Относительно государственной
регистрации юридических и физических
лиц-предпринимателей
С 1 июля 2004 года вступил в силу Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц- предпринимателей" №755-IV, принятый Верховной Радой Украины 15 мая 2003 года (далее - Закон о регистрации). Данный закон в значительной степени изменяет процедуру регистрации юридических и физических лиц - предпринимателей, а также порядок внесения изменения в учредительные документы. Предлагаем вашему вниманию сравнительный анализ процедуры регистрации до принятия нового закона и после.
| До принятия Закона о регистрации |
После принятия Закона о регистрации | |
| Чем регу-лируется порядок регистрации |
До принятия Закона о регистрации специального закона, посвященного регистрации, не существовало. Отдельные нормы содержал Закон Украины "О предпринимательстве" (ст. 8) и "О предприятиях" (ст 6). В остальном регулирование осуществлялось на уровне актов Кабинета Министров и Лицензионной палаты. Речь идет о Постановлении КМУ № 740 от 25.05.1998 г. "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", а также Приказа Лицензионной палаты № 67, которым был утвержден временный Практический комментарий к Постановлению № 740 |
Порядок регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей впер-вые будет регулироваться Законом о регистрации. При этом Постановление № 740, а также Приказ Лицензионной палаты утратили силу с 1 июля |
| Органы регистрации |
Регистрацию осуществляли исполнительные комитеты городского совета, а также районные государственные администрации (пункт 2 Постановления № 740) |
Орган государственной регистрации определяется исходя из статуса населен-ного пункта. Для городов областного значения таким органом будет исполнительный комитет местного совета. Для всех остальных населенных пунктов - соответствующая районная государ-ственная администрация |
| Лица, осуществляющие регистрацию |
Постановление № 740 не устанавливало специальных требований в отношении лиц, осуществляющих регистрацию. Постановление оперировало терминами "должностное лицо" и "орган регистрации". На свидетель-стве о государственной регистрации ставилась печать органа регистрации |
Закон о регистрации вводит новые термины "государственный регист-ратор" и "специально уполномоченный орган по вопросам регистрации". Государственным регистратором может быть лицо, имеющее высшее образование и стаж работы на госу-дарственной службе не менее одного года. Какой орган будет выполнять функции "специально упол-номоченного органа по вопросам реги-страции" закон не называет. Полагаем, что это будет Госу-дарственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства |
| Документы для реги-страции |
Перечень документов определялся в Постановлении № 740 и являлся исчерпывающим. Для регистрации подавались следующие документы: учредительные документы (решение собственника, устав, учредительный договор, в зависимости от организационно-правовой формы), регистрационная карточка (выступает заявлением о регистрации), документ, удостоверяющий плату за государственную регистрацию, документ, подтверждающий оплату уставного фонда (в зависимости от организационно-правовой формы), договор, подтверждающий передачу учредителю в собственность или пользование помещение, адрес которого будет юридическим адресом компании |
Формально перечень документов, которые подаются для регистрации, не претерпел изменений. Однако из числа документов исчез договор, подтверж-дающий право собст-венности или пользо-вания помещением, адрес которого будет юридическим адресом |
| Резервирование наименования |
До октября 2001 года в Постановлении № 740 не содержалось положений в отношении резервирования наименования. Практика доказала необходимость наличия такой нормы, и в Постановление № 740 были внесены изменения, которыми была введена процедура резервирования наименования юридического лица Срок резервирования для ОАО составлял 9 месяцев, а для всех остальных юридических лиц - 1 месяц. Постановление № 740 содержало бланкетную норму о том, что Положение о порядке резервирования наименований юридических лиц утверждается Госпредпринимательством*. Насколько нам известно, такое Положение так и не было утверждено |
Право учредителя за-резервировать наиме-нование юридическо-го лица получило зак-репление в Законе*. Общий срок для резервирования наиме-нования юридического лица составляет 2 месяца, а для открытых акционерных обществ такой срок составляет 9 месяцев. Суть резерви-рования состоит во внесении записи о резервировании наименования юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей. По результатам такой операции учредителю (или иному лицу, которое обратилось с заявлением о резервировании) выдается справка о ре-зервировании наименования юридического лица, которая действительна на протяжении срока резер-вирования (двух и девяти месяцев, в зависимости от организационно-правовой формы) |
| Процедура регистрации |
Процедура регистрации была подробно изложена в Постановлении № 740. Срок регистрации составлял 5 рабочих дней. При этом основанием для постановки юридического лица на учет в органах государственной налоговой службы являлась копия регистрационной карточки, свидетельство о государственной регистрации и копия учредительных документов. При наличии этих документов срок постановки на учет в налоговой инспекции не должен был превышать двух рабочих дней. На практике получалось, что предприниматель, получив свидетельство о государственной регистрации, сам обращался в налоговые и другие органы для постановки на учет. Такая процедура создавала массу неудобств и в значительной степени затягивала процесс регистрации |
Закон о регистрации призван внедрить в жизнь практику регистрации субъекта предпринимательской деятельности через "одно окно". Цель такого подхода - упростить процедуру регистрации с одной стороны, и ускорить ее - с другой. Согласно Закону срок регистрации не должен превышать трех рабочих дней с момента получения органом регистрации необходимых документов. Не позднее следующего дня с даты регистрации государственный регистратор обязан передать соответствующим органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования уведомления о проведении государственной регистрации юридического лица. Такое уведомление является основанием для постановки юридического лица на учет в указанных органах |
| Куда вносится запись о регистрации |
В Постановлении № 740 упоминалось о существовании двух реестров: Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины и Реестра субъектов предпринимательской деятельности. Последний представляет собой автоматизированную систему сбора, накопления, обработки и оперативного предоставления информации о субъектах предпринимательской деятельности |
Закон о регистрации оперирует понятием "Единый реестр юридических лиц и физических лиц". Это автоматизированная система сбора, накопления, обработки, учета, защиты и предоставления информации о юридических лицах и физических лицах предпринимателях |
| Прим. редакции. * Здесь необходимо упомянуть и требования относительно наименования юридического лица статьи 23 "Резервирование наименования юридического лица “Закона о регистрации, в которой записано: “1. Юридическое лицо должно иметь свое наименование, которое содержит информацию о его организационно-правовой форме и названии... 3. Учредитель (учредители) юридического лица должен указать в заявлении о резервировании наименования юридического лица полное наименование юридического лица, под которым он (они) намереваются его зарегистрировать". А также вспомнить часть седьмую ст. 8 этого же Закона относительно того, что требования относительно написания наименования юридического лица или его обособленного подразделения устанавливаются специально уполномоченным органом по вопросам государственной регистрации, во исполнение которой Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства был принят Приказ "Об утверждении Требований относительно написания наименования юридического лица или его обособленного подразделения" от 09.06.2004 г. № 65. В Требованиях записано: “1 .1 . Юридическое лицо должно иметь свое наименование. В наименовании юридического лица указываются его организационно- правовая форма |
и название. Наименование юридического лица излагается на государственном языке. 1 .2. Название юридического лица может состоять из собственного названия юридического лица, а также содержать информацию относительно цели деятельности, вида, способа образования, зависимости юридического лица и других сведений согласно требованиям к наименованию отдельных организационно-правовых форм субъектов хозяйствования, установленных Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины и законами Украины. Юридическое лицо, кроме полного наименования, может иметь сокращенное наименование. 1 .3. Название юридического лица не может содержать ссылки на организационно-правовую форму (кроме случаев, предусмотренных пунктом 1 .8 этих Требований)… 1.8. Наименования дочерних предприятий, предприятий потребительской кооперации и предприятий объединений граждан или религиозных организаций могут содержать информацию, которая указывает на зависимость этих предприятий от таких юридических лиц - учредителей. 1 .9. Наименование обособленного подразделения должно содержать слова "обособленное подразделение" ("филиал", "представительство") и указывать на принадлежность к юридическому лицу, которое создало указанное обособленное подразделение". |
Несмотря на то, что Закон о регистрации принимался с целью внести определенное единообразие в процесс регистрации, остаются вопросы, неурегулированные Законом. Кроме того, ведомственные акты Государственной налоговой инспекции не согласуются с новым законом.
Так, Инструкция о порядке учета плательщиков налогов, утвержденная Приказом Государственной налоговой администрации Украины № 80 от 19 февраля 1998 года, изменения в которую вносились последний раз еще в апреле 2002 года, определяет перечень документов, которые должны предоставить юридические лица для постановки на учет. В числе этих документов - заявление по форме № 1-ОПП, которое заполняет налогоплательщик. Пункт 4.13 Инструкции устанавливает, что все документы, указанные в Инструкции, подает лично собственник, учредитель (учредители) или уполномоченное ими лицо, или руководитель, или главный бухгалтер. Подразделения налоговой милиции осуществляют проверку паспортных данных и устанавливают местонахождение плательщика налогов.
Невыясненным остается также и вопрос о том, кто и как будет получать разрешение на изготовление печати юридического лица. Закон о регистрации не содержит норм, регулирующих процедуру получения и выдачи печати.
Таким образом, с вступлением в силу Закона о регистрации появилось много новых проблемных вопросов, которые потребуют разрешения. Остается надеяться, что Закон достигнет тех целей, ради которых он применялся и действительно облегчит жизнь предпринимателям.
“Бухгалтерия, налоги, бизнес”, № 39, 15 октября – 21 октября 2004г.
Подписной индекс 33822
