 ст. 6 Закона № 959 даже в случае несоблюдения формы контракта (относительно требований места его заключения) он не может быть признан недействительным, если не отвечает требованиям законов Украины.
Хозяйственным кодексом (ч. 2 ст. 382) и Законом № 959 (абз. 2 ст. 6) установлена письменная форма внешнеэкономических договоров.
Контракт по общему правилу может излагаться в форме единого документа, подписанного сторонами и скрепленного печатями, однако допускается и заключение контрактов путем обмена письмами, факсограммами, телеграммами, телефонограммами и т. п. (ч. 1 ст. 181 ХК). Этот вопрос затрагивал и Конституционный суд Украины (Решение № 16-рп/98). Главное, чтобы вследствие такой переписки стороны контракта согласовали все существенные условия договора, а документы, используемые во время переписки, были оформлены надлежащим образом.
Международными договорами или законами Украины могут быть установлены исключения из простой письменной формы контракта. К примеру, Законом № 959 (абз. 7 ст. 6) и ХК (ч. 4 ст. 382) предусмотрено, что если предметом контракта является недвижимое имущество, расположенное на территории Украины, то форма контракта купли-продажи такого имущества определяется законами Украины. Согласно ст. 657 ГК такой контракт будет подлежать обязательному нотариальному удостоверению и государственной регистрации.
Содержание контракта
Как указано в ст. 203, 215 ГК, при составлении текста контракта следует соблюдать требования законов Украины с учетом международных договоров Украины. Например, при заключении контракта купли-продажи сторонам необходимо учитывать положения Конвенции от 22.12.86 г. В противном случае контракт может быть признан недействительным как противоречащий требованиям закона (абз. 5 ст. 6 Закона № 959).
Права и обязанности сторон ВЭД-договора определяются материальным и процессуальным правом места его заключения (право контракта). Сторонам контракта разрешено согласовывать между собой то право (национальное право определенной страны), которое будет применяться к их контракту (ч. 8 ст. 6 Закона № 959 и ч. 5 ст. 382 ХК).
Такое право можно согласовать и после заключения контракта путем подписания дополнительного соглашения (абз. 9 ст. 6 Закона № 959). Если же стороны не согласовали между собой право, которое будет применяться к их контракту, то оно будет определяться согласно положениям абз. 10 ст. 6 Закона № 959.
Статьей 638 ГК определено, что контракт считается заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли соглашения по всем существенным условиям контракта.
Общими требованиями к договору (ст. 638 ГК, ч. 3 ст. 180 ХК) закреплены его существенные условия - это условия о предмете, цене и сроке действия договора. ВЭД-контракт как разновидность договора должен обязательно содержать эти условия.
Кроме того, в контракт должны быть включены все условия, являющиеся обязательными для договоров данного вида.
Так, при заключении ВЭД-контракта купли-продажи (лизинга, выполнения работ и т. п.) в нем следует отражать те условия, которые являются обязательными для соответствующих видов договоров. Такие условия также являются существенными. К существенным условиям контракта относят и те условия, относительно которых по требованию одной из сторон должно быть достигнуто согласие (абз. 2 ч. 1 ст. 638 ГК и ч. 2 ст. 180 ХК). Если такое условие, несмотря на требование стороны, не будет согласовано в контракте, даже подписанный контракт будет считаться незаключенным.
Пунктом 1 Положения № 201 определены специальные условия, которые должны быть предусмотрены в ВЭД-контракте. По взаимному согласию стороны могут отступить от требований этого Положения и не оговаривать в контракте некоторые условия. Однако такая договоренность не должна лишать контракт предмета, объекта, цели и других существенных условий, без согласования которых контракт считается незаключенным или признанным недействительным.
По договоренности сторон в контракте разрешается определение дополнительных условий. Например, относительно страхования, порядка уплаты налогов, возможности и порядка внесения изменений в договор и др. (п. 2 вышеуказанного Положения).
Валюта цены и валюта платежа
Законодательно определены понятия "валюта цены" и "валюта платежа".
Валюта цены - это валюта, в которой согласно условиям договора устанавливается цена товара.
Валюта платежа - это валюта, в которой в соответствии с условиями договора осуществляется оплата товара (п. 1.1 Инструкции № 136).
Как указано в п. 1.4 указанной Инструкции, если согласно условиям договора валюта платежа отличается от валюты цены, то банк в целях контроля за полнотой расчетов по этой операции использует предусмотренные в договоре условия пересчета валюты цены в валюту платежа. В связи с этим, если валюта контракта отличается от валюты платежа, стороны контракта должны предусмотреть в нем условия пересчета валюты цены валюту платежа.
При отсутствии в контракте условий, по которым осуществляется перерасчет, банк согласно п. 1.4 Инструкции № 136 использует официальны обменный курс НБУ, если одной из валют платеж является гривня. Если же одной из валют является валюта страны СНГ или Балтии, а другая не является гривней, банк использует курс, сложившийся на Московской межбанковской валютной бирже ил установленный центральным банком страны СНГ Балтии. Во всех же остальных случаях используется курс на последнюю дату опубликования "FINANCIAL TIMES".
Регистрация контрактов
Обязательной регистрации подлежат контракты:
- предметом которых являются товары, определенные в Указе № 659/94 (п. 1) и в Перечне товаров, экспорт которых осуществляется при условии регистрации внешнеэкономических договоров (контрактов) (п. 9 Приказа № 136, Перечень № 207);
- на основании которых осуществляются операции с давальческим сырьем украинского заказчика, если контрактом предусмотрена реализация готовой продукции в стране исполнителя или вывоз ее в другую страну (п. 11 Приказа № 136, п. 3 ст. 8 Закона № 327/95);
- на экспорт металлолома (ст. 9 Закона № 619). Для этих контрактов установлен специальный порядок их регистрации, утвержденный Порядком № 155;
- на осуществление экспортных операций с нефтью по коду УКТВЭД 2709009000. Для этих контрактов установлен специальный порядок регистрации, утвержденный Постановлением № 1457.
Международными договорами Украина может брать на себя обязательства относительно ограничения экспорта определенных товаров и внедрения процедуры лицензирования экспорта и регистрации контрактов, предметом которых являются эти товары. Согласно Приказу № 114/574/565 (п.1) лицензии на экспорт указанных товаров приравниваются к карточкам регистрации (учета) контрактов, а сама регистрация контрактов приостанавливается на период до истечения срока действия международного договора.
Органами регистрации контрактов являются Минэкономики и по вопросам европейской интеграции Украины, а также уполномоченные министерством местные подразделения облгосадминистраций, Киевской и Севастопольской городских администраций, Министерства экономики АР Крым (пп. 3, 5, 6 Приказа № 136).
Минэкономики и по вопросам европейской интеграции Украины осуществляют регистрацию контрактов в следующих случаях:
1) если, учетная стоимость контракта превышает:
- 3 млн. дол. США - для субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в Луганской, Днепропетровской, Запорожской и Донецкой областях;
- 1,5 млн. дол. США - для субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в других областях Украины, а также в городах Киеве и Севастополе;
- 0,3 млн. дол. США - для субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в АР Крым (п. 5 Приказа № 136);
2) независимо от стоимости контракта, если предметом контракта является экспорт отходов и лома черных металлов (код УКТВЭД - 72 04) (п. 6 Приказа № 136).
В других случаях регистрацию внешнеэкономических договоров осуществляют структурные подразделения Минэкономики в облгосадминистрациях, Киевской и Севастопольской городских администрациях, а также Министерство экономики АР Крым (п. 5 Приказа № 136).
Для регистрации контрактов представляются документы, предусмотренные п. 1, 2 Порядка регистрации и учета внешнеэкономических договоров (контрактов) № 136.
Информационная карточка (предоставление которой предусмотрено Положением № 136) заполняется и оформляется согласно требованиям Приложения № 3 к Приказу № 136.
Для контрактов на экспорт нефти и металлолома дополнительно в пакет документов на регистрацию представляется письмо-согласование контракта с профильным министерством:
- Минпромполитики - для контрактов с металлоломом (п. 2 Порядка № 155, Порядок № 144);
- Минтопливэнерго - для контрактов с нефтью (п. 2 Порядка № 1457, Порядок № 653).
Датой представления документов на регистрацию контракта считается день регистрации заявления в Минэкономики, что подтверждается соответствующей записью в журнале регистрации (п. 5 Приложения № 1 к Приказу № 136). Рассмотрение контрактов и выдача карточек регистрации-учета контракта осуществляются регистрирующим органом в срок не более десяти рабочих дней с даты представления документов (п. 7 Приложения № 1 к Приказу № 136).
Отказ в регистрации ВЭД-контракта допускается лишь в случаях, предусмотренных п. 9 Порядка № 136, а относительно контрактов на экспорт металлолома и нефти - в случаях, предусмотренных п. 6 Порядка № 155 и п. 6 Порядка № 1457 соответственно.
Подтверждением регистрации ВЭД-контракта является карточка его регистрации-учета (п. 6 Приложения № 1 к Приказу № 136). Карточка регистрации-учета контракта является действительной для таможенного оформления экспортной продукции на протяжении 12 месяцев с даты ее оформления.
Таможенное оформление товаров, контракты относительно которых подлежат регистрации, осуществляется лишь при наличии карточки регистрации-учета контракта (п. 3 Указа № 659/94). А Хозяйственным кодексом (ч. 3 ст. 383) определено, что выполнение обязательств, вытекающих из контрактов, которые не зарегистрированы в установленном порядке, влечет за собой применение административно-хозяйственных санкций, предусмотренных ст. 37 Закона № 959.
Стоимость затрат на оформление и выдачу одной карточки согласно Расчету стоимости затрат Минэкономики Украины, связанных с оформлением и выдачей карточек регистрации-учета внешнеэкономических договоров (контрактов), составляет 365,0 грн. (приложение № 8 к Приказу № 136).
Карточка регистрации-учета контракта может утратить силу для таможенного оформления экспортной продукции в случаях, предусмотренных п. 17 Порядка № 136.
Ответственность за нарушение
договорных обязательств по контракту
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по контракту влечет за собой ответственность. Общими нормами законодательства предусмотрены следующие последствия нарушения договорных обязательств:
- прекращение обязательства вследствие одностороннего отказа от обязательства, если это установлено контрактом или законом, или расторжение контракта (ст. 615 ГК, ст. 235 -237 ХК);
- изменение условий обязательства (ст. 651 ГК);
- уплата неустойки, штрафа, пени (ст. 624 ГК, ст. 230 - 234 ХК);
- возмещение убытков и морального вреда (ст. 623 - 625 ГК, ст. 224 - 229 ХК).
Закон определяет лишь перечень видов ответственности, основания и общий порядок их применения. Конкретное наполнение и порядок применения мер ответственности следует оговаривать в контракте. При этом в контракте должны быть четко определены размеры штрафных санкций (в процентах от стоимости недопоставленного товара (работ, услуг) или суммы неоплаченных средств), сроки выплаты штрафов, их предельный размер (п. 1.11 Положения № 201).
Ниже приведем образец внешнеэкономического контракта на поставку товара на условиях франко-завод с формой расчета - аккредитив.
Контракт № 355/473
поставки
| г. Днепропетровск, Украина |
21 ноября 2004 г. |
Поставщик: Общество с ограниченной ответственностью "Восход" (г. Днепропетровск, Украина) в лице Иванова Николая Николаевича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Заказчик: Общество с ограниченной ответственностью "Закат" (г. Казань, Российская Федерация) в лице Николаева Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, с другой стороны (далее - Стороны), заключили настоящий Контракт о нижеследующем:
1. Предмет Контракта
1.1. Заказчик поручает и оплачивает, а Поставщик обязуется "на условиях настоящего Контракта поставить (передать в собственность) Заказчику промышленное оборудование (далее - Товар) согласно спецификации.
1.2. Технические характеристики Товара указаны в Технических условиях (приложение № 1), которые являются неотъемлемой частью настоящего Контракта.
2. Цена Контракта. Порядок осуществления расчетов
2.1. Марка и цена за единицу Товара указываются в спецификации (приложение № 2), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
2.2. Общая сумма Контракта составляет 100 000 дол. США.
2.3. Платежи за Товар, поставленный во исполнение настоящего Контракта, должны быть осуществлены в дол. США по безотзывному документарному аккредитиву, открытому по поручению Заказчика в пользу Поставщика банком-корреспондентом Уполномоченного банка страны Заказчика. Если аккредитив будет открыт банком, не являющимся корреспондентом Уполномоченного банка, Заказчик обеспечит подтверждение аккредитива банком-корреспондентом Уполномоченного банка.
2.4. Аккредитив, который открывается согласно настоящему Контракту, подчиняется Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов в редакции 1993 года, опубликованным Международной торговой палатой № 500.
2.5. Аккредитив должен быть открыт на сумму, указанную в п. 2.2 настоящего Контракта, не позже 10 дней от даты сообщения Поставщиком о том, что Товар подготовлен к отгрузке. Срок действия аккредитива - до 25 декабря 2004 года.
2.6. Платежи по аккредитиву будут осуществляться в Уполномоченном банке против предоставления Поставщиком документов согласно перечню, являющемуся неотъемлемой частью Контракта.
2.7. Документы должны быть представлены Поставщиком Уполномоченному банку в течение 21 дня от даты отгрузки Товара*.
2.8. Все расходы, связанные с открытием, авизованием, подтверждением, продолжением срока, изменением условий и исполнением аккредитива, оплачивает Заказчик. Если условия открытого аккредитива не будут соответствовать условиям настоящего Контракта, Заказчик за свой счет по поручению Поставщика обеспечит внесение необходимых изменений в условия аккредитива. Все налоги, сборы, пошлины, взимаемые в связи с исполнением настоящего Контракта, уплачиваются за счет Покупателя (Поставщика).
3. Порядок поставки Товара
3.1. Поставка Товара производится на условиях франко-завод (EXW по ИНКОТЕРМС-2000) за счет Заказчика со склада Поставщика, расположенного по адресу: г. Днепропетровск, ул. Перевозчиков, д. 21.
3.2. Срок поставки - 30 (тридцать) календарных дней, начиная с даты подписания настоящего Контракта.
3.3. Прием Товара по количеству, качеству и комплектности производится на складе Поставщика комиссией, состоящей из 3 представителей каждой Стороны, в течение трех дней со дня поставки Товара и оформляется актом сдачи-приема, который подписывается всеми представителями Сторон, участвовавшими в работе комиссии.
3.4. Прием-сдача Товара по количеству производится согласно товаросопроводительным документам, по качеству - согласно документам, удостоверяющим качество товара. Одновременно со сдачей-приемом Товара Поставщик передает Заказчику техническую документацию на Товар и товаросопроводительные документы.
3.5. Днем выполнения обязательств по поставке Товара является дата, указанная в товарно-транспортной накладной на отгрузку Товара. Право собственности и все риски на Товар переходят к Заказчику в день поставки Товара.
4. Качество Товара. Гарантии
4.1. Качество Товара, поставляемого Заказчику, должно соответствовать установленным стандартам и требованиям.
4.2. Гарантийный срок эксплуатации Товара - 12 месяцев, начиная с даты ввода Товара в эксплуатацию. В случае выхода из строя Товара в течение гарантийного срока эксплуатации причины, повлекшие такой выход, устанавливаются комиссией, созданной из уполномоченных представителей Поставщика и Заказчика. Представитель (представители) Поставщика обязан(ы) прибыть по вызову Заказчика для участия в работе комиссии в срок не позднее 3 (трех) дней, начиная со дня получения вызова Заказчика. Результаты работы комиссии оформляются соответствующим актом, в котором указываются причины поломки и сроки осуществления Поставщиком гарантийного ремонта. В случае осуществления гарантийных ремонтов срок гарантии, указанный в п. 4.2 этого Контракта, продлевается (увеличивается) на срок проведения таких ремонтов.
4.3. Поставщик не несет гарантийных обязательств, если неисправности возникли вследствие нарушения Заказчиком правил эксплуатации Товара.
5. Упаковка и маркировка
5.1. Упаковка Товара должна соответствовать установленным стандартам и(или) техническим условиям и обеспечивать (при условии надлежащего обращения с грузом) полную сохранность Товара. Стоимость упаковки Товара входит в стоимость Товара, указанную в Контракте.
5.2. Маркировка упаковки Товара (несмываемой краской) должна включать следующие сведения: наименование, количество и вес Товара, наименование и точный адрес грузоотправителя и грузополучателя, габариты Товара, специальные условия складирования и транспортировки.
6. Ответственность Сторон
6.1. В случае нарушения Поставщиком сроков поставки Товара, указанных в п. 3.2 Контракта, Поставщик обязан уплатить Заказчику неустойку в размере 0,1 % от стоимости непоставленного Товара за каждый день просрочки, но не более 10 % от суммы, указанной в п. 2.2 Контракта.
6.2. В случае нарушения Заказчиком сроков оплаты поставленного Товара Заказчик обязан выплатить Поставщику неустойку (пеню) в размере 0,1 % от суммы неуплаченных средств за каждый день просрочки, но не более 10 % от суммы, указанной в п. 2.2 Контракта.
6.3. Уплата неустойки (пени) не освобождает виновную Сторону от выполнения условий настоящего Контракта.
7. Порядок разрешения споров
7.1. Все споры и разногласия, возникающие по настоящему Контракту или в связи с ним, должны решаться путем переговоров между Сторонами.
7.2. Любой спор, возникающий в связи с выполнением настоящего Контракта, подлежит передаче на рассмотрение и окончательное решение Международному коммерческому арбитражному суду при Торгово-промышленной палате Украины. Арбитражный суд состоит из трех арбитров. Место проведения заседания Арбитражного суда - г. Киев. Язык арбитражного рассмотрения - русский.
8. Форс-мажор
8.1. Стороны не несут ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) условий этого Контракта вследствие обстоятельств, возникших помимо воли и желания Сторон, которые они не могли предвидеть или избежать, включая (но не ограничиваясь ими): вмешательство со стороны властей, военные действия, гражданские волнения, эпидемии, стихийные бедствия.
8.2. Сторона должна письменно уведомить другую Сторону о форс-мажорном обстоятельстве в течение 10 дней, начиная со дня возникновения форс-мажорного обстоятельства. Подтверждением наличия действия форс-мажора является подтверждающий документ, выданный торгово-промышленной палатой страны, в которой находится Сторона.
8.3. При условии своевременного уведомления о форс-мажорном обстоятельстве срок исполнения обязательств по Контракту продлевается на время действия форс-мажорных обстоятельств, если Стороны не придут к взаимному соглашению расторгнуть Контракт. Несоблюдение условий, указанных в пункте 8.2. этого Контракта, лишает Сторону права ссылаться на форс-мажорные обстоятельства.
9. Дополнительные условия
9.1. Настоящий Контракт вступает в силу начиная со дня его подписания уполномоченными представителями Сторон и действует до 21 января 2005 г. включительно.
9.2. Настоящий контракт регулируется правом Украины.
9.3. Стороны в течение 5 (пяти) банковских дней сообщают друг другу об изменении реквизитов, указанных в разделе 10 настоящего Контракта.
10. Реквизиты Сторон
________________
* Абз. восьмой п. 5 Постановления № 444.
Андрей Санжара,
адвокат ООО "Днепроюм"
