КОНСУЛЬТИРУЕТ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
Персонифицированный учет:
изучаем новый порядок*
Те, кто внимательно следит за пенсионным законодательством, наверное, заметили, что в ныне действующей Инструкции о порядке расчета и уплаты взносов** совершенно не отражены вопросы персонифицированного учета. Если в предыдущей нашей Инструкции были утверждены сроки сдачи отчетности в системе персонификации учета сведений (СПУС), порядок подачи отчетных документов, формы отчетности, то вновь принятая Инструкция, разработанная, казалось бы, в соответствии с Законом "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", совершенно обошла эти вопросы.
И вот наконец появилось недостающее звено. В соответствии с Законом принят Порядок, регламентирующий работу по персонифицированному учету доходов и перечислений в Пенсионный фонд. Кстати, обратим еще раз внимание на то, что роль персонификации с принятием Закона резко возросла, поскольку заработная плата для расчета пенсии согласно ст. 40 за период с 1 июля 2000 года учитывается исходя из данных, собранных СПУС.
Важные моменты
При изучении нового Порядка рекомендуем обратить внимание на следующие моменты.
Неизменными остались сроки подачи персонифицированной отчетности - раз в год до 1 апреля текущего года. Отчеты по-прежнему будут подаваться согласно утвержденному графику. Индивидуальные сроки подачи отчетности будут доводиться до плательщиков во время сдачи ежемесячной отчетности в отделы доходов в последние месяцы отчетного года.
Отдельно оговорено, какие документы подаются в текущем году:
- отсутствующие в СПУС сведения о застрахованном лице, которое оформляет в текущем году пенсию, то есть индивидуальные сведения за текущий год. А если пенсия оформляется в январе - марте, когда отчетность за предыдущий год еще не сдана, то придется сдать и сведения за предшествующий год;
- отчетность в полном объеме при закрытии плательщика или при его переходе в другой район. Таким образом, если переход произошел в течение года, то часть данных по предприятию останется в прежнем районе, а за остальной период отчетность будет сдана в законодательно установленные сроки по новому месту регистрации. До сих пор этот вопрос не был урегулирован.
Несколько изменилось отношение к форме подачи отчетности. Теперь отчетность в обязательном порядке подается не только на бумажных, но и на электронных носителях. Лишь страхователи, которые имеют не более 5 наемных работников, имеют право сдавать отчетность только на бумажных носителях.
При необходимости внести изменения в ранее поданные отчетные документы по-прежнему представляются корректирующие и отменяющие сведения.
Нормами п. 9 (абз. пятый) ст. 106 Закона (а теперь и п. 1.5 Порядка) предусмотрены штрафные санкции (в т. ч. и административные) за непредставление, несвоевременное представление, за представление недостоверных данных в систему персонифицированного учета. Поэтому в случае подачи корректировочных и отменяющих сведений нужно быть готовым к штрафным санкциям.
В п.1.8 Порядка подтверждена строгая конфиденциальность собранной информации, что оговорено и в Законе (ст. 22).
О формах отчетности
Несколько слов об утвержденных формах отчетности. Думаю, более подробно имеет смысл поговорить о них перед сдачей отчетов, а сейчас - только об отдельных, наиболее важных, моментах.
Ушла в небытие форма работодателя. Вместо нее утверждено Заявление на регистрацию плательщика страховых взносов в системе общеобязательного государственного социального страхования (приложение № 3). Вызвано это тем, что в ближайшее время в управлениях Пенсионного фонда будет введена система ЕРС (единый реестр страхователей) и регистрация плательщиков будет вестись в управлениях в целом***, а затем реестр объединит плательщиков всей Украины. Все графы этого заявления соответствуют тем данным, которые учитываются при регистрации государственным регистратором согласно Закону "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц, - предпринимателей".
Следует обратить внимание на графу "код и название категории страхователя" (реквизит 05). При ее заполнении необходимо пользоваться приложением № 1 к Порядку, аналога которому до сих пор не было (имелось всего 4 позиции, которые в качестве сноски присутствовали на соответствующей форме работодателя). Это приложение сформировано исходя из требований ст. 14 Закона.
Появилась новая форма документа - опись пакета пачек документов СПУС (приложение № 4), хотя в принципе с этой формой знакомы те, кто заполнял анкеты застрахованных лиц. Там использовалась именно такая форма. Обращаем внимание на то, что в описи пакета пачек и в ярлыке пачки документов первичной отчетности (ярлык был и ранее, но сейчас предстал в совершенно измененном виде, - приложение № 5) требуется теперь заполнить обобщающие данные о начисленной заработной плате и суммах страховых взносов. При заполнении этих граф поможет программа "АРМ-Р", которая выдает соответствующие цифры, обобщая введенные данные. А поскольку большинство будет подавать отчеты в электронном виде, то проблем возникать не должно. Кроме того, это позволит бухгалтеру сразу сравнить введенные в систему персонификации данные с отчетными данными, ранее поданными в отдел доходов, и проанализировать отклонения, исправить возможные ошибки.
В заявлении, а также в описи пакета пачек и ярлыке пачки документов присутствуют данные (идентификационный код (в ярлыке), фамилия, имя, отчество) ответственного лица страхователя. Такое лицо должно быть назначено приказом по предприятию, и именно с ним будут решаться все возникающие вопросы по представлению отчетности и ее качеству.
Особенности заполнения сведений ІНДАНІ
Изменения коснулись и формы Индивидуальные сведения о застрахованном лице (ІНДАНІ, приложение № 6).
При заполнении граф "фамилия, имя и отчество" делается акцент на том, что они должны соответствовать украиноязычной стороне паспорта.
Это же требование предъявляется и при заполнении другой формы - "Список работающих или работавших у страхователя на протяжении отчетного года" (приложение № 7).
Таким образом, предпочтение нужно отдавать именно паспортным данным, а не данным справки о присвоении идентификационного кода. В идеальном варианте эти данные должны совпадать, но на практике часто бывает несоответствие в написании фамилии, имени или отчества.
При оформлении пенсии также предпочтение отдается паспортным данным и поэтому несовпадение данных персонификации с паспортом дает основание в пенсионных отделах не принимать соответствующую информацию из СПУСа при назначении пенсий.
Очень важно правильно заполнить код категории застрахованного лица (реквизит 08) и код объекта начисления страховых взносов (реквизит 10), перечень которых приведен в приложении № 2 к Порядку (требования ст. 11, 12, 19, 20, 24 Закона). Только правильное заполнение этих граф позволит впоследствии правильно программно обработать ІНДАНІ.
В зависимости от категории застрахованного лица отдельные графы ІНДАНІ могут не заполняться, они будут рассчитываться исходя из уплаченного страхового взноса. Это касается:
- физических лиц, которые пользуются особой системой налогообложения (даже если они не имеют наемных работников, такие лица обязательно должны сдавать отчеты в Пенсионный фонд, как в отдел доходов (п. 11.12, абз. третий Инструкции), так и в отделы персонификации, наравне с другими категориями плательщиков),
- членов семьи такого физического лица,
- тех, кто участвует в государственной системе пенсионного страхования добровольно,
- тех, кто производит доплату до минимального страхового взноса для учета стажа в полном объеме в соответствии со ст. 24 Закона.
Эти категории не заполняют графы, касающиеся размеров начисленной заработной платы (дохода), а также графы, учитывающие стаж и период трудовых отношений.
Есть особенности заполнения сведений ІНДАНІ и для тех, кто имеет право на учет специального стажа в соответствии с Законом "О науке и научно-технической деятельности". Поскольку не все выплаты могут быть учтены при расчете так называемой научной пенсии, необходимо заполнять на таких застрахованных лиц две индивидуальные ведомости:
- в одной из них будет учтен доход, начисленный согласно ст. 23 Закона "О науке и научно-технической деятельности", и соответственно в этих сведениях указывается льгота (ЗНТ024А1). В этих же сведениях должны быть указаны и другие возможные льготы застрахованного лица (если они есть), влияющие на назначение пенсии (например, СП. № 1 или СП. № 2);
- в других - отражается доход, не связанный с научной деятельностью, и соответствующая льгота не фигурирует.
Это позволит в дальнейшем использовать - ІНДАНІ как для расчета научной пенсии, так и для расчета обычной пенсии по возрасту. Бухгалтеру же придется ежегодно определяться с тем, какие выплаты связаны с научной деятельностью, а какие нет, что впоследствии облегчит ему работу и не потребует при назначении пенсии, в нарушение Закона, помимо данных персонификации представлять бухгалтерские справки о заработке.
Напоминаем бухгалтерам, что тариф удержаний из заработной платы тех, кто имеет право в будущем получить научную пенсию, составляет 1 - 5 % (а не 1 - 2 %). Есть случаи, когда 1 - 5 % ошибочно удерживают только с работающих "научных" пенсионеров.
Анкета
В пакет документов для отдела персонификации теперь включена и анкета застрахованного лица (приложение № 10).
Анкета заполняется для получения застрахованным лицом свидетельства социального страхования (п. 10 ст. 17 Закона).
Заполняется анкета в случае, если при оформлении на работу наемный работник не может предъявить страховое свидетельство. Важно при этом у работника выяснить, не заполнял ли он когда-либо такую анкету. Есть вероятность, что он мог не успеть получить свидетельство на прежнем месте работы, а посылать вторично анкету нет никакого смысла. При наличии дублей анкет на одного и того же человека ни одна из них в Центральной базе не обрабатывается, свидетельство на нее не формируется и анкета возвращается с соответствующей ошибкой территориальным управлениям Пенсионного фонда.
Безусловно, утвержденный Порядок требует тщательного изучения и, самое главное, - испытания практикой. Вероятно, возникнут вопросы, и на них придется искать ответы. Но важно, что теперь персонифицированный учет получил соответствующую законодательную поддержку, что, надеемся, устранит многие противоречия.
______________
* Порядок формирования и подачи органам Пенсионного фонда Украины сведений о застрахованном лице, которые используются в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования от 10.06.04 г. № 7-6.
** Инструкция о порядке расчета и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.12.03 г. № 21-1.
*** Ранее форма работодателя была регистрирующей формой для отделов персонификации и представлялась дополнительно к общему пакету документов, необходимых для регистрации в управлениях Пенсионного фонда.
Раиса Овчаренко,
первый заместитель начальника управления
