Возврат товара,
за который расплатились карточкой

В настоящее время платежные карточки (ПК) заняли прочную позицию на рынке банковских услуг. Все чаще они используются в качестве платежного инструмента и при расчетах за товары, в том числе при возврате товара.

Когда покупатель, расплатившийся с помощью платежной карточки, возвращает продавцу купленный товар, произвести расчеты с ним можно:

- в наличной форме (если это не противоречит правилам платежной системы),

- в безналичной форме, "вернув" деньги за товар на ту же ПК (п. 4.3 Положения № 367).

Ниже мы рассмотрим порядок оформления расчетных операций в обоих случаях.

Отметим, что операция по возврату денежных средств за возвращенный товар является расчетной операцией и поэтому на нее распространяется действие и Закона об РРО, и Положения № 367, и других нормативных документов, в соответствии с которыми оформляется возврат денежных средств в принципе.

Расчеты за возвращенный товарв наличной форме

Выдача наличных денежных средств за возвращенный товар с применением РРО осуществляется (п. 4.7 Порядка № 2):

- посредством регистрации отрицательной суммы (в размере стоимости возвращенного товара) в фискальной памяти РРО, если алгоритм работы РРО позволяет накапливать в фискальной памяти отрицательные суммы расчетов. При этом покупателю выдается фискальный кассовый чек выдачи средств (расходный чек) (п. 4.1 Положения № 1);

- посредством выполнения операции "служебная выдача", если алгоритм работы РРО не позволяет накапливать в фискальной памяти отрицательные суммы расчетов. Тогда покупателю выдается кассовый чек.

Напоминаем, что Порядком № 2 запрещается регистрировать через РРО отрицательные суммы с использованием операции "сторно".

В случае если стоимость возвращаемого товара превышает 100 грн., то необходимо оформить еще и акт о выдаче средств*, в котором указываются (п. 4.8 Порядка № 2):

- данные документа, устанавливающего личность покупателя, который возвращает товар;

- сведения о товаре (наименование, артикул, цена и др.);

- сумма выданных средств;

- номер, дата и время выдачи расчетного документа, подтверждающего покупку товара.

Оформленный акт передают в бухгалтерию, где он хранится в течение 3 лет. Если продавец не имеет бухгалтерии, то акт подклеивается на последней странице соответствующей КУРО (п. 4.8 Порядка № 2) по месту ее использования.

Расчеты за возвращенный товарв безналичной форме

Порядок ведения операций с использованием ПК, в том числе и операций по возврату денежных средств покупателю за возвращенный им товар, устанавливается договором, заключенным между предприятием и банком-эквайром**.

Возврат денежных средств на ПК покупателя (физического или юридического лица) происходит путем отмены транзакции продажи (транзакцией называется операция с использованием ПК).

Покажем, как это можно сделать на практике.

Отмена транзакции продажи
с использованием ПК

Если в магазине применяется платежный терминал***, то ПК покупателя "проводится" через терминал и распечатывается квитанция в 2 экземплярах, как при обычной продаже. Отличие заключается в том, что в квитанции платежного терминала вместо слова "Продажа" стоит слово "Возврат".

Если в магазине применяется импринтер****, то надо прокатать на нем слип, заполнить его и сделать надпись "CREDIT" (по диагонали).

Первый экземпляр квитанции или слипа вручается покупателю, второй - с подписью покупателя - остается в магазине.

В случае применения платежного терминала данные об отмененной транзакции продажи передаются в банк-эквайр в электронном виде (платежное уведомление формируется терминалом и может быть передано в процессе авторизации*****).

Предприятие, применяющее импринтер, представляет в установленные сроки в банк-эквайр слипы вместе с двумя экземплярами реестров, в которые включена сумма каждой транзакции.

Отмена транзакции продажи
без использования ПК

Покупатель заполняет заявление о возврате товара и прилагает к нему расчетный документ (слип, квитанция платежного терминала и т. п.), подтверждающий факт продажи и оплаты данного товара.

На основании заявления покупателя оформляется акт о выдаче средств, в котором наряду с другими необходимыми реквизитами указывается: "Товар вернул", "Товар принял" и сумма в размере стоимости возвращенного товара, которую необходимо вернуть покупателю. При этом документы составляются в таком количестве экземпляров, которое необходимо для всех участников расчетов (п. 5.3 Положения № 367).

Затем предприятие оформляет заявление о возврате денежных средств на картсчет покупателя, вернувшего товар, и представляет его банку-эквайру. В заявлении обязательно указываются:

- номер ПК, срок ее действия,

- наименование предприятия, номер торговой точки,

- код авторизации, дата и сумма транзакции продажи.

Зачисление денежных средств на картсчет покупателя производится после получения банком этой информации в срок (п. 6.12 Положения № 367):

- до трех операционных дней - при межбанковских расчетах,

- не свыше двух операционных дней - при внутрибанковских расчетах.

На данном этапе взаиморасчеты между предприятием и покупателем завершаются, и далее в расчетах участвуют только предприятие и банк-эквайр. Поговорим о нюансах их взаимоотношений при возврате денег на картсчет покупателя.

Нюансы

Как известно, покупателю выгоднее рассчитываться карточкой, не снимая наличные, потому что в этом случае он не платит банку комиссионные за расчетное обслуживание. Но деньги снимаются с картсчета, а значит, банк должен получить свою комиссию за расчетное обслуживание операций с использованием платежных карточек. С кого? С продавца. Из каких средств банк удерживает эту сумму? Из так называемых сумм возмещения, принадлежащих продавцу.

Сумма возмещения - это денежные средства, которые поступают в пользу продавца в банк-эквайр от каждой транзакции продажи с использованием ПК и затем перечисляются на текущий счет продавца (возмещаются ему) за вычетом суммы комиссии, которую банк каждый раз удерживает.

В случае возврата товара сумма средств в размере его стоимости зачисляется на картсчет покупателя банком-эквайром и затем удерживается с предприятия-продавца из сумм последующих возмещений. Делается это так: сумма очередного возмещения в пользу продавца уменьшается на стоимость возвращенного товара за вычетом удержанной ранее комиссии. То есть в данном случае банк-эквайр возмещает покупателю полную стоимость возвращенного товара, несмотря на то, что удерживает с продавца меньшую сумму (за вычетом комиссии). Например, сумма комиссии, установленная банком, - 2 %. При продаже товара стоимостью 600 грн. покупатель уплатит за товар 600 грн., а продавец получит на свой текущий счет 588 грн. [600 грн. - (600 грн. х 2 %)]. При возврате этого же товара: покупатель получит 600 грн., а предприятие возместит банку 588 грн.

Заметим, что возместить денежные средства бан-ку-эквайру по транзакции возврата предприятие может и путем перечисления денежных средств со своего текущего счета в общеустановленном порядке.

Бухгалтерский и налоговый учет

Теперь рассмотрим на условном числовом примере отражение в учете операций по возврату денежных средств покупателю в наличной и в безналичной форме.

ПРИМЕР

В магазине "Мир обуви" 9 июля 2004 года:

- продано покупателям обуви с применением ПК на сумму 3 600 грн. (в том числе НДС - 600 грн.), первоначальная стоимость обуви - 1 800 грн.;

- одним из покупателей возвращена пара летних туфель (не подошли по размеру) стоимостью 600 грн. (в т. ч. НДС - 100 грн.), которые приобретены 3 июля. Первоначальная стоимость туфель - 300 грн.

Поскольку на момент предъявления покупателем претензии в магазине не оказалось подобных туфель, покупатель потребовал вернуть ему деньги.

(грн.)

№ п/п


 
Содержание операции


 
Бухгалтерский учет
 
Налоговый учет
 
Дт
 
Кт
 
Сумма
 
ВД
 
ВР
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
1.
 
Продан товар, расчеты за который произведены с использованием ПК
 
331
 
702
 
3 600
 
3 000
 
-
 
2.
 
Начислены налоговые обязательства по НДС
 
702
 
641
 
600
 
-
 
-
 
3.
 
Передано уведомление банку-эквайру о продаже товара
 
333
 
331
 
3 600
 
-
 
-
 
4.
 
Отражена себестоимость проданного товара с учетом себестоимости возвращенных туфель (1 800 грн. - 300 грн.)
 
902
 
282
 
1 500
 
-
 
П. 5.9 Закона о при-
были
 
5.
 
Списана торговая наценка на проданный товар с учетом восстановленной торговой наценки на возвращенный товар (3 600 грн. - 1800 грн. - 300 грн.)
 
285
 
282
 
1 500
 
-
 
-
 
6.
 
Списана сумма комиссии (2 %) за расчетное обслуживание
 
93
 
333
 
72
 
-
 
72
 
Вариант 1 . Наличные расчеты
 
7.
 
Возвращены туфли потребителем
 
704
 
361
 
600
 
-500
 
-
 
8.
 
Откорректированы налоговые обязательства по НДС (методом "сторно")
 
704
 
641
 
100
 
-
 
-
 
9.
 
Выплачено потребителю за возвращенные туфли
 
361
 
303*
 
600
 
-
 
-
 
10.
 
Зачислены на текущий счет магазина денежные средства за товар, проданный с использованием ПК (3 600 грн. - 72 грн.)
 
311
 
333
 
3 528
 
-
 
-
 
11.
 
Списана на финансовый результат сумма комиссии
 
791
 
93
 
72
 
-
 
-
 
Вариант 2. Безналичные расчеты
 
7.
 
Возвращены туфли потребителем
 
704
 
331
 
600
 
-500
 
-
 
8.
 
Откорректированы налоговые обязательства по НДС (методом "сторно")
 
704
 
641
 
100
 
-
 
-
 
9.
 
Передано платежное уведомление банку-эквайру о возврате денежных средств на картсчет потребителя
 
331
 
333
 
600
 
-
 
-
 
10.
 
Аннулирована сумма комиссии за возвращенный товар (методом "сторно")
 
93
 
333
 
12
 
-
 
-12
 
11.
 
Зачислены на текущий счет магазина денежные средства за товар, проданный с использованием ПК
 
311
 
333
 
2 940
 
-
 
-
 
12.
 
Списана на финансовый результат сумма комиссии
 
791
 
93
 
60
 
-
 
-
 
Определение финансового результата
 
13.



 
Списаны на финансовый результат: - прочие вычеты из дохода
 
791
 
704
 
500
 
-
 
-
 
- сумма полученного дохода
 
702
 
791
 
3 000
 
-
 
-
 
- себестоимость проданного товара с учетом себестоимости возвращенной пары туфель
 
791
 
902
 
1 500
 
-
 
-
 
Примечание. Проводки с № 1 по № 6 и № 13 одинаковы для обоих вариантов.
* Субсчет "Операционная касса в национальной валюте".
 

____________________

* Образец заполненного акта приведен в МП, 2004, № 4 "Учет на предприятиях торговли".

** Эквайр - юридическое лицо - член платежной системы, которое осуществляет технологическое и информационное обслуживание СПД и производит расчеты с ними по операциям с использованием ПК (п. 1 Положения № 367).

*** Платежный терминал - это электронное устройство, которое позволяет считывать данные с магнитной полосы ПК, осуществлять авторизацию, формировать платежную квитанцию проведенной тразакции и передавать данные в банк (п. 1 Положения № 367).

**** Импринтер - устройство, предназначенное для перенесения рельефных реквизитов ПК на слип (п. 1 Положения № 367).

***** Авторизация - процедура получения разрешения на проведение операции с использованием ПК (п. 1 Положения № 367).

Перечень документов

1. Закон об РРО - Закон Украины от 06.07.95 г. № 265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" в редакции Закона Украины от 012.06.2000 г. № 1776-III, с изменениями и дополнениями.

2. Положение № 1 - Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

3. Положение № 367 - Положение о порядке эмиссии платежных карточек и осуществления операций с их применением, утвержденное постановлением Правления НБУ от 27.08.01 г. № 367.

4. Порядок № 2 - Порядок регистрации, опломбирования и применения РРО за товары, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Маргарита Позднякова,
бухгалтер-эксперт фирмы "Баланс-Клуб"