Обязан ли покупатель предоставлять свои паспортные данные

ВОПРОС: Наше предприятие занимается продажей сложной бытовой техники конечным потребителям. Директор требует при продаже фиксировать паспортные данные покупателей и производить гарантийную замену товара только лицам с зафиксированными паспортными данными. Некоторые покупатели их предоставлять отказываются. Имеем ли мы право требовать такие сведения?

ОТВЕТ: По нашему мнению, в общем случае требование от розничных покупателей при покупке товара о предоставлении их паспортных данных является неправомерным* поскольку обязанность предоставления таких сведений не предусмотрена ни одним нормативным актом**.

Единственное упоминание об указании паспортных данных, и то не покупателя, а потребителя***, содержится в типовой форме заявления на устранение недостатков (фальсификации) приобретенного товара - приложении 8 к Порядку гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров (утверждена Постановлением КМУ от 11.04.2002 г. № 506. Однако и в данном нормативе паспортные данные указываются лишь при предъявлении претензии на устранение недостатков и только с согласия потребителя.

Следовательно, продавец по идее не имеет права вынуждать покупателей, являющихся физическими лицами - не СПД, предоставлять свои паспортные данные, поскольку согласно нормам ст. 19 Конституции Украины:

“Правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством”.

А поскольку Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу (ст. 8 Конституции), покупатели имеют полное право проигнорировать не предусмотренное законодательством требование о предоставлении паспортных данных.

Если же продавец будет все-таки настаивать на паспорте и откажется без него продавать товар, его могут наказать за нарушение правил торговли админштрафом по ст. 755 КоАП - от 1 до 10 необлагаемых минимумов. (Правда, если докажут, что он это требовал, не опираясь на тот нюанс, о котором мы скажем ниже.)

Применение данного наказания обусловлено тем, что на конечных потребителей распространяются нормы Закона “О защите прав потребителей” и требование паспортных данных может расцениваться как ограничение прав потребителей на приобретение товара. А согласно ст. 19 данного Закона:

“Установление каких-либо преимуществ, прямых или косвенных ограничений прав потребителей не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами”.

Исходя из этого паспортное ограничение может расцениваться как нарушение правил торговли с наложением соответствующего наказания.

Однако ситуация (подошли к тому самому нюансу) может кардинально измениться, если грамотный продавец отнесет указание паспортных данных к существенным условиям договора****.

В таком случае предъявление паспорта будет свидетельствовать о несогласии покупателя с существенными условиями договора, вследствие чего договор не будет заключен и соответственно покупатель товар у продавца не приобретет. При этом необходимо учесть, что договоры в розничной торговле относятся к публичным и в соответствии со ст. 633 ГК условие о предъявлении паспорта должно устанавливаться для всех без исключения покупателей*****.

А вот на факт возврата товара наличие паспортных данных никак не повлияет, поскольку право на замену товара в случаях, предусмотренных законодательством, имеет любое лицо (в том числе и с другими паспортными данными) при условии предоставления документа (чека, накладной и т. п.), подтверждающего факт приобретения товара у данного продавца.

Такой порядок следует из норм ст. 14 Закона Украины “О защите прав потребителей”:

“Требования потребителя (о замене или возмещении стоимости товара ненадлежащего качества) рассматриваются после предъявления потребителем расчетного документа, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, - технического паспорта или другого документа, который его заменяет, с отметкой о дате продажи”.

То есть законодательством не требуется при предъявлении претензий к продавцу обязательное подтверждение факта приобретения товара потребителем собственными паспортными данными и не устанавливается, что право на замену товара имеет только тот потребитель, который лично приобрел товар у продавца. Согласно нормам действующего законодательства для реализации своих прав потребителю достаточно лишь подтвердить, что товар приобретался у данного продавца, а кем именно он приобретался, значения не имеет.

Аналогичным образом данный вопрос решается и в Гражданском кодексе. Его нормы, посвященные взаимоотношениям продавцов с покупателями, тоже не требуют от последних предъявления паспорта в случае гарантийных возвратов (обменов) товара. Так, ст. 707 ГК устанавливает следующее:

“Требование покупателя об обмене или возврате товара подлежит удовлетворению, если товарне был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства и при наличии доказательств приобретения товара у данного продавца”.

То есть в соответствии с нормами ст. 707 ГК для обмена требуется лишь подтверждение факта приобретения товара именно у данного продавца - без каких-либо условий относительно обязательного подтверждения приобретения товара именно тем лицом, которое предъявило требование об обмене. Иными словами, для обмена товара нужно подтвердить источник его приобретения (то есть кто является продавцом), а не то, что его непосредственно приобретал данный покупатель.

В связи с этим при условии предоставления покупателем расчетного документа отказ в реализации его законных прав потребителя будет являться нарушением норм ст. 14 Закона Украины “О защите прав потребителей”, за которое предусмотрена ответственность в виде штрафной санкции в десятикратном размере стоимости товара исходя из цен, действующих на момент приобретения товара, но не менее двух необлагаемых минимумов (ст. 23 Закона Украины “О защите прав потребителей”}.

Следует также отметить, что даже если продавец договорится с покупателем (письменно или устно) о праве на возврат (обмен) товара только при условии обязательного подтверждения факта приобретения товара своими паспортными данными, данное условие будет являться ничтожным и на установленный законодательством порядок обмена влиять не будет.

Связано это с тем, что ст. 698 ГК оговорено:

“Условия договора, ограничивающие права покупателя - физического лица по сравнению с правами, установленными настоящим Кодексом и законодательством о защите прав потребителей, являются ничтожными”.

Таким образом, потребитель имеет право на замену (возврат) товара в установленных законодательством случаях вне зависимости от договорных условий о подтверждении паспортными данными приобретения им товара.

Обязательно ли требовать от покупателя - физлица-СПД его паспортные данные и указывать их в первичных документах на отпуск товара?

Полагаем, требовать от физлица-СПД паспорт и указывать паспортные данные в первичных документах на отпуск товаров не обязательно, поскольку нормативными актами это не предусмотрено.

В частности, Закон “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” предъявляет такие требования к заполнению первичных документов:

“Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны иметь следующие обязательные реквизиты:

название документа (формы);

дату и место составления;

наименование предприятия, от имени которого составлен документ;

содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личную подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной операции”.

Аналогичные требования содержатся и в Положении о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 24 мая 1995 года № 88.

Как видим, при наличии подписи получателя или других его данных (например, Ф. И. О) первичный документ имеет юридическую силу и без паспортных данных физлица-СПД.

Вместе с тем тот же Минфин в своем письме от 31.10.2000 г. № 053-29151 по данному вопросу высказал иную точку зрения и, в частности, отметил:

“Отпуск ценностей физическому лицу не требует предоставления доверенностей в случае, если оно лично получает ценности от предприятия, организации, учреждения, при наличии у него паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, и Свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, данные которых (номер, орган и дата выдачи) указываются в документах, которыми предприятие оформляет отпуск ценностей (накладная-требование, товарно-транспортная накладная)”.

Таким образом, тут Минфин уже придерживается мнения, что в случае получения товаров лично частным предпринимателем его паспортные данные и сведения из Свидетельства о государственной регистрации в первичных документах указываться должны.

Впрочем, данное письмо не является нормативно-правовым актом, поэтому, руководствоваться им или нет, каждый вправе решать самостоятельно. Храбрые плательщики могут мнение минфинщиков проигнорировать, а осторожные - к нему прислушаться.

-------------------

* За исключением приобретения товара в рассрочку, транспортных средств или антикварных вещей на аукционе.

** Требование идентификации лиц из Закона “О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем” данного случая не касается, поскольку приобретение товара не относится к финансовым операциям, подлежащим мониторингу.

*** Различие между данными понятиями заключается в том, что покупателем является лицо, выступающее стороной в договоре купли-продажи, то есть непосредственно приобретающее товар, а потребителем - лицо, которое “приобретает, заказывает, использует либо имеет намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для собственных бытовых потребностей” (согласно ст. 1 Закона Украины “О защите прав потребителей”). Таким образом, понятие потребителя гораздо шире понятия покупателя, поскольку к первым, в частности, относятся лица, не купившие, но использующие товар.

**** Напомним, что согласно ст. 638 ГК: “Существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, определенные законом как существенные или являющиеся необходимыми для договоров данного вида, а также все условия, в отношении которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто согласие”.

***** Это следует из нормы ч. 2 ст. 633 ГК, которая гласит: “Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, кроме тех, кому по закону предоставлены соответствующие льготы”.

Кстати, некоторые продавцы могут использовать и договоры присоединения, если они у них будут заключены по соответствующим стандартным формам, в которые изменения не вносятся.

“Бухгалтер”, № 25, июль (I) 2004 г.
Подписной индекс 74201