Как правильно платить налог с доходов физических лиц
Налог с доходов физических лиц - самый массовый налог.
Плательщиками этого налога являются все граждане, постоянно проживающие в Украине, и все граждане, получающие доходы в Украине. Закон о налоге с доходов физических лиц делает исключение только для лиц, имеющих дипломатические привилегии и иммунитет.
Поскольку, согласно ч.2 ст.68 Конституции Украины, “незнание законов не освобождает от юридической ответственности”, то каждый (абсолютно каждый!) должен знать Закон о налоге с доходов физлиц, который вступил в силу 01.01.2004. Этот Закон заменит Декрет о подоходном налоге, принятый в период чрезвычайных полномочий правительства; он уже давно, не соответствует требованиям экономики и оказывает крайне негативное влияние на отношение граждан к государству, взыскивающему с них львиную долю заработанного (которая в некоторых случаях достигает 40% доходов) еще до того, как они успели подержать в руках честно заработанные денежные знаки. В 2004 г. будут действовать только те нормы ст. 13 Декрета о подоходном налоге, которые регулируют налогообложение доходов от занятия предпринимательской деятельностью, да и то, если до начала 2004 года не будет принят специальный закон о налогообложении доходов физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности.
Налог с доходов физических лиц определен Законом как плата физического лица за услуги, предоставляемые ему территориальной громадой, на территории которой такое физическое лицо имеет налоговый адрес или расположено лицо, удерживающее этот налог в соответствии с этим Законом.
Само по себе это определение не дает налогоплательщикам никаких дополнительных прав. Но декларирование того, что “налог есть плата за услуги”, несомненно, является шагом или хотя бы шажком на пути установления паритетных отношений между человеком, “имеющим физическое лицо”, и безликой территориальной громадой, от имени которой выступают многочисленные чиновники. Теперь человек имеет юридическое право, явившись в любое учреждение органа местного самоуправления, требовать оказания ему услуг (правда, неизвестно каких), за которые он платит налог.
Закон о налоге с доходов физлиц не только объемный, но и чрезвычайно сложный. Формулировки Закона достаточно четки - чувствуется рука специалиста высокого класса. Вместе с тем, несмотря на четкость формулировок, этот Закон оставляет широкий простор центральному налоговому органу для нормотворчества. Закон устанавливает жесткие правила удержания и перечисления в бюджет налога налоговым агентом и серьезную ответственность за их нарушения. При этом Закон о налоге с доходов физлиц определяет большой перечень доходов, которые не облагаются налогом при выплате (получении), что обязывает налогоплательщиков, получивших такие доходы, подавать декларацию. Подача налоговой декларации с 2004 г. будет не только обязанностью, но и правом для тех физических лиц, которые захотят воспользоваться так называемым налоговым кредитом и получить из бюджета часть ранее уплаченного налога. Но в целом число лиц, которые будут подавать декларации, сократится, так как от этой обязанности будут освобождены совместители. Ставка налога с 2004 г. не будет зависеть от количества мест работы.
Отдельные нормы этого Закона будут вводиться в действие постепенно. Некоторые из них усиливают налоговое давление, некоторые - ослабляют. При этом, согласно п.22.6 ст.22 данного Закона, “доходы, начисленные в пользу плательщиков налога за налоговые периоды до 1 января 2004 года, облагаются налогом по правилам, действующим на момент такого начисления, независимо от сроков их фактической выплаты, но не позднее 1 января 2005 года”.
Новый Закон создает много проблем как бухгалтерам, работающим на предприятиях, которые будут выполнять функции налогового агента (им придется освоить десятки новых понятий), так и гражданам, которым придется внимательно следить за начислением и удержанием этого налога во избежание переплаты, а также учиться налоговому планированию, для которого Закон о налоге с доходов физических лиц предоставляет широкое поле деятельности.
Закон о налоге с доходов физлиц - закон, соответствующий евростандарту: он предоставляет человеку большие права и одновременно усиливает контроль за его деньгами со стороны государства. Вступление в силу этого Закона дает возможность нашим гражданам в полной мере ощутить все прелести “цивилизованного налогообложения” - лояльного к тем, кто знает законы и ведет учет, и беспощадного к тем, кто хочет утаить свои доходы от государства.
Особо следует сказать о частных предпринимателях. Закон о налоге с доходов физлиц практически ставит жирный крест на популярных схемах минимизации налогов, при которых сотрудники предприятия регистрировались как субъекты предпринимательской деятельности. Теперь доходы таких “предпринимателей” будут приравниваться к заработной плате со всеми вытекающими последствиями.
Субъекты налогообложения
Субъекты налогообложения - это лица, которые участвуют в процессе начисления и уплаты налога. В Законе о налоге с доходов физических лиц нет понятия “субъект налогообложения” , зато о самих субъектах сказано достаточно подробно.
Субъектами налогообложения являются:
1) плательщики налога;
2) налоговые агенты.
Плательщики налога
Плательщиками налога с доходов физических лиц являются любые физические лица независимо от возраста. При этом несовершеннолетние дети освобождаются от обязанности представлять налоговую декларацию и, таким образом, могут не уплачивать налог с доходов, полученных от лиц, который не являются налоговыми агентами.
Согласно п.2.1 ст.2 Закона о налоге с доходов физлиц, плательщиками налога являются:
1) резиденты, получающие доходы с источником их происхождения на территории Украины и иностранные доходы;
2) нерезиденты, получающие доходы с источником их происхождения на территории Украины (схема).
Для ознакомления схемы можна обратиться в раздел “Справочники”, “Приложения к документам”, папка “Консультации”
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 3(421), 19 января 2004 г
Подписной индекс 40783
