Экспорт металлолома по договору комиссии:
необходимость наличия лицензии у комиссионера; перерегистрация
контракта при переуступке права требования другому комитенту

ВОПРОС1: Требуется ли наличие лицензии на право осуществления деятельности сломом черных металлов для резидента Украины, действующего в рамках договора комиссии (комиссионер) при регистрации внешнеэкономического контракта на экспорт лома черных металлов (остатков от производства и обработки цветных металлов и их сплавов) ?

ВОПРОС 2: При условии указания договора комиссии во внешнеэкономическом контракте при переуступке прав требований от одного Комитента к другому, необходима ли дополнительная регистрация в Минэкономики или нет ?

ОТВЕТ 1. Прежде всего хотим отметить, что всем субъектам предпринимательской деятельности, которые в той или иной мере работают (намереваются работать) на рынке отношений, возникающих в процессе осуществления операций с металлоломом, настоятельно рекомендуем в своей работе руководствоваться положениями следующих нормативных и других документов.

- Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г.

- Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г.

- Кодекс Украины об административных правонарушениях

- Уголовный кодекс Украины от 05.04.01 г.

- Закон Украины от 05.05.99 г. N 619 "О металлоломе" (с изменениями и дополнениями)

- Закон Украины от 01.06.00 г. N 1775 "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" (с изменениями и дополнениями)

- Закон Украины от 04.12.90 г. N 509 "О государственной налоговой службе в Украине”, в редакции Закона Украины от 24.12.93 г. N 3813 (с изменениями и дополнениями)

- Постановление Кабинета Министров Украины от 14.11.00 г. N 1698 "Об утверждении перечня органов лицензирования" (с изменениями и дополнениями)

- Постановление Кабинета Министров Украины от 04.07.01 г. N 756 "Об утверждении перечня документов, которые прилагаются к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности" (с изменениями и дополнениями)

- Приказ Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства промышленной политики Украины от 25.02.03 г. N 14/65 "Об утверждении лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по заготовке, переработке, металлургической переработке металлолома цветных и черных металлов"

- Приказ Министерства промышленной политики Украины от 19.08.02 г. N 357 "Об утверждении образцов актов обследования субъекта хозяйственной деятельности".

- Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 16.08.01 г. N 6/98-24/433 “О взыскании дохода от осуществления деятельности без установленных законом оснований”

- Письмо Высшего Арбитражного суда Украины от 13.09-00 г. N 01-8/493Законе Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" (с изменениями и дополнениями)

- Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 29.07.02 г. N 4-45-1492/4109 "Относительно государственного контроля за осуществлением операций с металлоломом".

Относительно ответа на первый вопрос

Согласно ст. 7 Хозяйственного кодекса Украины (далее - ХКУ) отношения в сфере ведения хозяйства регулируются Конституцией Украины, этим Кодексом, законами Украины, нормативно-правовыми актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативно-правовыми актами других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также другими нормативными актами.

Статьей 19 ХКУ предусмотрено, что субъекты хозяйствования имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, не противоречащую законодательству, выбору такой деятельности за исключениями, предусмотренными ст. 2 и 9 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" (далее - Закон), которые являются исчерпывающими.

Этим Законом определены виды хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, порядок выдачи, переоформления, аннулирования лицензий, установления государственного контроля в сфере лицензирования, ответственность субъектов ведения хозяйства за нарушение законодательства в сфере лицензирования.

Согласно ст. 3 Закона, новой важной нормой его стало положение относительно того, что лицензия является единственным документом разрешительного характера, дающим право на занятие определенным видом хозяйственной деятельности, который в соответствии с законодательством подлежит ограничению.

Действие Закона распространяется на всех субъектов хозяйствования, которыми являются зарегистрированные в установленном законодательством порядке юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, которые осуществляют хозяйственную деятельность, кроме органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физические лица - субъекты предпринимательской деятельности.

Хозяйственной, в понимании Закона, является не только предпринимательская, но и какая-либо деятельность юридических лиц, как уже было сказано, связанная с производством (изготовлением) продукции, торговлей, предоставлением услуг, выполнением работ (ст. 1, 2 Закона).

Согласно п. 36 ст. 9 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", заготовка, переработка, металлургическая переработка металлолома цветных и черных металлов, как один из видов хозяйственной деятельности, подлежат лицензированию.

С учетом вышеприведенного положения, содержания вопроса, приведем следующие термины, которые в соответствии со ст. 1 Закона Украины "О металлоломе", употребляются в таком значении:

1) металлолом - непригодные для прямого использования изделия или части изделий, которые по решению владельца потеряли эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа и содержат в себе черные или цветные металлы или их сплавы, а также изделия из металла, имеющие неисправимый брак, остатки черных и цветных металлов и их сплавов;

2) операции с металлоломом - заготовка, переработка, металлургическая переработка утиля черных и цветных металлов;

3) заготовка металлолома - деятельность, связанная со сбором, куплей, хранением и реализацией металлолома юридическими или физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности, которые осуществляют операции с металлоломом;

Согласно ст. 4.1 Закона Украины "О металлоломе", операции с металлоломом осуществляются только специализированными предприятиями, то есть предприятиями (субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности), которые осуществляют операции с металлоломом, имеют утилепереработочное и грузоподъемное оборудование, весовое хозяйство, обеспечивают согласно с законодательством пожарную, экологическую и радиационную безопасность и получили соответствующие лицензии.

С учетом вышеприведенного, учитывая содержание поставленного вопроса, приходим к выводу, что, заключая вышеуказанные договоры комиссии на продажу металлолома черных металлов (остатков производства и обработки цветных металлов и их сплавов), предприятие должно иметь лицензию на заготовку металлолома черных металлов как один из видов хозяйственной деятельности, в соответствии с п. 36 ст. 9 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности".

Считаем необходимым обратить внимание на то, что отсутствие указанной лицензии при заготовке утиля черных металлов (а именно его реализации) может привести к крайне неприятным последствиям относительно должностных лиц предприятия.

Делая такой вывод, мы выходим из следующего.

В статье 20 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" отмечено, что контроль за наличием лицензии у субъектов хозяйствования осуществляют специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования и другие органы исполнительной власти в пределах их полномочий путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Закон определяет (ст. 4 - 6) полномочия органов государственной власти в сфере лицензирования, в том числе специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования.

Специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования является Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, на который, согласно Положению, утвержденному Указом Президента Украины от 25.05.2000 г. N 721 "Вопрос Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства", возложены соответствующие задания в сфере лицензирования.

Перечень органов лицензирования утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 14.11.2000 г. N 1698 "Об утверждении перечня органов лицензирования".

В соответствии с п. 14 указанного Перечня, органом лицензирования такого вида хозяйственной деятельности как заготовка, переработка, металлургическая переработка утиля цветных и черных металлов, является Министерство промышленной политики Украины.

В соответствии со ст. 22 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", к субъектам ведения хозяйства за осуществление хозяйственной деятельности без лицензии применяются финансовые санкции в виде штрафов в размерах, установленных законом.

Решение о взыскании штрафов принимаются органом, на который согласно действующему законодательству возложены функции контроля за наличием лицензий.

Налоговые органы в соответствии с п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 10 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" осуществляют контроль за наличием лицензий.

В соответствии с перечнем функций (пп. 10 -11), отмеченных в ст. 10 данного Закона, органы государственной налоговой службы:

10) передают соответствующим правоохранительным органам материалы по фактам правонарушений, по которым предусмотрена уголовная ответственность, если их расследование не относится к компетенции налоговой милиции;

11) подают в суды иски на предприятия, учреждения, организации и граждан о признании соглашений недействительными и взыскании в доход государства средств, полученных ими по таким соглашениям, а в других случаях - средств, полученных без установленных законом оснований, а также о взыскании задолженности перед бюджетом и государственными целевыми фондами за счет их имущества.

Высший арбитражный суд Украины в своем письме от 13.09.2000 г. N 01-8/493Законе Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" обратил внимание хозяйственных судов Украины на некоторые предписания Закона, которыми следует руководствоваться в рассмотрении дел по спорам, связанным с лицензированием хозяйственной деятельности.

В п. 3 указанного письма отмечено:

"Учитывая требования ч. 3 ст. 3 Закона, занятие определенным видом хозяйственной деятельности, которая в соответствии с законодательством подлежит ограничению, без выданной в установленном порядке лицензии является незаконным, а заключенные субъектами хозяйствования договоры, направленные на осуществление такой деятельности, должны признаваться недействительными согласно действующему законодательству"

Примечание: согласно Закону Украины от 21.06.01 г. N 2539, в тексте Кодекса слова "арбитражный", "доарбитражный" и "арбитражный процесс" во всех падежах заменен соответственно словами "хозяйственный", "досудебный" и "судебный процесс" в соответствующих падежах.

В настоящее время ст. 83 Хозяйственного процессуального кодекса Украины по рассматриваемому вопросу изложена в следующей редакции:

Статья 83. Права хозяйственного суда относительно принятия решения

Хозяйственный суд, принимая решение, имеет право:

1) признать недействительным полностью или в определенной части связанный с предметом спора договор, противоречащий законодательству.

В связи с этим полностью приведем положение следующих законов.

Кодекс Украины об административных правонарушениях

Статья 164. Нарушение порядка занятия предпринимательской или хозяйственной деятельностью

Занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации или занятие хозяйственной деятельностью без лицензии, если ее получение предусмотрено законом,

- влечет за собой наложение штрафа от десяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Гражданский кодекс Украины.

§ 2. Правовые последствия несоблюдения сторонами при совершении сделки требований закона

Статья 215. Недействительность сделки

1. Основанием недействительности сделки является несоблюдение в момент совершения сделки стороной (сторонами) требований, установленных ч. 1 - 3, 5 и 6 ст. 203 этого Кодекса.

2. Недействительной является сделка, если ее недействительность установлена законом (ничтожная сделка). В этом случае признание такой сделки недействительной судом не требуется.

В случаях, установленных настоящим Кодексом, ничтожная сделка может быть признана судом действительной.

3. Если недействительность сделки прямо не установлена законом, но одна из сторон или иное заинтересованное лицо оспаривает ее действительность по основаниям, установленным законом, такая сделка может быть признана судом недействительной (оспариваемая сделка).

Статья 216. Правовые последствия недействительности сделки

1. Недействительная сделка не создает юридических последствий, кроме тех, которые связаны с ее недействительностью.

В случае недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить второй стороне в натуре все, что она получила во исполнение этой сделки, а в случае невозможности такого возвращения, в частности, если полученное состоит в пользовании имуществом, выполненной работе, предоставленной услуге, - возместить стоимость полученного по ценам, которые существуют на момент возмещения.

2. Если в связи с совершением недействительной сделки другой стороне или третьему лицу причинены убытки и моральный вред, они подлежат возмещению виновной стороной.

3. Правовые последствия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, применяются, если законом не установлены специальные условия их применения или специальные правовые последствия отдельных видов недействительных сделок.

4. Правовые последствия недействительности ничтожной сделки, установленные законом, не могут изменяться соглашением сторон.

5 Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.

Суд может применить последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе.

Уголовный кодекс Украины.

Статья 202. Нарушение порядка занятия хозяйственной и банковской деятельностью

1. Осуществление без государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности, содержащей признаки предпринимательской и подлежащей лицензированию, или осуществление без получения лицензии видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством, или осуществление видов хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования, связанных с получением дохода в больших размерах, -

карается штрафом от ста до двухсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан либо исправительными работами сроком до двух лет, либо ограничением свободы на тот же срок.

ОТВЕТ 2. Осуществление банковской деятельности или банковских операций, а также профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, операций небанковских финансовых учреждений без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), получение которого предусмотрено законодательством, или с нарушением условий лицензирования, если это было связано с получением дохода в больших размерах, -

карается штрафом от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы сроком до трех лет.

Примечание. Получение дохода в большом размере имеет место, когда его сумма в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

Также обращаем Ваше внимание на следующее положение п. 22.5. Закона Украины от 22.05.03 г. N 889 "О налоге с физических лиц", согласно нормам которого, если нормы других законов содержат ссылку на необлагаемый минимум, то для целей их применения используется сумма в размере 17 гривен, кроме норм административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений, для которых сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной пп. 6.1.1 п. 6.1 ст. 6 этого Закона для соответствующего года (с учетом положений пункта 22.4 этой статьи).

Таким образом, резюмируя вышесказанное, нами сделан следующий вывод.

Субъект хозяйствования, намеревающийся осуществлять определенный вид хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, должен получить лицензию установленного образца. В соответствии со ст. 14 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" (далее - Закон), лицензиат не может передавать лицензию или копию другому юридическому или физическому лицу для ведения хозяйственной деятельности.

Согласно разделу 69 Гражданского кодекса Украины от 16.01.03 г., по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.03 г. (далее - Кодекс), ст. 1 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" (далее -Закон), лицензия - документ государственного образца, удостоверяющий право субъекта хозяйствования - лицензиата на осуществление отмеченного в нем вида хозяйственной деятельности на протяжении определенного срока при условии выполнения лицензионных условий. Отношения, связанны с лицензированием определенных видов хозяйственной деятельности, регулируются законом.

Под хозяйственной деятельностью в этом Кодексе (п. 1 ст. 3) понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, которые имеют ценовую определенность.

Таким образом, субъект хозяйствования, осуществляющий непосредственно хозяйственную деятельность, предусмотренную ст. 9 Закона, который, в частности производит (изготовляет) продукцию, осуществляет торговлю, предоставляет услуги, выполняет работы, - должен получить соответствующую лицензию.

Согласно п. 3 письма Высшего арбитражного суда Украины от 13.09.2000 г. N 01-8/493 (с изменениями и дополнениями, внесенными письмами ВАСУ от 25.01.01 г. N 01-8/78, от 09.09.03 г. N 01-8/1000), учитывая требования части третьей ст. 3 Закона, занятие определенным видом хозяйственной деятельности, что в соответствии с законодательством подлежит ограничению, без выданной в установленном порядке лицензии является незаконным, а заключенные субъектами хозяйствования договоры, направленные на осугцест-вление такой деятельности, должны признаваться недействительными согласно действующему законодательству.

2. При ответе на второй вопрос были использованы, помимо Закона Украины "О металлоломе", положения следующих нормативных документов.

-Закон Украины от 16.04.91 г. N 959 "О внешнеэкономической деятельности" (с изменениями и дополнениями)

-Постановление Кабинета Министров Украины от 15.02.02 г. N 155 "Об утверждении Порядка регистрации внешнеэкономических контрактов (договоров) на осуществление экспортных операций с металлоломом" (с изменениями и дополнениями)

-Указ Президента Украины от 07.11.94 г. N 659 "Об учете отдельных видов внешнеэкономических договоров (контрактов) в Украине (с изменениями и дополнениями), которым утверждено Положение о порядке регистрации отдельных видов внешнеэкономических договоров (контрактов)

-Порядок осуществления учета (регистрации) внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 29.06.2000 г. N 136 (с изменениями и дополнениями)

-Инструкция о порядке заполнения информационной карточки внешнеэкономического договора (контракта), утвержденная приказом Министерства экономики Украины от 29.06.2000 г. N 136 (с изменениями и дополнениями)

-Инструкция о порядке заполнения карточки регистрации-учета внешнеэкономического договора (контракта), утвержденная приказом Министерства экономики Украины от 29-06.2000 г. N 136 (с изменениями и дополнениями)

- Перечень товаров, экспорт которых осуществляется при условии регистрации внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденный приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.02 г. N 207.

-Порядок согласования внешнеэкономических контрактов (договоров) на осуществление экспортных операций с металлоломом, утвержденный приказом Министерства промышленной политики Украины от 29.03.02 г. N 144.

-Приказ Министерства промышленной политики Украины от 12.06.02 г. N 273 "Относительно реализации порядка согласования внешнеэкономических контрактов (договоров) на осуществление экспортных операций с металлоломом".

В соответствии с положениями вышеуказанных нормативных документов, отходы и утиль черных металлов входят в перечень товаров, экспорт которых осуществляется при условии регистрации внешнеэкономических договоров (контрактов).

Для получения согласования внешнеэкономических контрактов (договоров) на осуществление операций с металлоломом, субъект внешнеэкономической деятельности Украины - резидент, являющийся стороной соответствующего внешнеэкономического контракта (договора), должен подать в Минпромполитики следующие документы (п. 3 Порядка согласования внешнеэкономических контрактов (договоров) на осуществление экспортных операций с металлоломом):

- письмо-обращение относительно получения согласования за произвольной формой;

- заверенную копию контракта (договора) с нерезидентами (если текст контракта изложен иностранным языком, заявитель прилагает письменный перевод документа на украинский язык, заверенный учреждением, имеющим право на осуществление официальных переводов);

- заверенную копию лицензии на заготовку, переработку металлолома черных металлов;

- заверенную копию документа уполномоченного согласно действующему законодательству Украины органа относительно определения качества и в соответствии с ГОСТом 16482-70 "Металлы черные вторичные (сроки и определения)" и ГОСТом 2787-75 "Металлы черные вторичные", определение кодов товара согласно с УКТ ВЭД и происхождение товара;

- оригинал заключения относительно соответствия ценовых условий внешнеэкономического контракта (договора) конъюнктуре рынка, выданного специализированным экспертным учреждением;

- информацию относительно участия субъекта предпринимательской деятельности в балансе образования и потребления металлолома в Украине.

Для регистрации внешнеэкономического контракта (договора) на экспорт утиля черных металлов субъект внешнеэкономической деятельности Украины подает Минэкономики такие документы (п. 2 Порядка регистрации внешнеэкономических контрактов (договоров) на осуществление экспортных операций с металлоломом):

- сопроводительное письмо;

- информационную карточку внешнеэкономического контракта (договора) по форме, установленной Минэкономики;

- оригинал внешнеэкономического контракта (договора) со всеми действующими на дату представления дополнениями, спецификациями, дополнительными соглашениями и другими документами, являющимися неотъемлемыми частями контракта (договора), и его заверенную копию;

- копию свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности;

- копию извлечения из торгового, банковского или судебного реестра о регистрации иностранного субъекта хозяйственной деятельности или копию его регистрационного удостоверения, выданного компетентным органом иностранного государства;

- письмо-согласование Минпромполитики;

- документ, подтверждающий оплату услуг по регистрации внешнеэкономического контракта (договора).

В случае изменения конъюнктуры на мировом рынке и условий внешнеэкономических контрактов, (договоров) такие контракты (договоры) подлежат перерегистрации, что проводится в соответствии с этим Порядком. При этом субъект внешнеэкономической деятельности подает оригинал карточки регистрации-учета внешнеэкономического контракта (договора) с отметками таможен о фактической отгрузке товаров в соответствии с условиями отмеченного в такой карточке контракта (договора) (п. 11 Постановления КМУ N 155).

Таким образом, в п. 11 Постановления КМУ N 155 приведен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых внешнеэкономический контракт на осуществление операций с металлоломом подлежит перерегистрации.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины “О внешнеэкономической деятельности”:

экспорт (экспорт товаров) - продажа товаров украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности иностранным субъектам хозяйственной деятельности (в том числе с оплатой в неденежной форме) с вывозом или без вывоза этих товаров через таможенную границу Украины, включая реэкспорт товаров. При этом термин “реэкспорт (реэкспорт товаров)” означает продажу иностранным субъектам хозяйственной деятельности и вывоза за пределы Украины товаров, ранее импортированных на территорию Украины;

Внешнеэкономическая деятельность - деятельность субъектов хозяйствования Украины и иностранных субъектов хозяйствования, основанная на взаимоотношениях между ними, имеющая место как на территории Украины, так и за ее пределами.

Внешнеэкономический договор (контракт) - материально оформленное соглашение двух или более субъектов внешнеэкономической деятельности и их иностранных контрагентов, направленное на установление, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей во внешнеэкономической деятельности.

С учетом вышеприведенного, учитывая содержание Вашего запроса, приходим к следующим выводам.

1. Предприятие может заключать подобные контракты (в том числе согласно договору комиссии) при наличии лицензии на заготовку, переработку металлолома черных металлов.

2. Изменение стороны в договоре комиссии (уступка требований другому комитенту) не может быть изменением условий внешнеэкономического контракта, в результате чего, в соответствии с п. 11 постановления КМУ N 155, такой контракт не подлежит перерегистрации.

3- Внешнеэкономический контракт будет заключать, на основании договора комиссии Ваше предприятие, то есть Предприятие будет стороной соответствующего внешнеэкономического контракта как субъект внешнеэкономической деятельности, а соответственно, подавать вышеуказанные документы в Минпромполитики для получения согласования контракта и в Минэкономики для регистрации внешнеэкономического контракта.

Считаем целесообразным напомнить, что на данное время действует Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), разработанное в соответствии со ст. 6 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" и п. 9 постановления КМУ и НБУ от 17.07.95 г. N 523 "О состоянии исполнения Указа Президента Украины от 18 июня 1994 года N 319 "О безотлагательных мероприятиях по возвращению в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами", утвержденное приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06.09.01 г. N 201.

Оно применяется при заключении договоров купли-продажи товаров (предоставление услуг, выполнения работ) и товарообменных договоров между украинскими и иностранными субъектами предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и видов деятельности.

Виктор ШЕВЧЕНКО
адвокат

Адвокат Бухгалтера - № 20 (74),октябрь 2004
Подписной индекс 23311